Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №132(15.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств

Г.Андреева

1. Общая характеристика Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств.

Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) утверждена решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 года. Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств к июлю 2005 года подписали: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина.

Решение об утверждении Концепции вступает в силу в соответствии с пунктом 4 со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур. Для России оно вступило в силу 15 сентября 2004 года.

Концепция является документом, который не столько устанавливает новые международно-правовые нормы в данной области, сколько служит рамочным соглашением об основных направлениях сотрудничества стран СНГ, и именно в этом отношении отчасти сходным с Европейской рамочной конвенцией по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 года). При этом в отличие от Европейской рамочной конвенции в Концепции делается упор не на дефиниции и установлении правовых форм сотрудничества, а на выделении приоритетных сфер и конкретных предметов межрегионального и приграничного сотрудничества. Решение об утверждении Концепции обязывает государства, принимавшие участие в ее утверждении, руководствоваться положениями Концепции при определении своей политики по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества, а также участвовать в создании соответствующих институциональных механизмов реализации.

Концепция не подменяет собой иные международно-правовые акты в области межрегионального и приграничного сотрудничества, в том числе многосторонние соглашения о приграничном сотрудничестве в конкретных областях и двусторонние соглашения Российской Федерации с сопредельными государствами о приграничном сотрудничестве. К подобным актам можно, например, отнести Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств – участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года (Москва, 26 февраля 1999 года), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999 – 2007 годы (Астана, 24 сентября 1999 года, вступило в силу 23 мая 2000года) Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр от 31 мая 2001г. В подобных соглашениях могут содержаться более конкретные правовые обязательства государств или устанавливаться особый правовой режим в отношении участников приграничного сотрудничества.

В то же время степень эффективности реализации Концепции зависит от степени эффективности общего механизма сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Очевидно, что без укрепления исполнительской дисциплины в СНГ любые решения, в том числе и об утверждении рассматриваемой Концепции, могут остаться без должной реализации.

Концепция содержит четыре раздела: Общие положения; Виды и направления межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ; Меры по стимулированию межрегионального и приграничного сотрудничества; Реализация Концепции. В качестве приложения к Концепции также принят План мероприятий по реализации Концепции до 2009 года. При этом Экономическому совету Содружества Независимых Государств предоставлено право вносить изменения в План мероприятий по реализации Концепции.

2. Раздел I. "Общие положения".

В данном разделе определяется место межрегионального и приграничного сотрудничества в системе торгово-экономических, производственных, научно-технических и культурных связей и взаимодействия между государствами-участниками СНГ. Указывается, что межрегиональное и приграничное сотрудничество призвано содействовать беспрепятственному движению людей, капиталов, товаров и услуг.

В связи с образованием новых независимых государств в особо тяжелом положении оказалось население приграничных территорий, где были разорваны или существенно ограничены экономические, трудовые, культурные и бытовые связи. Острота этой ситуации подтверждает необходимость реализации потенциала межрегионального и приграничного сотрудничества для вовлечения регионов во внешнеэкономическую деятельность и реализации комплекса мер по нормальному жизнеобеспечению населения приграничных регионов.

В общих положениях необходимость принятия Концепции обосновывается тем, что возможности развития межрегионального и приграничного сотрудничества сдерживаются из-за недостаточной проработанности правовой основы этой сферы как в национальных законодательствах большинства государств-участников СНГ, так и в рамках многостороннего сотрудничества Содружества Независимых Государств. Следует, однако, отметить, что Концепция не определяет правовые формы сотрудничества, а также почти не содержит положений, направленных на решение проблемы гармонизации межгосударственных правил и норм национального законодательства, связанного с приграничным сотрудничеством.

Концепция определяет цели, принципы и направления деятельности органов исполнительной власти государств-участников СНГ и их регионов, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ. Концепция учитывает накопленный опыт двустороннего межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ и исходит из единства и целостности территорий и внутренних рынков государств-участников СНГ.

Концепция определяет основные задачи, принципы и направления реализации политики государств-участников СНГ по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества.

