Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 сентября. Представитель министерства экономики РБ Алексей Матюхевич сообщил о количестве иностранных и совместных предприятий в Белоруссии, их в республике - 5260.

28 сентября. Государственный комитет пограничных войск Белоруссии распространил информацию о том, что разработанные проекты законов о государственной границе Союзного государства, о пограничной службе и другие начнут действовать только после принятия Конституционного акта Союзного государства.

28 сентября. По сообщению газеты «Вечерний Минск» количество пенсионеров в Белоруссии достигло 25% от всего населения. В соответствии с прогнозами, в 2020 году доля людей пенсионного возраста в республике составит 28%.

29 сентября. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, глава Бюро национальной безопасности Польши Ежи Бара и государственный секретарь Совета национальной безопасности Белоруссии Геннадий Невиглас в Киеве обсудили вопросы активизации трансграничного сотрудничества.

29 сентября. Министерство статистики и анализа Белоруссии информировало о том, что общий объем внешнего товарооборота РБ в январе-июле с.г. увеличился на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в фактических ценах составил 17,273 млрд. долларов США. Положительное сальдо внешней торговли Белоруссии в январе-июле 2005 года составило 769,7 млн. долларов против отрицательного сальдо за аналогичный период 2004 г. (- 592,2 млн. долл.). Об объеме товарооборота между РБ и Россией министерство статистики и анализа РБ ничего не сообщило.

29 сентября. Российские учебники Белоруссии больше не нужны, заявил заместитель министра образования Белоруссии Казимир Фарино. В республике, как отметил Фарино, издаются свои национальные учебники и поэтому три последних года в России не закупается ни одного учебника.

29 сентября. Министерство финансов Белоруссии объявило о том, что урегулировало поступление в регионы налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения в торговле с Россией. Создана система «расщепления денег» из республиканского в местные бюджеты.

29 сентября. На церемонии вручения рекомендательных писем от глав дипломатических представительств Индии, Китая и Молдовы президент РБ Александр Лукашенко, в частности, заявил, что в ближайшее время Белоруссия предпримет ряд конкретных шагов для активизации сотрудничества с Индией. Лукашенко также выразил надежду, что скоро будет решен вопрос транзита белорусских и молдавских грузов через Украину.

29 сентября. Европарламент предложил расширить список официальных лиц Белоруссии, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза.

30 сентября. Сборная Белоруссии победила команду Европы в матчевой встрече лучших профессиональных бойцов таиландского бокса.

1 октября. Белорусские пограничники не пропустили автомобиль с польскими депутатами, которые направлялись в Минск на Конгресс демократических сил.

1 октября. Начал действовать запрет властей РБ на распространение газеты «Народная воля» через систему «Белсоюзпечати», гостипография «Красная звезда» отказалась ее печатать. Днем ранее суд Октябрьского района Минска постановил взыскать 50 млн. белорусских рублей с редакции другого оппозиционного издания - «Белорусской деловой газеты».

2 октября. В Минске завершил свою работу форум оппозиционных групп – Конгресс демократических сил. Главным итогом форума явилось избрание единого кандидата в президенты Белоруссии от оппозиции – им стал выдвиженец от БНФ Александр Милинкевич, который во втором туре опередил на восемь голосов (всего участвовало в голосовании более 800 делегатов) лидера ОГП Анатолия Лебедько.

3 октября. С этой даты начала ежедневно выходить эфир по будним дням радиостанции «Немецкая волна» со специальной информационно-аналитической программой для Белоруссии. Частичное финансирование программы «Белорусская хроника» осуществляет Евросоюз.

3 октября. Министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев заявил, что военно-политическое руководство Белоруссии не собирается отказываться от смешанного принципа комплектования Вооруженных сил - по призыву и по контракту.

3 октября. Министерство спорта и туризма Белоруссии и Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму России подписали Программу сотрудничества в области физической культуры и спорта.

4 октября. Совет оппозиционных сил «десятка плюс» преобразован в Политический совет демократических сил.

5 октября. Палата представителей Национального собрания РБ приняла во втором чтении законопроект об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Беларуси. В законопроекте, в частности, говорится о том, что внешняя политика республики строится на принципах повышения эффективности инструментов защиты государственного суверенитета, добровольности вхождения и участия в межгосударственных образованиях.

5 октября. Белоруссия видит большие перспективы в сотрудничестве с Молдовой. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с премьер-министром Молдовы Василием Тарлевым. Лукашенко сказал, что по ряду направлений Белоруссия и Молдова уже тесно сотрудничают, и республика готова покупать молдавскую продукцию и поставлять в Молдову свои товары по приемлемым ценам.

5 октября. Президент РБ Александр Лукашенко на встрече с вице-президентом Индии Бхайроном Сингхом Шекхаватом подчеркнул, в частности, что Белоруссия готова сотрудничать с Индией по всем направлениям, в том числе в научно-технической и военно-технической сферах.

5 октября. ЕС принял декларацию, в которой осуждаются попытки белорусских властей оказывать давление на независимые СМИ.

6 октября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, которым разрешил в 2005 году ОАО «Белтрансгаз» добровольное отчуждение приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и принадлежащих им на праве собственности 236 709 акций данного общества по номинальной стоимости 5000 рублей. Правительству республики поручено в 3-х месячный срок безвозмездно принять от «Белтрансгаза» в собственность государства отчужденные акции.

6 октября. Послы стран Евросоюза и США в Минске посетили редакцию газеты "Народная воля", выразив поддержку коллективу редакции. Был передан и текст заявления Евросоюза, к которому присоединилась и Украина, в связи с ситуацией вокруг газеты. В заявлении, в частности, говорится об обеспокоенности Евросоюза будущим независимой прессы Белоруссии.

6 октября. В Минске согласован план мероприятий к 15-летию образования СНГ. Согласно плану в странах Содружества в 2006 г. предлагается провести несколько международных конференций, семинаров и встреч. В частности, международную научно-практическую конференцию по вопросам дальнейшего развития СНГ и конференцию по проблемам сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и терроризмом, конференцию "Диалог языков и культур СНГ в XXI веке".

6 октября. Министр внутренних дел РБ Владимир Наумов информировал белорусских парламентариев о том, что в течение двух лет в республике будут введены биометрические паспорта.

8 октября. Александр Лукашенко заявил, что не согласен с предложением российского президента строить Союзное государство на основе опыта ЕС. Белоруссия, по словам главы белорусского государства, имеет другую точку зрения, а при выборе пути интеграции необходимо учитывать мнение народов обеих стран.

8 октября. В Праге состоялась встреча министра иностранных дел Чехии Цирила Свободы с единым кандидатом от белорусской оппозиции Александром Милинкевичем, посетившим чешскую столицу по приглашению Вацлава Гавела.

10 октября. Правительство Белоруссии утвердило национальную программу развития экспорта на 2006-2010 гг. Программой предусматривается рост экспорта в 1,5 - 1,8 раза и выход на устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

10 октября. В Минске было объявлено о переносе сроков визита украинского премьер-министра Юрия Еханурова в Белоруссию.

10 октября. Президент РБ Александр Лукашенко убыл в Сочи на кратковременный отдых в санатории «Беларусь».

11 октября. Германия намерена укреплять политическое сотрудничество с Белоруссией только при условии выполнения республикой своих обязательств по линии ОБСЕ. Об этом в интервью БелаПАН заявила докладчик по Белоруссии фракции ХДС/ХСС в бундестаге Клаудиа Нольте.

11 октября. Ряд европейский дипломатов, выступивших на «Форуме-2005» в Праге, призвали принять жесткие меры против режима президента Белоруссии Александра Лукашенко. Среди предлагаемых мер - торговые санкции и замораживание зарубежных активов.

