Украина-Молдова: общие проблемы на фоне европейских перспектив
23.04.-06.05.2005.
Центр исследований проблем гражданского общества (Киев)
Евгений Енин, Дмитрий Левусь
Президент Украины в своем выступлении на саммите ГУУАМ в
Кишиневе 22 апреля 2005 года высказал ряд предложений, касающихся украинского
видения перспектив разрешения приднестровской проблемы. Они, безусловно,
являются новым словом в самом процессе урегулирования. Если до этого речь шла
только о статусе Приднестровья и его наполнении, то в предложениях, озвученных
В.Ющенко, говорится об изменении самой сути политического режима Приднестровья.
Речь идет о содействии демократическим преобразованиям в Приднестровье.
Демократизация начинается с наведения порядка. В том числе и порядка на
границе...
В планах действий Молдова — ЕС и Украина — ЕС четко
определены приоритетные задачи в контексте урегулирования приднестровского
конфликта. В основном это касается усиления сотрудничества по вопросам
региональной безопасности, разработки эффективной модели урегулирования
приднестровского конфликта в Молдове, включая разрешение пограничных вопросов.
Международный круглый стол «Реалии и перспективы
сотрудничества Украины и РМ в пограничной и таможенной сферах», организованный
Центром исследований проблем гражданского общества и Региональным
представительством Фонда имени Фридриха Эберта 15 марта с.г. в Кишиневе,
продемонстрировал серьезный подход украинской стороны к разрешению накопившихся
проблем в двусторонних отношениях. В частности, в ходе своего выступления посол
по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Ткач заявил о том, что украинские
власти уже в ближайшее время предпримут ряд мер, которые сделают невозможным
осуществление контрабанды через украинско-молдавскую границу.
Граница на замке?..
Прошел всего месяц, однако новая власть уже
демонстрирует существенный прогресс в вопросе наведения порядка на совместной
украинско-молдавской границе. Украинские чиновники по результатам
непосредственного выезда на местность в район Ильичевского морского порта
проанализировали всю схему движения товаров в Приднестровье и выработали
механизмы оптимизации таможенного и пограничного контроля на
украинско-молдавской границе. Существуют два основных направления транзита
товаров из Украины в Приднестровье: судами через Ильичевский морской порт и
камионами через сухопутную границу Украины (в первую очередь через
украинско-польский участок государственной границы).
В первом случае предлагается следующий механизм
контроля: в Ильичевском порту на рампе (место, где груз проходит контроль)
выделяют две площадки специально для грузов, которые направляются в
Приднестровье. Портовый транспорт подвозит контейнеры с судов прямо к рампе, где
установлены две видеокамеры, передающие информацию о прохождении процедуры
таможенного контроля в режиме онлайн оперативному дежурному Государственной
таможенной службы Украины. Кроме того, предполагается, что таможенный досмотр
грузов, направляющихся в Приднестровье, будет осуществляться полностью, на 100
процентов, а не выборочно (до сих пор доля досматриваемых грузов составляла
50—60 процентов). После прохождения таможенных процедур грузы будут направляться
на охраняемые площадки, где также будут проходить видеоконтроль. Далее
контейнеры загружаются на транспорт и в сопровождении таможенной стражи
направляются в пункт пропуска «Кучурганы» на приднестровском участке
украинско-молдавской границы.
Второй поток грузов (в основном это грузы, которые
направляются из Европы, России и Беларуси) идет камионами и железнодорожным
транспортом через территорию Украины и попадает в Приднестровье через пункт
пропуска «Кучурганы». В данном случае транзит через территорию Украины будет
осуществляться также в сопровождении таможенной стражи, а таможенный контроль
будет совершаться прямо в этом пункте пропуска по схожей процедуре.
При общении с украинскими чиновниками обращает на себя
внимание их уверенность: в ближайшее время Украине удастся создать настолько
эффективную систему пограничного и таможенного контроля на украинско-молдавской
границе, что любой европейский представитель наяву сможет убедиться — новая
украинская власть приложила такие усилия, которые делают контрабанду
невозможной.
Быть или не быть международному
мониторингу?
Согласно действующей в ОБСЕ практике, основной целью
мониторинговой операции может быть сбор информации относительно потоков людей,
товаров и услуг, которые пересекают молдавско-украинскую границу, и обмен такой
информацией между таможенными и пограничными органами Республики Молдова и
Украины.
Международная практика свидетельствует, что
международный мониторинг на границе целесообразно устанавливать в случае, если
одно из государств не способно обеспечить надлежащий пограничный и таможенный
контроль со своей стороны границы, что создает предпосылки для нелегального
перемещения товаров и людей.
Украина уже достаточно много сделала для обеспечения
безопасности на украинско-молдавской границе, и это лишь часть работы по
наведению порядка в этой сфере. Если все будет развиваться так, как говорят
представители новой украинской власти, и будет наведен более жесткий порядок на
границе, то организация международного мониторинга под эгидой ОБСЕ в очередной
раз продемонстрирует всему миру глубину приверженности Киева общеевропейским
ценностям. Кроме того, организация международного мониторинга на
украинско-молдавской границе позволит опровергнуть необоснованные аргументы
молдавской стороны о неконтролируемости приднестровского участка границы и
поддержке Киевом сепаратистского режима в Приднестровье.
Вообще-то, молдавской стороне, которая должна быть
больше всех заинтересована в наведении порядка на приднестровском участке своей
границы с Украиной, следовало бы сосредоточить усилия на подготовке собственного
проекта международной мониторинговой миссии. Пока что молдавская сторона так и
«не успела» в пылу предвыборных баталий предоставить проект мониторинговой
миссии, конкретизировав, таким образом, свои предыдущие заявления. Существует
только проект организации международной мониторинговой миссии ОБСЕ при поддержке
ЕС, который разработан самой ОБСЕ. Однако вопрос финансирования такого рода
мониторинговой миссии пока остается под вопросом.