Под межрегиональным и приграничным сотрудничеством государств-участников СНГ в Концепции понимаются согласованные действия органов государственной власти, органов власти административно-территориальных единиц государств-участников СНГ, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных организаций, совершаемые в рамках действующего законодательства государств-участников СНГ, направленные на укрепление всесторонних отношений сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития регионов и приграничных территорий, повышения благосостояния населения приграничных территорий, обеспечение безопасности жизни граждан, охраны окружающей среды и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях, упрочения дружбы и добрососедства государств-участников СНГ. Следует отметить, что данное определение созвучно определению приграничного сотрудничества в статье 2 Европейской Конвенции, в которой под таким сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией двух или более Договаривающихся Сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей.

Регион в Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государствопределяется как административно-территориальная единица государства-участника СНГ, осуществляющая свою деятельность, в том числе и хозяйственную, в соответствии с национальным законодательством.

Под приграничной территорией понимается часть территории административно-территориальной единицы государства-участника СНГ, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства-участника СНГ. Перечень приграничных территорий, на которых осуществляется приграничное сотрудничество, определяется самим государством-участником СНГ в соответствии с национальным законодательством или устанавливается в международных договорах и соглашениях государств-участников СНГ с сопредельными государствами, а также в соглашениях приграничных административно-территориальных единиц государств-участников СНГ с органами государственной власти сопредельных государств-участников СНГ.

Участниками межрегионального и приграничного сотрудничества являются органы государственной власти, органы власти административно-территориальных единиц государств-участников СНГ, органы местного самоуправления, юридические лица, общественные организации.

В этом отношении Концепция отличается от Европейской Конвенции, в которой под участниками приграничного сотрудничества по существу понимаются лишь публично-правовые субъекты, но не юридические лица и организации. В статье 2 данной Конвенции указывается, что "территориальные сообщества и власти" означает сообщества, власти или органы, выполняющие местные и региональные функции и рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним правом каждого государства.

В Концепции определены основные тенденции и особенности межрегионального и приграничного сотрудничества.

В качестве основных факторов, определяющих особенности приграничных территорий с сопредельными государствами-участниками СНГ, указывается на целый ряд условий. В частности, в соответствии с Концепцией необходимо учитывать такие факторы, как исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами-участниками СНГ, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных территориях государств-участников СНГ; природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничных территорий; характер влияния приграничного сотрудничества на развитие взаимовыгодной межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами-участниками СНГ; влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничных территориях государств-участников СНГ, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией; этнополитические, этнокультурные и лингвистические факторы; режим охраны общественного порядка на приграничной территории государств-участников СНГ и особенности его поддержания; особенности осуществления государственного контроля за обеспечением безопасного использования ресурсов приграничной территории; особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории; особенности режима межрегионального и приграничного информационного обмена с сопредельными государствами-участниками СНГ; участие государств-участников СНГ в других международных экономических, военных организациях и сообществах, союзах, объединениях и связанные с этим обстоятельства.

Учет этих специфических факторов осуществляется при выборе видов и направлений межрегионального и приграничного сотрудничества, а также форм его регулирования и поддержки.

В качестве принципов межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ указываются как общие принципы международного права, такие как взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств-участников СНГ; неприкосновенность государственных границ; мирное разрешение пограничных споров; уважение прав и свобод граждан государств-участников СНГ, так и специальные принципы, касающиеся данной сферы сотрудничества. К ним относятся такие принципы, как обеспечение взаимных интересов в межрегиональном и приграничном сотрудничестве; учет особенностей приграничных территорий государств-участников СНГ, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами-участниками СНГ, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных характеристик приграничных территорий.

В Концепции определены основные задачи межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ. Среди таких задач выделяются создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между населением, органами власти и деловыми кругами регионов и приграничных территорий государств-участников СНГ; стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между регионами и приграничными территориями государств-участников СНГ; упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории и в регионе.