13 октября. Белоруссия объявила о намерении начать транспортировку собственных нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам в Украину. Председатель концерна «Белнефтехим» Бронислав Сивый заявил, что объем поставок в Украину составит 300 тыс. тонн нефтепродуктов в год и будет доведен к 2007 г. до 1 млн. т.

13 октября. Латвия предложила транспортировать каспийскую нефть в прибалтийские страны и северную Европу по новому нефтепроводу через территорию Белоруссии. Предполагается, что нефтепровод протянут от мест добычи в Каспийском море через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Украину и Белоруссию.

14 октября. В Минск с рабочим визитом прибыл губернатор Московской области России Борис Громов.




Размышления о процессе консолидации оппозиции

Александр Фадеев

В самом начале октября в Минске прошел форум оппозиционных групп, на котором состоялось голосование по кандидатуре представителя от «демократических сил» на предстоящих в будущем году выборах президента Белоруссии. Делегатами была принята резолюция с призывом к президенту Александру Лукашенко отказаться от участия в выборах главы государства в 2006 году. Проведение столь представительного конгресса оппозиционных партий и организаций говорит об известном успехе в консолидации структур белорусской оппозиции.

И все же определение единого кандидата от оппозиции было главной задачей конгресса, хотя буквально накануне его проведения в престижном Доме культуры МАЗа многие представители оппозиционных структур были крайне осторожны в прогнозе итогов его работы. Часть из них вообще высказала предположение, что на данном мероприятии прийти к согласию по персоне единого кандидата от оппозиции не удастся. Несмотря на громкие заявления функционеров оппозиции о том, что время конкуренции закончилось, до самого последнего момента сохранялась интрига вокруг т.н. Политического соглашения, подпись под которым наотрез отказался ставить лидер ОГП Анатолий Лебедько. В результате конгресс начался с того, что «важнейшая декларация единства» была растиражирована и роздана делегатам с пометкой об особом мнении Лебедько.

Основным претендентом на звание единого кандидата от опппозиции был председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Лебедько, как представляется, нисколько не сомневался в своем грядущем успехе, делая накануне открытия конгресса сенсационные заявления от лица всей оппозиции. Лебедько, например, сказал о том, что 2 миллиона белорусов могут выйти протестовать против властей на улицу в день выборов президента. Оппозиции же для победы достаточно вывести 100 тысяч в Минске. Вероятно, лидер ОГП уже видел себя идущим во главе этих миллионов белорусских граждан…

Действительно, лидер БСДГ Станислав Шушкевич еще до конгресса дал понять о своем самоотводе, а председатель Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин по определению не мог конкурировать с другими соискателями ввиду социального состава и идейных, во многом противоположным его собственным воззрений делегатского корпуса. Не помогло Калякину и использование традиционных националистических лозунгов. Как и ожидалось, незадачливый вождь коммунистов, решивший играть на чужом политическом поле, бесславно выбыл в первом туре, получив поддержку только у 18,7% участников конгресса.

Оставалась «темная лошадка» - выдвиженец БНФ (формально партии БНФ и «зеленых»), почти никому не известный культуролог, руководитель «Фонда содействия региональному развитию» из Гродно Александр Милинкевич. (Это, впрочем, не помешало обозревателям Би-Би-Си и РС именовать провинциального политика «известным, выдающимся общественным деятелем Белоруссии»). Именно Милинкевич, кандидатуру которого искусно «вела» на конгрессе команда политтехнологов БНФ, с трудом, но сумел во втором туре на несколько голосов опередить лидера ОГП Лебедько. Впрочем, сразу после конгресса часть видных функционеров ОГП (Истомин, Горбачев, Шанцев, Шинкарик и др.) заявила, что эта победа достигнута «жульническим способом», в результате «обыкновенного шулерства и манипуляций». Эти утверждения косвенно свидетельствуют о накале страстей и острой, «грязной» закулисной борьбе в стане «цвета оппозиции», об отсутствии реальной консолидации в ее рядах.

Вряд ли стоит считать Александра Милинкевича опасным соперником для действующего президента Белоруссии. Ставленник БНФ Милинкевич, несмотря на внешность престарелого Атоса (ему 58 лет), блестящее владение польским и научную степень кандидата физико-математических наук, не способен перетянуть на сторону оппозиции симпатии электората. Этому мешают его связь с БНФ, тесные контакты с Западом, отказ от построения союзного государства или союза с Россией, лишение русского языка статуса государственного. Своего четкого видения внешней политики республики, впрочем, единый кандидат на сегодня не имеет, приоритет для него - нейтралитет и национальный суверенитет Белоруссии. На всякий случай Милинкевич выразил надежду, что Минск может одновременно сотрудничать с США, Евросоюзом и Россией.

К тому же у Милинкевича нет внятной программы в сфере экономики, он откровенно признал, что является слабым, не имеющим опыта экономистом. В то же время ничего не понимающий в экономике Александр Милинкевич исходит из необходимости проведения в республике либеральных хозяйственных реформ (якобы «без шока»), приватизации мелких и средних предприятий, т.е. запуска процесса, которого большинство белорусов сегодня явно опасается.

Выявились не только слабые стороны подготовки «единого» в области экономики и в сфере внешней политики, но и недостаток собственно политического опыта. Предшествующие интересы Милинкевича больше находились в сфере культурологической и краеведческой, собственно политической борьбой ему заниматься почти не приходилось, хотя однажды он участвовал в работе избирательного штаба кандидата в президенты Семена Домаша. Нет у «единого» и широкой общественной поддержки, сам Милинкевич в лагерь своих сторонников занес только обиженных властью мелких и средних предпринимателей, а также членов протестантских общин. Ни словом «единый» не упомянул о предложении российского СПС, с треском проигравшего последние парламентские выборы в России, прислать ему на помощь тысячу агитаторов, технологов и консультантов. Активисты других оппозиционных групп Белоруссии, лидеры которых проиграли на конгрессе, не могут рассматриваться гродненским политиком в качестве действенного ресурса осуществления его президентских амбиций. Все говорит в пользу того, что региональные структуры оппозиции особого рвения в избирательной кампании Милинкевича не проявят.

С таким минимальным спектром поддержки всерьез надеяться на успех в избирательной кампании, когда главный соперник - действующий президент Александр Лукашенко, просто наивно. Понимая это, Александр Милинкевич не обещает своим политическим соратникам и сочувствующим оппозиции избирателям победы на предстоящих президентских выборах. «Единый», таким образом, еще до президентских выборов снял с себя всякую ответственность за результат участия объединенной оппозиции и ее кандидата в них.

Подчеркнем и другой немаловажный аспект. Значительная часть делегатов конгресса оппозиции представляла собой выходцев из многочисленного слоя городского населения – интеллигенции и служащих. Это обстоятельство довольно значимо, учитывая то, что города при правлении Александра Лукашенко превратились в центры государственной власти различного уровня (высшего, высшего среднего, среднего), которую осуществляют сосредоточенные в них группы чиновников. Само же городское население индустриальной Белоруссии находится на ином, более высоком уровне социального и культурного развития по сравнению с жителями сельских регионов республики. Поэтому заметна разница между поведением и запросами горожан и селян, интересы которых по целому кругу проблем расходятся.

Высокий уровень урбанизации до сих пор недостаточно учитывался в политике, проводящейся правящим классом Белоруссии. Явно преобладал крен в сторону приоритетного удовлетворения хозяйственных и социальных нужд сельских жителей. Объективно это привело к уродливой социально-экономической конструкции, когда средние и крупные города с их промышленным и интеллектуальным потенциалом начали превращаться … в подструктуру аграрного общества.

