Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Самоорганизация. Общественные Объединения соотечественников.



Карпатская Русь - духовность и культура

Виктор Михайлов

25-27 сентября 2005 года в г. Ужгороде (Украина) прошла международная научно-практическая конференция «Карпатская Русь - духовность и культура», организованная Международным Карпатским Институтом, Международной Кирилло-Мефодиевской Славянской Академией и Ассоциацией русинских организаций «Сойм Подкарпатских Русинов».

Прошедшая конференция - это научное мероприятие, на котором обсуждались вопросы истории Карпатской Руси и проблемы взаимоотношений с искусственно отколотыми от нее частями, в том числе и с Россией. В работе конференции приняли ученые тех государств, где проживают русины. В основном это закарпатские ученые, и здесь организаторы столкнулись с проблемами - очень многие из них побоялись принять участие в русинской конференции, из-за возможного преследования властей.

В ходе конференции был поднят вопрос об инициировании процесса международного признания фактов геноцида русинов в 1914 и в 1944 годах и была принята декларация, в которой выражен протест в отношении деятельности украинских властей по созданию альтернативной псевдорусинской организации и автокефальных раскольнических церквей.

От имени и по поручению конференции, председатель Ассоциации русинских организаций «Сойм Подкарпатских Русинов», председатель оргкомитета международной научно-практической конференции «Карпатская Русь - духовность и культура», настоятель Кресто-Воздвиженского собора в г. Ужгороде, протоиерей Димитрий Сидор обратился к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с письмом, в котором он от имени русинов Закарпатья, просит патриарха взять русинский народ под свою духовную защиту. В тексте обращения в частности говорится:

«После 1945 года, когда подкарпатские русины вышли из состава матери Сербской Православной Церкви и вошли в состав Московского Патриархата, они духовно соединились со своими православными братьями. Русинский народ, присоединённый к СССР со своей державной русинской территорией Подкарпатской Русью, с полумиллионным русинским населением, с православным духом, с русофильским настроением, вынужден терпеть уже 60-летний период этногонения и этноунижения. Сегодня, когда мир осознал ценность каждого, даже самого маленького народа в 300 или даже 5 человек, великороссы (они же россияне) и малороссы (они же украинцы) рассуждают со своими полумёртвыми славяноведческими институтами и бессовестными их учёными: кто такие русины, которых в Закарпатье около 800 тысяч, а в мире до двух миллионов? Ответ всегда одинаков в Киеве и Львове: русинов нет и быть не может. Сегодня просто одно желание стать русином приравнивается украинскими властями к сепаратизму.

Снова и снова мы собираем научные конференции в Ужгороде, чтобы авторитетом историков, богословов и этнографов засвидетельствовать восточным россам, что русины живы, они сохранили неразделённую русскость, они, как и прежде, тянутся к своим (досаждающим один одного) восточным братьям россам. Услышат ли они нас когда-либо?

Мы потомки тех, кто с верой и любовью принял Русское Православие в Русской Церкви после 1945 года. Ибо только Единая Церковь Христова признаёт сегодня карпатских русинов, которые имеют своё неповторимое нигде богослужебное русинское пение, которое принципиально отлично от пения Львова, Киева, Праги, Будапешта. Русины имеют свой и ныне живой древний славянский русинский язык (но богослужебный - только церковно-славянский), свой перевод Евангелия, свою историю Церкви и историю русинского народа, свою уникальную и оригинальную культуру, свои чудные древние деревянные русинские храмы, свои неповторимые древние традиции, образ жизни, менталитет, историческую память, общность исторической территории проживания и общность интересов. Даже русины греко-католики и те сохранили церковную автономность, подчиняясь Риму прямо из Ужгорода мимо Львова.

К этому добавляем, что в Закарпатье русины - не меньшинство, а доброе, мудрое, мирное, веротерпимое и этнотерпимое большинство, составляющее около 70% населения области. Русинским языком владеют все традиционные в крае меньшинства Закарпатья: словаки, чехи, ромы-цыгане, поляки, румыны, мадьяры. Меньше всего владеют русинским языком украинцы и русские, которые пришли в наш край только после 1945 года. Смиренно просим Вас, Ваше Святейшество, принять нас, карпатских русинов, под свою духовную защиту".




Мы надеемся на духовную и политическую поддержку России

Накануне прошедшей 25-27 сентября 2005 года в г. Ужгороде международной научно-практической конференции «Карпатская Русь - духовность и культура», председатель Ассоциации русинских организаций "Сойм Подкарпатских Русинов" протоиерей Димитрий Сидор дал интервью Информационному агентству REGNUM, которое публикуется в сокращении ниже.

24.09.2005., ИА REGNUM

REGNUM: Отец Димитрий, Что Вы имеете в виду, когда говорите об "искусственно отколотых частях" Карпатской Руси?