Специально выделяется задача создания и эффективного развития экономической, социальной инфраструктуры на приграничных территориях и в регионах; к которой в определенной мере примыкает задача создания условий, способствующих сокращению сроков прохождения экспортных и импортных товаров через приграничную территорию государства-участника СНГ, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу системой электронного документооборота и автоматической идентификации, совершенствование транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов, в том числе разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов.

В качестве отдельных важных задач также рассматриваются создание условий для взаимодействия систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств-участников СНГ, в том числе и информационных, в целях повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия, а также осуществление согласованной политики в вопросах обеспечения безопасности жизни граждан, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций трансграничного воздействия на приграничных территориях.

3. Раздел II. "Виды и направления межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ".

Содержание этого раздела определяет специфику и основное назначение всей Концепции.

В разделе II определены конкретные виды (формы) сотрудничества.

К таким формам, в частности, отнесены:

- проведение встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества;

- создание уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по межрегиональному и приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;

- создание рабочих групп по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Перечень видов межрегионального и приграничного сотрудничества, предусмотренный в Концепции, не является закрытым.

Для развития межрегионального и приграничного сотрудничества в Концепции рекомендованы определенные приоритетные направления деятельности по конкретным сферам взаимодействия и отраслям управления, которые должны получить развитие как в плане мероприятий по реализации Концепции, так и в планах отраслевого сотрудничества в рамках механизма сотрудничества государств-участников СНГ.

В качестве таких приоритетных направлений указаны:

сотрудничество в торговле в приграничных районах, которое осуществляется между юридическими и физическими лицами государств-участников СНГ, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории государств-участников СНГ, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;

сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе:

создание совместных предприятий и финансово-промышленных групп;

установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами регионов и приграничных территорий, заключение договоров, не противоречащих национальным законодательствам государств-участников СНГ и режимам приграничных территорий определенных государств, в целях привлечения инвестиций в сферу промышленности и сельского хозяйства, строительства, финансов, обмена технологиями и в другие сферы.

К направлениям сотрудничества в сферах экономики и экологии также отнесено регулирование экономической деятельности, управление промышленными отходами, совместный контроль за использованием вредных веществ в различных видах экономической деятельности в приграничных районах; обеспечение экологической безопасности путем создания информационной системы о состоянии окружающей среды и разработки планов по использованию природных ресурсов, регулирование воздействия экономической деятельности на окружающую среду (управление промышленными отходами, складирование и утилизация опасных веществ и т.д.), контроль диффузных и точечных источников загрязнения в приграничных регионах, создание центров оповещения об авариях в приграничных регионах.

Концепция содержит ряд рекомендаций о желательных направлениях сотрудничества в области внедрения передовых технологий в сельском хозяйстве и промышленности; в сфере задач градостроительного планирования и развития приграничных территорий, включая разработку и осуществление градостроительных проектов по территориальному развитию сопредельных территорий, в том числе свободных экономических зон; области охраны и использования историко-культурного наследия. В концепции обозначены такое конкретное направление сотрудничества в сфере электроэнергетики, как содействие развитию приграничной торговли электроэнергией.

В сфере транспорта указано множество отдельных направлений сотрудничества и взаимодействия, например, содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, включая транзит; согласование и взаимное участие в проектах по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры; содействие обеспечению экономически эффективного использования сети международных транспортных коридоров на территориях государств-участников СНГ.

В области связи и информации рекомендовано сосредоточить внимание на современных высокотехнологичных областях сотрудничества. Так, в число рекомендуемых направлений сотрудничества включены создание Интернет-сайтов (порталов) по вопросам приграничного сотрудничества и издание на их базе печатного органа "Приграничное сотрудничество"; развитие взаимодействия региональных и приграничных информационных систем; создание условий для приема и передачи радио- и телевизионных программ, освещающих проблемы приграничных территорий.

Большое внимание в Концепции уделяется сотрудничеству в сфере рационального и безопасного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе обеспечению мер по проведению политики, направленной на соблюдение интересов государств-участников СНГ при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов.

