УЗБЕКИСТАН
Исламская оппозиция в Узбекистане до и после начала антитеррористической операции в Афганистане
01.05.2005. Институт
социальных систем
Зураб Тодуа
Беспрецедентный по своим масштабам и размаху
террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке оказал серьезное влияние на
международную обстановку. Происходящие сегодня процессы требуют отдельного
глубокого осмысления. И вряд ли это удастся сделать быстро. Но, по крайней мере,
один вывод уже сделать можно сейчас: мир стал менее предсказуемым, и более
опасным. Об этом, в частности, свидетельствуют: военная кампания США в
Афганистане, размах которой, явно превысил пределы разумной достаточности,
угроза развязывания военных действий против так называемых "стран-изгоев" и
повышенная агрессивность ряда государств, стремящихся "под шумок" разом решить
свои территориальные, внутриполитические и прочие проблемы.
Между тем серьезных доказательств причастности Бен
Ладена и движения "Талибан" к террактам в США мировой общественности так и не
было предъявлено, что еще более усложняет картину происходящего.
После того, как выяснилось, что начало военных действий
США против режима талибов в Афганистане неизбежно, Узбекистан выразил готовность
оказать Вашингтону посильную поддержку. Узбекистан предоставил США военную базу
в г.Ханабад, открыл свои воздушное пространство для американской авиации и мост,
соединяющий узбекский Термез и афганский Хайратон, для транспортировки
гуманитарных и прочих грузов в Афганистан. Сегодня Узбекистан является ключевым
партнером США в Центральной Азии. Это постоянно и на разных уровнях подчеркивают
представители американской администрации.
В Узбекистане находятся около 1800 военнослужащих армии
США, 200 военнослужащих бундесвера (в г. Термез) и в ближайшее время там
появятся и французские военные. На авиабазе Ханабад и в Термезе размещены
самолеты военно-транспортной авиации и боевые вертолеты. Есть сведения о
намерении США разместить в РУ и самолеты истребительной авиации.
Почти каждую неделю в Узбекистан прибывают делегации из
США: военные, сенаторы, члены правительства. 11 – 15 марта в США с официальным
визитом побывал президент РУ Ислам Каримов
Таким образом, можно констатировать, что между
Вашингтоном и Ташкентом интенсивно развивается военно-политическое
сотрудничество. Причем у этого сотрудничества с точки зрения руководства двух
стран открываются весьма радужные перспективы. Во всяком случае, в правящих
кругах Узбекистана с ним связывают далеко идущие планы.
Узбекистан поддержал антитеррористическую коалицию не
только потому, что выступает против терроризма, как и любое другое
цивилизованное государство. Решающее влияние здесь оказал фактор исламской
оппозиции. которая в течение нескольких лет довольно активно пыталась заявить о
себе и представляла угрозу для существующего в Узбекистане строя жизни.
Цели Вашингтона и Ташкента в Афганистане совпали почти
полностью. До прямого военного вмешательства США в афганские дела так называемое
Исламское движение Узбекистана (ИДУ) базировалось на севере Афганистана и
пользовалось полной поддержкой движения "Талибан". ИДУ является частью исламской
оппозиции в Узбекистане, которая провозглашает целью своей деятельности
свержение существующей в Узбекистане власти и установление в Узбекистане и в
Центральной Азии в целом исламского государства "Халифат".
Национально-демократическая оппозиции в Узбекистане.
Нынешнее политическое руководство Узбекистана сформировалось на рубеже 90-х
годов прошлого века и утвердилось у власти в результате борьбы с так называемой
национально-демократической оппозицией – партиями "Бирлик" и "Эрк". Используя
смутное время начала 90-х годов, эти партии пытались прийти к власти в
Узбекистане по сценарию, который уже был отработан в Прибалтике и в Закавказье.
Этот сценарий предусматривал развертывание митинговой активности и
соответствующей пропаганды в СМИ с последующим перерастанием ситуации в
общественно-политический кризис, результатом которого должна была стать
добровольная или насильственная отставка руководства республики. Далее на волне
успеха с помощью выборов или без оных оппозиция намеревалась прийти к власти.
Однако в Узбекистане сценарий, который был успешно апробирован в республиках
Прибалтики, Молдавии Грузии, Армении и Азербайджане, не сработал. Прежде всего,
– из-за решительного сопротивления узбекских властей.
Ислам Каримов и его окружение не последовали примеру
бывших коммунистических лидеров вышеперечисленных республик СССР. Они
мобилизовали все властные ресурсы для нейтрализации национальной оппозиции. При
этом власть не стеснялась использовать самые крайние методы. Политический кризис
в Узбекистане, который длился с января по июль 1992 года, завершился победой
властей и полным поражением оппозиции. Партии "Бирлик" и "Эрк" были разгромлены.
Их деятельность запрещена.
После достижения политической стабильности руководство
республики приступило к осуществлению масштабных социально-экономических реформ,
которые на том историческом этапе поддержало большинство населения. Часть
лидеров и активистов оппозиционных партий эмигрировало, другая часть примкнула к
существовавшим мелким религиозным оппозиционным группам, остальные отошли от
политики.
Период с 1993 по 1997 годы стал временем относительного
политического затишья, которое дало основания руководству страны прийти к выводу
о том, что основные внутриполитические проблемы страны остались позади.
Трансформация оппозиции из национально-демократической в
религиозную. На рубеже 90-х годов в Узбекистане с разной степенью активности
проявили себя несколько религиозных групп и течений: "Акромиды" (создатель мулла
Акром, уроженец Ферганской долины), "Узун сокол" ("Длинная борода", основатель
мулла Фахритдин, умер в 1997 г. в возрасте 92-93 лет), "Адолат", "Ислом
лашкарлари", "Таблих", "Товба", "Нур". Действовали они в основном в Ферганской
долине - Наманганской, Андижанской и Ферганской областях. Были замечены и в
других регионах Узбекистана (Ташкент, Джизакская и Сурхандарьинская
области).
В 1990-1992 гг. эти группы вели себя довольно активно.
Проводили шумные собрания, митинги, шествия. В 1993-1994 гг. фактически перешли
на нелегальное положение. Существовали на пожертвования членов организации и
деньги, присылаемые из-за рубежа от родственных или одноименных организаций и
исламских фондов. В основе пропаганды этих религиозных групп лежала идея
создания исламского государства. Их численность, как правило, не превышала
нескольких десятков человек. В лучшие времена в некоторых организациях
насчитывалось до 300 человек.
Большого влияния на внутреннюю политику эти организации
не оказывали. Но нервы властям потрепали изрядно. В целом лидерам исламистов
"первой волны" не хватало образованности и кругозора. К середине 90-х годов
деятельность религиозных организаций тихо сошла на нет.
Период с 1993 по 1997 годы стал временем глубокой
трансформации оппозиции. Произошло объединение наиболее активных и амбициозных
противников власти вокруг ислама. Бывшие активисты и лидеры партий "Бирлик" и
"Эрк" слились с остатками религиозных групп. Они сумели привнести свежую струю в
деятельность зачахших было организаций.
Итогом проделанной интеллектуальной и организационной
работы стало появление совершенной новых организаций. Это были зачатки
Исламского движения Узбекистана и партии "Хизбут-Тахрир" ("Партия
освобождения"). Национально-демократический налет в идеологии исчез полностью. В
программе новых организаций речь шла о создании исламского государства
"Халифат".
К тому времени в стране сложились благоприятные условия
для роста влияния религиозных партий. Радикальные перемены происшедшие после
1991 года потрясли общество. Распад единой экономической системы, затем реформы
привели к резкому падению уровня жизни значительной части населения страны. В
середине 90-х годов многие уже осознали, что переходный период будет длительным.
Ситуация осложнялась еще и тем, что во второй половине 90-х годов в Узбекистане
начался демографический взрыв – население стало увеличиваться со скоростью около
500 тыс. человек в год.
Рост числа неимущих, безработица, перенаселенность,
отсутствие внятной и ясной перспективы для молодежи способствовал тому, что
определенная часть людей стала прислушиваться к активистам религиозных
организаций. Те, в свою очередь, указывали на то, что не будет хорошей жизни
"простым людям" до тех пор, пока не будет создано "правильное" то есть исламское
государство. В таком государстве все будут жить в достатке, не будет засилья
чиновников, не будет клановости, и каждый сможет проявить свои способности в
полной мере. Подобная пропаганда зачастую находила отклик, особенно в тех
случаях, когда исламисты готовы были платить деньги за участие в деятельности
организации. Деньги у них водились и немалые. За расклеивание листовок, например
можно было заработать 50-100 долларов. Неслыханные по сельским меркам деньги. В
отдаленных от столицы областях человек, зарабатывающий 10-15 долларов в месяц
считался преуспевающим.
В 1998 году исламская оппозиция осмелела настолько, что
перешла от нашептываний в мечетях и на базарах к широкой агитации и пропаганде
радикальных исламских идей. В кишлаках и городах стали появляться листовки.
