О этнокультурной политике Республики Молдова
Геннадий Коненко
Этнокультурная политика Республики Молдова, основные
направления и задачи в этой области определяются сегодня несколькими
основополагающими документами, прежде всего, такими как Конституция РМ (июль
1994 г.), Концепция государственной национальной политики РМ (декабрь 2003 г.),
Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом
статусе их организаций (июль 2001 г.), Закон о государственном языке, Закон о
функционировании языков на территории РМ (1989 г.), Закон об образовании (июль
1995 г.), Закон о культуре (август 1999 г.) и др.
Статья 10 Конституции, в частности, гласит, что
«государство признает и гарантирует право всех
граждан на сохранение, развитие и выражение этнической,
культурной, языковой и религиозной самобытности».
В Законе о культуре (ст.11) говорится, что «Культурная
деятельность является неотъемлемым правом каждого человека, независимо от
национальной принадлежности, социального происхождения, языка, пола,
политических, религиозных и других убеждений, местожительства, имущественного
положения, образования, профессии и других обстоятельств». Статья 13
подтверждает положение Конституции о том, что «любое лицо имеет право на защиту
своей культурной самобытности».
Важным документом, принятым в Молдове почти сразу после
победы коммунистов на парламентских выборах 2001 г., который затрагивал статус
национальных меньшинств, их права на сохранение и развитие родного языка и
культуры, является закон о национальных меньшинствах. В нем государство
гарантирует права на полноценное развитие всех языков и культур, бытующих в
Молдове, формулирует права и обязанности интеграционного характера,
обеспечивающие гармоничный диалог культур, но на фоне непременного знания
государственного языка, молдавской культуры и истории (?).
Он содержит также ряд положений, приближающих русский
язык к статусу официального, и предусматривает пропорциональное
представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной
власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.
Однако полноценный механизм по имплементации упомянутого
закона до сих пор не создан.
Следует подчеркнуть, что политика Кишинева в области
культуры, образования и обеспечения прав национальных меньшинств на их языковую,
культурную самобытность непоследовательна и противоречива.
С одной стороны, Молдова ратифицировала более 30
соответствующих международных и европейских конвенций, присоединилась к Рамочной
Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных
языков и языков национальных меньшинств.
В самой Молдове принят целый ряд документов,
регламентирующих межэтнические отношения в стране, полное претворение которых в
жизнь может привести к установлению подлинного равноправия титульного
населения и проживающих в Молдове представителей других этносов, к полному
удовлетворению их культурных и языковых потребностей.
В системе государственного управления появились
специализированные органы различного уровня, которые должны были
обеспечивать деятельность государства в этой области. Это - Комиссия по делам
национальных меньшинств парламента РМ, Департамент по делам национальных
меньшинств при правительстве РМ, Отдел образования по преподаванию языков
национальных меньшинств в Министерстве просвещения, а также Институт
национальных меньшинств в Академии наук РМ. Кроме молдавских и русских
библиотек, в РМ функционируют библиотеки - украинская, болгарская, гагаузская,
еврейская, белорусская.
В настоящее время в Молдове функционируют около 80
этнокультурных организаций республиканского значения, которые объединяют
представителей 19 этносов, украинцев, русских, болгар, гагаузов, цыган, евреев,
поляк и представителей других национальностей.
В стране постоянно проходят различные фестивали,
выставки, конкурсы, регулярно транслируются передачи на языках соответствующих
национальных общностей на национальном телевидении РМ. Традиционным и масштабным
в последние годы стал ежегодный этнокультурный фестиваль, который проводится по
всей республике.
Но с другой стороны, исполнение молдавского
законодательства по вопросам, касающимся национальных меньшинств, на
практике не обеспечивает им равных прав с представителями титульного населения.
Остаются в силе законы о языках ("О статусе
государственного языка МССР», "О возврате молдавскому языку латинской графики",
"О функционировании языков на территории МССР"), принятые под нажимом
националистов еще в 1989 г., которые послужили первопричиной всплеска
межнациональных противоречий, приведших к вооруженному конфликту между Кишиневом
и Тирасполем в 1992 г., а также произошедшего раскола как в молдавском
полиэтническом обществе, так и среди самого молдавского населения в результате
деления его националистами на румын и молдаван.
В соответствии с законом о функционировании языков в
Молдове продолжают действовать своего рода запреты на профессии.
Пришедшие к власти в 1994 г. аграрники внесли в
Конституцию некоторые изменения и определили статус русского языка как языка
межнационального общения. Они несколько «подправили» и закон о функционировании
языков в РМ, но ограничения на профессии для «незнающих» молдавский язык, тем не
менее, еще существуют.
