Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №123(15.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


До 80% незаконных мигрантов проникают в Россию через казахстанскую границу

Интервью начальника Управления иммиграционного контроля ФМС России доктора юридических наук полковника милиции Александры Земсковой газете "Щит и Меч".

29.04.2005.,МВД России

Каков порядок пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, почему на территории нашей страны находятся миллионы людей, нигде официально не числящихся, какие меры принимает Федеральная миграционная служба по контролю над иммиграционными потоками? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Татьяны Колгановой отвечает начальник Управления иммиграционного контроля ФМС России доктор юридических наук полковник милиции Александра Земскова.

- Александра Владимировна, вы возглавляете самостоятельное структурное подразделение Федеральной миграционной службы, которое на практике реализует государственную политику в области иммиграционного контроля и борьбы с незаконной миграцией. Каким образом осуществляется такой контроль?

- Механизмов осуществления иммиграционного контроля много, но в интересах государства не обо всех можно и нужно рассказывать в открытой печати. Но один из них знаком всем тем, кто хоть раз пересекал российскую границу. Речь идет о так называемых постах иммиграционного контроля. В настоящее время на основных маршрутах пассажиропотоков развернуто 114 таких постов.

Анализ иммиграционной обстановки на территории Российской Федерации в 2004 году позволяет определить в качестве основных каналов незаконной миграции: для въезда - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, для выезда - граница с государствами Балтии, российско-украинская граница.

Особую озабоченность вызывает российско-казахстанский участок границы, через который, по экспертным оценкам, прибывают до 80 процентов незаконных мигрантов как из ближнего, так и дальнего зарубежья.

При этом мы отмечаем постоянное увеличение объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию нашей страны, расширение географии стран, в которых они родились или постоянно проживают.

- Чем вызван такой интерес к России?

- Во-первых, наша страна имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, включенную в мировую инфраструктуру.

Во-вторых, большую емкость рынка труда низко квалифицированной рабочей силы, в основном в сфере розничной торговли, строительной, добывающей, перерабатывающей, сельскохозяйственной отраслях производства.

В-третьих, у нас относительно благоприятная визовая политика в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и безвизовый порядок въезда на территорию Российской Федерации для граждан из государств СНГ. К тому же сейчас ведется работа по установлению упрощенного порядка пересечения государственной границы с Украиной и Казахстаном. В свою очередь эти страны имеют соглашения о таком же порядке пересечения границ с другими государствами. Например, только Киргизия заключила соглашение о взаимном безвизовом обмене почти с 60 странами.

Безвизовый въезд на территорию России дает нам более одной трети незаконных мигрантов. Примерно столько же из них использовали легальные каналы въезда в Российскую Федерацию по гостевой, туристической, учебной или другим визам. Нелегальный же канал въезда использовала лишь минимальная часть мигрантов.

- Каким образом ваше управление борется с незаконной миграцией?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу заметить, что мы предпочитаем употреблять другое слово – не бороться, а пресекать.

В рамках своей компетенции мы предотвращаем въезд на территорию России людей, не имеющих для этого законных оснований. Получив по миграционной карте информацию об иностранцах, контролируем их пребывание у нас. Выявляем иммигрантов, находящихся на территории Российской Федерации незаконно, привлекаем их за это к ответственности, контролируем правомерность привлечения иностранной рабочей силы предприятиями и организациями, работающими на российском рынке.

- Удается ли отсечь тех людей, которые пытаются проскочить посты иммиграционного контроля, не имея на то законных оснований?

- В прошлом году под выборочный иммиграционный контроль попал каждый пятый иностранный гражданин и лицо без гражданства. Это примерно четыре миллиона человек. 6,5 тысячи из них предъявили недействительные документы. Около 1,3 тысячи не имели соответствующих правовых оснований на въезд в нашу страну.

- А почему нельзя проверить каждого?

- Для этого нам потребуется улучшить материально-техническую оснащенность наших служб и повысить профессионализм сотрудников органов, регулирующих миграционные процессы. Так что резервы, безусловно, есть.

К слову, в ближайшее время на территории России будет введена новая миграционная карта. Помимо документа, удостоверяющего личность, ее должен иметь каждый иностранец, прибывающий в нашу страну, независимо от цели приезда. Если миграционной карты нет, значит, этот человек находится в России незаконно.