Молитвы в отдельных мечетях Ферганской долины стали напоминать политические
собрания. Исламисты били по наиболее слабым местам власти: клановость,
коррупция, бедность населения и т.п. Листовки стали появляться и в Ташкенте. В
некоторых районах прошли акции протеста против экономической политики и
самоуправства местных властей. Произошло несколько убийств местных сотрудников
правоохранительных органов и администраций по политическим мотивам. Исламисты,
несмотря на риск, стали даже выходить на представителей СМИ в Ташкенте, пытаясь
увлечь их перспективой получать информацию из первых рук и, таким образом,
сделать из них союзников.
Осознав масштабы опасности, власти ответили активизацией
деятельности Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности.
Были проведены аресты подозреваемых в причастности к деятельности религиозных
организаций, закрыто множество сомнительных мечетей, усилена агентурная работа,
повышено внимание к деятельности официального духовенства. В ряде районов
кампания против исламистов сопровождалась крайностями. Многих людей сажали под
стражу без веских оснований, в Ферганской долине установился негласный запрет на
ношение бороды.
Вопросами религиозной ситуации в стране, помимо силовых
ведомств, вплотную стали заниматься Министерство по делам религий и Институт
стратегических исследований при президенте. Перед этими ведомствами была
поставлена задача в полном объеме изучить обстановку в стране, перспективы
развития террористических исламских организаций и возможные меры по ограничению
роста их влияния.
Организация "Хизбут-тахрир". В Узбекистане
"Хизбут-Тахрир" действует подпольно, как часть всемирной одноименной организации
возникшей в начале 50-х годов в Сирии. В научной литературе освещены
обстоятельства ее появления и история деятельности на протяжении второй половины
прошлого века. В Узбекистане партия сформировалась в середине 90-х годов. Ее
структура копирует классическое пирамидальное устройство классической
организации "Хизбут-Тахрир".. В Узбекистане руководителем организации является
"мутамад". Ему подчиняются региональные (в масштабе области) руководители –
"масул". Помощники "масула" - "мусоиды" отвечают за деятельность районых
организаций. Районы разбиты на отдельные участи и по некоторым данным деление
идет вплоть до махалли. Низовым звеном организации (на уровне махалли) руководит
"накиб".
"Накиб" и его помощники образуют "жихоз", в который
входят подчиненные ему "мушрифы" и рядовые члены организации. В зависимости от
численности "жихоза". Каждый "мушриф" может руководить одной или несколькими
"халка" (отдельная группа, состоящая из 4-5 человек).
Финансирование деятельности "тахрировцев" происходит в
основном за счет самой организации. Каждый член обязан ежемесячно вносить
определенный взнос в копилку партии исходя из своих возможностей или получаемой
прибыли Взнос обычно составляет от 5 до 20% доходов рядового члена
организации.
В своей пропаганде активисты "Хизбут-Тахрир" опираются
на следующие книги:
- "Низомул Ислом" – система ислама;
- "Хизбут Тахрир тушунчалари" – понятие Хизбут
Тахриара;
- "Хизбут уюшма – сплоченное движение;
- "Халифалик" – книга о построении Халифата;
- "Демократия куфр низоми" - демократия - устав
неверных;
и еще около десятка подобных религиозных книг. Все они
составляют идеологическую платформу организации.
В отличие от ИДУ "Хизбут-Тахрир" придерживается
эволюционной теории построения исламского государства, через пропаганду и
увеличение числа последователей движения. Руководство организации время от
времени входило в контакт с лидерами ИДУ, однако, по имеющимся данным,
координации действий или объединения между этим двумя религиозными группировками
не произошло.
Несмотря на преследования властей, аресты многих членов
и руководителей движения, "Хизбут-Тахрир" существует и поныне. На место
арестованного "мушрифа", "накиба" или "мусоида", немедленно назначается другой
человек. По данным правоохранительных органов и спецслужб Узбекистана в конце
90-х годов численность "тахрировцев" росла в арифметической прогрессии.
Разумеется, данное обстоятельство не могло не вызывать тревоги властей.
По данным Независимой организации по правам человека в
Узбекистане (НОПЧУ) на август 2001 г. в тюрьмах и колониях РУ находилось около 5
150 членов партии "Хизбут-Тахрир". (Всего НОПЧУ считает, что в РУ на август
20001 г. находилось около 7 тыс. политических заключенных: помимо "тахрировцев"
1 600 осуждены за приверженость ваххабизму, 650 сторонников различных
радикальных течений ислама, около 200 членов светской оппозиции, бывших партий
Бирлик и Эрк).
Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Радикальная часть
исламской оппозиции. Выступает за насильственный путь создания исламского
государства. Лидеры и активисты партии принимали активное участие в гражданской
войне в Таджикистане. С тех пор поддерживали тесные связи с ОТО, в частности с
руководителем МЧС РТ Мирзо Зиеевым, командиром президентской гвардии Гафуром
Мирзоевым и другими. После своего организационного становления в конце 90-х
годов основные силы ИДУ в тот период осели в Тавильдаринской зоне Таджикистана.
Оружие и деньги на содержание отрядов ИДУ получали от таджикской оппозиции и
движения "Талибан" (Афганистан), а также от религиозных фондов и организаций
Саудовской Аравии и Пакистана. В лидеры ИДУ выдвинулись Джума Намангони, Тахир
Юлдашев, Зубаир Абдурахман.
Первые вылазки ИДУ относятся к 1997-1998 годам. Тогда в
Андижанской области РУ террористы осуществили несколько убийств. Однако впервые
они серьезно заявили о себе, когда организовали серию террористических актов в
Ташкенте 17 феврале 1999 года. В этот день в столице Узбекистана сработало пять
взрывных устройств, в том числе у здания Кабинета Министров и МВД. Погибло 19
человек.
Летом 1999-го боевики ИДУ вторглись в Сурхандарьинскую
область, затем в Баткентский район Киргизии. Следующим летом они повторили рейд.
Эти бессмысленные на первый взгляд рейды на самом деле преследовали вполне
определенную стратегическую цель – прорваться в Ферганскую долину. По расчетам
лидеров ИДУ в долине их должны были поддержать местные сторонники исламского
государства. Боевики ИДУ намерены был установить контроль над одним - двумя
районами региона и провозгласить исламское государство. В самой долине в
укромных местах были заготовлены склады с оружием и боеприпасами (между прочим,
около 10 из них так и не обнаружили до сих пор).
Учитывая то обстоятельство, что в Ферганской долине
значительная часть населения одобрительно или, по меньшей мере, сочувственно
относится к оппозиции трудно предсказать, как развивались бы события, если
боевикам удалось бы прорваться в регион.
Вторжение боевиков ИДУУ на территорию Узбекистана
заставило власти изрядно поволноваться. Потребовалось напряженные усилия,
терпение и время, чтобы выкурить боевиков, которые пытались использовать тактику
чеченских сепаратистов. В этот период вооруженные отряды движения насчитывали
около 1000 хорошо вооруженных боевиков. Это не считая потенциального
подкрепления в виде арабских наемников, боевиков таджикской оппозиции и движения
"Талибан".
В 200-2001 годах возникла реальная угроза развертывания
широкомасштабных партизанских действий ИДУ против Узбекистана.
Исламская оппозиция на современном этапе. В конце 90-х
годов для Узбекистана сложилась крайне неблагоприятная ситуация. ИДУ и движение
"Талибан" грозили вторгнуться с юга. Внутри страны также было неспокойно.
Несмотря на внешнее благополучие, спокойствие и стабильность, были основания
серьезно опасаться за прочность устоев официальной власти в отдельных районах
Ферганской долины. По признанию высокопоставленного и весьма информированного
чиновника узбекской администрации во второй половине и в конце 90-х годов до 40%
населения Ферганской долины с сочувствие относились к исламских идеям, в том
числе к идеям радикального толка (для справки: в Ферганской долине на 4,5%
территории РУ проживает около 1/3 из 25 млн. населения республики). В этом
контексте позиция Ташкента, выражающаяся в поддержке действий США в Афганистане
и в целом в Центральной Азии, выглядит закономерно.
ИДУ приняло активное участие в боевых действиях на
стороне движения "Талибан". Джума Намангони был назначен заместителем Бен Ладена
и командующим северным фронтом талибов. В ходе боев, особенно в районе городов
Кундуз и Талукан ИДУ понесли большие потери. В СМИ сообщалось о гибели Намангони
(впрочем, эта информация позднее ничем не было подтверждена).
Во второй половине ноября руководство талибов, осознав,
что открытое сопротивление бесперспективно, изменило тактику. То, что в СМИ
назвали полным разгромом движения "Талибан" на самом деле, скорее всего,
является стремлением уйти от открытых столкновений с превосходящими силами
противника, затаиться, переждать неблагоприятный момент, сохранить наиболее
ценные и боеспособные силы. Не случайно до сих пор ни один из крупных лидеров
движения, не говоря уже о самом Бен Ладене, не схвачен. Часть талибов укрылись в
Пакистане, другие скрылись в горах. Значительная часть членов движения
превратились в так называемые "пуштунские отряды антиталибской коалиции".
Члены ИДУ также получили приказ сохранить силы и
раствориться где это возможно. По имеющимся данным, они скрываются в северных
провинциях Афганистана (в зоне ответственности таджикских полевых командиров), в
пуштунских районах Пакистана, в Таджикистане и Иране. Есть основания полагать,
что, несмотря на потери, основное ядро движения сохранилось и при благоприятных
условиях они снова активизируются. Тем более что над членами ИДУ, так же как и
над талибами в мусульманском мире витает ореол "героев-мучеников, бросивших
вызов самим США".