Кроме того, республиканское руководство искусственно, прежде всего, в правовом поле, закрепило за предприятиями машиностроения, нефтепереработки, металлургии, строительства и химического комплекса функции градообразования и градообеспечения. Это препятствует росту фондов накопления, сдерживая собственное развитие и хозяйственную самостоятельность предприятий, модернизацию средств производства и повышение благосостояния работников, большинство из которых проживает в городах.

Нельзя забывать при этом, что горожане обладают большей социальной активностью и мобильностью, что делает их потенциальной политической силой. Жители белорусских городов отличаются раскованностью, тягой к свободе и тем особым типом сознания, который определяет их поведение и приверженность к определенным жизненным ориентирам, во многом отличным от установок селян. По большому счету навязанная белорусскому обществу администрацией Лукашенко модель экономики, консервирующая фактически систему советского типа, политика превращения человека в пассивный объект манипулирования со стороны властей, в «винтик» системы не соответствуют интересам и убеждениям значительной части городских слоев.

Политические последствия такого рода процессов очевидны – средние и особенно крупные города превращаются в узлы противоречий и социальной нестабильности, в локомотивы движения к радикальным экономическим и социальным реформам. Поэтому правы те эксперты и идеологи оппозиции республики, которые прогнозируют урбанистический характер потенциальных социальных потрясений в Белоруссии.

Разрешение со стороны властей на проведение конгресса оппозиции в Минске вовсе не свидетельствует о желании президентской администрации развернуть с ней публичную дискуссию (хотя Александр Лукашенко и приглашался на форум), а тем более сесть с оппозиционными лидерами за круглый стол. Республиканские верхи, напротив, пытаются внести раскол в ряды оппозиции, дезорганизовать ее деятельность, но в этом направлении пока действуют более тонко и скрытно, чем ранее, используя все слабости и пороки оппозиционных функционеров.

В среде высших чиновников Белоруссии нет убежденности в необходимости поиска компромисса со слабыми группами оппозиции. В недавнем прошлом со стороны властей республики были попытки сесть за стол переговоров с умеренной частью оппозиционного лагеря, провести круглый стол с представителями общественных организаций («план Посохова»). Сегодня Минск, напротив, утверждает, что смысла искать какой-либо политический компромисс с оппозицией, скомпрометировавшей себя контактами с Западом, в финансовом плане поддерживаемой им, нет, да и сами оппозиционные партии исчезнут в год президентских выборов.

Причин такого пренебрежения к представителям оппозиционных структур несколько.

Во-первых, считается, что национальная экономика, обретшая якобы «реальный суверенитет», находится накануне президентских выборов на подъеме, благосостояние населения неуклонно растет, общественные отношения вполне стабильны.

Во-вторых, авторитет главы государства за истекшие после выборов-2001 годы только вырос, окрепло доверие избирателей к выбранному им политическому курсу. Достойных соперников Александру Лукашенко на политическом поле республики просто нет.

В-третьих, оппозиция настолько ослабла и потеряла общественную поддержку, что вести с ней диалог непродуктивно. Достаточно, используя ресурсы государственных СМИ и правовые рычаги, окончательно подавить ее, что будет положительно воспринято белорусскими избирателями.

Ну, и, наконец, последнее. В 2001 году еще сохранялась, пусть и небольшая, возможность перехода Белоруссии к частичным реформам, если не политическим, то хотя бы в экономике и социальной сфере. В тот период Александр Лукашенко явно колебался в этом вопросе. Накануне выборов-2006 ситуация совсем другая. Глава белорусского государства вполне уверовал в правильность своего политического курса, в жизненность выбранной экономической модели, преимущества которой не устает подчеркивать. Поэтому субъективных импульсов к потенциальной трансформации социально-экономического порядка в республике не имеется, но есть настойчивое желание со стороны верхов законсервировать существующее положение вещей, сохранить стабильность.

Раз нет потребности в проведении реформ, нет и стремления администрации разделить ответственность за их болезненные последствия (а их уже в Белоруссии не избежать) с общественными организациями, профсоюзами, оппозиционными партиями, парламентом. Поэтому реальный диалог с представителями общественности властям уже не нужен. Достаточно его имитировать с помощью созыва перед выборами Всебелорусского народного собрания и «партнерства» с правительственными профсоюзами и союзом молодежи.

Президентская администрация демонстрирует плохо скрываемое удовлетворение и успокоенность по отношению к консолидации оппозиции, результатом которой явилось выдвижение столь слабой и «непроходной» фигуры кандидата в президенты (Сергей Калякин, например, мог бы заручиться доверием большего числа избирателей). Между тем, думается, что отношение правящей верхушки Белоруссии к итогам конгресса слишком оптимистично. «Горка», на наш взгляд, просто не понимает и не может в должной степени оценить быстро меняющуюся к худшему внутри- и внешнеполитическую обстановку. Здесь ведь дело совсем не в потенциале Милинкевича, а в нескрываемых планах Западного сообщества ликвидировать режим Лукашенко. Проблемы и вызовы, которые несет подобное вмешательство во внутренние дела Белоруссии, его масштаб могут оказаться непосильными для государственного аппарата республики.

Президент РБ и его ближайшее окружение по-прежнему убеждены в том, что Европейский союз, переживающей конституционный кризис, разбухший и раздираемый противоречиями, так и не выработает консолидированную позицию по проблеме Белоруссии. Жива и надежда, что в Западной Европе есть влиятельные политические силы, которые готовы пойти на компромисс, договориться с Александром Лукашенко, что позволит республике перевести в скором будущем отношения Белоруссия – Евросоюз на «нормальные рельсы». Правительство республики придерживается мнения, что у него пока есть достаточный простор для политического маневра в контексте политики «многовекторности». Однако ряд последних действий и решений институтов Евросоюза свидетельствует как раз об обратном.

Есть в Минске и уверенность, что администрация Соединенных Штатов окончательно увязла в собственных национальных проблемах и находится в кризисном положении в связи с обстановкой в Ираке, борьбой с терроризмом и стремлением помешать развертыванию ядерной программы Ирана. Минские политики надеются и на чудо, что какие-нибудь новые катаклизмы и напасти (террористические акты, ураганы, испытание ядерного оружия на Среднем Востоке и т.п.) отвлекут внимание Вашингтона от Белоруссии и белорусских дел в год переизбрания Лукашенко. Но президент США пока подтверждает намерение до конца разобраться с «последней диктатурой Европы».

Тем не менее, во внешней политике Минска все явственнее проступает стремление играть более значимую роль в Европе и мире, не говоря уже о постсоветском пространстве. Президент и министерство иностранных дел РБ неустанно предлагают реформы ООН, меры по повышению статуса и роли Движения неприсоединения и усовершенствования деятельности в рамках ОБСЕ, делают громкие заявления на международной арене, с трибуны ООН. Эффект от таких дипломатических демаршей, естественно, нулевой, продвижения к новому миропорядку в формате Минска не наблюдается. Казалось бы, правительству республики необходимо озаботиться более актуальной проблемой: доказать мировому сообществу, что Белоруссия не является «сезонным» (в применении к режиму Лукашенко), падающим авторитарным государством, а представляет собой демократическую страну, способную на развитие и консолидацию. Но на такие шаги республиканское руководство идти не спешит.

