Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №124(01.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
СТРАНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


БЕЛОРУССИЯ

 




Хроника

14 мая. По данным Федеральной таможенной службы России, в первом квартале 2005 г. среди основных торговых партнеров России Белоруссия сместилась со 2-го места на 6-е. Из-за введения нового порядка взимания НДС товарооборот между Россией и Белоруссией уменьшился на 8,7% (в стоимостном выражении).

15 мая. По информации Национального банка Беларуси за январь-апрель 2005 года физические лица в республике продали 810,1 млн. долларов США (на 16,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.), а купили 879,1 млн. долларов (больше на 37,7%).

15 мая. Завершилась длившаяся около пятнадцати лет работа над переводом четырех Евангелий на белорусский литературный язык. Такая работа была проведена несмотря на то, что большинство православных верующих в Белоруссии предпочитает молиться на традиционном церковно-славянском языке

16 мая. Делегация Палаты экономики Австрии и представители крупнейших австрийских компаний прибыли в Минск, где обсудили ряд совместных проектов с белорусской стороной.

16 мая. Президент США подписал дополнение к бюджету, согласно которому в 2005 г. белорусской оппозиции дополнительно выделено 5 млн. долларов.

16 мая. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии разработало страновую стратегию развития экспорта продукции АПК на 2005-2010 годы. Основной целью экспортной политики АПК определяется максимальное наращивание экспорта по всем товарным группам при сохранении традиционных рынков сбыта и освоении новых. Объем экспортных поставок организаций минсельхозпрода в 2005 г. планируется увеличить до 650 млн. долларов США. При этом основным внешнеэкономическим партнером республики останется Россия, куда в текущем году планируется экспортировать продукции на 583,1 млн. долларов.

16 мая. В Варшаве президент Литвы Валдас Адамкус назвал Белоруссию «серой зоной на карте демократии». Адамкус подчеркнул, что надо помочь Белоруссии достичь свободы и демократии.

17 мая. Россия выступила за вовлечение Минска в деятельность Совета Европы. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в Варшаве, где он принимал участие в саммите СЕ.

17 мая. В Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе встречи с членом Центрального военного Совета, начальником главного управления вооружения и военной техники Народно-освободительной армии КНР генерал-полковником Чэнем Биндэ высказал слова благодарности "всему руководству и народу Китайской Народной Республики за беспрецедентную поддержку Беларуси по всем направлениям, оказываемую на мировой арене".  Лукашенко высоко оценил также уровень торгово-экономического взаимодействия между Белоруссией и КНР. Китай является, по словам белорусского лидера, одним из приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Белоруссии. В ответ Чэнь Бинде подчеркнул, что общая сумма заключенных контрактов между двумя странами в военно-технической области составила за последние десять лет более 200 млн. долларов.

17 – 20 мая. В Минске прошла очередная выставка вооружений и военной техники «МИЛЕКС - 2005», в которой приняли участие более 120 предприятий из Белоруссии, России и Украины.

18 мая. В Астану с официальным двухдневным визитом прибыл президент Белоруссии Александр Лукашенко. В резиденции "Акорда" состоялась встреча Лукашенко с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Состоявшаяся встреча, по оценке белорусского лидера, призвана стать сигналом для активизации всестороннего взаимодействия двух стран. Стороны договорились, что будут поддерживать друг друга, чего бы это ни стоило. По обоюдному мнению президентов, наращиванию двустороннего торгово-экономического сотрудничества будет во многом способствовать урегулирование с Россией вопросов транзита. Лидеры Белоруссии и Казахстана договорились вести переговоры по этой проблеме с Россией. По итогам визита были подписаны два межправительственных соглашения о сотрудничестве в области развития топливно-энергетических комплексов и в сфере защиты информации, а также межведомственное соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта.

19 мая. Правительство Белоруссии по инициативе концерна "Белнефтехим" объявило, что намерено в ближайшее время централизовать экспорт производимых в республике нефтепродуктов. Предполагается, что будет создана единая структура, которая на основе биржевых технологий через электронные торги будет осуществлять экспортные продажи нефтепродуктов.

19 мая. Президент Польши Александер Квасьневский выразил сомнение в справедливости высылки польского дипломата из Минска и призвал ЕС помочь в защите польской диаспоры в Белоруссии.

19 мая. Новый циклон принес в Белоруссию сильные и продолжительные дожди и грозы. За первую половину мая по всей территории РБ, за исключением Гомельской области, выпало осадков больше обычной месячной нормы. Наибольшее количество дождей прошло в Витебской области, где в ряде районов выпало почти три месячные нормы осадков.

19 мая. Белорусская республиканская пионерская организация, которая объединяет в своих рядах более 400 тысяч мальчиков и девочек, отметила юбилей – 15 лет.

19 мая. С этой даты в Белоруссии владельцы и наниматели жилья в многоэтажных домах  будут платить «земельный» налог.

19 мая. Общее собрание акционеров ОАО "Белагропромбанк" освободило Александра Гаврушева от должности председателя правления банка. Такое решение акционеры приняли, учитывая итоги комплексной проверки банка Комитетом государственного контроля Белоруссии.

23 мая. Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Грызлов обратился с приветствием к участникам торжеств, проходящих в г. Ростов-на-Дону по случаю Дня славянской письменности и культуры, в котором, в частности, отмечалось, что «последовательным поборником осуществления чаяний граждан Беларуси и России выступает Парламентское Собрание, которое активно участвует в строительстве Союзного государства и поддерживает все инициативы, направленные на развитие интеграционных процессов, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе».

23 мая. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил, что Евросоюз весьма озабочен ситуацией в Белоруссии, которая не показывает признаков к улучшению.

23 мая. В Минск прибыла парламентская делегация Индии во главе с вице-спикером Народной палаты Чарнджит Сингх Атвал. Александр Лукашенко на встрече с вице-спикером  НП заявил, что Белоруссия полна решимости нарастить сотрудничество с Индией во всех областях. Для Белоруссии, по словам Лукашенко, отношения с Индией не просто приоритет из приоритетов, но и ориентир во внешнеполитической стратегии белорусского государства.

24 мая. Вступили в силу новые правила пересечения границ стран — участниц Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Теперь въехать на территорию России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, и Таджикистана возможно лишь при наличии заграничного, служебного, дипломатического паспортов, паспорта моряка и свидетельства на возвращение в государство. Однако согласно протоколу к соглашению между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан, граждане РБ могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территориях государств ЕврАзЭС по внутреннему паспорту без специальных отметок.

25 мая. Вопросы реализации Концепции развития банковской системы на 2001–2010 годы были рассмотрены на совещании у президента РБ Александра Лукашенко. Как подчеркнул Александр Лукашенко, нельзя допускать самоуспокоения, тем более пассивности в поисках резервов роста, наряду с положительными результатами в банковской сфере имеются определенные недостатки, в том числе и в реализации Концепции развития банковской системы на 2001–2010 гг.  Одна из ключевых проблем, по словам Лукашенко, - нехватка ресурсной базы банков. При этом Александр Лукашенко обратил особое внимание на сохраняющуюся высокую стоимость кредитных ресурсов.




