Союзное государство: издание второе, дополненное и переработанное
06.10.2005.
Arabeski.ru
Андрей Грозин
Казахстан станет новой Белоруссией?
Журнал “Финанс” опубликовал небольшую статью “Казахская
Русь”, в которой высказал гипотезу, что решение проблемы-2008 (сохранение за
Владимиром Путиным после окончания второго президентского срока его полномочий
главы России) состоит в создании нового государства, на которое
действие Конституции РФ уже распространяться не будет. Главный
редактор журнала Олег Анисимов утверждает, что якобы в Кремле идет обсуждение
нового проекта – “слияние России и Казахстана, в результате которого может быть
образовано государство площадью 88% от территории Советского Союза”. В целом,
ничего необычного в подобной идее нет – налицо “второе издание” идеи Союзного
государства.
Посылка при этом совершенно незамысловата: белорусский
“батька” слишком амбициозен, непредсказуем, а потому опасен для Кремля, а вот
Нурсултан Абишевич Назарбаев – совсем другое дело. Взвешенный, системный
политик, проверенный товарищ и крепкий хозяйственник. Экономика Казахстана на
подъеме, население республики в подавляющем большинстве одобряет существующий
режим. Имеется довольно много нефти (3,3% мировых запасов на конец 2004 г., по
оценкам опубликованным компанией BP) и эффективно работающая “вертикаль власти”.
У России и Казахстана, по мнению сторонников гипотетического Союзного
государства, гораздо больше общего, чем у России и Белоруссии.
На версию о подготовке Москвой и Астаной некоего союза
работает и серьезная активизация российских нефтяников в Казахстане: достижение
договоренности о продаже “Лукойлу” 100% акций нефтяной компании Nelson
Resources, занимающейся нефтедобычей в Казахстане, за 2 млрд. долл., заявления
того же “Лукойла” о намерении выкупить у принадлежащей китайской CNPC казахской
нефтяной компании PetroKazakhstan за 700 млн. долл. 50% СП в предприятии "Тургай
Петролеум" осуществлять поставки нефти в Казахстан в размере 2,5 миллионов тонн
в год. В Казахстане говорят о том, что казахстанской нефтянкой активно начал
интересоваться послушный российский олигарх Роман Абрамович. Ести и ряд
других интересных совместных российско-казахстанских перспективных проектов в
области ТЭК.
Автор статьи в журнале “Финанс” обосновывает жизненность
проекта Казахской Руси незамысловато: сегодняшний Казахстан меньше РФ по ВВП в
20 раз, по населению – в 10. Самое же главное в том, что “Нурсултан Назарбаев
нажил себе много врагов и под боком имеет пример революции в Киргизии, где очень
похожий на него по многим параметрам Аскар Акаев оказался свергнут за несколько
дней”. Но, используя такой аргумент, можно предложить какое угодно объединение.
Например с Таджикистаном, а лучше с Узбекистаном, лидера которой Запад
сейчас прессует так, что Ислам Каримов очень скоро может согласиться на
объединение не только с Россией, но и с Китаем. И не в качестве вице-президента,
а в роли губернатора или руководителя провинции. Более того, если задаться целью
объединиться с кем-либо в Центральной Азии, то проще и дешевле объединиться
с оранжевой Киргизией. Для этого просто надо потратить не более 10 млн.
долларов на финансирование пары десятков ключевый фигур в новой власти этой
страны. Если же еще 10-15 млн. направить в киргизскую “социалку”, ввести двойное
гражданство и предоставить Киргизии статус основного партнера – поставщика в РФ
трудовых ресурсов, то на возможном референдуме по вопросу о возможном
возвращении в лоно России без всякого административного ресурса “за” проголосует
70-80% населения. “Через Киргизию”, кстати, технологически проще всего решать и
вопрос о возможном объединении России и Казахстана.
Да, связи между Россией и Казахстаном активно
развиваются, а Нурсултан Абишевич в последнее время стал явным чемпионом среди
глав государств СНГ по количеству личных встреч с Владимиром Владимировичем.
Возможно, РФ и РК идут к тому, с чего начинала когда-то
Западная Европа – некоему двустороннему межгосударственному образованию, которое
станет реальным ядром интеграции. Однако сейчас речь может идти в основном лишь
об экономической интеграции.
Не следует забывать о том, что вся политика Казахстана
до сегодняшнего дня базируется на стремлении сохранить и упрочить суверенитет.
Стремясь избежать, или, в крайнем случае, всячески отсрочить процесс "второго
присоединения Казахстана к России" Назарбаев провел несколько последовательных
шагов, снижающих влияние РФ на РК. Сначала ставка делалась на полный отказ от
России и поиск новых стратегических партнеров. Для этого этапа были характерны
попытки наладить сотрудничество с Турцией, ОАЭ, Саудовской Аравией. Убедившись,
что эти государства не могут заменить Россию, в Казахстане начали слепо
выполнять и перевыполнять требования МВФ, ЕБРР и других наднациональных
финансово-экономических институтов, ожидая, что поток иностранных инвестиций
реанимирует экономику, поможет становлению национальной системы структур,
обеспечивающих национальную безопасность. Параллельно шел процесс
центральноазиатской интеграции, а также активное и широкое вовлечение западных
ТНК и их капиталов в экономику республики.