Причем, в Белоруссии не верят в возможность радикального вмешательства Западного альянса, в военную акцию по свержению режима Лукашенко. Однако давление на республику, что никак не поймут в Минске, не обязательно примет формы одноактного и откровенно силового действа или внешнего побуждения к перевороту, своеобразному coup d`etat. Оно может носить затяжной, хронический характер, но в итоге привести к искомому - устранению нынешнего президента его окружения от власти. Что может противопоставить этим тенденциям правящий белорусский режим? Абсолютно ничего, поскольку, несмотря на все разглагольствования Александра Лукашенко, Белоруссия на деле не имеет гарантий действенной и эффективной помощи от какого-либо великого государства или блока союзных ей стран. Такие гарантии могла бы дать в нынешних условиях только Россия, но отношения с Кремлем у Лукашенко явно не сложились, строительство Союзного государства остановлено. Минск же предпочитает жить иллюзиями и готовить президентский Боинг к перелету в Пекин.




Итоги конгресса оппозиции

Владислав Лосев (Минск)

1 и 2 октября в Минске состоялось давно ожидаемое и широко разрекламированное в оппозиционной печати событие, которое по замыслу его организаторов должно было, в первую очередь, привести в трепет действующего белорусского президента. Это т.н. Конгресс демократический сил Белоруссии (КДС), призванный выдвинуть из среды оппозиционеров деятеля, подобного сербскому Коштунице, способного низвергнуть «ненавистную демократам диктатуру».

Следует заметить, что в начале белорусские власти всячески препятствовали проведению этого политического действа. Например, ни за какие деньги не предоставлялись помещения для проведения собраний оппозиционного актива по выбору делегатов на конгресс. Стоял вопрос о проведении самого КДС за пределами Белоруссии – на Украине, в Литве или в Смоленске. И вдруг власти смилостивились и дали согласие на то, чтобы это оппозиционное мероприятие состоялось в Минске, причем в удобном и престижном месте – дворце культуры Минского автомобильного завода.

Некоторые оппозиционные горячие готовы были увидеть в этом смягчении со стороны власти признаки чуть ли не испуга со стороны президента. Однако надо полагать, что все эти надежды тщетны. Тем более, что итоги конгресса выглядят для Александра Лукашенко как действующего главы государства и будущего соискателя белорусской «шапки Мономаха» в довольно выгодном свете.

Итак, в качестве единого кандидата в президенты от оппозиции назван некто Александр Милинкевич, человек неизвестный белорусским избирателям, но зато являющийся почетным членом Союза поляков в Белоруссии и имеющий польский орден «За заслуги перед культурой», полученный им в конце 90-х гг. за нахождение захоронения последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

Станислав Понятовский является любимым историческим персонажем Александра Милинкевича, которого он называет не иначе как наш король. Следует заметить, что по своему воспитанию и взглядам Милинкевич является типичным представителем такого этнокультурного явления как «кресовые поляки» или (как их определяет отец современного белорусского национализма Зенон Позняк) «белоляхи».

«Кресовые поляки» отличаются неопределенностью национального самосознания, считают себя то поляками, то некими литвинами, но при этом официально (при необходимости) называются белорусами. В этом смысле показателен пример бывшего председателя Верховного Совета Белоруссии, видного оппозиционера и генерала милиции Мечеслава Гриба. Во время своей службы в МВД (вплоть до полковника) Гриб определял свою национальность как поляк, но, став генералом, он стал числиться белорусом. Однако при этом «кресовые поляки» весьма устойчивы в своей враждебности к России и ко всему русскому. Им так невыносимо само понятие «Русь», что в начале 90-х годов, когда в белорусской политике доминировали националистические деятели типа Позняка и Шушкевича, всерьез обсуждался вопрос о замене самого понятия Белоруссия на Литву или Литвинию. При этом самих литовцев предполагалось именовать «литувисами».

Тогда же в качестве государственной была провозглашена политика «дерусификации», и принята соответствующая правительственная программа, которая предусматривала в течение 10 лет не только полное вытеснение русского языка и культуры из жизни белорусского общества и государства, но и переименование всех населенных пунктов и географических названий, если они хоть в какой-то степени звучат по-русски. А если учесть, что Белоруссия – это старинный западнорусский край, то «дерусификация» должна была носить тотальный характер. На подобных политических позициях продолжает оставаться в настоящее время подавляющее большинство партий и общественных организаций, называющих себя «демократической оппозицией».

В свою очередь, Александр Милинкевич, как приверженец политики «дерусификации», занимая в первой половине 1990-х годов должность заместителя председателя Гродненского горисполкома по вопросам культуры и образования, немало потрудился на антирусской ниве в г. Гродно.

В 1996 году Милинкевич ушел с государственной службы в знак протеста против установления в Белоруссии государственного белорусско-русского двуязычия и сразу возглавил националистическое пропольское общественное объединение «Ратуша», которое за свою провокационную деятельность было закрыто судом в 2003 году.

В 1995-1996 годах при непосредственной поддержке со стороны США, Великобритании, Нидерландов и Польши на основе прозападных общественных организаций в Белоруссии была развернута сеть т.н. ресурсных центров, призванных стать своеобразными базами материально-технического обеспечения деятельности оппозиционных общественно-политических структур. Всего по всей республике было создано 63 ресурсных центра, объединенные с 1998 года в Белорусскую ассоциацию ресурсных центров (БАРЦ), председателем которой с той поры работает Александр Милинкевич.

БАРЦ не был зарегистрирован министерством юстиции РБ и действует на территории Белоруссии фактически нелегально. Постоянными партнерами и донорами БАРЦ выступают различные западные фонды и обучающие центры. В частности, это Фонд имени Стефана Батория (Польша), Школа лидеров (Варшава, Польша), Management & Media Academy (Нидерланды) и другие. В целом же деятельность БАРЦ находится под патронажем министерства иностранных дел и канцелярии председателя совета министров Польши, а также ряда правительственных учреждений Великобританни. Кроме председательства в БАРЦ Александр Милинкевич является так же руководителем программ «Фонда содействия региональному развитию».

Таким образом, Александр Милинкевич – один из тех высокопоставленных функционеров оппозиции, в ведении которых находится распределение финансовых потоков поступающих от западных доноров. Кроме этого, Милинкевич занимается и активной политической деятельностью. Он нередко бывает в Варшаве и Страсбурге, где постоянно призывает к ужесточению позиции в отношении Белоруссии и России.

Что касается белорусской политики, то Александр Милинкевич всегда выступал за возобновление политики «дерусификации» и ликвидацию союзнических отношений с Российской Федерацией. Его цель не просто вступление Белоруссии в Европейский союз, а новая Речь Посполитая, к примеру, в форме пресловутого Балто-черноморского союза, с безусловным доминированием в нем Варшавы.

Вообще форум оппозиции был пропитан духом враждебности к России и русскому языку, не говоря уже об Александре Лукашенко. В этом смысле показательно начало представления участникам конгресса одного из соискателей звания «единого кандидата от оппозиции» первого секретаря ЦК Партии коммунистов Белорусской Сергея Калякина.

Этого «товарища» представлял публике профессор Белорусско-российского университета (г. Могилев) Валерий Березиенко. Не успел он назвать место своей работы как сразу был прерван дружным свистом и разъяренными криками «Ганьба!» и «Долой москалей!». Однако Калякин не смутился и начал свое выступление, подчеркнув что подобные выходки «льют воду на мельницу нашего врага».

Помимо Милинкевича и Калякина было еще два кандидата на место вождя политической оппозиции. Это председатель Объединеной гражданской партии Анатолий Лебедько и председатель Белорусской социал-демократической Грамады Станислав Шушкевич. Последний взял самоотвод, сообщив однако при этом, что «имеет самый высокий рейтинг известности и самый высокий рейтинг поддержки в обществе». Конечно, Шушкевича нельзя упрекнуть в излишней скромности, т.к. его популярность в белорусской обществе не превышает статистической погрешности.