Угрозы в адрес Минска обретают польские очертания

Александр Фадеев

Недавно президент США Джордж Буш, выступая в Международном республиканском институте, объявил о создании специального «корпуса активного реагирования» при госдепартаменте. Федеральные чиновники, став сотрудниками этой структуры, сосредоточатся на организации ускоренного перехода к демократии и рыночной экономике таких стран, как, например, Белоруссия. Сам Международный республиканский институт уже участвует в поддержке белорусской оппозиции. При содействии МРИ Польша, Литва и Латвия, по словам Буша, работают с лидерами гражданского общества в Белоруссии, «чтобы принести свободу в последнюю диктатуру Европы». Вообще на цели ударной «демократизации» мира в 2006 году в бюджете США были предусмотрены 124 миллиона долларов. Однако Джордж Буш запросил на эти цели дополнительно 1,3 миллиарда долларов (!).

Тот факт, что Белоруссия попала в американский «черный список» самых опасных и наиболее жестоких в мире режимов, объяснить, исходя из концепции самого президента Дж. Буша и госдепартамента США, не представляется возможным. Похоже, «великая коалиция свободолюбивых наций» в очередной раз обнаружила опасность не там, где следовало ее искать, и явно готовится ликвидировать ее. Между тем, Белоруссия никак не может быть зачислена в разряд террористических государств, или в группу стран, где у власти находится тиранический режим, обладающий самым опасным оружием массового уничтожения.

Кто хоть раз побывал в республике, тот никогда не скажет о белорусах, что это «озлобленное меньшинство, стремящееся навязать свою волю большинству». Последняя фраза, кстати, из характеристики Кондолизы Райс сил, на которые Соединенные Штаты Америки вместе с Европой просто обязаны обрушить свою объединенную мощь. Правда, белорусское руководство пытается сформировать государственную идеологию, но в ней не присутствуют идеи ненависти, угрожающие западной цивилизации. И, тем более, никому администрация Лукашенко свою идеологию не навязывает, экспортировать ее (по крайне мере на Запад) не собирается.

Да, в Белоруссии правит авторитарный режим, но он, хотя бы формально, выбран на законных основаниях. И уж точно это не фашизм, нацизм или имперский коммунизм, несущий угрозу западноевропейской и американской политической, экономической свободе.

Белоруссия только по одному определению попадает в категорию стран-изгоев – у нее в явном дефиците прогресс экономики и демократическое развитие, включая парламентаризм и свободу СМИ. Все это, опять же по идеологии госдепа США, просто обязано дать на  белорусской почве всходы терроризма и хаоса. Тогда уж вмешаются крупнейшие державы Западного альянса и установят в Белоруссии долгожданный порядок. Впрочем, белорусский кризис можно «ускорить»: спровоцировать правительственные власти на репрессии, а хаос инициировать извне.

Приоритетная роль в быстрейшей «демократизации» Белоруссии, что становится все более очевидным, отводится польскому воздействию на разрешение «белорусской проблемы».  Польша, в отличие от Белоруссии, явно пытается принадлежать к той же цивилизации, что и страны Западного альянса, готова быть на острие борьбы за смену политического режима в РБ. В этом она преследует и свои корыстные политические интересы.

 Во второй половине мая 2005 года Польша резко изменила свой курс по отношению к соседней Белоруссии. Ранее польская сторона демонстрировала достаточно гибкую и мягкую политику, стремилась всячески крепить партнерские экономические и иные трансграничные отношения с восточной соседкой. Теперь Варшава предпочла сбросить маску добрососедства и перейти к открытому, твердому отстаиванию польских интересов на Востоке.

Во второй половине мая сразу две комиссии польского сейма предложили ввести жесткие санкции в отношении белорусских властей, предусматривающие ограничения на въезд в Польшу для большой группы белорусских чиновников, представителей государственных СМИ, а также ограничения в сфере экономики. Помимо этого, «Гражданская платформа»  вынесла пакет антибелорусских санкций на обсуждение сейма, предложив парламенту утвердить обращение к правительству Польши о необходимости вынесения вопроса о «репрессиях» в отношении польского меньшинства в Белоруссии на обсуждение в структурах Евросоюза. Кроме того, выдвинуто требование утвердить список белорусских чиновников, судей и прокуроров, причастных к преследованию «Союза поляков в Беларуси», для ограничения их въезда на территорию Республики Польша.

Парламентарии предложили ЕС поддержать белорусскую оппозицию и одновременно рассмотреть набор санкций против Минска - от оказания политического давления до ограничительных мер в экономике. Планируется также учредить радиостанцию в Польше для вещания на территорию Белоруссии.

Президент Польши Александер Квасьневский 19 мая на встрече с лидерами Германии и Франции, в свою очередь, призвал Европейский союз защитить польское этническое меньшинство в Белоруссии. Квасьневский выразил озабоченность в связи с тем, что случилось в Беларуси (конфликт по поводу нового руководства «Союза поляков в Беларуси» между его функционерами и министерством юстиции РБ) и призвал ЕС использовать свою власть, чтобы «взять под контроль события, которые угрожают польскому этническому меньшинству в Беларуси».

Ну, пока белорусским полякам ничего не угрожает, хотя действительно министерство юстиции Белоруссии отказалось признать итоги VI съезда «Союза поляков на Беларуси». Официально было заявлено, что съезд прошел в нарушение устава этой общественной организации, и в его ход «вмешивались лица, не являвшиеся делегатами съезда». Из высказываний Александра Лукашенко вытекает, что этими лицами были сотрудники польского посольства в Минске. Однако, как представляется, белорусскую власть не устроила Анжела Борис, которая была избрана на мартовском съезде «Союза» лидером этой общественной организации. Минск, вероятно, надеялся провести в руководство «Союза поляков в Беларуси» более управляемого и лояльного президентской администрации функционера.

И все же раздутый польской стороной скандал вокруг «СПБ» далеко не случаен. Не было бы решения министерства юстиции РБ по поводу итогов VI съезда белорусских поляков, у Варшавы нашелся бы иной повод для активной поддержки соотечественников с определенной целью и далеко идущими последствиями.

В польских политических элитах утвердилось мнение, что нынешняя граница между Польшей и Белоруссией представляет собой разграничение двух государств по пресловутой «линии Керзона». И это – вопиющая историческая несправедливость, с точки зрения польских политиков, поскольку граница Второй Речи Посполитой с Белоруссией по условиям Рижского договора (18.03.1921) проходила до 1939 года гораздо восточнее рубежа Пинск - Барановичи. Сегодня границы ЕС и НАТО пытается отодвинуть на Восток Латвия, руководство которой предъявила России наглые претензии на часть ее территории. Что же говорить о Варшаве, которая вне всяких сомнений в случае «белорусского кризиса» твердо заявит свои требования по включению западных областей Белоруссии, где достаточно компактно проживает польское население, в состав РП. Эти территории всегда рассматривались Польшей как исторические земли на Востоке, и свой шанс вернуть их правящий класс РП не намерен упускать.

Польская внешняя политика на Востоке и в прошлом отличалась коварством и экспансией. Стоит только вспомнить опыт незаконного (в обход Лиги Наций) включения Вильно в 1922 году в состав Речи Посполитой. Тогда Пилсудский тайно приказал генералу Люциану Желиговскому организовать ложный мятеж Литовско-Белорусской дивизии (состояла в основном из белорусских поляков), занять Вильно и провозгласить создание «Центральной Литвы». Политически «самостоятельная» Центральная Литва сразу же попросила у поляков военной защиты, а затем и включения ее в состав Польши (вместе с Вильно). Сегодня сценарий может быть относительно схожим: сначала установление польской культурно-национальной автономии на западных землях Белоруссии, а затем провозглашение «самоопределяющейся Западной Белоруссии» и просьба нового государства о включении его в состав Республики Польша (по итогам референдума, например).