Среди конкретных направлений взаимодействия указаны сотрудничество в санитарной охране приграничных территорий государств-участников СНГ; своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных, карантинных вредителях и болезнях растений, совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний, карантинных болезней и вредителей на приграничных территориях; предупреждение трансграничного переноса вредных отходов производства по земле, воздуху и водным потока. В числе рекомендуемых направлений сотрудничества указаны содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на приграничных территориях; организация взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализации природоохранных программ и проектов; проведение работ, связанных с созданием и обеспечением системы мониторинга окружающей среды на приграничных территориях; принятие мер по возмещению ущерба, причиненного трансграничным вредным воздействием на окружающую среду.

Концепция рекомендует создать эффективный механизм информационного взаимодействия в целях предотвращения и снижения неблагоприятных последствий опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды, обеспечивать сотрудничество в области предотвращения трансграничного загрязнения атмосферы и незаконной торговли озоноразрушающими веществами

К объектам межрегионального и приграничного сотрудничества в сфере экологии отнесены также совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий в производстве, обеспечения соответствующего технического состояния гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водных объектах, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного природоохранного надзора;

взаимодействие при решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;

проведение совместных проверок природопользователей, деятельность которых приводит к трансграничному загрязнению окружающей среды.

Представляется, что столь пристальное внимание регулированию приграничного сотрудничества в сфере экологии вполне оправданно с учетом трансграничного характера экологических процессов и отвечает современным общемировым тенденциям развития международного сотрудничества.

Достаточно существенное внимание в Концепции уделено и определению конкретных объектов сотрудничества в правоохранительной деятельности, поскольку современная преступность также носит во многом международный, трансграничный характер.

Так, среди направлений сотрудничества выделены взаимодействие правоохранительных органов при установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, преступников, скрывающихся от суда и следствия, принятия решений об удовлетворении ходатайств на выдачу и выполнение экстрадиции задержанных преступников; осуществление взаимодействия в области обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков.

В то же время специфика именно приграничного сотрудничества в данной сфере, как представляется, в полной мере в Концепции не отражена, может быть за исключением указания на размещение и строительство центров временного пребывания незаконных мигрантов.

В сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда рекомендуются следующие направления сотрудничества:

упрощение процедур пограничного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля для населения приграничных территорий при пересечении государственных границ государств-участников СНГ;

разработка согласованных мер по регулированию миграционных потоков, обмен информацией о национальном иммиграционном законодательстве государств-участников СНГ и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;

предотвращение ущемления гражданских прав всех категорий мигрантов, прибывших в страну пребывания в законном порядке;

учет особенностей рынка труда на приграничных территориях, а также соблюдения национальных трудовых законодательств государств-участников СНГ;

заключение соглашений о приеме и возврате (реадмиссии) незаконных мигрантов, выявленных на территории сопредельных государств-участников СНГ;

взаимодействие соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией незаконных мигрантов из регионов и с приграничных территорий;

обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и координация мер по предотвращению незаконной миграции на приграничных территориях и в регионах.

Определены и некоторые основные тематики научного и гуманитарного сотрудничества. Так, в области здравоохранения основное внимание уделяется осуществлению совместных действий по предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней.

В сфере науки и культуры предусматривается издание книг, путеводителей и атласов, публикация статей, в рамках, выделенных для этой цели финансовых средств, содействие культурному обмену, организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований; взаимодействие соответствующих компетентных служб по усилению контроля за незаконным перемещением культурных ценностей; совместное обустройство и поддержание в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ, памятников истории и культуры этнических меньшинств.

Сотрудничество в сфере туризма включает, в том числе, создание условий для взаимного предоставления услуг в сфере туризма; поддержку и развитие всех форм экологического и сельского туризма; совершенствование сбора и обмена статистической информацией о результатах прохождения туристами пограничного, таможенного и иных видов контроля на приграничной территории; выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, обмен информацией по приграничным территориям и в регионах; содействие созданию совместных предприятий по строительству (реконструкции) и условий совместной эксплуатации туристско-рекреационных объектов; решение вопросов создания туристических коммуникаций и туристской инфраструктуры с органами управления сопредельными приграничными регионами.