Анатолий Лебедько считался главным претендентом на роль общеоппозиционного лидера. Но судьба ему не улыбнулась и его «объехал» Милинкевич. Говорят, что не обошлось без закулисных махинаций, но факт остается фактом. С преимуществом в восемь голосов вождем оппозиции был провозглашен пан Милинкевич. Теперь все оппозиционные силы в соответствии с ранней договоренностью должны работать исключительно на его успех.

Но гладко, как известно, бывает только на бумаге. И уже сейчас очевидно, что со стороны оппозиции Александру Лукашенко будут противостоять несколько кандидатов в президенты. О намерении участвовать в президентских выборах уже сообщил, находящийся в американской самоэмиграции лидер другого крыла Белорусского народного фронта Зенон Позняк.

Бывший депутат генерал Фролов сразу после конгресса заявил: «Партия БНФ оказалась более целенаправленная и боевитая, чем остальные. Только в этом и состоит итог конгресса. Ну а мы никаких обязательств перед единым от партийной коалиции не имеем, мы не подписывали никаких бумаг. Мне представляется, что от нашей группировки будет не самый худший вариант. Возможности, которого будут побольше, чем у единого партийного».

Кто состоит в команде у Фролова сказать пока трудно, но в любом случае его ближайшими сотоварищами являются бывший депутат и олимпийский чемпион Владимир Парфенович, бывший председатель Совета республики Национального собрания РБ Александр Войтович, бывший министр сельского хозяйства РБ Василий Леонов и бывший директор закрытого властями за пропаганду крайнего национализма Белорусского гуманитарного лицея Владимир Колос. Компания разношерстная, но почти всех ее представителей объединяют антироссийские взгляды (от умеренных до крайних) и личная обида на Лукашенко.

Не обозначили пока еще своих президентских притязаний бывший ректор Белгосуниверситета, а ныне лидер Белорусской социал-демократической партии «Громада» и большой политический путаник Александр Козулин, а также бывший министр иностранных дел РБ Петр Кравченко.

Помимо названных оппозиционеров в президентскую гонку намерен также вступить нынешний депутат Палаты представителей, председатель Либерально-демократичекой партии Белоруссии Сергей Гайдукевич, который со своим минимальным рейтингом и ранее надежно обеспечивал Лукашенко «альтернативность», необходимую с позиции избирательного права.

Основного кандидата в президенты Александра Лукашенко и его администрацию в полной мере должны устраивать итоги Конгресса демократических сил. Милинкевич, с его неприкрытым русофобством и антироссийскими заявлениями, является носителем мало популярных идей БНФ, что делает его позиции в борьбе за президентское кресло крайне слабыми. Конечно, на западе от Буга избрание вождем оппозиции Александра Милинкевича было воспринято с большим удовлетворением, но ведь голосовать-то на выборах будут не в Польше, а в Белоруссии.




Единый нарушил мораторий

Белорусские новости, 11 октября 2005

Кирилл Позняк

Вот уже больше недели Александр Милинкевич пребывает в статусе нового лидера оппозиции — ее единого кандидата в президенты. Каковы его первые действия? Насколько они эффективны в пиаровском плане? Можно ли их назвать первыми дрожжами, на которых должен большими темпами расти его рейтинг, чтобы политик мог рассчитывать на успех в борьбе с Александром Лукашенко за пост главы государства?

В своих интервью накануне Конгресса демократических сил Милинкевич говорил, что свой первый официальный визит, если выиграет выборы, он совершит в Прагу. Но в чешскую столицу политик отправился сразу же после того, как получил статус единого. По приглашению бывшего президента Чехии Вацлава Гавела, которого Милинкевич называет для себя образцом политика. В Праге он принял участие в международной конференции "Форум-2005", в рамках которой прошел "круглый стол" на тему "Демократизация Беларуси: роль международного сообщества".

Также в Праге Милинкевич посетил Ольшанское кладбище, где возложил цветы к могилам бывших президентов Белорусской Народной Республики Василия Захарки и Петра Кречевского. Впрочем, это — скорее, символический ритуал лично для самого единого, потому что БНР как бренд известен и воспринимаем лишь небольшой нацдемовской частью белорусского электората.

Да и мало кто из белорусов вообще узнает о пражской поездке Милинкевича. Она носила камерный характер. Это была своеобразная официальная презентация единого кандидата от оппозиции Западу. В частности, Милинкевич встретился с высокопоставленными представителями чешских властей, выступил по местному телевидению.

Вот только чехи на выборах президента Беларуси голосовать не будут!

Государственные белорусские СМИ наверняка не оставят без внимания поездку Милинкевича в Прагу. Например, противопоставляя ее президентским дифирамбам в адрес хлеборобов на "Дожинках" в Слуцке. Официальная пропаганда получила еще один повод, чтобы рассказать народу, что политика оппозиции делается по западным сценариям.

А ведь на Конгрессе демсил так много обсуждалась необходимость активизации работы оппозиции в регионах. Например, лидер ОГП Анатолий Лебедько говорил, что их посещение является одной из важнейших задач единого кандидата в президенты в оставшиеся до президентских выборов 9 месяцев: "Осталось слишком мало времени, поэтому для единого кандидата будет введено табу на международные поездки. Это время он должен проводить, работая с избирателями, и в первую очередь — в регионах". Лебедько также сказал, что в международные поездки будет ездить второй или третий дублер единого кандидата.

И вот мораторий на международные поездки единым тут же нарушен. И Милинкевичу это — в минус. В том числе и в глазах оппозиционного электората.

Куда больший эффект дали многочисленные интервью Милинкевича. Хотя их аудитория весьма ограничена — читателями независимых СМИ и политических новостей в интернете. Да и далее такой интерес к персоне единого будет, только если он станет давать резонансные информационные поводы. Но до сих пор ньюсмейкерство было слабой стороной политических противников Лукашенко.

В общем, для того чтобы существенно перепрыгнуть доконгрессный рейтинг доверия единому кандидату в президенты от оппозиции в 10%, Милинкевичу ничего не остается, как колесить по Беларуси. Если есть бензин и идеи.




Не до либералов

БДГ-Деловая газета, 11 октября 2005

Янина Болонская

Бывший депутат Палаты представителей второго созыва Владимир Новосяд на прошлой неделе потерял надежду доказать Министерству юстиции, что в Беларуси существует свыше тысячи желающих создать Партию свободы и прогресса (ПСП). По его мнению, подавать заявки в Минюст больше не имеет смысла. Столь же пустое занятие — пытаться обжаловать неверие Минюста в суде.

За последние восемь лет в Беларуси не появилось ни одной новой партии. Наоборот, имеет место обратная тенденция. За пятнадцатилетний срок существования многопартийной системы в стране были созданы и прекратили свое существование несколько десятков партий. В настоящее время официально их зарегистрировано 17, причем лишь несколько из них можно назвать относительно массовыми. Последние полтора года изменить мрачную тенденцию пыталось молодежное общественное объединение «Гражданский форум», активисты которого и вошли в состав учредителей Партии свободы и прогресса.

Задумывалась партия, согласно программным документам, как либеральная, ставящая целями продвижение в общественном сознании ценностей демократии и либерализма, развитие демократических либеральных реформ, содействие утверждению в Беларуси гражданского общества и демократического правового государства, реализации конституционных принципов, а также развитие местного самоуправления.

Напомним, первый отказ в регистрации ПСП появился весной 2003 года, когда Минюст после детального изучения устава будущей партии раскопал в нем три положения, не отвечающих требованиям законодательства. Спустя полгода ПСП было повторно отказано в регистрации из-за «нарушения порядка создания партии». Тогда Владимира Новосяда и его сторонников уличили в якобы фальсификации части подписей учредителей партии. В ходе разбирательства В.Новосяду удалось вычислить «отказников», которые отозвали свои подписи, по его словам, «под давлением властей».