Нет никаких сомнений и в том, что вслед за «Союзом поляков на Беларуси» радикально изменится и позиция римско-католической церкви, действующей на территории республики, которая до последнего времени демонстрировала показную лояльность к президентской администрации Лукашенко. Католическая вера для белорусских поляков является неотделимым элементом их национального самосознания, а проявление верности католицизму, признание авторитета римско-католической церкви со стороны польских граждан РБ объективно способствует, наряду с другими факторами, окончательному утверждению понимания ими своей национальной исключительности и связи с исторической родиной – Польшей.

В то же время и польские политики, и католическое духовенство имеют ясное представление о том, что религиозная составляющая и принадлежность к римско-католической конфессии имеют для белорусских поляков большее значение, чем чисто национальные отличия. Проведение национальных манифестаций и акций протеста белорусских поляков будет поддержано католической церковью и католическими организациями в Белоруссии. Найдутся и религиозные вожди, новые Щенсны-Фелинские и Стояловские.

Что касается госаппарата республики, то он оказался не готов к подобному сценарию развития событий. Белорусская бюрократия основывается на управленческом централизме, удобном, но интеллектуально инертном и неповоротливом. Такая система управления неизбежно сломается на польском вопросе, поскольку он представляет собой комплекс сложнейших проблем. Польскую проблему, например, нельзя разрешить только в этнографической плоскости.

Трудности представляет и попытка разрешения ее чисто бюрократическими мерами в культурном аспекте, поскольку в культурном плане католицизм противостоит православию. А Белоруссия – страна преимущественно православная. Поляки же еще со времен Адама Мицкевича политизировали католицизм. По мнению многих польских мыслителей,  только основываясь на католицизме, Польша сможет выполнить свое мессианское предназначение. Саму римско-католическую веру поляки явно идеализируют и воспринимают мистически (по Товянскому).

Однако в прошлом поляки свое мессианство пытались осуществить с помощью и под практическим руководством французов, а затем англичан. Сегодня у Польши другой, заокеанский помощник и политический поводырь. В этом сказывается прагматизм польских правящих элит, которые понимали и понимают, что своих собственных сил для политической экспансии явно недостает.

Этим, кстати, Польша резко отличается от России, другой славянской страны, придерживавшейся идей мессианства (из славянских стран только Польша и Россия претендовали на эту роль). Ведь Россия всегда была независимой (поэтому нет ничего глупее празднования на российских просторах «Дня независимости»), и русские всегда чувствовали в себе достаточно сил для самостоятельного выполнения предназначенной ей исторической миссии (в Дунайских княжествах, на Балканах, в Средней Азии, на Кавказе, на Дальнем и Среднем Востоке, на Ближнем Востоке, в Центральной и Западной Европе и т.д.).

Александр Лукашенко выражает уверенность в лояльности белорусских поляков его правительству. Такая позиция аргументируется тем, что многие поляки в Белоруссии письменно и устно уверили главу государства в своей поддержке. Однако национальное чувство поляков имеет ясно выраженную политическую окраску и во все времена ориентировано на восстановление польской государственности, воссоединение с исторической родиной. Не исключено, что в случае возгорания межнационального и межконфессионального конфликта в РБ (а его сейчас активно раздувает Польша) белорусские поляки объективно будут руководствоваться пресловутой формулой Мицкевича – «единственным оружием раба является измена».

Стоит обратить внимание и на то, что в первую из тринадцати групп быстрого реагирования вооруженных сил Евросоюза вошли воинские контингенты Польши и Литвы. Кроме того, страны-соседи Белоруссии - Польша, Литва и Латвия - являются членами Североатлантического альянса. Базы НАТО окружили Белоруссию полукольцом, а Украина, в случае кризиса в Белоруссии, скорее всего, предоставит свою территорию для операций (в том числе и военных) против режима Лукашенко. В сложившихся угрожающих условиях российскому руководству, возможно, стоит подобно императору Александру II (в речи перед представителями польской шляхты в Варшаве) твердо предупредить польских, латвийских и прочих экстремистов и их западных патронов: Point de reveries, Messieurs! (Никаких мечтаний, господа!).




Польская интрига или третья Речь Посполитая?

Владислав Лосев (Минск)

Визит президента США Джорджа Буша в пределы исторической России  (Грузия и Прибалтика), а также в Москву (на празднование 60-летия Великой Победы) в очередной раз стал свидетельством того, что заокеанская сверхдержава не намерена отказываться от своих планов если  и не разделить Российскую Федерацию на несколько «демократических» государственных образований  (доктрина Бжезинского), то хотя бы не дать России вновь обрести статус великой державы. А для того, чтобы эти планы воплотились в действительность, надо, по мнению ряда ведущих польских политиков, ликвидировать пророссийский белорусских выступ. И совсем не случайно за Бугом вновь и вновь поднимается вопрос о некоем покаянии России за пресловутый пакт Молотова-Риббентропа, который, как известно, стал итогом разгрома  Польши гитлеровской Германией. При этом усиленно замалчивается то обстоятельство, что Советский Союз не делил Польшу с Германией, а возвратил Белоруссии и Украине их западные земли, которые были отторгнуты  панской Польшей в 20-х годах прошлого столетия в результате неудачной для Советской России польско-советской войны.

В XX веке Польша владела западнобелорусскими землями всего 18 лет. И в течение всего этого  относительно небольшого времени в Западной Белоруссии (Кресах Усходних – по польской терминологии) польскими властями проводилась жесткая политика политического террора, национального  угнетения, ополячивания и окатоличивания белорусского населения. Целенаправленно ликвидировался «православный ландшафт» как в Западной Белоруссии, так и его элементы в самой Польше. К примеру, только на территории одной Полесской епархии (нынешняя Брестская область) с 1921 по 1939 год у православной церкви было изъято с последующим разрушением или передачей католикам и униатам около сотни храмов. А  в центре Варшавы был уничтожен уникальный по своей культурной значимости кафедральный собор святого Александра Невского, имевший в своем собрании более десяти тысяч произведений и предметов  мировой художественной ценности. Оправдывая это варварское деяние, газета «Голос Варшавски» писала, что «уничтожив храм, тем самым мы доказали свое превосходство над Россией, свою победу над нею».

В отношении «Кресов Усходних» польскими властями был установлен режим т. н. «санации», в соответствии с которым белорусы относились к разряду второсортных людей. Особенно жестоко подавлялись какие-либо симпатии к СССР-России и любое инакомыслие, особенно по части воссоединения западных и восточных белорусских земель.  В этом смысле довоенная Польша мало чем отличалась от гитлеровской Германии. Более того, польские власти были прилежными учениками  гестапо и других фашистских спецслужб, а нацистские главари нередко с дружескими и рабочими визитами навещали новоявленную Речь Посполитую.