--Русины - древний славянский народ, в жилах которого течет неразделенная русскость - являются живыми свидетелями единого и неразделенного древнерусского народа. И только в нашем гимне сохранилось упоминание о русском народе. На современных русских, украинцев и белорусов мы смотрим, как на отколовшиеся части, некогда составлявшие единый народ. Враждебно к нам настроенные украинские историки, переписавшие историю по-своему, отрицают существование русинского народа, как в прошлом, так и в настоящем, и пытаются таким образом закрыть нам дорогу и в будущее. Но народ живет, имеет свой язык и культуру. Вышла грамматика русинского языка, осуществлен перевод Евангелия на русинский язык.

Карпатская Русь - это историческое название земель, на которых проживали русины. На сегодняшний день большая часть территории Карпатской Руси составляет Закарпатскую область Украины. Остальная территория поделена между Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. А до 1945 года в течение 27 лет Подкарпатская Русь была частью федеративной Чехословакии и имела собственные гимн, герб и русинский язык в качестве государственного. После 1945-го года мы вошли в состав СССР как Закарпатская область Украины, хотя просились в качестве 16-й Карпато-Русской республики - сохранился текст обращения наших духовных лидеров к Сталину, в котором говорилось, что русины не украинцы, а самостоятельный славянский народ.

ИА REGNUM: Существует ли статистика о численности русинов в Закарпатской области?

--Официальной статистики о численности русинов нет. По переписям советского периода русинов не существовало вообще. По переписи, проведенной на Украине в 2001 году, русинов, как самостоятельного народа также не существует - русины, рассматриваются, как ветвь украинского народа. Да и то, насколько мне известно, записаны, как русины всего 10 тыс. человек, даже цыган - 15 тысяч. Впрочем, эти данные до сих пор засекречены и официально не опубликованы.

По нашим же данным, русинов в Закарпатской области около 800 тыс. Основным критерием здесь служит русинский язык, который отличается и от украинского, и от русского. Во всем мире русинов около 2 млн. человек. Основная масса проживает в Америке и в Европе. В 22 странах мира, в том числе в США и Канаде, русины признаны как национальность.

ИА REGNUM: Что представляют собой современные русины в конфессиональном отношении?

--До 1945-го года существовала Карпато-Русская Православная Церковь Сербского Патриархата. В 1945-м году мы вошли в Русскую Православную Церковь. В настоящее время мы входим в Украинскую Православную Церковь (УПЦ) Московского Патриархата и не приветствуем появления автокефальной Украинской Православной Церкви. Если УПЦ станет автокефальной, мы не исключаем такой возможности, то к нам это не будет иметь никакого отношения - мы останемся под юрисдикцией Московского Патриархата и готовы потребовать вынесения этого вопроса на референдум. Русская Православная Церковь - это та духовная матрица, на которой зиждется единство Святой Руси. И то, что появились границы, а появиввшиеся Кравчук, Кучма и Ющенко кукарекают против России - не меняет этой истины.

Что касается статистики, то выглядит она таким образом: на 1300 тыс. всех жителей Закарпатской области приходится свыше миллиона христиан, из которых 65 % православных Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, 20 % - греко-католиков, примерно 2 % - римо-католиков и остальные - протестанты и последователи автокефальных церквей. Основная масса русинов - православные УПЦ Московского Патриархата, 15-20 % -греко-католики и около 1% тех, кого мы называем раскольниками, то есть последователи автокефальных церквей, созданных украинскими властями.

ИА REGNUM: Как складываются ваши отношения с появившимися на Украине в последние годы автокефальными церквями? Затронули ли вас процессы по захвату приходов православных представителями других конфессий?

--Я считаю, что антиправославная деятельность светских украинских властей, я имею в виду созданные при их помощи параллельных не церковные структур именуемых "православными" - Киевский патриархат, Украинская автокефальная церковь, Галицкая церковь и так далее, и фактическое преследование канонической церкви - это удар ниже пояса.

Процессы по захвату приходов представителями других конфессий или раскольниками нас затронули в малой степени, поскольку автокефалии не получили в Закарпатье серьезного развития и распространения, их не удалось у нас насадить. Поэтому насильственного захвата храмов и убийств православных священников, как, например, в соседней Галиции, у нас не было. Правда, нынешний губернатор Виктор Балога пытался в ряде приходов ввести поочередное богослужение, но православные добились через суд отмены этого решения.

ИА REGNUM: Какие задачи ставит перед собой, возглавляемая вами организация "Сойм Подкарпатских Русинов"?

--"Сойм Подкарпатских Русинов" - это ассоциация, включающая 15 русинских организаций Закарпатья - это наш Народный Русинский Парламент. Мы официально зарегистрированы как общественная организация, так как законы не позволяют создавать региональные политические партии - партия может быть только всеукраинской. У нас существует партия "Подкарпатская Русь Украины", но для того чтобы ее официально зарегистрировать, нужно иметь отделения в двух третях регионов Украины.

