Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Сохранит ли Россия в Приднестровье «окно в Европу»?

4 октября 2005 г., «Ольвия-пресс»

С.Зайченко

«Да, мы позволим России быть региональной
державой, но империей будет только
одна страна – Соединенные Штаты Америки».
Билл Клинтон, сентябрь, 1995 год.

На недавно прошедшей в Москве Международной научной конференции, посвященной 60-летию Победы Советского народа над фашисткой Германией и милитаристской Японией, представители патриотически настроенной российской академической интеллигенции высказали тревожные опасения за судьбу России и будущее своего Отечества. Среди многочисленных рекомендаций академические умы РФ рекомендовали политической российской элите более эффективно защищать геополитические интересы России в любой точке земного шара, начиная с территориальных и заканчивая военно-стратегическими.

Приднестровье для России – это одна из территорий, которая с военно-стратегической точки зрения представляет очень важное «окно в Европу» на Балканском направлении, значение которого невозможно переоценить. Это понимают все: и в Москве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и даже в Кишиневе.

Для Приднестровья Москва также является одним из главных стратегических партеров и основным гарантом приднестровской безопасности. Поэтому общественность ПМР должна быть постоянно информирована о ситуации, в которой оказывается Россия, и которая в значительной степени влияет на решения официальной Москвы, касающиеся приднестровской территории.

Начну с того, что в «Стратегии национальной безопасности США в новом столетии», утвержденной в октябре 1998 года, записано, что «США, если хотят чувствовать себя в безопасности, должны оставаться лидером во всех международных делах».

С этих позиций Вашингтон выступает и сегодня, ущемляя, где только возможно, интересы РФ. Прежде всего, это всем известное недавнее расширение блока НАТО на Восток за счет стран прекратившего свое существование Варшавского Договора и республик бывшего СССР. Это и окружение России военно-воздушными и военно-морскими базами, подконтрольными США, вытеснение России из стран постсоветского пространства и территорий, исторически являющихся сферой влияния России. Это пренебрежение экономическими интересами РФ и глобальная американизация российского общества. Это, в конце концов, кабальные условия приема России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и ее использование в качестве сырьевого придатка США и их союзников. И так далее, и тому подобное.

Сегодня РФ почувствовала очередное так называемое «лидерство» США уже в области ядерного перевооружения. Со ссылкой на британскую газету «Таймс» «Красная Звезда» за 14 сентября сообщила, что Пентагон внес поправки в доктрину США от 1995 года, которые позволят США официально (по своему усмотрению) наносить превентивные ядерные удары по базам террористов и странам, по мнению Вашингтона, поддерживающим международный терроризм. Если Совет безопасности ООН не смог упредить военную агрессию США против Югославии, Афганистана и войну с Ираком до принятия поправок в доктрину, то после этого Совет безопасности ООН для Вашингтона будет, что назойливая муха для буйвола. Поправки должны быть подписаны и утверждены на Конгрессе в самое ближайшее время. Если такое случится, США, согласно комментарию в газете «Таймс», наделят себя правом наносить превентивные удары не только конкретным по «базам террористов» на территории любого суверенного государства, не поддерживающего политику США, но даже по подозрению на то, что на его территории находятся запасы ядерного, химического или бактериологического оружия. В этом случае Вашингтон санкций Совета безопасности ООН ждать не станет.

Как информирует газета, обновленная доктрина предоставит Пентагону право применять (для «укрощения строптивых») ядерное оружие, активно разрабатываемое в США на протяжении вот уже нескольких последних лет по своему усмотрению. Прежде всего, это ядерные заряды малой и сверхмалой мощности.