Так, в начале лета 1934 года в Варшаве тогдашним главой польского государства Юзефом Пилсудским с большим размахом был  принят гитлеровский министр пропаганды Йозеф Геббельс. Помимо Геббельса,  Пилсудским, а затем  диктаторами Мостицким и Ридз-Смиглой в Польше неоднократно радушно принимался сам Герман Геринг. Этот  нацистский бонза любил охотиться в Беловежской пуще и при этом давал высокую оценку действиям польских карательных органов относительно коммунистов, евреев, восточных славян и прочих «недочеловеков».

Для подавления «диссидентов» во второй Речи Посполитой по инициативе крайнего русофоба, тогдашнего министра внутренних дел Бронислава Перацкого при непосредственном консультировании немецких «специалистов» была создана сеть концентрационных лагерей.

Первый такой лагерь был построен в пяти километрах от городка Береза-Картузская (нынешняя Брестская область) как точная копия нацистского концлагеря Ориенбург: пять защитных рядов изгороди из колючей проволоки, широкий ров с водой, проволочная изгородь под высоковольтным напряжением, по углам высокой (около 7 метров) ограды располагались сторожевые вышки с пулеметными гнездами, большое количество польской охраны с немецкими овчарками. Непосредственно за организацию лагеря отвечал польский воевода Костик Бернацкий, характеризуемый современниками как «страшный садист и умственно ненормальный».

Содержание узников в концлагере было самым бесчеловечным. В небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключенные не садились, пол постоянно поливался водой. Уделом узников была трудная и изнурительная работа и постоянные побои. Нормы питания также в полной мере соответствовали фашистским концлагерям: утром – поллитра разбавленного кофе, на обед – три четверти литра баланды, именуемой супом, на ужин – три четверти литра воды-супа и 400 грамм тухлого черного хлеба. Количество узников в Береза-Картузском лагере постоянно возрастало. Если в июне 1934 года в лагере содержалось около 300 заключенных, то уже в начале 1938 года их было 7112 человек.

Помимо Березы-Картузской за второй Речью Посполитой тянется еще один зловещий, до сих пор до конца не проясненный, след. Это массовая гибель более восьмидесяти тысяч пленных красноармейцев оказавшихся в Польше после войны Пилсудского с Советской Россией. В годы социалистического Содружества этот вопрос по понятным причинам не поднимался, Когда же после краха системы социализма Российская Федерация предложила Польше в обмен на «катынские извинения» расследовать причины гибели российских военнопленных, то польское правительство заявило, что никакого расследования не будет, так как этого вопроса «в природе не существует».

Но это и понятно, ведь нынешние польские власти пытаются представить довоенную панскую Польшу в качестве невинного агнца, которого сожрали «кровожадные тираны» с Запада и с Востока, а тут проявляются такие грязные пятна на «белоснежных ризах несчастной Полонии».

К этому следует добавить систематические карательные экспедиции, проводившиеся польскими властями в отношении многочисленных крестьянских выступлений в Западной Белоруссии, а также то, что обыденным явлением тогдашней общественной жизни были судебные и внесудебные расправы (избиения и убийства) над активистами белорусского национального движения. Концлагеря и тюрьмы (Вильно, Гродно и др.) были переполнены политическими заключенными.

Опорой и проводниками политики «санации» на «Кресах Усходних» были т.н. осадники. Это были бывшие польские военнослужащие, участники советско-польской кампании 1919-20 годов, выходцы из центральной и западной Польши. Осадники получали от польских властей лучшие участки земли, которые по своим размерам в десятки раз превосходили не только бедняцкие, но и середняцкие хозяйства местного белорусского населения. Осадники, помимо прочего, выполняли и полицейские функции в отношении местного населения. Все это порождало широкие антипольские и, в частности, антиосаднические настроения среди крестьян-белорусов. Примером тому служит волна самосудов, прокатившаяся по западнобелорусским местечкам накануне и сразу после прихода на «кресы» Красной Армии.

Так, 22-23 сентября 1939 года местное население из окрестностей города Скиделя учинило расправу над бывшими легионерами-осадниками в местечках Лериполь, Жидомля, Будовля и Ракита. В итоге было убито 42 человека. То же самое произошло и в окрестностях местечка Озеры, хотя число жертв там было несколько меньше. Подобные события происходили и в других местах Западной Белоруссии. Подобные эксцессы были закономерным итогом господства панской Польши в этих краях.

В этой связи представляют большой интерес воспоминания о взаимоотношениях польской и белорусских общин на «кресах» поручика польской армии, командира одного из отрядов Столбцовского соединения (г. Столбцы ныне районный центр в Минской области – авт.) Армии Краевой Каспера Милошевского, тем более, что в настоящее время и польские власти, и белорусская оппозиция пытаются доказать, что во второй Речи Посполитой белорусам жилось значительно лучше чем в советской части Белоруссии.

 «Земля восточной Новогрудчины ( г. Новогрудок ныне районный центр в Гродненской области) была заселена народами двух национальностей. Среди населения на юго-западе от верхнего течения Немана 80 процентов составили белорусы, а около 20 – поляки. В основном наследники мелкопоместной шляхты, владельцы фольварков и поместий, войсковые осадники. На северо-восток от Немана в большинстве жили поляки. Правда, чаще они пользовались местным языком, однако считали себя поляками, так как принадлежали римско-католическому вероисповеданию и своих соседей из-за Немана называли русскими. До ассимиляции между этническими группами не доходило, во всяком случае, браки между русскими и поляками не заключались.

В отличие от поляков их соседи жили убого, хозяйства маленькие или совсем карликовые, полное отсутствие промышленных предприятий, а значит заработков, голод в начале весны – все это подталкивало бедноту к поиску какого-то выхода. Поэтому пропаганда, особенно по радио из Минска, тут с успехом воздействовала на людей. Социалистические лозунги среди бедного населения пользовались большой популярностью. Однако сторонников другого общественного строя власти сажали в тюрьмы или высылали в лагерь в Березе-Картузской». Естественно, что белорусы в большинстве своем и поляки по-разному встречали Красную Армию в сентябре 1939 года. Если первые с хлебом-солью, цветами и большим душевным подъемом, то вторые с неприкрытой враждебностью.

В приведенной цитате необходимо обратить внимание не только на различия в социальном положении польского и белорусского населения, но и на этноконфессиональную принадлежность жителей Западной Белоруссии. Несмотря на то, что в обиходе белорусы и поляки говорили и сейчас говорят на одном, в большинстве своем русском языке их национальное самосознание определяется в главным образом конфессиональной принадлежностью. В советское время власти пытались часть «кресового» польского населения записать в т.н. белорусы-католики. Однако после распада СССР большинство из  них вновь стали определять себя в качестве этнических поляков.

Довоенная Речь Посполитая была не просто профашистским, но и агрессивным государством. За довольно краткий, с исторической точки  зрения, период существования это государство не только поживилось западнобелорусскими землями, но и захватило Верхнюю Силезию с Катовице вместе с немецким населением, а у Австрии забрало всю Галицию. В 1938 году Польша вместе с гитлеровской Германией, Венгрией и Румынией

участвует в разделе Чехословакии и прибирает к рукам промышленно развитый район Тешин. А до этого, в 1934 году (за пять лет до пакта Молотова-Риббентропа), Польша заключает договор о ненападении с нацистской Германией, вынашивая планы о совместном с Гитлером «натиске на Восток». И только после того, как Германия потребовала вернуть ей захваченную Силезию, Польша стала сближаться с Францией и Англией.