На данном этапе наша главная задача - добиться от украинских властей официального признания русинов в качестве самостоятельного народа, национальности. На референдуме 1991 года русины высказались за автономию, которую до сих пор так и не получили. Меняются украинские президенты, которые критикуют друг друга, а антиправославная и антирусинская политика не меняется. Все они просили русинов поддержать их на выборах, обещали признание нашего народа и забывали о своих обещаниях, как только становились президентами.

Сейчас мы не хотим обострять и так сложную политическую ситуацию и добиваемся только культурной автономии, то есть признания нас, как народа; получить право изучать в школах собственную историю, культуру и язык. Но даже в этом нам противодействует официальный Киев. Как только мы объединились в ассоциацию, СБУ( Служба безопасности Украины. Ред.) начала работу по созданию альтернативной русинской организации из раскольников, галичан и всех проукраински настроенных жителей Закарпатья, цель которой, как мы полагаем, занять радикальную сепаратистскую позицию с тем, чтобы у Киева появилась возможность под предлогом сохранения целостности государства запретить все русинские организации и применить всевозможные репрессивные санкции в отношении русинов. Иными словами, цель этой псевдорусинской организации - провокация.

Мы не требуем сейчас политической автономии также и потому, что с 1 января 2006 года должна измениться система государственного управления Украины, которая станет парламентско-президентской республикой, и местное управление получит широкие права и полномочия. Тогда мы фактически получим эту автономию.

Пока же, при президентско-парламентской системе, когда губернаторы назначаются из Киева, каждая область представляет собой небольшое королевство с ничем и никем не ограниченной властью губернатора.

Мы находимся в информационной блокаде, нас не пускают на телевидение, у нас нет доступа к прессе, преподавание русинского языка и истории в настоящее время существует только в частных школах, поддерживаемых нашей ассоциацией. Вся информация о русинах, распространяемая официальными СМИ, проходит со знаком минус - русинов либо вообще не существует, либо русины - это оголтелые сепаратисты.

Тактика нашей организации на данном этапе заключается в непротиводействии властям. Мы наоборот стараемся сотрудничать с властями в области государствообразующего процесса и, в то же время, терпеливо, законным парламентским путем добиваться своих прав.

ИА REGNUM: Как вы думаете, в чем причина такого отношения украинских властей к русинам?

--Полагаю, что основная причина, по которой Киев не хочет признавать нашу автономию, экономическая. Через Закарпатскую область проходят все транзитные пути из России в Германию, стоимость которых - 100 годовых бюджетов области, пополняющих украинский бюджет. Если бы мы имели автономию, то 60 из этих 100 годовых бюджетов пополняли бы местную казну. Помимо этого, в Закарпатье добывается золото, и мы даже не знаем в каком количестве, потому что все добываемое золото поступает опять-таки в Киев.

ИА REGNUM: Какую позицию занимает ваша организация по отношению к России?

--Мы относимся к России как к нашему старшему сыну, поскольку Карпатская Русь это прародина русских, белорусов и украинцев. Россия для нас - это верный оплот славянства. И, тем не менее, у нас есть претензии к России. После распада СССР, Россия фактически оставила нас на съедение галицким экстремистам, и мы уже 10 лет пытаемся пробиться сквозь стены Кремля с просьбой о помощи. Мы рассчитываем не на какую-то финансовую помощь, мы надеемся на духовную и политическую поддержку России. Помогите нам хотя бы прорвать ту информационную блокаду, в которой мы находимся. Мы призываем Россию вспомнить, где ее корни. И пока Россия не сделает этого, она так и будет погремушкой в чужих руках.

По нашим данным, в РФ проживает порядка 200-300 тыс. русинов. Далеко не все они идентифицируют себя как русины. Происходит это потому, что хотя русины и признаны в России как национальность, но благоприятных условий для развития их как самостоятельного народа со своим языком и культурой не создано.

С другой стороны, в Закарпатье проживает достаточное количество русских, и если мы получим автономию, то будем добиваться, чтобы официальными у нас были 3 языка - русинский, украинский и русский.

ИА REGNUM: Отец Димитрий, расскажите о недавно созданной в Закарпатье русинской молодежной организации.

--Наша главная опора и надежда в деле русинского возрождения - молодежь. Задача Русинской молодежной демократической организации "Прорыв" - помочь Украине осуществить "прорыв" в Европу, в которую она так стремится, через русинов Закарпатья. Ющенко заявил о том, что он будет прорываться в Европу, так пусть осуществляет этот "прорыв" через Закарпатье, путем предоставления ему европейских демократических свобод в социально-политической сфере и в области местного самоуправления. Ведь часть русинов давно уже в Европе, я имею в виду русинов, проживающих в Венгрии, Словакии, Польше, где они пользуются всеми европейскими демократическими свободами и не ущемлены в своих правах. Теперь очередь за Украиной.

На самом деле, все заявления Ющенко о стремлении в Европу - это пустые слова. Документы на регистрацию русинской молодежной организации "Прорыв" давно уже поданы, все формальности соблюдены, а украинские власти, тем не менее, тянут с регистрацией и будут тянуть до последнего.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