Движение "Хизбут-Тахрир" во время военных действий в
Афганистане ничем себя не проявило. Вероятно, его активисты также затаились,
опасаясь, что власти, используя благоприятную обстановку, решат провести новые
аресты.
Таким образом, на основе изложенного мы можем прийти к
следующим выводам.
1. К концу 90-х годов прошлого века в Узбекистане
сформировалась довольно сильная исламская оппозиция. Она не располагала
возможностями свергнуть существующий в республике строй. Но причиняла серьезное
беспокойство властям. Главное – число ее сторонников непрерывно росло.
2. Антитеррорестическая операция в Афганистане стала
сильным ударом по ИДУ. Однако говорить о том, что эта организация прекратила
свое существование преждевременно.
3. Организация "Хизбут-тахрир" в целом сохранила свои
позиции.
4. В Узбекистане сохраняется комплекс
социально-экономических, политических, религиозных условий, которые способствуют
сохранению и увеличению числа недовольных политикой властей. Этот потенциал, при
определенных обстоятельствах выливается в протест, выражающийся в религиозной
форме.
5. Помощь, которую США намерены оказать Узбекистану,
вряд ли приведет к исчезновению этих условий.
6. Предотвратить рост числа сторонников радикальных
террористических религиозных течений в Узбекистане, вероятнее всего, можно
посредством продуманной политики, направленной на:
- продолжение и успешное завершение переходного
периода;
- привлечение активных неформальных религиозных лидеров
на свою сторону;
- решительную борьбу с непримиримыми исламистами,
которые не видят иных путей, кроме развязывания гражданской войны в
республике;
- стабилизацию положения в Таджикистане и Афганистане,
дабы смутная обстановка не позволяла экстремистам в будущем превращать
территорию этих стран в плацдарм для религиозной экспансии.
Как видно не все из данных положений по силам
осуществить руководству Узбекистана. В то же время свою часть работы по борьбе с
терроризмом Узбекистан осуществляет и небезуспешно. Тем не менее, до полной
победы (если вообще она возможна) над религиозным террором далеко. Значит,
впереди предстоят новые схватки.
Дальше без «У»
06.05.2005.
Газета.ру
Узбекистан окончательно определился со своим политическим
будущим
Узбекистан окончательно определился со своим
политическим будущим. Молдавия как страна – председатель ГУУАМ получила сегодня
официальное уведомление Узбекистана о выходе из этой организации, которая
стремительно превращается в антироссийский клуб бывших советских республик.
Официальный выход Узбекистана из ГУУАМ для многих не
стал неожиданностью. То, что Ташкент меняет внешнеполитические приоритеты, стало
ясно после саммита стран – участниц сообщества, который прошел 22 апреля в
Кишиневе. Узбекская делегация на него не приехала. Сегодня власти Узбекистана
свое решение покинуть блок объяснили тем, что как раз кишиневский саммит
продемонстрировал, что ГУУАМ стал блоком сугубо специфической политической
направленности.
Содружество стран ГУУАМ, образованное в 1997 году
Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, фактически развалилось в 2000
году, когда в организации остались только Грузия и Украина.
Фактически союз прекратил свое существование, однако на
волне прокатившихся по этим двум странам революций блок было решено
реанимировать.
Изначально ГУУАМ неофициально считался альтернативой
СНГ, а некоторые политологи называли его откровенно антироссийским блоком, так
что членство в организации фактически означало готовность к конфронтации с
Россией. При этом если Грузия, Украина и Молдавия по разным причинам были на
подобную конфронтацию готовы и восстанавливали ГУУАМ именно как антироссийскую
коалицию, то более лояльным к Москве Азербайджану и Узбекистану пришлось делать
нелегкий выбор.
В результате Азербайджан свой выбор сделал в пользу
ГУУАМа. Правда, выбор этот пока не окончательный – хоть Ильхам Алиев и приехал
на кишиневский саммит, но сделал это в рамках двусторонних переговоров. В общих
мероприятиях, на которых звучали антироссийские призывы, он участия не принимал.
То есть Алиев явно продемонстрировали свое нежелание ссориться с Россией.
Президент Узбекистана Ислам Каримов к идее возрождения ГУУАМа отнесся еще более
холодно, отправив вместо себя представлять страну на саммите посла Узбекистана в
Молдавии. Причем Каримов предпочел уклониться от визита в Молдавию, несмотря на
уговоры посетившего его 20 апреля в Ташкенте премьер-министра Грузии Зураба
Ногаидели. Позиция Каримова довольно проста: проблема территориальной
целостности – приоритетная для остальных участников встречи – не актуальна для
этнически и экономически однородного Узбекистана.
Учитывая продолжающийся кризис в отношениях России с
большинством бывших союзников по СНГ, Ташкент после этого шага может
рассчитывать на вполне определенные экономические и политические дивиденды. В
первую очередь речь идет о желании самого Каримова сохранить за собой свое
президентское кресло. Поддержка же «революционеров» Виктора Ющенко и Михаила
Сакаашвили способна стимулировать активность узбекской оппозиции, которая и так
окрылена легкостью, с какой свершилась «цветная революция» в Киргизии. А это
небезопасно, особенно в преддверии президентских выборов в Узбекистане 2006
года.
Реакция других членов теперь уже ГУАМа на демарш
Узбекистана пока не известна. О получении уведомления о выходе Узбекистана из
организации сообщили представители администрации президента Молдавии Владимира
Воронина (после прошедшего саммита Молдавия стала страной-председательницей
ГУУАМ, сменив на этом посту Грузию). Комментировать послание власти Молдавии
пока отказываются.
Kаримов учится на киргизских ошибках
10.05.2005.
Политком.Ру
Иван Ярцев
Региональная организация ГУУАМ понесла первую
утрату
Как и предсказывало большинство наблюдателей,
региональная организация ГУУАМ понесла первую утрату - из обозначающей ее
аббревиатуры выпала буква "У". Вчера вечером стало известно, что президент Ислам
Каримов поставил в известность Владимира Воронина, президента
председательствующей в этой организации Молдавии, что Узбекистан прекращает свое
членство в ГУУАМ, куда он вступил в 1999 году. Кстати, свое членство в ГУУАМ
официальный Ташкент приостановил еще в 2002 году и на последнем саммите этой
организации был представлен только своим послом в Молдавии. Ислам Каримов в
Кишинев не приехал, напротив, оказав весьма холодный прием грузинскому премьеру
Зурабу Ногаидели, который приехал уговаривать его принять участие во встрече
глав государств. По слухам, Каримов четко указал главе правительства страны
"революции роз", что не желает иметь ничего общего с теми, кто с подачи США
помогает готовить в Узбекистане очередную "цветную" революцию в преддверии
предстоящих в 2006 году президентских выборов.
Около месяца назад в Узбекистане сменился руководитель
местного отделения Freedom house, американской организации, которая оказывает
помощь становлению демократии в развивающихся странах и в то же время, как
показали события в Грузии, Киргизии, Сербии и на Украине, помогает оппозиции -
через нее финансируются некоторые акции протеста и деятельность оппозиционных
изданий. По официальной версии, бывший руководитель отделения этой организации в
Ташкенте Мьюса Север была переведена в другой регион мира на новую работу,
однако не исключено, что причиной стала слишком мягкая позиция госпожи Север по
отношению к режиму Ислама Каримова. В конце марта некоторые узбекские
оппозиционеры выдвинули против нее обвинение в разворовывании денег, идущих из
США на борьбу с узбекскими властями, а также в том, что глава узбекского Freedom
house вошла в сговор с режимом Каримова. В итоге на место Мьюсы Север была
назначена Бранка Сесто, прибывшая в страну еще в 2004 году. Кстати, в 2004 году
в стране прошли выборы в нижнюю палату парламента, которые ОБСЕ уже признало
недемократичными.
А уже 3 мая этого года у здания посольства США в
Ташкенте началась бессрочная акция протеста, участники которой выступают против
произвола властей и ухудшающегося, по их словам, социально-экономического
положения населения Узбекистана. Около ста человек выстроились в шеренгу вдоль
улицы напротив посольства, развернув плакаты с требованиями защитить их от
нищеты, безработицы, судебных преследований и произвола милиции. При этом
некоторые из собравшихся выдвинули требование отставки правительства, президента
Ислама Каримова и премьер-министра Шавката Мирзияева. Многие из пикетчиков
прибыли в столицу страны из сельских районов, в основном из Кашкадарьинской
области, и теперь разбивают в центре столицы палатки. Таким образом, очевидно,
что, несмотря на нестабильность в Киргизии, которая установилась после бегства
Аскара Акаева, США рискуют помогать раскачивать ситуацию и в Узбекистане. Ведь
очевидно, что использование выходцев из самых бедных и, кстати, исламизированных
районов страны для переворота - это повторение киргизского сценария. И это
несмотря на то, что тут риск прихода после революции к власти исламистов
значительно выше, чем в соседней значительно более светской Киргизии.
Тем временем, Каримов готовится к выборам 2006 года уже
проверенными на постсоветском пространстве методами - поднимает пенсии и
индексирует зарплаты. Тут надо отметить, что ни Акаеву, ни Януковичу это в свое
время не помогло - ведь митинговать выходят те, кто этих денег от государства не
получает. Да и заплатить за революцию западные спонсоры могут значительно
больше, нежели смогут добавить к зарплатам и пенсиям власти небольшой и не
слишком богатой среднеазиатской республики.