После краха под ударами вермахта второй Речи Посполитой значительная часть польских военнослужащих не сложила оружие и перешла на подпольное положение, в том числе и на территориях, вошедших в состав Советского Союза. Так, только в Августовском повете Белостокской области (входила в состав БССР) в конце 1939 года действовало около 50-ти  польских вооруженных групп. Такое положение, хоть и в меньших размерах, имело место и в других районах (поветах) Западной Белоруссии. Таким образом зачатки диверсионно-террористической Армии Краевой (АК) и предшествующих ей подпольных организаций и вооруженных групп  возникли в западных регионах Белоруссии задолго до прихода гитлеровцев. Целью польского вооруженного подполья на «кресах» была борьба с новой властью и подготовка к восстанию за восстановление Речи Посполитой в границах 1939 года, которое было намечено на весну 1941 года.

Польское диверсионно-террористическое подполье возникло в Западной Белоруссии не стихийно, якобы как ответ на притеснения советских властей. Еще в конце сентября 1939 года накануне взятия Варшавы германскими войсками, находившийся тогда в Румынии главнокомандующий польскими вооруженными силами  маршал Ридз-Смигла отдал распоряжение о создании подпольной военной организации «Служба за победу Польши» (SZP-СЗП). 13 ноября того же года по приказу генерала Сикорского, в то время главы польского правительства в эмиграции, был организован «Союз вооруженной борьбы» (ZWZ-ЗВЗ). Немногим позднее эти две организации были объединены и образовали Армию Краеву, которая действовала на всей территории бывшей второй Речи Посполитой, в том числе и на западнобелорусских землях.

Изначально деятельность СЗП-ЗВЗ-АК была нацелена против Советского Союза на отторжение Западной Белоруссии от БССР. Это однозначно следует, к примеру, из директивы генерала Стефана Равецкого (руководителя ЗВЗ, в последствии командующего Армии Краевой) от 28 сентября 1940 года: «Исход ожидаемого конфликта между Россией и Германией в настоящий момент предугадать невозможно. Для нас было бы лучше всего, если бы немцы атаковали Россию, уничтожили ее вооруженные силы и облегчили тем самым для нас решение в будущем вопроса о нашей восточной границе». В директиве подчеркивалось, что независимо от того, будет ли СССР в будущей войне союзником Англии или нет, позиция ЗВЗ останется неизменно антисоветской. При возможном наступлении советских войск на запад директива предписывала «быть готовыми исполнить специальный приказ пот проведению массовых диверсий и организации партизанского движения в тылу у советов» («Армія Краёва на Беларусі», Минск, 1994 г.).

Подпольные диверсионно-террористические организации действовали в Гродно, Бресте, Лиде, Сморгони, Барановичах, Молодечно, Мяделе, Белостоке и других населенных пунктах. Наибольшее количество вооруженных групп оставшихся от разгромленной польской армии было сосредоточено в Гродненской (Русской), Рудницкой, Беловежской, Налибокской и Липичанской пущах и Августовском лесу. Боевики польских подпольных вооруженных формирований вели активную диверсионно-террористическую борьбу против органов власти и белорусского советского актива: разрушали линии связи, организовывали ночные засады на одиночные советские патрули, нападали на отделения милиции, совершали убийства советских работников и активистов из местного населения.

Все это, естественно, вызывало жесткую реакцию со стороны НКВД, которое прилагало большие усилия по ликвидации польского террористического подполья. Только до июля 1940 года в западных областях БССР было арестовано 8815 членов польской конспиративной сети, 3231 из них – как «участники контрреволюционных организаций»

После нападения  Германии на Советский Союз отряды Армии Краевой действовавшие на территории Белоруссии  исходили из принципа «двух врагов». Поэтому в качестве своих противников они рассматривали как гитлеровцев, так и советских партизан и Красную Армию. По сведениям самих же АКовцев, у них были боестолкновения и с немцами, и с русскими в соотношении 60 на 40 процентов. С советской стороной у Армии Краевой бывали, конечно, перемирия и совместные действия против нацистов, но подобные случаи были все же большой редкостью. В целом же Армия Краева не вступала в серьезные столкновения с немецкими войсками, сохраняя свои силы совсем для других целей.

После освобождения Белоруссии от немецких захватчиков отряды АК начали диверсионные действия против советских войск и властей. В этом смысле показателен приказ поручика Лубиковского (сентябрь 1944 года), командира одного из отрядов АК, действовавшего в округе «Новогрудок», по поводу ведения боевых действий против советских войск . В приказе говорилось: «Операция должна быть всесторонней – взрывы воинских эшелонов, сжигание мостов, ликвидация складов и сельсоветов. Исполнение скрытное».

19 января  1945 года после освобождения Красной Армией Варшавы бригадный генерал Акулицкий отдал приказ о дальнейших целях деятельности Армии Краевой:

«1. Советское наступление, которое развивается, может привести в ближайшее время к занятию всей Польши Красной Армией, что в действительности означает замену немецкой оккупации советской оккупацией.

2. Навязанная Польше в 1939 году война не заканчивается с победой Советов, она закончится для нас только тогда, когда мы достигнем своей цели.

3. В изменившихся условиях новой оккупации свою деятельность мы должны направить на возрождение независимости».

Данный приказ касался всех формирований АК,  в том числе и действовавших на территории Советского Союза. Диверсионно-террористическая война Армии Краевой в Западной Белоруссии продолжалась еще десять лет до 1954 года и стоила жизни тысячам советских граждан. Армия Краева для Белоруссии и России была такой же вражеской террористической и карательной организацией как СС или отряды предателей-полицаев и поэтому борьба с АК в Западной Белоруссии велась беспощадная.

Во время существования социалистического содружества власти Польской народной республики всячески открещивались от действий Армии Краевой на территории Советского Союза, определяя ее как антинародную силу, направляемую из Лондона. После же смены политического строя и смены геополитической ориентации  с Востока на Запад в Польше не только стали оправдывать действия АК, в том числе и в Западной Белоруссии, но и приравняли бывших боевиков Армии Краевой к ветеранам Войска Польского, сражавшегося на стороне Красной Армии.

Ну, а накануне 60-летия Великой Победы Союз поляков  Белоруссии (плотно опекаемый официальной Варшавой) обратился к А.Г. Лукашенко с предложением признать бывших АКовцев наравне с бывшими советскими партизанами и военнослужащими  Красной Армии ветеранами войны и, таким образом,  фактически признать справедливыми те цели, которых добивалась Армия Краева.

В последнее время польские власти, в том числе и на высшем уровне, много говорят о том, что в 1939 году агрессию против Польши совершила не только гитлеровская Германия, но и Советский Союз, а освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию был ни чем иным, а согласованной с вермахтом захватнической операцией. Польша вновь предлагает России покаяться за Катынскую трагедию (ранее извинения уже приносились), снова осудить пакт Молотова – Рибентропа (осужден еще Верховным Советом СССР) и устроить международный трибунал над «тиранией Сталина» (а по сути судилище над Россией), а Белоруссии соответственно реабилитировать Армию Краеву, которая,мол, на ее территории с этой самой тиранией боролась.

Очевидно, что попытка организации очередного российского,  а за одно и белорусского, покаянного цикла, преследует своей целью не только навязывание России и Белоруссии комплекса исторической вины перед Польшей, уже за события Второй мировой войны, но и создание некоей моральной основы для  выдвижения в будущем претензий различного рода как к России, так и к Белоруссии.