А теперь вопрос: где и как Вашингтон будет проводить испытания нового ядерного оружия, прежде чем поставлять его на вооружение своей армии коалиционных сил НАТО? Возможность такая есть в штате Невада, который в течение двух лет может быть подготовлен для таких испытаний. Но в этом случае США нарушат ряд международных договоренностей, в том числе и Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Здесь следует напомнить общественности, что этот Договор ратифицирован в РФ, и она не проводит никаких ядерных испытаний. Однако США, хотя и не проводят пока ядерных испытаний, ДВЗЯИ не ратифицировала и в любой момент (когда это понадобится) может от него отказаться. Но чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре (публично не нарушая ДВЗЯИ), США прибегли к иному способу испытания новых образцов оружия – испытание проводить в реальных боевых действиях. И это у них хорошо получается. Вспомните военную агрессию США в Боснии и Герцеговине, в Югославии, а еще раньше в Ираке, где США провели испытание новых авиаснарядов с сердечником из обедненного урана. Сегодня эти снаряды уже на вооружении авиации США и НАТО и успешно используются штурмовиками А-10 и истребителями F-15. Но ни в прошлое время, ни в настоящее никаких санкций со стороны ООН, ни широкого международного осуждения в адрес США, как не было, так и нет. Даже, напротив, в международных кругах утверждают, что применение ядерных снарядов не является нарушением международных договоренностей. Даже после того, как иракское правительство в 1995 году подало официальную жалобу на США в ООН о радиоактивном загрязнении территории Ирака, мер по упреждению применения Пентагоном в дальнейшем «грязных» боеприпасов принято так и не было.

Поэтому и новое ядерное оружие малой и сверхмалой мощности может быть испытано США не на полигоне, а, например, при нанесении ядерного удара в операциях против движения «Талибан» в горах Афганистана или по базам боевиков в Ираке, о чем уже неоднократно (и вполне серьезно) говорил глава Пентагона Дональд Рамсфелд. В список ненадежных стран, откуда США ожидают для себя так называемые «новые угрозы», внесен Иран, и вокруг него сгущаются «американские» тучи…. Как предсказывают некоторые политические обозреватели, не исключено, что испытание новых образцов ядерного оружия малой и сверхмалой мощности может быть произведено на территории этой арабской республики.

И снова вопрос, кто и каким образом способен уберечь Мир от возможной ядерной катастрофы. На это вопрос пока никто ответа не знает. Не знает этого и Россия. А опасность такая существует. Решение США наносить по своему усмотрению превентивные ядерные удары по суверенным государствам настораживает многие суверенные страны, в том числе и Россию, вокруг которой в лице НАТО все туже и туже сжимается американская удавка. Вспомните, как торжествовал Джордж Буш-младший по случаю «победы» над Москвой, когда год с небольшим назад в состав НАТО (на лужайке у Белого Дома) принимали семь новых членов. Очень доходчиво тогда об этом писала «Комсомолка»: «Буш сиял, как Белоснежка, разбуженная поцелуем. Семеро гномов, представляющих обломки бывшего советского блока, пританцовывали и аплодировали. Болгары, румыны, словаки, словенцы и прибалты перекрашивались в натовцев. А старший из гномов, бывший главный коммунист Литвы Бразаускас, целовавший североатлантический флаг, казался воплощением почти сказочной метаморфозы». Присутствовавший на церемонии приема под крышу Вашингтона семи бывших союзников Москвы, генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер в тот же день отметил, что самолеты альянса начинают патрулировать воздушное пространство над Прибалтикой. «Теперь это зона НАТО, а НАТО всегда прикрывает свою зону!» - торжественно произнес он перед присягавшими на верность Вашингтону свежеиспеченными членами альянса. С сожалением приходится констатировать факт, что расширение зоны НАТО происходит за счет зоны жизненно важных интересов Российской Федерации.

Россия, конечно, еще способна остановить США и упредить угрожающее развитие событий. Одно лишь заявление МИД РФ о возможности выхода России из ДОВСЕ вынудило изрядно поволноваться Запад.

Американские военные чиновники заявили, что выход России из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе будет означать сохранение российского военного присутствия в Грузии и Приднестровье, что противоречит Стратегии национальной безопасности США и представляет собою опасный вызов американцам.

Британское издание «The Financial Times» писала, что возможный выход России из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) позволит Москве сохранить свое военное присутствие в Грузии и Приднестровье. «Заявление министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанное им на 40-й ежегодной конференции НАТО по вопросам безопасности и обороны, которая завершилась в Мюнхене, - писала британская газета, - шокировало европейских и американских военных чиновников». Кратко напомню основной смысл заявления.