В то же время Каримов как бы предупреждает Запад о
возможности не демократического, а исламского переворота в Узбекистане,
увеличивая количество процессов над арестованными на территории страны
исламскими террористами, принадлежащими, в первую очередь к связанными с
"Аль-Каидой" организацией "Хизб-ут-Тахрир" и "Исламским движением Узбекистана".
В то же время в отличие от Аскара Акаева который и последние месяцы своего
президентства, несмотря на откровенную подрывную деятельность со стороны
посольства США, старался балансировать между Штатами и Россией, Ислам Каримов
все более открыто делает ставку на Россию как на более надежного и
предсказуемого партнера, который не будет делать вид, что одна его рука не
знает, что творит другая, и параллельно помогать оппозиции.
Отказ от участия в ГУУАМ - это завершающий этап дрейфа в
сторону России, поскольку политика всегда идет вслед за экономикой. Ранее
Узбекистан в сфере торговли все больше склонялся к ориентации на Россию, в
частности если ранее в нефтегазовой области эта страна проводила независимую
политику и старалась избежать зависимости от Москвы, то теперь, подписав
контракт с "Газпромом", практически перестала конкурировать с Россией не внешних
рынках. То же самое можно сказать и о военной сфере, в которой еще не так давно
Узбекистан ориентировался на США, где закупалась значительная часть вооружений
(кстати, в Узбекистане самая боеспособная армия в Средней Азии, как считают
эксперты). Сегодня военные контакты с США сводятся к минимуму. Таким образом,
Каримов надеется получить надежную поддержку в Москве, чтобы Россия поддержала
любые его действия в случае начала "цветной революции" вплоть до силового
уничтожения оппозиции, в чем, по словам зарубежных правозащитников, узбекский
президент не очень стеснялся и раньше.
Беспрецедентный протест в Андижане
12.05.2005.
Би-би-си
Дженни Нортон (Андижан)
Каждый
день родственники и сторонники обвиняемых собираются у здания суда
В узбекском городе
Андижане продолжается акция протеста у здания суда, в котором судят 23 местных
бизнесмена. Их обвиняют в принадлежности к экстремистской религиозной группе.
ами подсудимые и их родственники решительно отвергают
все обвинения.
В среду слушания в суде официально завершились, и
приговор ожидается со дня на день.
Акция протеста в Андижане стала практически
беспрецедентной демонстрацией непокорности в одном из самых авторитарных
государств центральной Азии.
Мирная
демонстрация
Ничего подобного раньше здесь не видели. Каждый день вот
уже четыре месяца подряд родственники и сторонники обвиняемых собираются
напротив здания андижанского суда.
Сначала их было немного, но по мере того, как судебные
слушания приближались к окончанию, к акции протеста присоединялось все больше
участников. В последние два дня здесь было уже около 3 тысяч человек.
Они ведут себя тихо, спокойно и организованно. Нет
никаких плакатов. Просто люди собираются на тротуаре через дорогу от здания
суда. Здесь поставлены скамейки для пожилых людей, есть также место для матерей
с детьми.
Все они одеты нарядно, мужчины - в темных костюмах и
тюбетейках - сидят с одной стороны, а женщины - в длинных платьях и ярких
платках - с другой.
Организаторы раздают демонстрантам продукты и воду. Есть
и люди, которые следят за безопасностью - мужчины в темных очках и с
переговорными устройствами постоянно следят за происходящим.
Все, с кем нам довелось поговорить, подчеркивали, что
это - мирная демонстрация и что делается все возможное для того, чтобы она и в
дальнейшем проходила мирно.
"Люди здесь должны научиться добиваться своих прав
цивилизованным путем. В насилии нет никакой необходимости... Однако молчать тоже
больше нельзя", - говорит Рустам Собитов, родственник одного из обвиняемых.
Обвинения
Все 23 обвиняемых являются местными бизнесменами. Многие
из них владеют магазинами или фабриками, производящими самые разные товары: от
строительных материалов и мебели до кондитерских изделий.
Среди участников акции протеста многие молодые люди -
бывшие работники этих предприятий. Они лишились работы после ареста их
владельцев.
Родственники говорят, что многие обвиняемые помогали
городу. Они организовывали классы по освоению компьютеров, помогали старикам и
бедным.
"Моих сыновей обвиняют в ужасных вещах", - говорит
Рахбархан Шакирова, мать двоих обвиняемых. "Они хотели только улучшить жизнь в
Узбекистане, сделать так, чтобы все мы могли нормально жить, как нормальные
люди".
Родственники обвиняемых отвергают обвинения в
религиозном экстремизме, которые выдвигаются против их близких. По их словам, их
судят, потому что они независимые и видные члены общины.
Нет практически никакой информации об "Акрамийи" -
группе, в принадлежности к которой их обвиняют. Многие подсудимые говорят, что
никогда не встречались с Акромом Юлдашевым, которого власти считают лидером этой
группы.
В начале недели группа родственников обвиняемых решила
подать в суд на одну местную газету, которая поместила статью об "Акрамийи". По
их словам, в ней много неточностей и она может повлиять на решение суда.
Беспрецедентная акция
Не в первый раз жители Узбекистана выходят на акции
протеста. В ноябре прошлого года из-за экономических проблем вспыхнули волнения
на рынках в нескольких городах страны.
В начале мая полиция в столице вмешалась, чтобы
прекратить протест демонстрантов, разбивших несколько палаток у здания
посольства США.
Но впервые в Узбекистане акция протеста так хорошо
организована.
Андижанские демонстранты четко излагают свои позиции,
сохраняют порядок и ведут себя достойно. Они подчеркивают, что их протест не
направлен против правительства. По их словам, они просто хотят справедливости
для своих близких.
У многих, с кем мы говорили, на скамье подсудимых
сыновья, братья или отцы. Они рассказали нам о том, что в городе еще несколько
человек арестованы, и что в ближайшее время готовится еще несколько судов.
После разговоров с ними становится понятно, что это
люди, которых довели до крайности. Они лишились и своих близких, и всего, что
имели. Они больше не боятся выступать, потому что им нечего терять.
И хотя еще слишком рано говорить о революциях, то, что
происходит в Андижане, не может не вызвать отклика по всей стране.
Узбекистан на пороге гражданской войны
13.05.2005.
КМ.РУ
Владимир Внук
Факты:Судебный процесс над
23 членами религиозной организации "Акромия" начался 10 февраля 2005 г. в суде
Андижана. Членов "Акрамия" обвиняют в посягательстве на конституционный строй
Республики Узбекистан посредством организации преступного сообщества,
распространения материалов, содержащих угрозу общественной безопасности,
создания религиозных экстремистских организаций. Все дни, когда проходили
судебные заседания, к зданию андижанского городского суда приходили горожане,
протестующие против ареста бизнесменов. В среду, 11 мая, когда должны были
вынести приговор, перед зданием суда собралось еще больше народа, по некоторым
данным - от 700 до 2 тыс. человек. В ночь с четверга на пятницу вооруженные люди
захватили тюрьму Андижана и выпустили заключенных.
Ситуация в Узбекистане сегодня резко обострилась. Город
Андижан оказался захвачен восставшими. В настоящее время правительственные
войска окружили город, не исключено, что в ближайшее время будет предпринята
попытка штурма. Представители штаба восставших обратились к руководству России с
просьбой выступить посредником на переговорах с властью.
Детонатором волнений послужил судебный процесс по делу
23 бизнесменов, обвиняемых по делу нелегальной религиозной группы «Акромия». В
среду, 11 мая, когда должны были вынести приговор, перед зданием суда собралось
еще больше народа, по некоторым данным - от 700 до 2 тыс. человек. Однако
ситуация окончательно вышла из-под контроля ночью, когда группа людей штурмом
взяли городскую тюрьму и выпустили на свободу несколько тысяч заключенных.
Силовым структурам не удалось удержать контроль, и вскоре повстанцы захватили
центральную площадь города и здание местной администрации. По предварительным
данным, в результате беспорядков погибли девять и ранены 34 человека, однако,
скорее всего, реальное количество жертв намного больше. Если до вчерашнего дня
протестующие не выдвигали никаких политических требований, то уже сегодня стало
известно, что демонстранты намерены добиваться отставки президента Ислама
Каримова и правительства Узбекистана. Однако велика вероятность, что официальный
Ташкент постарается решить проблему силовым способом: к Андижану выдвинуты
подразделения вооруженных сил, они окружили центр города.
Правительственные
войска окружили Андижан
Не станут ли события в Андижане своеобразным
катализатором для Узбекистана? Имеет ли место очередная «оранжевая революция»
или это всего лишь местный конфликт? Есть ли связь между событиями в Узбекистане
с недавними событиями в Киргизии? С такими вопросами корреспондент KMnews
обратился к заведующему отделом республик Средней Азии
Института стран СНГ Андрею Грозину.