Важно заметить, что особенностью польско-российских отношений за последние двести лет является то обстоятельство, что польской стороне удалось внедрить в европейское, в том числе и российское, общественное сознание мифическое мнение о том, что «несчастная Речь Посполитая» всегда была жертвой домогательств со стороны «этого ужасного российского империализма».

Взять хотя бы пресловутые разделы Речи Посполитой в XVIII веке. Исторические факты однозначно свидетельствуют, что они стали в первую очередь итогом слабости польских королей, шляхетской анархии, жестокого национального и религиозного угнетения Белой (Западной) Руси и Малороссии. Крах Речи Посполитой был закономерен, и раздел этого лоскутного государства был предопределен.

Надо особо подчеркнуть, что к России отошли (точнее Русскому государству были возвращены) старинные русские земли современной Белоруссии и Украины. Ни одной пяди польской земли в XVIII веке российское государство не получило. Собственно Польша была разделена между Пруссией и Австрией, но вся ненависть польской шляхты за свое историческое поражение была обращена против восточнославянского соседа. С течением же времени острая неприязнь к России стала неизменным элементом сознания польской элиты.

В последнее же десятилетие эта пагубная традиция проявилась с новой силой, хотя и в несколько иной форме. Суть современной польской интриги состоит в стремлении привести к власти в Белоруссии антироссийские политические силы, разрушить Союз Белоруссии и России и тем самым создать предпосылки для реанимации (пусть и рамках Евросоюза )  новой Речи Посполитой в составе Украины (или части ее), Белоруссии (или двух ее западных областей), собственно Польши и Литвы.

История показывает, что Польша имеет большой опыт создания на территории Белоруссии (причем в неблагоприятных условиях) построенных по сетевому принципу организаций, выражающих интересы «польщизны». И если в 40-50-е  годы это были в основном военизированные нелегальные формирования, то, начиная с 90-х годов прошедшего столетия, польские сетевые структуры стали формироваться на основе легальных «суполок польских».

В первую очередь это Союз поляков  Белоруссии (более 30-ти тысяч членов), Польский институт им. Адама Мицкевича (работает при посольстве Польши в Белоруссии) и католическая церковь. Эти структуры активно формируют пропольскую среду в белорусском обществе. Так, Польский институт на постоянной основе выделяет гранты и стипендии для обучения лояльных к «польщизне» студентов (несколько сот в год) в Варшаве и в Люблине. В гродненской католической семинарии преподавание ведется исключительно на польском языке, а католический клир в Белоруссии в большинстве своем укомплектован поляками.

По всей видимости, уже в ближайшее время со стороны Польши будут предприняты попытки вменить в вину белорусским властям «ущемление прав польского меньшинства» с последующим переводом этой «проблемы» на уровень мирового сообщества. Так, президент Польши Александр Квасьневский уже обсуждал 19 мая вопросы «нарушения прав» Союза поляков Белоруссии с президентом Франции Шираком и канцлером ФРГ Шредером.

Началась большая польская интрига, цель которой более чем очевидна – «санитарный кордон» вокруг России и новая, уже третья, Речь Посполитая со всеми вытекающими для Белоруссии последствиями. И выход в этой ситуации у Белой Руси только один:  это реальное объединение с Российской Федерацией. Но вот только времени для раскачки уже не осталось.




Некоторые подробности белорусско-польского дипломатического инцидента

19.05.2005. БелаПАН

Как сообщил БелаПАН пресс-секретарь посольства Беларуси в Варшаве Всеволод Глушков, в начале мая польская сторона уведомила белорусскую дипмиссию о нежелательности нахождения в этой стране советника посольства. Польские власти объяснили высылку дипломата вмешательством белорусских властей в деятельность "Союза поляков в Беларуси". В качестве ответного шага белорусский МИД сообщил польскому посольству о том, что советник Марек Бутько должен в течение месяца покинуть республику. По словам Глушкова, белорусские власти предложили Варшаве "решить вопрос в закрытом режиме". Однако 18 мая замминистра иностранных дел Польши Анджей Залуцкий в ходе встречи с послом Беларуси в Польше Павлом Латушко объявил ему, что польская сторона приняла решение о высылке советника белорусской дипмиссии. "Уже второй советник в месячный срок должен покинуть страну", — отметил Глушков.

Пресс-секретарь белорусского посольства отметил "недружественность" подобных действий польской стороны. По его словам, именно кампания, развернутая в польских СМИ, и очередная высылка белорусского дипломата вынудили МИД Беларуси выступить вечером 18 мая с соответствующим заявлением, где подчеркивается, что белорусская сторона "оставляет за собой право применять адекватные ответные меры и в будущем".

В.Глушков отметил, что белорусское посольство уведомлено о создании списка белорусских чиновников, которым будет запрещен въезд в Польшу, однако пока не располагает подробностями о том, кто туда будет включен. Известно только, что в списоке будет "не меньше, чем десять человек".

18 мая на пресс-конференции министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд заявил о том, что любые действия этой страны будут направлены "против режима Лукашенко, не против белорусского общества", передает польское информагентство РАР.

В Министерстве иностранных дел Польши отказались как-либо прокомментировать ситуацию.




Оппозиция устраивает День открытых дверей

16.05.2005. БелаПАН

Александр Зайцев

15 мая в лесу под Витебском прошла областная конференция по выдвижению претендентов на статус единого кандидата от демократических сил. По итогам голосования право выставить свою кандидатуру на Национальном конгрессе демократических сил получили беспартийный лидер "третьего сектора" Александр Милинкевич и председатель Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин.

Витебская конференция стала последней в серии областных оппозиционных форумов, на которых были названы имена претендентов на единого кандидата. Кроме Милинкевича и Калякина, на эту роль будут претендовать лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и председатель Белорусской социал-демократической Грамады Станислав Шушкевич.

Однако, это не значит, что число участников "кандидатской гонки" ограничится квартетом этих политиков. В процедуру определения единого кандидата в президенты от оппозиции на днях была внесена существенная поправка.

На расширенном заседании постоянно действующего совета демократических сил ("десятки") 12 мая в Вильнюсе было принято решение, позволяющее принять участие в Национальном конгрессе потенциальным кандидатам в президенты, которые не участвовали в процедуре выдвижения единого кандидата.

"Речь идет не об остановке процедуры выдвижения единого кандидата, а о ее совершенствовании, — говорит лидер ОГП Анатолий Лебедько. — Я убежден, что это правильный шаг. Даже если количество претендентов, участвовавших в реализации процедуры, не увеличится, никто не сможет нас упрекнуть, что перед ним закрыли дверь либо не позволили сформулировать свои предложения".

Кстати, на этой неделе должна состояться встреча "кандидатов в кандидаты". По предварительной информации, участие в ней примут десять известных политических и общественных деятелей. Кроме определившегося на областных оппозиционных конференциях квартета претендентов, это — Владимир Колос, Александр Войтович, Александр Ярошук, Николай Статкевич, Василий Леонов и Валерий Фролов.

В открытую дверь пока не планирует входить еще один потенциальный кандидат в президенты — бывший ректор БГУ, лидер общественного движения "Воля народа" и недавно объединившихся социал-демократов Александр Козулин.