Собственно, миграционная карта применяется у нас уже несколько лет. Но она была введена ведомственными актами. Новая карта разработана в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и постановления Правительства Российской Федерации "О миграционной карте". Форма бланка утверждена совместным приказом МВД России и ФСБ России.

Миграционная карта предусмотрена для одного посещения России и действительна в течение всего срока пребывания иностранного гражданина. По сложившейся практике иностранец получает ее либо при пересечении границы, либо в транспортном средстве и, заблаговременно заполнив, получает отметку о въезде. При выезде карта сдается пограничниками и в ней так же делается соответствующая отметка.

Новый образец лишь незначительно отличается от старого, и, как считают в ФМС России, этот переход не создаст для иностранцев каких бы то ни было дополнительных хлопот. Панируется, что новая карта будет введена в третьем квартале 2005 года.

Тем, кто уже находится на территории России, беспокоиться не о чем. Старая миграционная карта будет действовать до конца срока их пребывания на территории Российской Федерации.

- Не все гости из-за границы приезжают к нам с добрыми намерениями, поэтому не хотят легализовываться.

- Готовы проекты законов и нормативных правовых актов, которые позволят осуществлять иммиграционный контроль непосредственно на территории Российской Федерации. В прошлом году в пяти субъектах Российской Федерации Республике Алтай, Республике Татарстан, Краснодарском крае, Москве и Московской области в порядке эксперимента функционировали иммиграционные инспекции. Предварительные итоги показали эффективность работы этих подразделений.

В настоящее время мы разрабатываем нормативные документы, которые четко регламентируют деятельность инспекций такого рода, их взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, ФСБ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Любителей половить рыбку в мутной воде мы выявляем с помощью различного рода оперативно-профилактических мероприятий. К иностранным гражданам, нарушающим порядок пребывания в нашей стране, ужесточены меры административной и уголовной ответственности.

То же касается и организаторов незаконной миграции. 28 декабря2004 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 187 ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Отныне за организацию и содействие в незаконной миграции установлена уголовная ответственность.

Наказание, адекватное своей вине, должны нести и нечистоплотные работодатели. А людей, оказавшихся из-за их алчности нелегальными иммигрантами, мы будем защищать теми способами, которые предоставляет нам законодательство Российской Федерации.

- Многие сотрудники органов внутренних дел при этом сетуют, что процедура депортации в РФ в достаточной мере не отработана.

- Они правы. Вот почему по инициативе ФМС России под эгидой Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который совершенствует механизм административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 3.10 КоАП РФ выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства может осуществляться в двух формах в принудительном и контролируемом перемещении их за пределы Российской Федерации.

В новом законопроекте предлагается установить, что если административное выдворение будет осуществляться за счет средств самоговыдворяемого либо за счет приглашающей стороны (дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого он является), суд принимает решение о контролируемом самостоятельном выезде данного лица за пределы России. Одновременно предлагается, что в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, данную категорию лиц содержать не будут.

- Последней фразой вы, Александра Владимировна, предопределили мой следующий вопрос. На практике сотрудники милиции вынуждены содержать выдворяемых вместе с хулиганами, дебоширами и пьяницами?

- К великому сожалению, это так. Но это скорее не вина, а беда наша. Создавать специальные учреждения по закону должны субъекты Российской Федерации.

Еще одна кричащая проблема депортация граждан из "третьих стран". Работа с ними, как правило, длится тоже не один день. И все это время людей надо в достойных условиях содержать, кормить и обслуживать.

Но определенные подвижки есть. По поручению Президента Российской Федерации МВД России и ФМС России работают над созданием инфраструктуры для приема и содержания такого рода лиц. Наше управление подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об условиях содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению либо депортации, нормах питания и порядке обслуживания таких лиц". Проект согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и в установленном порядке уже направлен в Правительство Российской Федерации.

Завершается работа над проектом соглашения о реадмиссии с Украиной. В настоящий момент проводятся переговоры с Европейским Союзом, Казахстаном и Киргизией. Армения выразила готовность начать переговоры после дополнительного изучения вопроса. Проект базового соглашения о реадмиссии передан также узбекской, молдавской, туркменской и грузинской сторонам.

В ноябре 2004 года предложения о заключении реадмиссионных соглашений МИД России передал во все миграционно опасные государства. Уже проведен первый раунд консультаций с Турцией. А в апреле будет проведен первый раунд переговоров с КНДР.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