Господин Грозин говорит: "Проводить прямые параллели
между киргизским переворотом и событиями в Андижане, не совсем оправданно. Я
думаю, что в ближайшей перспективе Каримов подавит это выступление. Но есть и
общие тенденции. Необходимо отметить выход Узбекистана из ГУУАМ, определенный
крен Каримова в течение последних полутора лет в сторону ослабления зависимости
страны от Запада, заключение в прошлом году российско-узбекского договора о
стратегическом партнерстве. Кроме того, в последние месяцы в узбекских СМИ
прошел целый вал публикаций, довольно критически оценивающих роль Запада в
«бархатных революциях». А поскольку вся пресса Узбекистана выражает точку
зрения политического режима, эта информационная кампания могла быть
санкционирована только на самом верху. Есть и другие моменты, которые указывают
на потепление российско-узбекских и охлаждение узбекско-американских отношений.
Можно отметить сложные, дошедшие порой до разрыва отношения Узбекистана с
международными финансовыми и экономическими институтами (ЕБРР, Всемирным Банком,
МВФ, Фондом Сороса). Также надо отметить расширение российского бизнеса на
узбекской территории, например, крупные соглашение между «Газпромом» и
Узбекистаном по освоению Кандымской газовой группы месторождений, соглашение
между «Лукойлом» и Узбекистаном. Наблюдаются положительные изменения в области
военно-технического сотрудничества. Иными словами, в течение последнего времени
проявилась тенденция, которая вряд ли удовлетворяет определенные круги на
Западе».
На вопрос корреспондента, что представляют собой члены
группы «Акромия» эксперт заметил, что «об этой структуре сложно говорить,
поскольку каких-либо достоверных данных о ней не существует. На мой взгляд,
правы оппоненты официального Ташкента, которые утверждают, что эта секта
является виртуальной организацией, и на самом деле речь идет о банальной попытке
отъема бизнеса. Эти 23 человека, которые находились на скамье подсудимых,
являются крупными по местным меркам предпринимателями. У всех них бурно
развивался бизнес, они в значительной мере не зависели от региональной власти.
Существует версия, что люди, близкие к силовым структурам и областному
руководству, просто попытались отнять этот бизнес».
Однако к каким последствиям может привести обострение
ситуации в Андижане? Как отметил А.Грозин, «Андижан может стать зажигалкой,
который взорвет пороховую бочку в Ферганской долине - бедном, депрессивном,
перенаселенном регионе. Если события пойдут по самому негативному сценарию,
можно даже ожидать дробление страны на ряд регионов. Сейчас страна разделена по
территориальным кланам. Можно выделить Ферганскую долину - это территория
опорная для ферганского клана, в которую входят андижанский и наманганский
субкланы. Это, разумеется, Ташкент, а также Самарканд и Бухара, к которым
примыкает Джизак. Необходимо также учитывать, что самаркандско-бухарский клан в
значительной мере неузбекский, в его состав входят таджики и потомки персов.
Между тем многие в Узбекистане считают, что наиболее «чистыми узбеками» является
население Ферганской долины. В данном контексте надо учитывать, что население
Ферганской долины наиболее исламизировано, вследствие чего местные кланы могут
попытаться создать если не халифат, то какой-то эмират. И если стихия в
Ферганской долине выйдет из-под контроля, тогда даже у нынешнего жесткого,
авторитарного режима Каримова может не хватить ресурсов для ее подавления. Тогда
все это перекинется на сопредельные территории, и киргизский вариант, в
частности, погромы, имевшие место 24 - 25 марта, покажутся детской забавой».
Сбудется ли такой пессимистичный прогноз? Сегодня на
сайте Фергана.ру опубликовано обращение представителя штаба восставших, в
котором содержится призыв к руководству России и лично президенту В.Путину
вмешаться в ситуацию и выступить посредником на переговорах с властью. Очевидно,
многое будет зависеть от позиции властей Узбекистана, равно как и от действий
восставших. В любом случае, все политические силы в республике обязаны отдавать
себе отчет в том, что местный конфликт может спровоцировать конфликт
национального и даже регионального масштаба.
Ферганский котел взорвался
13.05.2005. ИА
РосБалт
Виталий Хлюпин
То, о чем давно предупреждали специалисты, случилось.
Ферганская долина рванула. Крышку с Ферганского котла, которую столько лет,
напрягая последние силы, держал президент Узбекистана Ислам Каримов, сорвало.
Пар пошел. Кровавый пар.
Как по заказу, в продолжение "неожиданной" киргизской
революции, случился не менее неожиданный узбекский бунт. На самом деле -
неожиданный ли?
Движение (другие называют сектой) "Акромия" - "главное
подозреваемое" в организации смуты - возникло еще в середине 1990-х годов, как
молодежное, призывавшее к обновлению и очищению, как религиозному, так и
светскому. Спустя 15 лет молодежь подросла. Часть ушла в бизнес, причем весьма
успешно. Часть ушла в веру и исламское движение сопротивления - "Хизб-ут
Тахрир", а также Исламское Движение Узбекистана (ИДУ). Основатель и лидер
мини-партии "Акромия" Юлдашев давно арестован и сидит в тюрьме. Сама "Акромия",
а подобных "партий" в начале-середине 1990-х годов в Ферганской долине было
несколько, признаков жизни до последнего времени почти не обнаруживала.
Однозначно квалифицировать "Акромию" как
радикально-исламскую группировку/секту нельзя - это явное упрощение. Здесь дело
сложнее. "Акромия", скорее, регионально-клановая структура, протест которой был
направлен, в большей степени, на режим Каримова и его наместников (хокимов), то
есть на засилье "самаркандского клана". Конечно, агитация имела и исламскую
составляющую, но это не главный фактор и, тем более, не причина "взрыва".
Эколого-демографическая ситуация давно уже поставила
Андижан, как и всю Ферганскую долину, на грань выживания. Нет свободной земли,
зато переизбыток населения. 70% современного населения долины - это безработные
и малообразованные дети и подростки. Ферганской элите и так не сладко в таком
окружении, а тут еще прессинг хокимов, силовиков, налоговиков, Ташкента - а в
Ташкенте нынче правит "самаркандский" клан Каримова, с которым боролись за
власть в стране и отцы и деды нынешних "акромистов".
В конце прошлого года очередным героическим усилием СНБ
Узбекистана был раскрыт очередной государственный заговор: в Андижане
арестованными оказались 23 едва ли не самых крупных местных бизнесмена. Были ли
они мусульманами - несомненно, были ли они исламскими радикалами - вызывает
сомнение.
Но они легко могут ими стать и сделать радикалами свою
"пехоту" - всю эту "республику ШКИД" узбекских малолеток, от Намангана до
Ферганы.
Радикализация в Центральной Азии - вообще явление
стремительное и вирусоподобное. Сегодня он мирный ошпоз (варщик плова), завтра
он тем же длинным ножом и столь же меланхолично тычет в живот солдату.
Важно понять - "восстание Акромии" - это не просто бунт
исламистов, и не только протест местных элит - это прорыв на поверхность
политического ковра жуткой подспудной грызни за власть, за кресло преемника
стареющего Ислама Каримова.
Специфика сегодняшнего момента - резкое обострение
внутриэлитной напряженности вокруг плана передачи власти дочери президента -
Гульнаре Каримовой. Данный сценарий, по поручению отца, видимо, осуществляет
глава СНБ Рустам Иноятов, который параллельно пытается решить в свою пользу и
давний спор за лидерство среди "силовиков" с главой МВД Узбекистана Закиром
Алматовым. Так получилось, что Алматов - выходец из пограничных с Казахстаном
регионов (его жена - казашка), имеет репутацию (во многом, созданную Иноятовым)
"инородца, чуждого узбекским интересам". Вместе с тем, у Алматова достаточно
прочные связи с "ташкентским" кланом, который имеет свои кандидатуры "преемника"
- например, первый вице-премьер Р.Азимов.
Следует напомнить о том, что триада современной
узбекской государственности - это сосуществование трех "больших" кланов:
"самаркандцы", "ферганцы", "ташкентцы". Единственная, главная и корневая
опасность правящему режиму Ислама Каримова ("Самарканда") - возможный союз
против него двух оставшихся кланов.
В этих условиях Иноятов объективно заинтересован в
ослаблении позиций Алматова путем провоцирования локального конфликта, дабы
обвинить потенциально самый опасный "ташкентский" клан в нелояльности, а
Алматова - в подстрекательстве.
Второй момент: помимо "ташкентцев", планам
Каримова-Иноятова могут помешать еще и "ферганцы", которые в данный момент
крупных фигур не имеют, но обладают мощными родо-племенными структурами,
свободным капиталом и опытом реактивной мобилизации в случае "стихийных"
беспорядков по типу Узгенской войны с киргизами или ферганских погромов
турок-месхетинцев.
Общий интеллектуальный уровень вождей "ферганцев" -
Салима Абдувалиева, издающего в Москве красочный журнал "Высшее общество" со
статьями про самого себя - однозначно показывает, что это люди, мягко скажем...
мало предсказуемые. Их могут подставить, разыграть, спровоцировать, но, что
самое страшное, они и сами могут отважиться на "свою игру".
Учитывая вышеизложенное, подлинную природу последних
узбекских событий однозначно идентифицировать сложно. Вполне ясно с "кучей
соломы" (аграрное перенаселение, армия безработных, внутриэлитная
напряженность), ясно со "спичкой" (непосредственно накалил ситуацию длинный и
дикий, как на заказ, процесс против 23-х "акромистов"), но можно только
догадываться - кто эту спичку к соломе поднес...