"У нас создается впечатление, что Козулин собирается занять на политическом поле нишу своего рода белорусского Януковича, — говорит Анатолий Лебедько. — Но консультации с ним не только возможны, но и необходимы".

За "отказником" Козулиным вполне могут последовать и другие. По крайней мере, скептически настроенных политиков в рядах "новобранцев" хватает. В частности, бывший председатель Совета Республики Национального собрания Александр Войтович считает, что новые кандидаты окажутся в неравном положении с теми, кто прошел через областные конференции.

"Последовательность подготовки к Национальном конгрессу позволяет избежать такого неравенства, — сказал Анатолий Лебедько в интервью "Белорусским новостям". — Перед региональными собраниями, на которых будут определяться участники конгресса, проводится информационно-агитационная кампания. Она не менее важна, чем сами собрания. В этой кампании новые кандидаты и смогут проявить себя. Чем больше людей мы сумеем вовлечь в процесс, тем он будет сильнее. Что касается самих собраний, то они будут открытого характера: в них смогут принять участие не только активисты партий и движений, но и просто неравнодушные люди".

Всего планируется провести 146 районных собраний, в каждом из которых должно принять участие не менее 25 жителей района. На каждом собрании будут избраны два участника Национального конгресса.

Потенциально выигрышная идея объединения усилий всех демократических сил для достижения результата на президентских выборах очень быстро превратилась в узкую межпартийную кампанию с прогнозируемым итогом. Непродуманность регламента привела к тому, что многие известные в оппозиционных кругах политики не стали принимать в ней участие, мотивируя свой отказ тем, что они не хотят быть демократическим фоном для лидеров "десятки".

Все шло к тому, что могла повториться ситуация 2001 года, когда шедших на выборы оппозиционных колонн было слишком много, а выбор единого кандидата был сделан слишком поздно. Одной из главных причин неумения белорусской оппозиции договариваться между собой эксперты называют амбиции ее лидеров. Конфликты между партиями, входящими в "десятку", имели место даже в процессе выдвижения претендентов на статус единого кандидата.

Но в итоге "десяточники" не только смогли провести все запланированные областные конференции, но и предпринимают попытку привлечь потенциально сильных оппозиционных кандидатов извне.

Одну из причин этой демонстрации доброй воли, как нам кажется, следует искать за пределами Беларуси. А точнее, в хорошо знакомом белорусской оппозиции Вильнюсе, где в апреле с представителями демократических сил Беларуси встречалась госсекретарь США Кондолиза Райс. На той встрече она назвала объединение белорусской оппозиции и поиск единой альтернативной Александру Лукашенко кандидатуры в числе приоритетных направлений деятельности демократических сил.

Впрочем, Анатолий Лебедько считает, что значение внешнего фактора преувеличивать не стоит. "Мы придерживались и придерживаемся своей стратегии, — говорит лидер ОГП. — Да, у нас были ошибки, но вместе с тем есть и достижения. И на этом мы стоим…".




Проекты заманчивые или обманчивые?

16 - 23 мая 2005. Белорусский рынок

Татьяна Маненок

Казахстанскому лидеру А. Лукашенко пообещал все, что тот попросил. Казахстан давно проявляет интерес к Беларуси и с точки зрения экспортного маршрута транспортировки нефти, и в плане стратегического партнерства с белорусскими нефтепереработчиками. Страна, обладающая большими запасами нефти, но не имеющая прямого выхода на зарубежные рынки, испытывает большие проблемы со сбытом стратегического сырья.

В ходе состоявшегося визита в Астану 18-19 мая белорусский президент пообещал Казахстану свое содействие в решении этих вопросов. Однако если на то не будет "милости" России, реализовать нефтяные проекты не удастся.

В Астане А. Лукашенко и президент Беларуси Казахстана Нурсултан Назарбаев обсуждали весьма привлекательную для казахстанской стороны возможность переработки нефти на белорусских НПЗ.

По словам А. Лукашенко, "два мощных модернизированных нефтеперерабатывающих завода" готовы предложить услуги казахстанским нефтяным компаниям, поставляющим сырую нефть через Беларусь в страны Европы. В прошлом году транзит казахстанской нефти через Беларусь составил около 4 млн. т. Белорусский президент предложил казахстанскому лидеру более выгодный бизнес: поставлять нефть на белорусские НПЗ, а затем на европейском рынке продавать нефтепродукты. Тем более что "Казахстан заинтересован и готов поставить в Беларусь столько нефти, сколько мы можем принять".

Однако чтобы реализовать этот проект, желания двух президентов недостаточно.

Беларусь еще в начале 2004 г. подготовила проект соглашения с Казахстаном о развитии сотрудничества в топливно-энергетической отрасли, которым предусматривалась возможность поставок 2 млн. т нефти на переработку в Беларусь. Позже выяснилось, что соглашение должно носить трехсторонний характер (Беларусь — Казахстан — Россия), поскольку без разрешения российской "Транснефти" Казахстан не сможет поставлять нефть по трубопроводной системе в Беларусь. А поскольку, как заявил партнер, мощности "Транснефти" ограниченны, а объемы поставок российских компаний расписаны заранее, то "попасть" в российскую "трубу" казахстанским нефтяникам с дополнительными объемами сырья весьма проблематично.

Затем казахстанские и белорусские специалисты просчитали возможность поставок казахстанской нефти в Беларусь железнодорожным транспортом. Расчеты показали, что ее цена в этом случае окажется на 40-50 USD/т дороже российской нефти, поскольку за транспортировку нефти по территории Казахстана придется платить экспортный тариф, в отличие от транспортировки по территории России и Беларуси, где тарифы льготированы.

На более поздней стадии к подготовке соглашения подключилась и Украина, которая также проявила интерес к закупке казахстанской нефти.

Белорусские специалисты отмечают, что отечественные НПЗ сейчас загружены российской нефтью "под завязку". В этом году Беларусь должна получить 19,5 млн. т российской нефти (на 1,5 млн. т больше, чем в 2004 г.): по трубопроводной системе поступит 19 млн. т и 0,5 млн. т — по железной дороге. "Этого объема нефти предостаточно для загрузки белорусских НПЗ. Что же касается казахстанской нефти, то она нас интересует только лишь в плане диверсификации поставок", — сказал на условиях анонимности белорусский чиновник.

Зачем же тогда два президента так долго и серьезно обсуждали нефтяной вопрос?

Интерес обоюдный, имеющий стратегическую цель. Следует отметить, что в Астану А. Лукашенко вылетел сразу же после событий в Кыргызстане. Так совпало, что в это время обострились российско-грузинские отношения. Но этот фон был как раз на руку президентам двух самых стабильных в СНГ и лояльно настроенных к России государств. Используя момент, они объединили свои усилия в торге с Россией за свои интересы. Беларусь не хочет зависеть от монопольного поставщика нефти, каким сегодня для нее является Россия, а Казахстан заинтересован в дешевом транзите своей нефти и других грузов в Европу.

В Астане А. Лукашенко и Н. Назарбаев договорились провести по этим вопросам совместные переговоры с президентом России.

"Бывают случаи, когда стоимость перевозки грузов из одной страны в другую "съедает" половину стоимости товаров. Нам это невыгодно, и казахстанской стороне тоже. Мы договорились, что будем вести с Российской Федерацией переговоры в этом отношении", — сказал по итогам переговоров с Н. Назарбаевым белорусский президент.