История повторилась. Причинами отказа и на этот раз стали несоответствия в протоколах по выдвижению делегатов на учредительный съезд и признание 45 подписей учредителей недействительными. «Мы передали все необходимые для регистрации документы, в том числе и запрошенные дополнительно, но почему-то двух протоколов в министерстве не оказалось, зато вместо представленных 1006 подписей учредителей оказалась 1031», — прокомментировал решение Минюста председатель так и не зарегистрированной ПСП Владимир Новосяд. — Откуда взялось еще 25 подписей — для меня загадка. Практически все, что изложено на трех страницах в отказе Минюста, — это следствие либо невнимательности, либо целенаправленного игнорирования переданных документов. У нас есть копии всех переданных документов, и большинство причин, указанных в отказе, легко будут опровергнуты даже в нашем суде. Это понимают и сами проверяющие, поэтому для подстраховки был использован «классический прием» — признание недействительными части подписей учредителей. Но так как никто из учредителей ни письменно, ни устно не отказался от своей подписи, их передали в Государственный экспертно-криминалистический центр МВД на экспертизу», — сказано в пресс-релизе ПСП.

В интервью «БДГ» Владимир Новосяд сказал: «Экспертиза проводится не на основе государственных стандартов, а просто выписывается справка, что, на взгляд эксперта такого-то, столько-то подписей сделано одной рукой. И все, разговор окончен. Суд не принимает к рассмотрению какие-либо аргументы против этого».

То, что при нынешней власти зарегистрировать новую партию — дело непростое, Владимир Новосяд хорошо понимал и в мае этого года, однако заявлял тогда: «У нас нет другого пути, кроме как добиваться от Министерства юстиции положительного результата. Это наша единственная возможность легально заниматься политикой». Спустя четыре месяца его взгляды претерпели изменения: «Думаю, в четвертый раз мы документы подавать не будем. Продолжим жить своей жизнью, так, как и многие незарегистрированные, однако реально существующие организации. Я не вижу смысла обращаться в суд: партия де-факто признана реально существующими субъектами и пока что де-юре существующими демократическими партиями». «Наша Партия свободы и прогресса активно участвовала в подготовке Конгресса демократических сил и в дальнейшем намерена принимать активное участие в политической жизни страны», — подчеркнул лидер несостоявшейся партии либералов.




СССР против ЕС

Белорусские новости, 10 октября 2005

Павел Кириллов

Отвечая на вопросы журналистов во время "Дожинок", Александр Лукашенко среди прочего коснулся и проблемных вопросов белорусско-российской интеграции. И судя по его заявлениям, особого прорыва в отношениях между союзниками нет. И вряд ли его можно будет наблюдать в ближайшее время. Хотя в начале сентября, встречаясь в Минске с премьер-министром России Михаилом Фрадковым, президент Беларуси весьма интригующе проанонсировал следующее заседание Высшего госсовета союзного государства, которое должно состоятся в ноябре в Москве.

Тогда Лукашенко заявил, что оно "будет знаменательным, этапным и знаковым, особенно в продвижении нашего единства. Мы договорились с президентом России Владимиром Путиным, что в ноябре кардинально продвинемся в решении вопросов по Конституционного акту Союзного государства".

Однако состоявшееся вслед за встречей белорусского президента и российского премьера 19 сентября заседание совместной комиссии по разработке Конституционного акта продемонстрировало, что прорывом не пахнет. Минская и московская редакции существенно разнились. Но компромисс все-таки был найден, причем в пользу белорусской стороны.

Во-первых, она добилась того, что сначала будет решен вопрос с Конституционным актом, а уж затем с единой валютой. А во-вторых, Кремлю не удалось использовать союзную конституцию для решения проблемы третьего срока Путина. Ее компромиссный, больше декларативный, вариант не предусматривает ведения в Союзе Беларуси и России постов президента и вице-президента.

При сильном Путине Лукашенко на настоящий "прорыв" в белорусско-российской интеграции, похоже, не пойдет. Президенту нашей страны до поры до времени выгодна ее ползучесть или даже имитация. Не случайно на совещании по вопросам внутренней и внешней политики в конце июля Лукашенко четко заявил, что вопросы новой степени интеграции Беларуси и России "ни в коем случае не будут штурмоваться" до проведения президентских выборов в обеих странах.

Но вместе с тем он говорит, что выступает за более тесный вариант интеграции, чем тот, который предлагает Москва. Судя по всему, у Александра Лукашенко остаются еще амбиции добиться триумфа и на российском политическом поле.

На "Дожинках" 8 сентября Лукашенко заявил, что если в союзном государстве будет проводиться референдум, то одновременно в двух странах. И на него будет вынесен только один вопрос — по Конституционному акту. То есть российский рубль отдыхает.

Построение, по словам белорусского президента, Союзного государства по принципу Европейского союза — это "много шагов назад". При этом он отметил, что формирование Союзного государства на основе опыта Евросоюза — это предложение российской стороны, которое в очередной раз было высказано в ходе июльской встречи президентов Беларуси и России в резиденции "Завидово", а недавно озвучено госсекретарем Союза Беларуси и России Павлом Бородиным.

"Наша позиция остается прежней", — сказал Лукашенко. Потому что "у нас опыта строительства Союзного государства значительно больше, чем у Европейского союза, потому что мы жили в образовании более тесном, чем ЕС — это Советский Союз".

Впрочем, противопоставление интеграционной модели по образцу СССР ЕСовской схеме со стороны Лукашенко может быть всего лишь пропагандистским приемом в расчете на просоветскую ностальгию белорусов с целью усилить свой имидж интегратора.




В кольце

Белорусский рынок, 3 - 10 октября 2005

Павлюк Быковский

Правящий режим признает, что находится в состоянии информационной войны. На прошедшем 30 сентября заседании Совета безопасности были утверждены План строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую пятилетку и Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг. Кроме того, был рассмотрен, но отправлен на доработку проект Концепции информационной безопасности.

Как отметил председательствовавший на заседании Совета безопасности президент Беларуси, подобных документов в области военной составляющей обеспечения безопасности страны раньше не готовилось. Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг., по словам А. Лукашенко, направлена на то, чтобы обеспечить согласованность задач военного строительства с целями военно-технической политики по модернизации имеющегося в войсках вооружения. "Планов и наработок предостаточно. Главное — эффективно их реализовать, — подчеркнул президент. — Государственный военно-промышленный комитет обязан решить задачи по оснащению армии, всех воинских формирований страны современными вооружением и техникой".

Впрочем, А. Лукашенко считает маловероятной открытую военную угрозу против Беларуси: "Это — последний рубеж, это последний этап, маловероятный, дай Бог, в нашей жизни, нереальный. Вряд ли кто-то сегодня решится в открытую, с использованием оружия воевать с нашим государством, с нашей страной. Думаю, что это нереально, но мы должны быть готовы ко всему".

Реальной же глава государства считает другую угрозу, и борьбе с ней было посвящена вторая половина заседания Совета безопасности. Пресс-служба президента освещает ее скупо, зато Белорусское телевидение — с размахом. Сообщается, что "к членам Совета безопасности присоединились мэр Минска и руководители трех белорусских телеканалов. Им предстояло обсудить проект Концепции информационной безопасности Республики Беларусь".

Забегая вперед, отметим, что собственно обсуждение документа прошло за закрытыми дверями, неизвестно также, почему концепция отправлена на доработку — что в ней есть и чего ей, по мнению правящего режима, не хватает. Достоянием гласности стало только заявление главы государства: "Против нашего государства развязана информационная война".