И совсем открытый вопрос - чем этот узбекский бунт, даже
в случае его скорого подавления, закончится...
Разделит ли Узбекистан судьбу Киргизии?
13.05.2005.
Российская газета
Евгений Арсюхин
Вырастет ли локальный бунт в Андижане, начавшийся этой
ночью, в настоящую революцию, пока не знает никто. Однако заведующий отделом
Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, уверен, что рано
или поздно Узбекистан разделит судьбу Киргизии.
РГ: Нет ли противоречия:
взорвалась и либеральная Киргизия, и тоталитарный Узбекистан, и в двух столь
разных странах люди требуют одного - свободы и работы?
Грозин: Узбекистан еще не взорвался - у президента
остаются возможности подавить мятеж, который носит пока локальный характер.
Кроме того, я убежден, что Каримов, в отличие от Акаева, так быстро из страны не
убежит, и будет бороться до конца. Да и узбекские силовые структуры эффективнее
киргизских: они многочисленнее, и в них работают люди, лично обязанные власти. В
Узбекистане вообще очень много людей, которые будут отстаивать режим Каримова до
конца, чего не наблюдалось в Киргизии.
Общее же для этих стран то, что экономические и
политические модели, выстраиваемые там и там, изначально неэффективны. И у
Каримова, и у Акаева - одна большая президентская семья, которая все
постсоветские годы пытается перестроить под себя глубоко клановую структуру
элит. И Каримов, и Акаев, и Назарбаев, и Рахмонов - делали и делают одно и то
же, и везде президент - арбитр и главный "начальник". Так вот, именно этот путь
оказывается в конечном итоге бесперспективным. Несмотря на различия в степени
жесткости управления обществом между Киргизией и Узбекистаном, идея одинакова,
похожим окажется и их будущее.
Конечно, авторитарные режимы более устойчивы к
потрясениям вроде "бархатных революций", чем либеральные. Однако если сейчас
власти удастся задавить бунт в Андижане, следующая вспышка может случиться и
через месяц, и через год. Даже авторитарный режим не успевает реагировать на все
вызовы.
РГ:
Накануне Узбекистан порвал с блоком ГУУАМ, проамериканской структурой, и
некоторые заподозрили в андижанских событиях реакцию на это Запада…
Грозин: Я бы не исключал такой возможности. Дело ведь не
только в том, что Каримов послал в Кишинев заявление об официальном выходе из
ГУУАМ. В течение последнего года Узбекистан демонстрирует явное охлаждение
интереса к партнерству с Западом, и в первую очередь с США. Это выразилось и в
напряженных взаимоотношениях с международными финансовыми и экономическими
структурами, таким как ВБ или ОБСЕ, и в явном потеплении российско-узбекских
отношений, наконец, в осуждении "бархатных революций" в других странах СНГ.
Показательна и отставка министра иностранных дел Сафаева, который многими
воспринимался как проамериканская фигура. Курс Ташкента на отказ от безоглядного
партнерства со Штатами явно замечен на Западе, и вполне возможно, что там
сделали вывод: политику по отношению к Ташкенту надо ужесточить. Это видно и по
высказываниям некоторых конгрессменов США, и по целому валу критических
публикаций о состоянии прав человека в этой стране.
И, хотя Ташкент не трогает иностранные военные базы,
очевидно, что назревает недовольство излишней самостоятельностью Каримова.
Вероятно, уже сделан вывод о том, что фигуру президента пора заменить. Есть ли
андижанские события следствие такого решения, сказать пока сложно, но исключать
такую возможность не следует.
В Узбекистане возможно только силовое решение кризиса
13.05.2005.
РБК
МИД Узбекистана утверждает, что власти страны полностью
контролируют ситуацию в Андижане. "Все государственные учреждения работают в
обычном режиме", - заявляют в пресс-службе МИД. В то же время независимые
источники сообщают, что в центре Андижана вооруженными людьми захвачено здание
администрации области, а вокруг него проходит митинг.
На стихийном митинге раздаются призывы к отставке
правительства и президента Ислама Каримова. По последним данным,
правительственные войска открыли огонь по демонстрантам. В результате три
человека погибли, передает AP. Есть предположение, что боевики, захватившие
ночью тюрьму и здание Службы национальной безопасности, принадлежат к числу
родственников и сторонников так называемых "акромистов" (полулегальная
религиозная группа, которую обвиняют в антигосударственной деятельности).
По мнению действительного члена Академии политической
науки Игоря Яковлева, любая революция, даже если ее не экспортируют, является
соблазнительным образчиком для использования в других стран. Аналогично
происходит и в наше время. Фактически же речь идет о том, что происходит
революционная ротация элит в бывших республиках СССР, а особенно это касается
той элиты, которая принадлежала к партийной и советской номенклатуре. Достаточно
вспомнить – Шеварднадзе, Кучма, теперь - Каримов. Революционная активность масс
и оппозиции направлена именно в эту сторону".
Развивая свой тезис о насильственной ротации руководства
в бывших республиках СССР, Игорь Яковлев более подробно остановился и на фигуре
самого узбекского лидера: "Ислам Каримов, будучи представителем "старой гвардии"
является в определенном смысле знаковой фигурой на постсоветском
пространстве.
Это политический деятель не столь одиозный, как
Туркмен-баши, но его деятельность связана с созданием жесткого тоталитарного
режима. Этот авторитаризм привел к тому, что оппозиционными стали самые
разнообразные участки политического спектра. Сюда можно отнести и коммунистов, и
сторонников исламского фундаментализма, и людей, ориентированных на западные
ценности.
Подобного рода недовольство в условиях
центрально-азиатских традиций неизбежно приводит к жесткому сценарию развития
ситуации, при этом часто эта жесткость исходит от оппозиции, а не от правящих
сил. Аналогичные ситуации мы видели в Киргизии, теперь нечто подобное происходит
и в Узбекистане. В этой связи говорить о "бархатной" революции в данном случае
не приходится. Кровь уже пролилась – "бархата" нет, это уже "наждак".
Дальнейшие сценарии развития событий одинаково видят как
эксперты политические, так и эксперты в области безопасности. Так, И. Яковлев
без колебаний считает, что в этой ситуации власть возьмет (или сохранит) тот,
кто будет действовать более жестко: "По опыту стран СНГ мы видим, что у власти
остаются те люди, которые используют военную силу. Пример - Ельцин,
расстрелявший парламент. Теперь дело только в том, насколько решительным
останется Каримов, тем более что формальный повод в виде убитого на андижанской
площади солдата у него уже есть".
Аналогичного мнения придерживается президент ассоциации
ветеранов спецподразделения "Альфа" полковник Сергей Гончаров: "Каримов
понимает, что ситуация вызвана общей нестабильностью в регионе. И что очень
многие силы заинтересованы в его смещении. Это отголоски революции в Киргизии.
Фактически, Каримов находится в положении Акаева. Вопрос стоит прямо – стрелять
в народ или нет? Каримов сейчас взвешивает, насколько верны ему армия и силы
безопасности. И если убедится, что верны, если на его стороне будут ключевые
люди – он не раздумывая применит силу".
У Каримова нет выбора
13.05.2005. Новая
политика
Максим Артемьев
Исламский бунт в Ферганской долине
События развиваются по закону непреднамеренных
следствий. Директор ФСБ Николай Патрушев, выступая перед парламентариями в
четверг, рассказал о работе неких западных сил, финансирующих и организующих
переворот в Белоруссии. Возможно, он таким образом пытался помочь (как всегда в
последнее время получается у России, весьма неловко) Минску, дав понять, что
Москва с ним.
Но в Белоруссии пока все спокойно. Ситуация вряд ли
радикально изменится там в ближайшее время. Проехав на днях Брест, Минск,
Борисов, Оршу могу засвидетельствовать, – люди озабочены проблемами выживания, и
политикой не интересуются вовсе. Внешне же в славянской республике тишь и
благодать. Тот же приграничный Брест к праздникам был отмыт, покрашен,
приукрашен, и его центральная часть смотрелась как конфетка. На приграничном же
посту сотни машин пересекали польскую границу, отправляясь за товаром. То, чего
невозможно купить в Белоруссии, люди приобретают в Польше. Так что, чего им
жаловаться?
Наоборот, в Узбекистане, только что вышедшем из ГУУАМа,
случились беспорядки, по своему размаху превзошедшие все, что бывало там до сих
пор. На протяжении уже нескольких дней в Андижане – столице одной из трех
областей Ферганской долины, не прекращались стихийные митинги, организованные
родственниками находящимися в заключении молодых бизнесменов, обвиненных в
принадлежности к исламистской группировке "Акрамийя". Суд над ними должен был
олицетворять по замыслу узбекских властей, борьбу с терроризмом. Минувшей ночью
неизвестные захватили здание тюрьмы, выпустили из нее тысячи заключенных,
предприняли штурм городских органов власти.