По данным "БР", Казахстан давно проявляет интерес еще к одному проекту — участию в реконструкции Новополоцкого НПЗ "Нафтан". На переговорах в Астане А. Лукашенко сказал о "возможности акционирования некоторых белорусских предприятий нефтехимии с участием казахстанской стороны".

Однако белорусские чиновники сомневаются, что этот вопрос будет решен положительно. В неофициальной беседе чиновник профильного ведомства заметил, что казахстанская сторона настаивает на покупке 51% акций, "а мы на это пойти не можем".

Тем не менее в Астане стороны подписали межправительственные соглашения о сотрудничестве в области развития топливно-энергетических комплексов. А первый вице-премьер Владимир Семашко, подводя итоги визита государственной делегации в Казахстан, отметил, что Беларусь и Казахстан планируют в перспективе осуществить по меньшей мере 4 совместных проекта в ТЭКе.

Заявлялось, в частности, что Беларусь рассмотрит предложение Казахстана о сотрудничестве в сфере производства калийных удобрений. По словам В. Семашко, "Беларуськалий" добывает около 7 млн. т калийных солей в год, и Беларусь сможет удовлетворить потребности Казахстана в калийных удобрениях. "Если мы найдем приемлемое решение, то готовы очень быстро подписать контракты с казахстанскими партнерами", — сказал он.

По данным "БР", Астана хотела бы, используя мощности своих химических заводов, организовать производство смешанных удобрений на основе белорусских калийных солей. Пока потребности Казахстана в калийных удобрениях могут составить порядка 20 тыс. т в год, а затем будут расти.

Белорусские чиновники считают, что вряд ли этот проект без существенных преференций с белорусской стороны окажется выгодным. По их оценкам, сегодня для Казахстана дешевле покупать калийные удобрения на Урале.




Третий срок за третью пятилетку

16.05.2005. Белорусская газета

Ярослав Романчук

Минэкономики подготовило первый проект Концепции программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-10гг. - стратегию развития страны на ближайшие 5 лет. Его внимательное изучение позволяет спрогнозировать, кому в Беларуси будет жить хорошо и за чей счет.

Открывает проект Концепции глава «Положение Республики Беларусь в мире», из которой следует, что наша роль и значение в мировом сообществе и СНГ «постепенно возрастают» - без ВТО, полноценных торговых отношений с ЕС и США, при полупустышках СНГ, ЕвразЭС и Таможенного союза с Россией. Минэкономики усиление роли РБ объясняет тем, что доля экспорта наших товаров и услуг превышает 65% ВВП, в то время как в России и Германии - 35%, на Украине - 56%, в Литве - 54%, Польше - 28%. Отмечено наше 62-е место в мире по индексу развития человеческого потенциала ООН, но ничего не говорится о других показателях, в свете которых Беларусь является сильно протекционистским, забюрократизированным государством с высокими налогами и сильным дефицитом прав человека, включая право частной собственности.

Наша страна в 3-5 раз отстает от экономически развитых стран Евросоюза по таким важнейшим показателям, как «ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда». Хотя Беларусь и превысила ВВП 1990г., мы заметно отстали от стран Центральной и Восточной Европы, ставших членами ЕС. Структура производства в основных элементах копирует БССР. Доля услуг в ВВП пока меньше 50%, в то время как в современных западных странах она близка к 70%.

Чтобы «идти в ногу с мировыми тенденциями» Минэкономики предлагает «максимально использовать свои сильные стороны, выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.). Минэкономики советует сделать акцент на «относительно развитом научно-техническом потенциале, многоотраслевом промышленном комплексе, «достаточно мощной строительной базе», а также на образованном населении и многовекторных внешнеэкономических связях.

Во второй главе Концепции программы подводятся итоги работы экономики РБ во второй пятилетке. Все параметры будут перевыполнены с лихвой. Вместе с тем, авторы достаточно подробно описывают целый ряд проблем и ограничений экономического роста. К ним относятся: «1) высокий уровень износа активной части основных производственных фондов; 2) высокая материалоемкость продукции; 3) недостаточная обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокая энергоемкость выпускаемой продукции; 4) слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры; 5) недостаточный уровень развития инновационной сферы». Из перечня проблем явно напрашивается вывод о необходимости проведения системных рыночных реформ, но призвать к ним авторы Программы не осмелились.

Вместо этого предлагается три сценария развития. Каждый из них призван реализовать «главную идею пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз - «человек-инновации-благосостояние».

Инерционный сценарий (ежегодный прирост ВВП 6-7%) обусловливается сохранением множества проблем, которые не удастся решить в полной мере и в предстоящем пятилетии (высокий уровень износа основных средств, низкий уровень обновления основных фондов, недостаточные объемы привлечения иностранных инвестиций). При этом внешние условия изменятся незначительно или могут ухудшиться за счет ужесточения конкуренции на внешних рынках. Такой «инерции» позавидовала бы любая европейская страна.

Наиболее реалистичный сценарий (ежегодный прирост ВВП 7,5-8,5%) исходит из максимально возможного использования внутренних источников экономического роста. Оптимистический сценарий (ежегодный прирост ВВП 10%) предусматривает наиболее благоприятные внешние факторы, в т.ч. увеличение емкости рынков основных торговых партнеров, благоприятную конъюнктуру цен, значительное увеличение объемов привлекаемых иностранных инвестиций в основной капитал, ускорение темпов институциональных преобразований, улучшение инвестиционного климата и международного рейтинга Беларуси.

В результате реализации программы третьей пятилетки правительство планирует создать новую инновационно-технологическую основу (за счет увеличения доли валовых накоплений в ВВП до 27-28%). ВВП должен увеличиться в 1,43-1,5 раза, продукция промышленности - в 1,4-1,43 раза, сельского хозяйства - в 1,27-1,34 раза, объем реализации услуг населению - в 1,5-1,6 раза. Объем инвестиций в основной капитал надо будет увеличить в 1,5-1,6 раза). Реальная зарплата возрастет в 1,55-1,62 раза и в долларовом эквиваленте достигнет $500-540. Уровень малообеспеченности планируется сократить в два раза и заодно улучшить состояние окружающей среды.

Минэкономики решило чуть порадовать национальный бизнес. В программу включено обещание снизить налоговое давление «за счет полной отмены т.н. оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг». Планируется отменить также чрезвычайный налог, а заодно и налоговые льготы. Конкретной цифры (отношение налогов к ВВП или госпотребления к ВВП) в Программе нет.

   К 2010г. инфляция не должна превысить 5% в год. «Роль обменного курса в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет поступательно уменьшаться в связи с перемещением акцента на некурсовые факторы». По мнению Минэкономики, введения российского рубля до 2010г. ждать не следует. В 2006-10гг. «продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов РБ и других стран СНГ, прежде всего РФ».

Повышать конкурентоспособность национальной экономики белорусские власти предлагают на основе госсобственности. Раздел «Приватизация» в программе отсутствует. Так что в случае реализации предложенного документа иностранных инвесторов до 2010г. можно не беспокоить. Тем не менее это не помешает нам улучшить демографическую ситуацию. Правительство собирается «стабилизировать рождаемость на уровне 9-10%, снизить смертность до 12-13%, увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет, укрепить брачно-семейные отношения и улучшить условия жизнедеятельности семьи».



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