Особо следует отметить предусмотренное Концепцией создание Туристской клиринговой палаты в рамках выполнения задач Программы в торгово-экономическом секторе сферы туризма (создание межрегиональных финансово-промышленных групп, холдинговых корпораций и объединений). Весьма симптоматичным представляется и включение в качестве одного из направлений сотрудничества совместных действий по предупреждению и пресечению нелегального ввоза/вывоза людей через псевдотуристические фирмы, обмен информацией и выработка необходимых мер противодействия.

Достаточно широкий круг предметов сотрудничества и взаимодействия намечен в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они включаю, в частности, организацию взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; проведение совместных учений по ликвидации чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях; осуществление при необходимости совместной разработки и реализации нормативных правовых актов, методологической и нормативной документации в области промышленной, пожарной безопасности, а также в сфере ведения аварийно-спасательных работ в государствах-участниках СНГ.

4. Разделы III. "Меры по стимулированию межрегионального и приграничного сотрудничества" и IV. "Реализация Концепции".

В разделе III Концепции определяются основные способы и формы стимулирования развития межрегионального и приграничного сотрудничества, при этом перечень таких мер носит открытый характер.

В качестве таких форм указываются формирование и совершенствование нормативно-правовой базы межрегионального и приграничного сотрудничества; завершение международно-правового оформления государственных границ государств-участников СНГ; финансовая поддержка в рамках национального законодательства государств-участников СНГ органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ межрегионального и приграничного сотрудничества. Кроме того, предусматривается разработать государственные и региональные программы развития межрегионального и приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу; разработать и внедрить меры по совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля при пересечении государственной границы гражданами, постоянно проживающими на приграничной территории, и перемещении через государственную границу товаров физическими и юридическими лицами, зарегистрированными на приграничной территории; разработать и ввести меры по установлению для определенных категорий граждан сопредельных государств-участников СНГ и лиц без гражданства срока и порядка пребывания на приграничной территории.

В устанавливаемом разделом IV Концепции механизме реализации Концепции предусматривается, что органы исполнительной власти государств-участников СНГ разрабатывают меры по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества и контролируют их реализацию.

Финансовое обеспечение реализации межрегионального и приграничного сотрудничества государствами-участниками СНГ может осуществляться за счет средств их национальных бюджетов, бюджетов регионов государств-участников СНГ, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном национальными законодательствами государств-участников СНГ. Выполнение совместных межгосударственных программ и проектов осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.

В Концепции указывается, что контроль за деятельностью участников межрегионального и приграничного сотрудничества осуществляется соответствующими органами государственной власти государств-участников СНГ и органами государственной власти их регионов в пределах их компетенции.

В прилагаемом к Концепции Плане мероприятий по реализации Концепции намечено подготовить и подписать целый ряд международно-правовых документов, необходимых для создания правовых условий для осуществления намеченных направлений сотрудничества.

В частности, предусматривается подготовка ряда модельных законов о развитии межрегионального и приграничного сотрудничества как общего, так и отраслевого характера, разработка и подписание двух- и многосторонних межправительственных соглашений о содействии межрегиональному и приграничному сотрудничеству. С рядом стран СНГ Россия к настоящему времени уже заключила двусторонние межправительственные соглашения о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

Среди намеченных в Плане мероприятий по решению актуальных проблем трансграничного характера следует отметить подготовку таких конкретных решений, как подписание модельных двух- и многостороннего соглашений о взаимодействии органов иммиграционного контроля сопредельных государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией на приграничных территориях, создание сети постов миграционного контроля на приграничных территориях сопредельных государств – участников, разработка единых методик оценки ущерба при чрезвычайных ситуациях и соответствующих механизмов с одновременным совершенствованием и углублением страховой защиты, разработка Программы совместных мероприятий по сотрудничеству в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий в межрегиональном и приграничном аспектах.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