Тут необходимо сказать несколько слов о месте
разворачивающейся драмы. Ферганская долина – сравнительно маленький регион. Вся
ее узбекская часть меньше Орловской области. Но в ней проживает почти семь
миллионов человек. На таком густонаселенном пространстве неудивительны
ожесточенные споры за землю, окрашенные в национальные и религиозные тона. Еще в
1989 г. там (в киргизской части, занимающей периферию долины) случилась кровавая
резня между узбеками, киргизами и турками-месхетинцами. Сегодня Ферганская
долина – потенциально самый взрывоопасный регион Центральной Азии.
Во-первых, в ней как нигде сильна проблема беспросветной
нищеты, обусловленной катастрофическим перенаселением, неразвитой экономической
и социальной структурой. Во-вторых, Фергана – район, где процветает воинствующий
исламизм. Именно оседлое земледельческое население, в отличие от потомков бывших
кочевников из других областей Узбекистана, является хранителем традиционных
мусульманских ценностей. В-третьих, буквально в нескольких километрах от
Андижана, в Оше и Джелалабаде только что случилась победоносная революция –
пример во всех смыслах крайне заразительный. Следует учесть, что и в Оше и в
Джелалабаде узбеки составляют в разных районах от трети до двух третей
населения. Именно пример их удачного восстания в марте явился катализатором
андижанских событий.
Что там происходит точно – достоверно никто не знает.
Режим Каримова с самого своего возникновения исповедует принцип информационной
закрытости и цензуры. Поэтому продвинутые жители Узбекистана, проживающие по
соседству с Андижаном в Коканде, Намангане и Фергане получают последние сведения
через лондонский сайт Би-Би-Си, а не через местные СМИ.
Ислам Каримов, разогнавший в 1992 году светскую
оппозицию – партии "Бирлик" и "Эрк", своими руками выковал себе оппозицию из
непримиримых исламистов. В борьбе с ним режим давно применяет самые беспощадные
средства. Но очевидных побед нет. Исламское подполье ширится, создает свои
законспирированные ячейки, и время от времени проводит теракты. Разорвать
порочный круг взаимного насилия никто не в состоянии. В отношениях с Западом и
Россией Ислам Каримов спекулирует темой "террористической" угрозы, страхуясь тем
самым от возможных санкций и получая поддержку. Но общественное мнение на том же
Западе все более склоняется к принятию определенных санкций против его
деспотического правления. Со своей стороны, Россия, крайне заинтересованная в
стабильности в Центральной Азии, не может слепо всегда и во всем поддерживать
узбекского президента, памятуя о киргизском опыте. Но в отличие от Киргизии у
нее нет возможных переговорщиков в стане оппозиции, загнанной в глубокое
подполье, и связанной, вполне вероятно, с "Аль Каидой". Для российской
дипломатии "Ферганская" проблема – труднейшая задачка, решить которую
одномоментно невозможно.
Если стратегия Запада заключается в том, чтобы побудить
официальный Ташкент к смягчению политики, переговорам с умеренными исламистами,
то в чем может состоять политика Москвы? Побуждение к большей демократии – не ее
стиль. Вооруженное вмешательство также не приемлемо. Остается молчаливое
выжидание.
Конечно, скорей всего, Ислам Каримов решится на открытое
и безжалостное подавление восстания по образцу подавления волнений в городе
Кванджу в Южной Корее в 1980 году. Отступать ему некуда.
Трагическим образом, ситуация в Узбекистане напоминает
ситуацию в Иране двадцатью пятью годами ранее. Шах Реза Пехлеви также проводил
курс на построение сугубо светского государства, и тоже подчас тираническими
методами. В результате инициатива оказалась в руках у исламистов во главе с
аятоллой Хомейни. Результат известен – массовые всенародные волнения по всей
стране, бегство шаха из страны, установление исламской диктатуры, по своим
зверствам далеко превзошедшей шахский режим.
Что могут натворить исламисты, дорвавшиеся до власти,
хорошо известно и из событий в соседнем с Узбекистаном Афганистане. Достаточно
помнить уничтожение талибами бесценного памятника культуры мирового значения –
исполинских статуй Будды в Бамиане. Это средневековое варварство было
осуществлено при помощи современнейших технических средств.
Так что для оптимистических прогнозов оснований очень
мало. Любое развитие событий сулит лишь новые страдания народу Узбекистана, и
новую напряженность на южных подступах к России, России совсем не нужную.
Исламисты восстали против Ислама
14.05.2005.
Коммерсант
Андрей Горенко
Президент Каримов подавил мятеж в Андижане
Вчера ночью в Ферганской долине Узбекистана началось
восстание. Его причиной стал суд над 23 андижанскими бизнесменами, обвинявшимися
в создании подпольной исламистской группировки. Митинги в защиту
предпринимателей переросли в бунт. Жители Андижана захватили тюрьму, городскую
администрацию и здание ГАИ. Полдня город находился во власти повстанцев, а затем
власти во главе с президентом Узбекистана Исламом Каримовым решили подавить
восстание. Точно подсчитать число погибших пока невозможно. Вечером МИД России
осудил "вылазку экстремистов" и выразил поддержку "руководству дружественного
Узбекистана".
Спор
хозяйствующих субъектов
История, приключившаяся с андижанскими
предпринимателями, в общем-то довольно типична для Узбекистана. О случаях
конфискации имущества у преуспевающих бизнесменов приходится слышать крайне
часто. Только в этот раз очередной "спор хозяйствующих субъектов" вылился в
полномасштабное восстание.
"Андижанское дело" началось еще в июне прошлого года. 23
предпринимателя, фактически весь костяк городского бизнеса, были арестованы по
обвинению в создании подпольной экстремистской группировки. Хотя все они
утверждали, что ни о каких тайных организациях ничего не знали, власти заявили,
что арестованные входили в группировку "Акромийя", названную так в честь Акрома
Юлдашева, известного андижанского бизнесмена, с 1999 года сидящего в тюрьме по
обвинению в организации государственного переворота.
Процесс над 23 андижанцами начался в феврале. С самого
его начала во время слушаний около здания суда собирались толпы родственников
обвиняемых. Участники небольших демонстраций (количество их участников не
превышало 100 человек) называли суд несправедливым, а дело – сфабрикованным
исключительно для того, чтобы конфисковать бизнес арестованных. Кроме того, как
родственники, так и адвокаты утверждали, что подсудимые не были экстремистами.
Большую часть своего времени они уделяли бизнесу, при этом, правда,
неукоснительно следуя религиозным канонам.
Развязка дела наступила на этой неделе. В среду прокурор
потребовал дать двоим подсудимым по семь лет лишения свободы, одному – шесть
лет, еще двоим – по пять лет, остальным – по три года лишения свободы. По мере
приближения процесса к завершению толпа родственников и сочувствующих возле
здания суда начала расти. В четверг сотрудники андижанских правоохранительных
органов попытались разогнать участников импровизированного пикета и конфисковали
у некоторых из них автомобили.
Как рассказывают жители Андижана, ближе к ночи толпа
отправилась к зданию ГАИ вызволять автомобили. Преуспев в этом, участники акции
решили не останавливаться на достигнутом и отправились оттуда к тюрьме,
освободили всех заключенных, в том числе 23 акромиста, и пошли к воинской части.
Взяв ее, мятежники отправились брать здания местного отделения службы
национальной безопасности. Она восставшим не сдалась; именно в ходе ночных боев
у СНБ появились первые жертвы – по разным данным, от девяти до двадцати человек.
К часу ночи был захвачен областной хокимият (администрация).
Восстание
К утру происходящее в Андижане уже перестало напоминать
рядовой бунт с захватом милиции и тюрьмы. Киргизская революция, к примеру, тоже
началась не в столице, а на юге страны, когда местные жители взяли
обладминистрацию.
Милиция из Андижана практически исчезла. На главной
площади начался митинг, в котором приняли участие около 100 тыс. человек. Была
установлена трибуна с микрофоном, на которую мог подняться любой.
Полдня продолжался этот митинг без лидера. Андижанцы,
обращаясь к согражданам, жаловались на бедственную жизнь и требовали отставки
правительства и президента Ислама Каримова. Каждый второй оратор говорил, что
никакие они не ваххабиты и не экстремисты, а просто хотят достойной жизни и
жаждут избавиться от надоевших властей.
Контролировать город и порядок в нем пытались дружинники
их числа восставших, в том числе родственники акромистов. Получалось это не
везде, в городе начались пожары: в центре города загорелись театр имени
Ахунбабаева и кинотеатр имени Бакирова. Утром мятежники предприняли еще одну
попытку взять здание СНБ – на полном ходу в забор врезалась пожарная машина. Все
же захватить здание восставшим не удалось, зато они взяли в заложники около 15
милиционеров и военных.
Восставшие пытались вооружиться и подготовиться к
обороне города от правительственных войск: одни искали оставленное сбежавшей
милицией оружие, другие разбирали кафельную плитку на площади.
Власти тем временем действительно готовились к
наступлению. С самого утра официальные источники информации заявляли, что
ситуация в Андижане под контролем. Войска тем временем плотно окружили город. На
всех подступах к нему были выставлены блокпосты. Заодно, чтобы противостоять
распространению "андижанского синдрома" на остальные области страны, в
Узбекистане было прекращено вещание всех зарубежных телеканалов, в том числе
российских. Одновременно местным интернет-провайдерам была дана команда
блокировать доступ к новостным ресурсам из России и зарубежья. Таким образом, не
исключено, что значительная часть населения Узбекистана пребывает в полном
неведении относительно событий в Андижане.