Президент с экранов телевидения полемизировал с неизвестным оппонентом, доказывая, что "если кто-то думает, что обеспечивать информационную безопасность должны теле-, радиоканалы и газеты, журналы, то тот глубоко заблуждается". А. Лукашенко назвал государственные СМИ важнейшим инструментом обеспечения информационной безопасности, но не единственным. В списке задействованных были названы и сам президент, и правительство, а главными координаторами — Администрация президента и госсекретариат Совета безопасности.

Как отметил президент, пока белорусам удается сдерживать информационные атаки и противостоять им. Но налицо элементы несогласованности действий госорганов, не все резервы эффективно используются. По словам А. Лукашенко, именно с информационных атак начинались все военные конфликты, развязанные в последнее десятилетие Соединенными Штатами; западные государства активно используют информационную инфраструктуру для продвижения своих геополитических интересов. "Запад и подконтрольная ему так называемая белорусская оппозиция не жалеют усилий для поиска новых способов формирования негативного общественного мнения и распространения о нашей стране деструктивных сведений, — утверждает А. Лукашенко. — Реальностью становится создание так называемого информационного, я бы сказал, дезинформационного кольца вокруг Беларуси. Они стремятся разжечь национальную (мы это видели на примере так называемого польского вопроса) и религиозную вражду в нашем обществе, внедрить в сознание людей идею о якобы неспособности власти эффективно управлять государством".

Отдельно президент остановился на прошедшем 22-23 сентября в Вильнюсе семинаре по вопросам Беларуси, организованном Парламентской ассамблеей НАТО и литовским сеймом. На семинаре, в числе прочего, обсуждались формы поддержки Евросоюзом независимых СМИ в Беларуси и условия возможного независимого вещания на Беларусь. "Очень показателен последний пример: под эгидой НАТО, структур НАТО, несколько дней назад в Литве прошел так называемый семинар по Беларуси. Рассматривались, прежде всего, информационные вопросы, направления информационного удара против нашей страны", — отметил А. Лукашенко.

Участие в семинаре стало поводом для критики политических оппонентов главы государства. "Вы увидели, что самые ярые враги нашей страны, и это мы обязательно должны довести до наших граждан через СМИ, я попросил передать материалы эти в СМИ, чтоб люди видели, что такое наша оппозиция, их ведущие, так называемые будущие единые кандидаты, — заявил А. Лукашенко. — Что они предлагают? Закрыть нашим товарам путь на Запад (они упрекают Европу, что они у нас, дескать, покупают товары гражданского происхождения). Они предлагают и настаивают на блокировании нашей страны!".

Государственные СМИ, конечно, взяли под козырек и осветили точку зрения правящего режима на политическую оппозицию, как, собственно, делали и раньше. На войне как на войне, позиция "ярых врагов" в государственных СМИ не отражена — не до объективности, когда приходится отбивать "информационные атаки".

Кстати, в чем они заключаются и что понимают под Концепцией информационной безопасности участники заседания Совбеза? "Это общепринятое обозначение какого-то комплекса информационных действий, — объяснил в интервью "БР" генеральный директор ЗАО "Столичное телевидение" Александр Зимовский. — Это не только воздействие на СМИ, но и на компьютерные сети, системы доставки информации и на информационное поле в целом. Говорить о том, что в данном случае Беларусь изобретает велосипед, наверное, не стоило бы. Дескать, придумали жупел информационной безопасности и пытаемся этим мотивировать какие-то свои шаги. Коль скоро существует понятие информационной войны, значит, должно существовать понятие, позволяющее действовать в условиях этого. Это очевидно для любого государства".

По словам А. Зимовского, любая страна пытается распространять свое информационное влияние за свои пределы. "Мы должны каким-то образом наращивать свое присутствие хотя бы в сопредельных странах, — говорит руководитель телеканала. — Если помните, такой термин у нас возник — "пояс добрососедства". Если вокруг нас, в Украине, Польше, Прибалтике, люди, которые живут в непосредственной близости к Беларуси, будут больше и лучше узнавать о нашей стране, причем узнавать будут правду, а не так, как ее тенденциозно освещают СМИ, то эти люди никогда не поддержат действия политиков, направленные антибелорусски. Они будут видеть, да, это нормальная страна, здесь не происходит никаких кровавых событий, что она динамично развивается экономически, люди живут лучше, — вряд ли у них возникнут какие-то подозрения по отношению к белорусам, враждебность и т. д. Вот это есть элемент информационного противоборства".

Собеседник "БР" достаточно спокойно оценил возможности иностранного вещания на Беларусь: "Вещание на Беларусь не прекращалось никогда... Но информация о стране всегда приходит из страны. Если поляки, украинцы или литовцы будут нам, белорусам, рассказывать о том, почему нам жить плохо или хорошо, — ну, это ничего не вызывает кроме смеха".

Из слов А. Зимовского следует, что обеспечение информационной безопасности в первую очередь подразумевает белорусское иновещание на зарубежные страны с целью создания "пояса добрососедства" — как бы в ответ на "кольцо дезинформации".

Независимый политолог Валерий Карбалевич, комментируя по просьбе "БР" обсуждавшийся на Совете безопасности вопрос, пришел совсем к иным выводам: "Заседание Совета безопасности — прямой результат семинара в Вильнюсе. Об этом сказал сам Лукашенко. Главный вопрос — информационная безопасность, в том упрощенном понимании, при котором расширение информации среди населения о происходящем в Беларуси трактуется как информационные атаки, требующие противодействия, контрпропаганды. Возможно, ситуация с преследованием "Народнай волi" — один из первых шагов обеспечения информационной безопасности в их понимании".




Нацбанк опять взялся за инвестиции

Белорусская газета, 3 октября 2005

Сергей Жбанов

Иностранный инвестор не проявляет должного интереса к акциям ведущих белорусских банков. И поскольку привередливые покупатели находятся вне сферы административного влияния Нацбанка, правлению главного банка страны ничего не оставалось делать, как 23 сентября принять постановление, настоятельно рекомендующее продавцам активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций в уставные фонды комбанков.

Постановление также призывает банки начать (совместно с республиканскими и местными органами власти) поиск перспективных инвестпроектов, реализация которых заинтересует иностранных кредиторов. Новым документом Нацбанк просто напомнил комбанкам о взятых в конце 2004г. обязательствах по привлечению в текущем году $1 млрд. в виде инвестиций, включая $120 млн. в уставные фонды банков.

Эти обязательства зафиксированы в плане совместных действий Минэкономики и Нацбанка по выполнению прогнозных параметров экономического развития страны в 2005г., предусматривающем снижение доли государства в уставных фондах комбанков с целью увеличения ресурсной базы и приближения доли участия иностранного капитала в белорусской банковской системе к стандартам ВТО.

Принятым совместным планом мероприятий было предусмотрено как получение суверенного рейтинга республики в 1 квартале 2005г., так и последующая распродажа небольших пакетов акций «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка», «Белинвестбанка», а заодно и крупных пакетов акций «Белвнеш-экономбанка», «Межторгбанка» и «Паритетбанка».

Но инвестиционный год не задался. План по иностранным инвестициям стал рушиться сразу после того, как президент страны, не получив гарантий на высокий суверенный рейтинг от международных агентств, испугался пустой траты денег и «т.н. «экспертов», которые будут таскаться по стране, изучая ситуацию, и повезут информацию в США». В итоге на присвоении рейтинга деньги страна сэкономила, а иностранные инвестиции, как и предсказывал президент, в нашу страну «не потекли». Более того, они утекают.