Нельзя не отметить, что большинство инициатив в области
образования и в области развития языка и культуры национальных меньшинств
реализуются благодаря помощи России, Украины, Беларуси и др.
Государство участвует во многих культурных мероприятиях,
но больше с пропагандистской точки зрения, предпочитая расходовать средства
на «сохранение и дальнейшее развитие молдавского языка и молдавской
культуры, сохранение исторической памяти молдавского народа, дальнейшее
утверждение и развитие его национально-культурной самобытности». В то
время как, например, единственный в республике профессиональный русский театр им
А.П.Чехова, Дом-музей А.С.Пушкина и его филиал в селе Долна до недавних пор
находились в очень трудной ситуации, пока российские компании «Лукойл» и «Итера»
не выделили средства на их ремонт.
Но главную роль в сохранении русской культуры и русского
языка, проведении культурно-просветительской работы в Молдове играют русские
общины.
В Молдове насчитывается сегодня около 30 общественных
организаций российских соотечественников. В июле 2000 г. большинство организаций
на Правобережье объединилось в рамках Координационного совета русских общин.
Наиболее влиятельными являются Республиканская русская община «Содружество»,
Фонд славянской письменности и культуры (у которого, кстати, власти недавно
отобрали рабочее помещение), Центр русской культуры, Русская община РМ и др.
Параллельно и независимо от КСРО действует Конгресс
русских общин, который также объединяет несколько коллективных членов, таких как
Гильдия русских предпринимателей, Ассоциация русских писателей, Лига русских
студентов и др.
Конгресс русских общин ежегодно проводит в Кишиневе и
некоторых районных центрах Дни русской культуры и духовности, оказывает
финансовую помощь русскому драматическому театру им. А.П.Чехова.
При финансовой поддержке КРО в республике издаются
произведения (проза, поэзия, литературная критика, научные монографии,
справочно-библиографические издания) русских авторов Молдавии.
Коллективный член КСРО, Русская община РМ также много
сделала для сохранения и распространения русского языка, русской культуры и
истории среди русскоязычного населения страны.
С ноября 2003 г. по ноябрь 2004 г. в Молдове были
проведены такие мероприятия, как фестиваль русской книги и прессы; вечера,
посвященные 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева и Ф.И.Глинки; концерт русской
классической музыки в исполнении симфонического оркестра Национальной
филармонии; круглый стол «Преподавание русского языка в молдавских школах» и
др.
Конечно, без поддержки России, наверное, многого не
удалось бы осуществить. Из федерального бюджета России на оказание помощи
соотечественникам в Молдове в 2003 г. было выделено около 250 тыс. долл. США, в
2004 г. эта сумма превысила 300 тысяч долл. В 2004 г. русским школам было
передано более 200 тыс. экземпляров учебников. Произведена подписка на
российские периодические издания для 400 школ в Молдове и Приднестровье на сумму
60 тыс. долл. США.
Отдельно остановимся на положении русского языка
в Молдове. Новое руководство страны сразу же после прихода к власти попыталось
предпринять ряд мер по восстановлению позиций русского языка в системе
образования. Однако объединенные усилия правых националистов и Запада вынудили
руководство страны, стремившееся не допустить дестабилизации внутриполитической
обстановки, отменить действие соответствующих приказов Министерства просвещения.
Сыграл свою роль настоятельный призыв Совета Европы к правительству повременить
с расширением сферы применения русского языка.
К тому же Конституционный Суд РМ признал ряд положений
принятых новой властью законов несоответствующими Конституции, в частности,
положений о дублировании на русском языке актов гражданского состояния,
наименований населенных пунктов и государственных учреждений и т.д.
По оценкам некоторых специалистов, сегодня в стране
русский язык является родным для 23,1% населения, а для 45% граждан Молдовы он
является вторым языком. Он по-прежнему активно используется в производственной
сфере, в области науки, информации.
Достаточно активно его применение в СМИ РМ. На русском
языке выходят 22 газеты и 9 журналов, в т.ч. «Комсомольская правда», «Труд» и
«Аргументы и факты» с приложениями на молдавскую тематику, на нем регулярно
ведутся информационные и развлекательные программы на молдавских
теле-радиоканалах, ретранслируются передачи ряда российских радиостанций и ТВ.
Русский язык широко востребован и как язык образования,
и как язык СМИ, и как язык межличностного общения, прежде всего, в городах и
даже в сельской местности.
Все эти факторы беспокоят не только националистические
силы, но и нынешнее руководство. Поэтому постепенное выдавливание русского языка
из Молдовы продолжает иметь место, хотя и не такими темпами, как это было в
первой половине 90-х гг.
Особенно это заметно в сфере образования. Количество
учебных заведений с преподаванием на русском языке и число учеников и
студентов в них сокращается.