Официальные источники в Ташкенте сначала заявляли
российским информагентствам, что президент Ислам Каримов находится в Андижане и
пытается вести переговоры с восставшими. Глава государства никаких заявлений не
делал. Затем пресс-служба президента заявила, что в здании андижанской
администрации засели боевики, которые взяли несколько заложников и, "прикрывшись
детьми и женщинами, не идут ни на какой компромисс".
Между тем один из освобожденных из тюрьмы акромистов
связался из здания андижанского хокимията с информагентством "Фергана.ру" и
передал его редакции обращение к президенту России Владимиру Путину. От имени
восставших он просил Россию "вмешаться в ситуацию и выступить посредником на
переговорах с властью". "Мы не хотим массового кровопролития и жертв. Хотя
жертвы уже есть. С утра войска и милиция стреляли из БТР по женщинам. Есть
убитые и раненые среди мирных жителей. Но мы тоже захватили несколько пленных, в
том числе и работников милиции, снайперов, которые должны были нас всех
ликвидировать",– говорилось в обращении восставших.
Официальное заявление о том, что происходящее в Андижане
– вовсе не народное восстание, а акция кучки боевиков, которые к тому же взяли в
заложники женщин и детей, очевидно, являлось предвестием штурма. Ровно через час
после появления этого сообщения кольцо окруживших город бэтээров начало
сжиматься. По свидетельству узбекской журналистки Галимы Бухарбаевой, на площади
появилась бронетехника, началась беспорядочная стрельба и паника. Начался штурм.
Количество погибших в это время исчисляется десятками.
Одновременно со штурмом в Андижане начался ливень.
Продолжение следует
О том, кто контролирует город и что прогнало с площади
тысячи митингующих, дождь или пули, к вечеру так и не было известно. Зато
появились сообщения о перемещениях президента Ислама Каримова. Узбекский лидер
вечером прилетел в Андижан и обосновался в городском аэропорту. Именно там, по
данным источников Ъ, находится его командный пункт, из которого он управляет
подавлением восстания в Андижане.
В Узбекистане все хорошо помнят, что несколько месяцев
назад, еще до революции в Киргизии, Ислам Каримов позволял себе весьма
пренебрежительные заявления в адрес Аскара Акаева. Он открыто говорил, что
президент Киргизии сам виноват в том, что ситуация в его стране так накалилась,
потому что не смог вовремя задушить оппозицию. В словах узбекского лидера явно
просматривался намек на то, что в Узбекистане-то события, подобные киргизским,
невозможны.
Восстание в Андижане показывает, что узбекский президент
был не совсем прав. Восстание, отдаленно напоминающее киргизское, началось даже
в отсутствие лидеров – стихийно, на волне народного недовольства.
В современном Узбекистане действительно нет никакой
оппозиции; все политики, когда-либо осмеливавшиеся критиковать президента,
находятся либо за решеткой, либо в изгнании. Из-за того, что легальная светская
оппозиция полностью разгромлена, единственными действующими в стране
антикаримовскими силами являются подпольные группировки, по большей части
религиозные. Центром религиозной оппозиции режиму всегда являлась Ферганская
долина – самая густонаселенная часть страны, где наиболее сильны исламские
традиции. Все последние годы в Ферганской долине наблюдались ожесточенные
преследования исламистов. Обвинение в ваххабизме было крайне распространенным и
зачастую применялось к людям, которых было невозможно обвинить в чем-либо
другом. Репрессии против обычных верующих стали повседневным явлением, привели к
популяризации радикального ислама и окончательно подорвали позиции режима.
Уже сегодня утром станет известно, в чьих руках
находится Андижан. Однако даже если властям удастся отбить город, это еще не
гарантирует, что восстание завершится.
----------------------------------------
Хроника
андижанских событий 13 мая
5.10. Поступает первое сообщение о том, что в Андижане
группа вооруженных людей освободила из тюрьмы около 2 тыс. человек. К тюрьме
стянуты войска (BBC).
8.02. Вооруженные мятежники захватили здание
горадминистрации (РИА "Новости").
8.49. У здания мэрии собралась толпа митингующих
(BBC).
9.10. Президент Узбекистана Ислам Каримов вылетел в
Андижан (РИА "Новости").
10.00. По сообщению пресс-службы президента Узбекистана,
мятежники блокированы в двух районах города (ИТАР-ТАСС).
10.01. Мятежники требуют посредничества России в
переговорах с властями (РИА "Новости").
10.26. Пресс-служба президента Каримова: в результате
беспорядков 9 человек погибли, 34 ранены (ИТАР-ТАСС).
10.38. На митинге в Андижане люди требуют отставки
руководства страны (РИА "Новости").
11.15. Русский культурный центр: в Андижане закрыты
рынки, школы, перекрыт центральный проспект (РИА "Новости").
11.28. Власти заблокировали вещание иностранных и
российских телеканалов и работу сайта "Фергана.ру" (РБК).
11.55. По заявлению пресс-службы президента Узбекистана,
российские телеканалы продолжают вещание (ИТАР-ТАСС).
11.59. Силовики сообщают, что бойцы спецслужб взяли
штурмом здание, где укрывались мятежники ("Интерфакс").
12.14. В пресс-службе президента Узбекистана не
подтверждают информацию о штурме (РИА "Новости").
12.24. По информации источника в силовых структурах,
сбежавшие заключенные начинают сдаваться властям ("Интерфакс").
12.38. В Ташкенте обнародовано официальное сообщение о
событиях в Андижане. В нем сообщается о нападении на тюрьму и попытках завладеть
административными зданиями (ИТАР-ТАСС).
14.34. Пресс-служба президента сообщила, что Ислам
Каримов начал переговоры с участниками акции ("Интерфакс").
14.45. К Андижану стягиваются войска, готовится штурм
("Фергана.ру").
16.40. Солдаты начали стрелять, убиты три человека
(AP).
17.28. Представитель МВД Узбекистана заявил, что
стрельбу открыли участники митинга ("Интерфакс").
17.50. Мятежники выставили женщин и детей в качестве
живого щита вокруг здания горадминистрации (ИТАР-ТАСС).
18.15. По рассказам жителей города, из-за сильного дождя
на площади никого не осталось ("Фергана.ру").
18.31. Представители силовых структур Андижана проводят
совещание по вопросу нормализации обстановки ("Интерфакс").
19.27. Правоохранительные органы сообщили, что силовики
готовятся к штурму здания горадминистрации (РИА "Новости").
20.04. По словам источника в правительстве Узбекистана,
здание мэрии полностью освобождено от мятежников (Reuters).
21.04. Ислам Каримов вылетел в Ташкент (РИА
"Новости").
----------------------------------------
Теракты,
беспорядки и рейды боевиков в Узбекистане
1. 16-17 января 1992 года после либерализации цен в
Узбекистане в Ташкенте прошли "голодные бунты" студентов местных вузов. В
столкновениях с милицией, по официальным данным, погибли 2 человека, по данным
оппозиции – 15-20.
2. В декабре 1997 года в Намангане исламисты устроили
ряд терактов против властей.
3. 16 февраля 1999 года в Ташкенте прогремели взрывы у
Дома правительства, резиденции президента и Нацбанка. Погибли 28 человек, 351
ранен.
4. 17 февраля произошел взрыв у здания МВД страны. Во
взрывах обвинили Исламское движение Узбекистана (ИДУ).
5. В августе 1999 года до 700 боевиков ИДУ попытались
прорваться в Узбекистан из Таджикистана через Киргизию. Блокированы в Баткенском
районе Киргизии и к середине октября рассеяны киргизской армией.
6. 24 сентября 1999 года около 50 боевиков ИДУ пытались
прорваться в Ферганскую долину из Киргизии.
7. 15 ноября 1999 года 20 боевиков напали на
милиционеров в окрестностях города Янгиабад.
8. 5-24 августа 2000 года в Ферганской долине шли
упорные бои с боевиками ИДУ.
9. 7 июня 2001 года в районе Кураминского хребта
отражена попытка боевиков прорваться через границу.
10. 28 марта 2004 года в жилом доме в Бухарской области
прогремел взрыв (погибли 3 человека).
11. 28 марта 2004 года в Ташкенте совершено нападение на
сотрудников милиции (3 милиционера погибли).
12. 29 марта 2004 года смертница взорвалась на
ташкентском рынке "Чорсу" (погибли 19 человек, 30 ранены).
13. 30 марта 2004 года атакован милицейский блокпост в
15 км от Ташкента. Отступившие боевики засели в жилом доме, который был взят
штурмом.
14. 30 марта 2004 года в ташкентском пригороде Ялангач
смертница взорвала себя.
15. 1 апреля 2004 года в результате взрыва в жилом доме
в Бухарской области погибла 10-летняя девочка. Общее число погибших в терактах с
28 марта достигло 47 человек.
16. 30 июля 2004 года в Ташкенте прогремели взрывы у
генпрокуратуры Узбекистана, посольств США и Израиля. Погибли 3 человека, более
30 ранены.
17. 1 ноября 2004 года в Коканде произошли массовые
беспорядки рыночных торговцев.
18. 3 мая 2005 года перед зданием посольства США в
Ташкенте произошли стычки участников пикета с милицией.
|