Кстати, установление международного мониторинга на
границе Украины и Республики Молдова достаточно дорогое удовольствие. Согласно
проекту, в мониторинговой миссии примут участие более 50 человек, зарплата
которых будет составлять около трех тысяч евро в месяц. Кроме того, для
функционирования подобной миссии необходимо дорогостоящее
материально-техническое обеспечение. Особую пикантность ситуации придает тот
факт, что бюджет ОБСЕ в этом году еще не принят и может вообще оказаться под
угрозой, а за создание такого рода миссии должны отдать свои голоса все
государства – члены ОБСЕ. Чиновники из ЕС также не торопятся выложить свои
деньги для организации международного мониторинга.
Тем не менее, украинская сторона выступает за его
организацию на украинско-молдавской границе. Украина готова предоставить
возможность для контроля на границе со своей территории, однако целесообразнее
установить международный мониторинг с молдавской стороны, особенно учитывая тот
факт, что администрация Приднестровья уже не раз заявляла о готовности
разместить международных наблюдателей на подконтрольной Тирасполю территории.
Кроме того, чтобы международный мониторинг не напоминал «прохудившийся невод»,
было бы логичным разместить его по всему периметру Республики Молдова.
Приход новой власти в Киеве обусловил значительную
активизацию усилий по разрешению проблем двусторонних отношений с украинской
стороны. Поэтому вполне логично возникает вопрос: а что в свою очередь могла бы
сделать молдавская сторона для укрепления режима безопасности на своей границе?
Молдавские власти жалуются, что большая часть товаров,
ввозимых в Приднестровье, в последующем нелегальным путем попадает на территорию
правобережной Молдовы, чем наносится существенный ущерб экономике РМ. На самом
же деле проблема в неэффективном контроле молдавской стороны на внутренних
таможенных и фискальных постах на де-факто существующей границе с
Приднестровьем. К этому можно добавить, что уровень обустройства пограничной и
таможенной инфраструктуры с молдавской стороны на сегодняшний день не дотягивает
до европейских стандартов, а граница Молдовы с Румынией до сих пор вообще не
оформлена в договорно-правовом порядке. В оппозиционных кругах Молдовы даже
поговаривают о том, что те небольшие средства, которые евроструктуры выделяют
молдавской стороне на обустройство границы, расходуются не всегда рационально.
О самом главном
Не будем забывать, что Украина — страна-гарант в
процессе политического урегулирования приднестровского конфликта. Такой статус
закреплен международными документами, подписанными и самой Молдовой. Поэтому
Украина никогда не займет позицию одной из сторон. Да, порядок на границе с
Молдовой — дело чести украинских чиновников. И хочется верить, что эту проблему
Украина решит. Совсем другой вопрос — участие в экономической блокаде
Приднестровья, что совсем расходится с ролью Киева в регионе. Поэтому Украина
очень обеспокоена длительной паузой в переговорном процессе, что приводит к
лавинообразному накоплению существующих проблем, в чем виноваты обе
конфликтующие стороны.
Отрадно видеть, что остальные посредники также разделяют
беспокойство Киева. Действующий председатель ОБСЕ и одновременно министр
иностранных дел Словении Д.Рупель в ходе встречи посредников в переговорном
процессе по урегулированию приднестровской проблемы 7—8 апреля в Любляне сообщил
представителям стран-гарантов о результатах своего недавнего визита в Молдову и
обнадежил присутствующих словами о том, что, по его мнению, Кишинев и Тирасполь
готовы вернуться за стол переговоров.
Дело за малым — усадить конфликтующие стороны за стол
переговоров, чему Украина будет максимально способствовать, поскольку обострение
конфликта несет угрозу ее национальной безопасности. Представьте, что в
Приднестровье ухудшится экономическая ситуация, закроются предприятия. Куда
двинется вся масса безработных, каждый третий из которых, кстати, является
этническим украинцем? Что может произойти с арсеналами, оставшимися со времен
Советского Союза в случае эскалации конфликта?
Альтернативы возобновлению
переговорного процесса не существует
Что делать, если не возобновятся переговоры? Ведь никому
не выгодно существующее положение вещей. В самом сердце Европы останется
сепаратистский регион. Республика Молдова сама никогда не разрешит существующий
на ее территории замороженный конфликт и не сможет реализовать свои
евроинтеграционные перспективы. Таким образом, альтернативы возобновлению
переговоров не существует. С 1992 года в рамках переговорного формата была
наработана серьезная база документов, направленных на урегулирование
приднестровского конфликта. Сегодня существует угроза отката назад, поскольку
остановка всех элементов диалога между Тирасполем и Кишиневом в рамках
пятистороннего формата неминуемо приведет к углублению противоречий и
спровоцирует обе стороны к жестким действиям. Многие горячие головы,
подталкивающие к силовому варианту разрешения конфликта, очевидно, не хотят
понимать, что это приведет к непредсказуемым по масштабу негативным
последствиям.
Сегодня и Украина, и Молдова идут одной дорогой
европейской интеграции, Киев так же, как и Кишинев, заинтересован в скорейшем
урегулировании приднестровского конфликта. Однако злоупотреблять доброй волей
украинской стороны, по меньшей мере, неприлично. Дело здесь совсем не в том, что
кто-то из украинских чиновников и представителей теневого бизнеса при старом
режиме кормился от нелегальных операций через приднестровскую границу. Уверены,
новые власти добьются наведения жесткого порядка на границе, в чем смогут воочию
убедиться европейские наблюдатели.
|