Динамику «оттока средств нерезидентов из банковской системы» подтвердил в интервью «Интерфаксу» начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков. По его данным, привлеченные банками средства нерезидентов за 7 месяцев 2005г. сократились на 10,1%, а их доля в ресурсной базе банковской системы снизилась с начала года с 9% до 7,2%. На этом поприще особо отличились ведущие банки страны: «Беларусбанк», «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк» и «Белинвестбанк».

На системообразующие банки также возлагалась обязанность в 2005г. за счет прямых иностранных инвестиций увеличить уставные фонды на $5 млн. А в целом прямые иностранные инвестиции в уставные фонды банков в текущем году должны были возрасти в 2,5 раза и составить $31,2 млн. Но об этом можно только мечтать, поскольку доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде комбанков сократилась за 8 месяцев т.г. с 11,8% до 11,63%. И эта доля в 2,6 раза больше, чем в 2001г. Тем и утешимся.

Дубков тоже не растерялся и объяснил ситуацию тем, что новые валютные ресурсы подорожали и уже не столь привлекательны по сравнению с белорусскими деньгами, а ранее поступившие средства из-за рубежа были привлечены на короткий срок и наступает время их возврата.

Но к концу года положение дел на этом участке борьбы за иностранные деньги будет исправлено. Макроэкономические условия, по мнению начальника главупра Нацбанка, для этого уже созданы: «Устойчивый экономический рост и финансовая стабилизация, включая укрепление нацвалюты и снижение инфляции». Дело осталось за малым: нужны валютоокупаемые бизнес-проекты и некоторые институциональные условия для иностранных инвесторов на долгосрочную перспективу.

К числу необходимых условий Дубков отнес получение суверенного кредитного рейтинга, снижение налоговой нагрузки до уровня стран-соседей, стабильное законодательство, активизацию процесса приватизации, развитие финансовой инфраструктуры инвестиционной деятельности и «иные меры структурного характера». В общем, еще чуть-чуть, да еще немножко.

Однако как только Сергей Дубков пояснил, что на II полугодие 2005г. правительством запланированы не только переговоры с международными рейтинговыми агентствами «для получения гарантированного рейтинга», но и «подготовка информационного меморандума для определения предварительного прогнозного значения рейтинга Беларуси», возникло ощущение дежа вю. Год тому назад те же самые задачи были закреплены в плане совместных действий, но президента, как известно, не устроили гарантии низкого рейтинга.

Что же касается разговоров о снижении налогового пресса до уровня приграничных стран, развитии финансовых институтов и финансовых рынков, активизации процесса приватизации, то эти притчи страна слышит уже более 10 лет и успешно противостоит их «огульному» характеру.

За это время в республике сконструирована такая модель управления экономикой, где правительство, руководствуясь вечно актуальной фразой президента о том, что «проблемы с инвестициями, особенно иностранными, в Беларуси нет», национализировало все ключевые предприятия вместе с инвестиционными рисками. И в этой системе нет места иностранному инвестору, живущему по правилам рыночной экономики и не желающему авантюрно финансировать процесс управления чужой собственностью. Соблюдение этих правил сторонами позволяло говорить о наличии своеобразной гармонии интересов белорусского государства и иностранных инвесторов.

Выступая с инициативами по активизации притока в банковскую систему средств нерезидентов, Нацбанк рискует нарушить установившуюся гармонию ради ничтожного увеличения инвестиционных возможностей банковской системы. На большие расходы иностранные инвесторы не пойдут, да и те обложат такими страховыми гарантиями, что дешево не покажется.




Разъезд завершается

Белорусский рынок, 26 сентября - 3 октября 2005

Кoнcтантин Cкуратович

Выступая на 39-м съезде БРСМ, А. Лукашенко назвал несколько показателей, характеризующих демографическую ситуацию в Беларуси, которые вызвали недоумение у специалистов и людей, интересующихся вопросом на любительском уровне. Ведь, согласитесь, интересно, сколько нас было, сколько осталось, кто к нам приезжает, кто покидает Беларусь.

По словам президента, в прошлом году из Беларуси уехало 1,8 тысячи человек, а въехало 35 тысяч. То есть миграционный прирост составил 32,2 тысячи. Мягко говоря, это не совсем так. По данным Министерства статистики, из-за рубежа в Беларусь прибыло 14,642, а убыло 12.510 человек. Миграционный прирост, таким образом, составил 2.132 человека. Этого явно недостаточно для компенсации естественной убыли населения (за счет превышения смертности над рождаемостью), поэтому численность населения Беларуси в 2004 году сократилась на 49 тыс. человек (на 0,5%).

Не знаем, может, помимо официальной статистики по этой проблеме существует иная, более достоверная, но проблема депопуляции Беларуси признана одной из важнейших и общественностью, и властями. Вот что по этому поводу сказано в “Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.”, одобренной соответствующими структурами, включая Президиум Совета министров РБ: “Современное состояние демографической ситуации характеризуется естественной убылью населения, обусловленной устойчивым снижением рождаемости и ростом смертности, ухудшением возрастной структуры и, как следствие, демографическим старением населения”.

Проще говоря, белорусы вымирают. И пока нет никаких возможностей восстановить потенциал за счет внешних мигрантов. Поэтому и тональность комментария должна быть иной, прямо противоположной. Мол, мы делаем все возможное, делаем гораздо больше, чем все наши соседи, чтобы поднять рождаемость, снизить смертность, повысить привлекательность страны для внешних молодых и состоятельных в социально-экономическом плане мигрантов, но пока, пардон, ничего не получается.

Из Беларуси многие уезжают именно потому, что имеют возможность возвратиться, если дело “за бугром” не заладится. Поэтому ежегодно число возвращенцев из стран вне СНГ и Балтии составляет примерно 1/3 от числа выезжающих. В 2003 г. выехало 4.638, прибыло 1.517 человек, в 2004 г. — 4.141 и 1.532 человека соответственно. То есть сальдо остается стабильным и оно, к сожалению, отрицательное.

Что касается СНГ и Балтии, то первая половина 90-х гг. прошлого века может быть охарактеризована как эпоха великого переселения народов в геополитическом пространстве бывшего СССР. Постепенно это встречное движение теряло интенсивность. Если в 1992 г. в Беларусь из России въехало 63,4 тыс. человек (выехало в Россию 33 тысячи), то в прошлом году — 9,6 и 6,8 тыс. человек соответственно. Таким образом, вынужденный разъезд в основном завершается, большинство нынешних переездов определяется соображениями личностного характера.

В США в 1990-93 гг. в большинстве случаев навсегда убыло 16 тысяч соотечественников. А это уже полнокровная дивизия, которую ежегодно подпитывают более 1.000 новобранцев из Беларуси. С учетом особой настроенности переселенцев за океан на американскую структуру семьи как ячейку общества (трое детей минимум) численность новейшего белорусского ареала в этой стране следует оценить примерно в 100 тысяч человек.

Представляете, сколько наших земляков усердствует над развитием самой сильной экономики в мире или готовится к этому делу, обучаясь в тамошних университетах и колледжах?

Самым крупным импортером человеческого ресурса из Беларуси был Израиль (более 50 тысяч мигрантов за эти годы), но впоследствии интерес к нему угас по причине масштабности первых “завозов” и потери этой страной благополучного имиджа в связи с непрекращающимся военным конфликтом. Сегодня по числу мигрантов в дальнее зарубежье Израиль занимает третье место после Германии и США: в первом полугодии текущего года в Германию выехало 477, в США — 346, в Израиль — 279 человек.

Эти три страны по-прежнему остаются привлекательными для выезда граждан Беларуси. Ощущается повышение интереса к Польше. Если за первое полугодие прошлого года туда выехал 31 человек, то в нынешнем — 45.

В общем, все понятно. Непонятно только одно: кто “подставил” президента, сообщив ему совершенно неверные сведения?



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