Одновременно Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута идея
Евроазиатского союза. Все прошедшие годы независимого существования Казахстана
давала о себе знать важная тенденция: для всех русскоязычных и для значительной
части казахов идея интеграции с Россией и другими странами СНГ в любых формах
была и остается весьма привлекательной. Поэтому и власть, и оппозиция в области
внешнеполитического позиционирования находились по одну сторону баррикад. Власть
при этом, имея реальные рычаги управления страной, переигрывала своих
оппонентов, демонстрируя неудержимое стремление к интеграции на всех и всяческих
уровнях. “Евразийство по-казахстански” стало прекрасной идеологической находкой
для руководства республики. При этом даже не важно, что большинство
объединительных инициатив носило декларативно-умозрительный характер и по
множеству причин не могло быть реализовано.
На практике Казахстан проводил и проводит так называемую
“многовекторную политику” - курс на лавирование между различными центрами силы,
игры на их взаимной борьбе за влияние на РК и извлечение разнообразных
дивидендов из этой борьбы. Кстати, наглядный пример “многовекторности” Назарбаев
продемонстрировал одновременно с появлением статьи в “Финанс”: 2-3 октября
состоялся визит казахстанского лидера в Грузию, принесший Москве и российским
ТНК ряд неприятных сюрпризов. В частности Нурсултан Абишевич после переговоров с
розовым революционером Михаилом Саакашвили заявил, что готов продавать газ
Тбилиси и для этого намерен начать переговоры с Россией о транзите. Речь идет о
заключении долгосрочного контракта на поставку до 2 млрд. кубометров ежегодно,
что с лихвой покроет текущие потребности Грузии в газе. А значит, отпадет
необходимость его закупки у “Газпрома”, который объявил об увеличении с 2006
года цены газа с 60 до 100 долл. за тысячу кубометров. Также прозвучало
очередное весьма неприятное заявление казахстанского лидера о твердом намерении
Астаны участвовать в антироссийском проекте транспортировки нефти по
трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан.
В период относительной стабильности и спокойствия
Назарбаев не слишком заинтересован в интегративных проектах. Властные элиты РК
лишь в исключительном случае, столкнувшись с угрозой потери управляемости
страной и собственному существованию, когда давление со стороны Запада дойдет до
такой степени, что единственным выходом будет уйти под российский щит, могут
пойти на добровольное сокращение своих прав получения и перераспределения
ресурсов и финансов Казахстана.
Сейчас ситуация внутри республики выглядит достаточно
стабильно, а внешних угроз, способных нанести серьезный удар по Казахстану, в
краткосрочной перспективе не просматривается. Большие проблемы у руководства РК
могут возникнуть только если вашингтонскому обкому удастся покончить с
Каримовым, после чего масштабная дестабилизация Центральной Азии станет почти
неизбежной. Но у узбекского режима пока имеется определенный запас прочности и
внешние гаранты в лице Москвы и Пекина.
Внутриказахстанская оппозиция пока еще довольно слаба и
вряд ли сможет после президентских выборов “вывести на площадь” более 2 - 3
тысяч человек. Многие эксперты внутри РК отказывают оппозиционерам даже в таком
потенциале. Так что до “цветной революции” в Казахстане еще есть год – другой.
Произойти она может, скорее, при осуществлении операции “преемник” и главной
движущей силой при этом станут не оппозиционеры с их малыми ресурсами, а
недовольные группировки элиты.
Ни Москва, ни Астана, каждая по своим причинам, но все
же одинаково не заинтересованы в реализации такого варианта в Казахстане.
Поэтому понимание необходимости российской подстраховки на случай форс-мажора
укрепляется в высшем руководстве РК. Пока эта подстраховка идет преимущественно
в форме укрепления оборонного и экономического сотрудничества.
Посткоммунистические элиты Казахстана, почувствовав
нарастающее желание Соединенных Штатов “сдать” бывших секретарей ЦК, ставших
президентами, и заменить их на более молодых, управляемых и “прозападных”
политиков, готовы искать поддержки где угодно. И в первую очередь – у Москвы. В
этой связи у российской власти появляется уникальный шанс без чрезмерных усилий
и затрат ресурсов расширить поле геополитического и геоэкономического влияния в
Азии.
Очевидно, что если речь не идет о сугубо прикладной
пиаровской примочке перед предстоящими в РК президентскими выборами, то внезапно
возникшие разговоры о Казахской Руси растут из понимания именно такого развития
ситуации. Насколько серьезны разговоры о возможном союзе РФ и РК станет ясно уже
совсем скоро – у Нурсултана Назарбаева осталось не так много времени для
реализации проекта передачи власти с сохранением существующей в республике
“семейной” системы власти. Возможно, что для Казахстана вопрос преемственности
руководства страной стоит даже острее, чем пресловутая российская “проблема -
2008”.
|