С 1990 г. - по 1994-й г. доля учащихся в
русскоязычных школах уменьшилась с 39% до 26%, в колледжах - с 51% до
18%, студентов в вузах - с 55% до 31%. Сегодня в РМ функционируют 272
начальных и средних учебных заведения с русским языком обучения, что
составляет 18,3% от числа всех общеобразовательных школ. Русскоязычных граждан в
Молдове насчитывается около 35% населения страны. Число обучающихся в «русских
школах» в 2003-2004 гг. составляло чуть более 125 тыс. человек, примерно 24% от
числа всех учащихся начальных и средних школ Молдовы.
Школ с российскими программами обучения здесь нет.
Поэтому здесь продолжают изучать Историю румын, где, например, возвращение в
1940 г. Советским Союзом земель, принадлежавших Российской империи и захваченных
Румынией в 1918 г., считается аннексией, а русские – оккупантами и т.д. и
т.п. Молдавский язык в Минпросе РМ называют румынским в нарушение
положений Конституции. Неудивительно, что часть выпускников школ молдаван уже
идентифицирует себя румынами, что, по некоторым данным, подтвердила недавно
проведенная в Молдове перепись населения.
В 17 государственных высших учебных заведениях (всего в
РМ 40 вузов) преподавание ведется в основном на молдавском языке. А получение
высшего образования на русском языке фактически переведено в стране на платную
основу, тогда как получение образования на молдавском финансируется из
госбюджета.
Филиалов российских вузов в Молдове нет. Переговоры о
возможном учреждении таких филиалов ведутся. В частности, речь шла о создании в
Молдове филиала МГУ им. М.В.Ломоносова, филиала Госуниверситета
Санкт-Петербурга. Обсуждался проект соглашения об учреждении и деятельности в
Кишиневе молдавско-российского университета «Дмитрий Кантемир». Но молдаване
затягивают реализацию этих планов под предлогом того, что, мол, пока в
республиканском законодательстве нет соответствующих правовых актов.
Больше того, России был заявлен протест в связи с созданием в Приднестровье
филиалов российских вузов. Кишинев расценил их появление в регионе как
вмешательство во внутренние дела Молдовы.
Прежние заявления и обещания президента о придании
русскому языку статуса официального или второго государственного сменились
сегодня призывами к русскоязычному населению изучать, прежде всего, молдавский
язык, что, по его мнению, является главным средством достижения межэтнического
согласия.
Представляется, что власти Молдовы стремятся теперь не к
предоставлению русским и другим национальным меньшинствам равных прав с
титульным населением, к их постепенной ассимиляции.
Следует сказать, что взятый с конца 2003 г. президентом
и коммунистом В.Ворониным курс на окончательное сближение с Западом, тесное
сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами, прежде всего, с
Евросоюзом, а также с НАТО, в ущерб интересам России, интересам русскоязычного
населения Молдовы получил, в конце концов, полную поддержку молдавских
националистов. Больше того, новая ориентация нынешних властей в Кишиневе,
практически полностью совпадающая с политическими взглядами националистической
оппозиции, стала самым серьезным образом негативно влиять и на проведение
политики в области культуры, образования, языка и т.д.
Это очень хорошо видно на примере Концепции национальной
политики РМ, одобренной парламентом в 2003 г.
В ней было зафиксировано: «Терпимость и уважение к
языкам, культурам, религиям и верованиям других этнических сообществ,
проживающих на территории Молдовы,… является неотъемлемым условием политического
суверенитета и гражданского мира в стране. Государство обязуется всемерно
заботиться о сохранении, развитии и свободном выражении этнической, культурной,
религиозной и языковой идентичности всех этнических сообществ, проживающих в
Молдове.
Молдавский язык, обладая статусом государственного
языка, применяется во всех сферах политической, экономической, социальной и
культурной жизни. Обучение молдавскому языку является одним из национальных
приоритетов Республики Молдова.
Русский язык также применяется во всех сферах
жизнедеятельности государства и общества…».
В пояснительной записке к Концепции подчеркивалось, что
Концепция является базовым документом для органов публичной власти при
проведении социально-экономической и культурной политики, направленной на
укрепление государственности, восстановление территориальной целостности
республики и построение демократического гражданского общества. Правительство
должно было разработать комплексную программу мер по реализации Концепции
государственной национальной политики Республики Молдова, но пока такой
программы нет.
Националистическая оппозиция встретила Концепцию «в
штыки» и до настоящего времени не приемлет этот документ, утверждая, что
Концепция ущемляет права коренного населения. Следует в связи с этим заметить,
что есть научные исследования, доказывающие совместное участие предков молдаван,
валахов и русинов (одна из ветвей древнерусской народности) в создании и
становлении молдавской государственности – средневекового Молдавского княжества.
