Об одесских консультациях и не только
6 октября 2005 г.,
«Молдова Ази»
Оазу Нантой
Встреча посредников в приднестровском урегулировании с
представителями Республики Молдова и приднестровской администрации, состоявшаяся
26-27 сентября в Одессе после длительного перерыва "холодной войны" между
Кишиневом и Тирасполем, окончилась все же некоторыми конкретными результатами.
Главный из них - решение о возобновлении переговоров, следующий раунд которых
должен состояться 27-28 октября 2005 г. в Кишиневе и Тирасполе. Однако отныне
они будут проходить уже в формате "5+2" с участием представителей Европейского
Союза и США, чьи права и обязанности в рамках переговоров будут определены
протоколом, разработанным миссией ОБСЕ в Молдове. Однако в последнее время
произошел еще ряд событий, связанных с приднестровским конфликтом.
Кишинев начал бесплатную выдачу жителям Левобережья
документов, подтверждающих гражданство Республики Молдова. Это говорит о
стремлении обеспечить численное превосходство граждан Республики Молдова в
перспективе проведения демократических и репрезентативных выборов в регионе.
Глава миссии ОБСЕ в Молдове, Вильям Хилл, однозначно
заявил о том, что назначенные на 1 ноября с.г. выборы в "верховный совет"
Приднестровья не будут признаны свободными и демократическими, спровоцировав тем
самым нервную реакцию Тирасполя. Она выразилась в хулиганской выходке
профашистской организации "Прорыв", сбросившей 27 сентября флаг ОБСЕ со здания
представительства ОБСЕ в Тирасполе.
Наконец, 3 октября 2005 г., по истечении более четырех
лет с момента, когда Кишинев лишил режим Смирнова таможенной печати Республики
Молдова, ожидается принятие Советом ЕС окончательного решения по поводу
установления с 1 декабря мониторинга молдо-украинской границы с участием ЕС.
Безусловно, термин "мониторинг" пока не гарантирует, что границу будут
пересекать лишь товары, сопровожденные таможенным обеспечением Республики
Молдова. Однако это не значит, что терпению ЕС когда-нибудь не наступит предел,
и он не применит, наконец, этот "дамоклов меч".
Не менее значимым является недавнее дипломатическое турне
президента Воронина по прибалтийским странам, где в каждой столице прямо
ставился вопрос о поддержке Молдовы в решении приднестровского конфликта.
Похоже, таким образом Воронин пытается компенсировать непростительную
внешнеполитическую пассивность предыдущих правительств Молдовы. Он стремится
создать промолдавское лобби внутри ЕС, который становится все более
заинтересованным в решении приднестровского конфликта. Президент учитывает тот
факт, что Страны Балтии занимают активную позицию в ЕС и не успели забыть, что
такое "свет с Востока".
Состоявшийся 21 сентября визит Владимира Воронина в Киев
также является частью этого сложного сплетения геополитических игр и
соперничества интересов различных стран. Если государства Балтии определили свою
позицию по отношению к России и окончательно порвали с прошлым, получив членство
в НАТО и ЕС, то в нынешней Украине дела в этом смысле обстоят далеко не так
однозначно. 21 сентября в Украине еще не было правительства, и было очевидно,
что украинское общество переживает болезненный период расставания с иллюзиями,
спровоцированными "оранжевой революцией". Кроме всего прочего, 1 января 2006 г.
в Украине вступит в силу политическая реформа, в результате которой ряд
компетенций перейдут от президента страны к Верховной Раде (Парламенту). Помимо
этого, Украина уже вступила в кампанию по очередным выборам в Верховную Раду,
назначенными на март 2006 года, и сегодня никто не может с уверенностью сказать,
как будет выглядеть мажоритарная коалиция после этих выборов. В такой ситуации,
похоже, намерения Киева взять на себя роль регионального лидера путем
перенимания инициативы в решении приднестровского конфликта ушли на второй план.
Тем более что данные инициативы выявили непоследовательное поведение некоторых
людей, пришедших к власти в результате "оранжевой революции". Объявив о
приверженности европейскому курсу, Киев, по неизвестным причинам, не
присоединился к решению ЕС и США о запрете перемещения по их территориям ряда
представителей администрации "пмр". Кроме того, документы, призванные прекратить
прохождение через приднестровский участок молдо-украинской границы товаров без
таможенного обеспечения Республики Молдова, принятые украинским правительством
26 мая 2005 г. (Постановление №400; Положения № 164-r и № 165-r), не выполняются
украинскими таможенниками до сих пор! В ходе "официального визита" Игоря
Смирнова в Киев, 14 июля с.г., Виктор Ющенко пообещал ему отсрочить введение в
действие указанных постановлений. Но на каких условиях и на какой период? В то
же время на пресс-конференции по итогам встречи с Владимиром Ворониным Ющенко не
высказался против позиции Кишинева, в том числе относительно Закона от 22 июля
с.г. об основных принципах юридического статуса Приднестровья. А в ходе встречи
с руководителями парламентов североевропейских и Прибалтийских стран,
состоявшейся 30 сентября 2005, Виктор Ющенко, похоже, отстранился от ведущей
роли в решении приднестровского конфликта, сделав следующее заявление: "Думаю,
что эта ситуация давно перестала быть только проблемой Молдовы и ее соседей. По
моему мнению, вопрос касается европейских проблем".
Так или иначе, возвращаясь к одесским консультациям,
следует отметить, что многое осталось неясным. Поддерживая на уровне деклараций
"план Ющенко", российская делегация воспользовалась случаем и попыталась вручить
участникам консультаций собственные предложения по поводу основных принципов,
направлений и этапов приднестровского урегулирования. Не секрет, что этот
документ объемом более 200 страниц (так в тексте) предлагает ту же федерализацию
Молдовы, вопреки Закону от 22 июля, принятого Парламентом Молдовы.
Столь же очевидно и соперничество между двумя
антагонистскими подходами к вопросу демократизации левобережья Днестра. Исходя
из аксиомы, что демократия может существовать только в правовом государстве,
Закон от 22 июля создал юридические рамки для демократизации Приднестровья путем
распространения на него суверенитета Республики Молдова. В то время как другие,
в частности, авторы украинского плана, предлагают демократизировать
Приднестровье как государство, отдельное от Республики Молдова, и признать
свободными и демократическими уже выборы, намеченные на 11 декабря.
Иными словами, и в рамках формата "5+2" за столом
переговоров будет продолжаться борьба интересов. Ясно, что переговоры - это
верхушка айсберга, и что многие вопросы решаются за кулисами переговорного
процесса, в том числе в других столицах.
Важно, чтобы Республика Молдова имела твердую, хорошо
аргументированную позицию, и настойчиво проводила ее всеми путями,
предоставляемыми ей статусом независимой страны. Важно не дать забыть о том, что
мы, граждане Республики Молдова, имеем приоритетное, по сравнению с
государственным преступником Игорем Смирновым, право быть информированными о
предлагаемых решениях, касающихся будущего нашего государства. Банда Смирнова
так или иначе уйдет, а нам предстоит жить в воссоединенной стране.
Важно и дальше сохранять политический консенсус по
вопросу реинтеграции страны. Только в этом случае руководство Молдовы, в отличие
от режима Игоря Смирнова, сможет рассчитывать на поддержку всего общества, в том
числе патриотов Молдовы с левобережья Днестра. Только при таких условиях можно
рассчитывать на поддержку ЕС и США, и нас перестанут вынуждать принимать чужие
рецепты, призванные проводить чужие интересы.
|