Баку-Тбилиси-Джейхан: долгосрочный прогноз
05.05.2005.
Gazeta.kz
Олег Сидоров
Казахстан обладает огромными нефтяными и газовыми
ресурсами, наличие которых в любом государстве позволяет успешно решать
внутриполитические, социально-экономические, финансовые проблемы.
Вместе с тем в мире набирает обороты процесс
глобализации, в котором исчезают препятствия для передвижения товаров и финансов
по всему миру.
В этих условиях финансовые средства уходят от тех, кто
имеет отсталые технологии, к тем, кто имеет более совершенные.
Вследствие этого Казахстан, как и любое государство,
обладающее углеводородными ресурсами, должен стремиться к эффективному
использованию своего нефтегазового потенциала. Поскольку наличие крупных запасов
сырья - обязательное, но недостаточное условие для развития нефтегазовой
отрасли, то необходимо определение приоритетных направлений ее развития.
В качестве этих направлений целесообразно определить
следующие:
разведка и освоение новых нефтегазовых месторождений (в
частности, освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря);
увеличение нефтедобычи;
модернизация и развитие транспортной инфраструктуры для
обеспечения максимального доступа нефтегазодобывающих компаний к экспортным
маршрутам;
реконструкция действующих и создание новых производств
(особенно, нефтехимических) по углублению переработки нефти, повышению качества
нефтепродуктов, производству катализаторов;
повышение эффективности нефтегазового комплекса
(применение современных технологий добычи и комплексное использование
нефтегазовых ресурсов, производство электроэнергии на базе современных
газотурбинных электростанций);
развитие законодательно-правовой системы в нефтегазовом
комплексе, обеспечивающей привлечение инвестиций, в частности, в
нефтепереработку и нефтехимию.
Становится очевидным, что дальнейшее развитие
нефтегазового комплекса Казахстана неразрывно связано с решением вопроса
доставки на внешний рынок энергетического сырья. В этом случае транспортный
фактор приобретает чрезвычайно важное значение.
В настоящее время около 80% нефти из Казахстана
экспортируется по нефтепроводам, 12% приходится на долю железнодорожных
перевозок и около 7% - на водный транспорт.
Объемы экспорта нефти ежегодно растут за счет увеличения
преимущественно транспортных возможностей существующих нефтепроводов. Однако
диверсификация экспортных потоков применительно к конкретной конъюнктуре мировых
рынков углеводородов является одним из условий устойчивого развития нефтяной
промышленности республики.
В то же время нужно принять во внимание тот факт, что к
концу десятилетия, в связи с освоением месторождений казахстанской части шельфа
Каспия, возможно радикальное изменение ситуации.
Так, по различным оценкам, к 2010 году экспорт нефти из
Казахстана может возрасти в 6-10 раз от существующего уровня и достигнуть 100-
150 млн. тонн в год (хотя по данным американской аналитической группы "Energy
Resources" экспортные ресурсы Казахстана в 2005 г. составят 56,2 млн. тонн, в
2010 г. - 76 млн. тонн).
Таким образом, республике потребуется как минимум еще
один крупный нефтепровод в дополнение к уже существующим, поскольку рыночные
ниши для казахстанской нефти существуют в основном на новых рынках.
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан длиной 1760 км,
связывая месторождения на Каспийском море с портами Турции, не только позволит
США диверсифицировать источники энергоносителей и ослабить зависимость от
импорта нефти из стран Персидского залива, но и значительно усилить свое
политическое и, безусловно, экономическое влияние на центрально-азиатский и
кавказский регионы. Причем геополитический фактор продолжает преобладать над
экономикой: экономическая жизнеспособность проекта независимыми аналитиками до
сих пор оценивается весьма скептически.
Комплекс политических ограничений при транспортировке
через нестабильный Северный Кавказ существенно снижает активность потенциальных
инвесторов, а неудачи некоторых каспийских проектов (в частности, на ряде
месторождений в Азербайджане) избавили транснациональные компании от прежней
эйфории.
Основное преимущество проекта Баку-Тбилиси-Джейхан -
обход крайне перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы, и обеспечение
прямого доступа к портам, принимающим многотоннажные танкеры. Однако у проекта
несколько слабых мест: высокая стоимость строительства, отсутствие в настоящее
время сырья для его загрузки. С рынком сбыта также нет определенности, поскольку
пока не известны объемы и себестоимость добычи, не известна и цена реализации
нефти. Помехой может стать и конфликт между Азербайджаном и Туркменистаном из-за
принадлежности некоторых каспийских месторождений.
Следует учитывать и то, что реализация проектов
транспортировки каспийской нефти в Средиземноморье может привести к
возникновению в Гибралтарском проливе проблем аналогичных Босфору.
В то же время нужно учитывать, что нефтепровод
Баку-Тбилиси-Джейхан рентабелен только при транспортировке 45-50 млн. тонн в год
в течение 40-50 лет. Существующие извлекаемые запасы нефти в Азербайджане не
обеспечивают такой загрузки, и Казахстан является единственной страной в
регионе, которая может восполнить нехватку сырья. Учитывая это, администрация
США добивается от него предоставления гарантий на загрузку нефтепровода.
Но Казахстан их дать пока не может. Во-первых,
предполагаемые запасы нефти в казахстанской части Каспийского шельфа еще не
нашли достаточного подтверждения.
Во-вторых, определенные опасения вызывают
физико-химические параметры каспийской нефти, так как для ее транспортировки
необходимы дорогостоящие трубы с антикоррозийным покрытием. "Смолоасфальтовые
вещества и парафинированность казахстанской нефти,- отмечается в докладе
Института стран СНГ,- потребует в перспективе разбавления или нагрева, а также
строительства нефтеочистительных установок… Азербайджанская малосернистая нефть
в этом плане выглядит гораздо лучше, что существенно ограничивает возможности
гипотетической совместной транспортировки углеводородного сырья Азербайджана и
Казахстана".
В-третьих, сохраняются сложности в определении способа
транспортировки нефти из Актау в Баку: танкерами или трубопроводами,
проложенными по морскому дну. Вариант доставки по имеющемуся маршруту: Атырау -
Астрахань - Грозный - Баку невозможен из-за крайне нестабильной ситуации в
Чечне. Создание танкерного флота для доставки нефти в Баку не только весьма
накладно, но и несет потенциальную угрозу и так уже подорванному экологическому
балансу Каспия.
По проекту транспортной системы
Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан можно сказать, что участники данного проекта имеют
планы использования трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан для экспорта казахстанской
нефти. Предполагаемые объемы поставок казахстанской нефти в этом направлении
могут составить до 20 млн. тонн в год после того, как пойдет большая нефть на
казахстанском шельфе Каспия.
В целом стоит отметить, что данный проект для Казахстана
будет финансово привлекательным при наполняемости данного трубопровода
казахстанской нефтью.
А от участия Республики Казахстан в данном проекте во
многом будет зависеть его рентабельность и дальнейшая перспективность, связанная
с получением дополнительных финансовых дивидендов.
|