На территории Молдавии обнаружено 30 славянских поселений VI –VII вв. и свыше 80
– VIII – IX вв. Поэтому можно говорить о том, что в сегодняшней Молдове
проживают два коренных народа – потомки молдаван и русинов, получивших позднее
название «руснаки».
Национал-экстремисты считают Концепцию документом,
«конечная цель которого - аннулировать Декларацию о независимости 1991 года как
юридический акт рождения второго румынского государства и придать Республике
Молдова новый этнокультурный, исторический, лингвистический и политико-правовой
статус». По их мнению, центральным стержнем новой национальной стратегии
является попытка дерумынизации территории между Прутом и Днестром в результате
углубления процесса русификации политико-экономической, общественной и
административной жизни", предоставления русскому языку официального статуса,
создания благоприятных условий для этнических меньшинств в ущерб национальному
большинству.
Сегодня о Концепции национальной политики РМ молдавские
власти стараются не вспоминать.
В своем выступлении перед депутатами вновь избранного
парламента президент В.Воронин, перечисляя первоочередные задачи нового
правительства по квалифицированной и компетентной реализации Стратегии
экономического роста и снижения уровня бедности, Плана действий Республика
Молдова - Европейский союз, Программы расходов на среднесрочный период,
Национальной программы «Молдавское село», Общегосударственной программы по
информатизации общества, Национальной программы по изучению государственного
языка и др., об упомянутой выше Концепции вообще не сказал ни слова. А ведь
совсем недавно эта концепция представлялась властями и лично В.Ворониным, как
программа решения проблемы межнациональных противоречий и установления
межэтнического согласия в стране.
Встает вопрос, а что сегодня этой проблемы в Молдове уже
не существует, и нет в стране сил, стремящихся постоянно сеять рознь и вражду
между населяющими республику народами. Четко уловив изменения в политике властей
по проблемам межнациональных отношений, в начале мая с.г. несколько общественных
организаций Молдовы, известных своими националистическими прорумынскими
взглядами (Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов, Союз
художников и др.), создают неправительственное гражданское движение, именуемое
«Демократический форум румын Молдовы». Уже название говорит само за себя.
Движение, как говорится в сообщении «Молдова Ази», будет
заниматься «воспитанием национального достоинства, пресечением лжи, сталинизма в
науке, культуре, истории, а также защитой и продвижением научной истины по
отношению к румынскому языку и истории румын». Организаторы движения намерены
«объединить всех членов бессарабского общества, заинтересованных в защите
национальных и европейских ценностей, независимо от политической ориентации»,
и противостоять политике денационализации, которую якобы проводят
коммунистические власти Кишинева и советская власть Тирасполя.
Здесь можно добавить лишь то, что В.Воронин, который
неоднократно утверждал, что в Молдове государственным языком является молдавский
и что называть его румынским было бы совершенно неправомерно, теперь вдруг стал
в этом сомневаться. Отвечая на соответствующий вопрос журналистов, он сказал,
что не стоит торопиться с определением названия государственного языка Молдовы.
По словам президента, время само определит его название.
В сторону националистов В.Воронин сделал еще один жест.
С его благословения депутаты от Компартии избрали на пост председателя комиссии
нового парламента РМ по вопросам прав человека и нацменьшинств ярого молдавского
румынофила, вице-председателя националистической ХДНП Ш.Секеряну, партии,
основатели которой были инициаторами принятия законов, дискриминирующих русское
и русскоязычное население Молдовы и их право на развитие русского языка и
русской культуры. Знаменательно, что этот национал-экстремист был одним из
организаторов антироссийских сборищ у посольства РФ в Кишиневе, когда сожгли
государственный флаг России и портрет президента В.Путина. Знаменательно также
то, что заменил Секеряну на этом посту председателя Координационного совета
русских общин М.Сидорова. Как будет «защищать» права нацменьшинств, особенно
русского, этот представитель националистов, можно даже не гадать.
Тем временем Министерство просвещения РМ запросило у
латвийского правительства материалы по реформе системы образования в Латвии,
которая, как известно, лишила русскоязычных граждан этой страны права получать
образование на русском языке. Появилась информация о том, что в школьных
программах запланировано сокращение почти в 2 раза количества часов на изучение
русского языка, а предмет «русская литература», начиная с 9-го класса, будет
изъят вообще.
Можно предположить, что теперь, когда союзниками
Компартии Молдовы стали националисты из Христианско-демократической народной
партии и Социал-либеральной партии, которые помогли В.Воронину остаться на посту
президента страны на второй срок, на Концепции национальной политики РМ будет
поставлен большой крест.
|