В нем российский министр обороны отмечал, что взятые на себя стамбульские обязательства принимались Россией в других военно-политических условиях, отличающихся от сегодняшних реалий. Тогда Россия получила заверения в том, что НАТО не развернет свои вооруженные силы в восточноевропейских странах, желающих вступить в Альянс. Однако после вступления в апреле в НАТО семи новых членов Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе потеряет свою актуальность и «не будет поддерживать стабильность и баланс интересов». Как уточнил Иванов, Договор может разделить судьбу другого реликта «холодной войны» - Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), который Россия и Соединенные Штаты разорвали два года назад.

Россия имела некоторые рычаги давления на НАТО в преддверии расширения его на Восток, так как могла связать ратификацию и выполнение Договора с попытками НАТО по созданию новых баз в Польше и прибалтийских государствах, но упустила такую возможность.

Напомним, что одним из мотивов отказа подписать Итоговую декларацию на саммите ОБСЕ в Маастрихте, который прошел 7 декабря прошлого года, был именно процесс эвакуации российских войск и вооружения из Приднестровья, а также проблема российских военных баз в Грузии в качестве условий ратификации ДОВСЕ странами НАТО. Но логического завершения российские предложения не достигли: с первых дней вступления в НАТО семи новых членов, США начали процесс передислокации авиации и тяжелой военной техники из Германии непосредственно к границам России (на территорию стран Балтики, Польши и Чехии).

Одновременно вопрос о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья поднимался Государственным секретарем США Колином Пауэлом на переговорах с президентом Владимиром Путиным во время его официального визита в Москву в январе текущего года. Пауэл оповестил главу российского государства о возможности ужесточения позиции Вашингтона, если Россия в ближайшее время не прекратит свое военное присутствие в Грузии и Приднестровье. И процесс пошел: Россия срочно покидает Грузию.

Сегодня страны Прибалтики, Грузия и Молдова уже стали «потенциальными противниками» Российской Федерации. И если официальная Москва своевременно не применит к ним, как мы уже неоднократно отмечали, самых жестких мер воздействия, названные государства из «потенциальных» превратятся в реального противника России. Многие политические эксперты, в том числе и российские, недоумевают: почему Москва постоянно запаздывает с принятием адекватных мер по защите своих стратегических и геополитических интересов на постсоветском пространстве? Почему Россия добровольно сдает США свои позиции одну за другой? Почему, сузив круг своих интересов до постсоветского пространства, РФ продолжает утрачивать свое влияние и в странах СНГ? Россию уже игнорируют в Грузии и Молдове, отворачиваются в Азербайджане. Кто следующий?

Россия навсегда ушла из Кубы, утратив мощнейшую систему РЛС наблюдения за космосом и США, которая обеспечивала систему ПРО Советского Союза необходимыми данными для упреждения ракетного нападения. Аналогичную утрату понесла РФ, покинув Вьетнам (во Вьетнаме в советское время была военная база, на которой располагалась аналогичная РЛС). Сегодня на месте взорванной в 1995 году в Скрунде (Латвия) российской РЛС типа «Дарьял» уже строят мощный локатор американцы, и направлен он не на северо-западные районы Атлантики, а на Россию. И ученику понятно, что главное ее предназначение – контроль над воздушным пространством России и Белоруссии.

В настоящее время аналогичные РЛС США уже строят в Азербайджане. Одну в Астаре, на границе с Ираном, другую в районе Хызы, на южном склоне Большого Кавказского Хребта. Одновременно (и далеко не случайно!) в СМИ Азербайджана развернулась широкая кампания против ныне действующей в Азербайджане российской Габалинской РЛС, в 2002 году переименованной в информационно-аналитический центр «Дарьял». Примерно год назад США уже предлагали России совместное использование этого центра, конечная цель которого, и в чем никто не сомневается, – полное вытеснение российских военных, как со станции, так и из Азербайджана в целом. И хотя министр обороны РФ С. Иванов опровергает эту информацию, наивно думать, что американцы, объявив кавказский регион зоной своих жизненно важных интересов, просто так откажутся от российской РЛС, осуществляющей контроль над Южным воздушно-космическим пространством, в зону которого входят Индийский океан, Персидский залив, весь Аравийский полуостров, Иран, Ирак и ряд других стран Ближнего и Среднего Востока. Если договоренность о совместном использовании Габалинской РЛС состоится, то в случае ликвидации военного присутствия России в Азербайджане, локатор останется под контролем США. Взорвать его, как это было сделано в Латвии, России уже не позволят.

В свете происходящих на Южном Кавказе событий, связанных с ликвидацией российских баз в Грузии и попыткой «американизировать» центр «Дарьял», весьма симптоматично появление в азербайджанской прессе материалов, дискредитирующих в целом российское военное присутствие в Азербайджане.

Соединенные Штаты намерены надолго закрепиться и в Средней Азии. Их базы (пусть даже временные) уже имеются в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. Об этом уже ведутся переговоры с Казахстаном и Туркменией. Вашингтон, укрепившись на западных границах РФ, намерен полностью заблокировать Россию со стороны Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Станет ли Россия великой Державой, сегодня целиком и полностью зависит от самой России. За ее плечами – множество побед и достижений. Во всем: в науке и экономике, культуре и спорте, в космосе и военном деле – Россия всегда была на высоте и по праву являлась опорой и защитницей прав и свобод народов мира. И сегодня, чтобы восстановить свою историческую миссию, Россия обязана на игнорирование ее интересов поступать адекватно: твердость русского характера и силу духа должны вновь почувствовать на международной арене, как это было после Победы во Второй мировой войне. Такие качества всегда и везде вызывают уважение. Россия должна приучить всех своих партеров, а в первую очередь Вашингтон и Брюссель, к тому, что РФ не оставляет своих завоеванных позиций.

Сегодня в российском экспертном сообществе все чаще звучит мнение о том, что Россия просто обязана защитить свои интересы на постсоветском пространстве и в первую очередь в тех странах, которые стоят на российских позициях. Это так называемые «непризнанные» государства СНГ-2. Если говорить о европейском направлении, то, по мнению многих экспертов и политиков, сегодня у РФ осталось последнее «окно» для выхода на Балканы – Приднестровье.

Во-первых, в перспективе российское военное присутствие в ПМР, которое вполне может оказаться в тылу у НАТО – это кость в горле Североатлантического альянса, а соответственно и США, которые, кто и что бы ни говорил, по-прежнему не совсем дружелюбно настроены к Российской Федерации. Поэтому, по мнению экспертов, российское военное присутствие на этой территории должно не только сохраняться, но и расширяться. Тираспольский военный аэродром, в случае его реставрации, мог бы стать достойной альтернативой Маркулештскому, модернизированному по НАТОвским стандартам и, судя по информации из достоверных источников, готовому к передаче в так называемое «временное пользование» Пентагона.

Далее. Как отмечают эксперты, Приднестровье – это последняя точка опоры РФ на Юго-Западном направлении и равнозначна российскому Калининграду на Северо-западе Европы. Если в петровские времена Россия пробивала «окна» в Европу, в сталинские времена их расширяла, то в последние десять лет, вплоть до недавнего времени, Россия позволяла их, образно выражаясь, «наглухо заколачивать».

К сожалению, приходиться констатировать, что твердой последовательности у официальной Москвы в отношении Приднестровья порой не хватает. Слишком уж чутко прислушивается она к тому, о чем и в каком ракурсе толкуют на Западе, как оценивают там каждый очередной шаг российского руководства и его инициативы по нормализации отношений между Тирасполем и Кишиневом. И очень уж опасаются того, чтобы на Западе не сложилось вдруг впечатления о стремлении Кремля вернуться к старым порядкам. «В результате такой чрезмерной бдительности, - как-то выразился военный политический обозреватель «Красной Звезды» В.Маркушин, - в российских поступках проявляется не то что бы гибкость – а скорее гуттаперчивость».

С одной стороны, конечно, можно понять Россию, понять то, что в современной обстановке, а тем более при наличии собственных внутренних проблем, раздирающих российское общество на части, официальной Москве не до проблем малых, к тому же пока не признанных государств на постсоветском пространстве. Но, с другой, официальной России надо осознать, что решение проблемы пока непризнанных государств, будь то Приднестровье, Абхазия или Южная Осетия, органично связано с решением очень многих внутренних проблем. А главное – такое решение укрепит веру российского народа в способность Кремля изменять события к лучшему.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