КИРГИЗИЯ
Кыргызстан: в микроскопе геополитики интересов
13.10.2005.
Общественный рейтинг
Сыргак Абдылдаев
"Меньшевики допустили большую ошибку, не расстреляв
большевиков, и в результате Россия получила вторую революцию, а затем и
гражданскую войну. Главный вопрос, который мучает оставшихся в живых: откуда
большевики достали деньги на вооруженный переворот?".
Александр Рубинштейн (1880-1943) русский литератор и
историк-хронолог "Белого движения"
Нынешняя "челночная дипломатия" Госсекретаря США К.Райс
вызвала резкий диссонанс в системе уже установившихся отношений между странами
азиатской части СНГ. Как следует из анализа текущих событий, Кыргызстан
стремительно набирает вес на безмене геополитических интересов ведущих держав.
По итогам последних "центральноазиатских игр" стало очевидным, что над военным
присутствием США нависла явная угроза оказаться перед фактом в принудительно
ускоренном порядке покинуть территориальные границы региона надолго и с большими
последствиями для нынешней команды Буша-младшего. Очевидно, что после
андижанских событий и ультиматума Ташкента о немедленном выводе военной базы США
со своей территории последней опорной точкой в ЦА для Вашингтона остался
революционно-бардачный "островок свободы" Кыргызстан, для внешнеполитического
курса последнего времени которого стало характерно определять союзников по своим
собственным правилам и меркам, понятным только сидящим у кормила власти вождям и
совершенно неизвестным остальным обитателям страны. Непоследовательность Бишкека
во внешнеполитическом поведении и неразборчивость в выборе стратегических
партнеров среди ближайших соседей создала имидж Кыргызстану, как стране, с
которой необходимо вести жесткий и твердый диалог по ключевым вопросам
сотрудничества. Однако такая чересчур игривая маневренность в отношениях с
геополитическими конкурентами, с одной стороны, безусловно, заставила ближайших
соседей по региону взглянуть на Бишкек под новым ракурсом, а с другой –
предпринять адекватные меры. Астана и Ташкент, как обычно, оперативно попытались
напомнить истинное место Бишкека в региональной иерархии влиятельных государств,
пропедалировав газовую проблему. Однако эти шаги соседей не произвели на Бишкек
должного впечатления. Команда революционных демократов Кыргызстана продолжила с
прежней безмятежностью играть на стратегических разногласиях геоконкурентов, не
придавая особого внимания прессинговым потугам соседних стран.
Между тем диаметральное расхождение бывшего
стратегического союзника в центральноазиатском регионе Узбекистана с США
оказались на деле большим подарком для слаборазвитого соседа Кыргызстана,
который с самого первого дня обретения независимости вынужден был проводить на
международной арене политику "протянутой руки". И тем более теперь, после
мартовских событий, когда новая властная команда испытывает в прямом смысле
финансовый голод, правящим революционерам проглядывающаяся возможность глотнуть
нектар больших кредитов, несомненно, покажется манной небесной в пустыне. В этом
плане челночный визит шефа Госдепа США есть не что иное, как реальный шанс
ухватиться захлебывающейся в штормящем океане проблем команде К.Бакиева за
спасительную соломинку, с помощью которой, возможно, ей удастся удержаться на
плаву. Нет сомнения, что социально-политическая и экономическая ситуация в
Кыргызстане стремительно набирает критическую массу. На этом фоне вчерашние
"локомотивы", "отцы" и прочие лидеры "кыргызской революции", сброшенные своими
же соратниками по борьбе за светлое будущее на обочину власти (и вкупе с ними
бывшие апологеты прежнего режима), тем временем активно формируют организованную
и боевую дружину новой оппозиции. Новая политическая команда способна в
ближайшей перспективе на волне массового социального недовольства захватить БД и
построить новую пирамиду управления государством, опираясь на диктатуру ее
власти, покончив с хаосом демократической анархии, и в дальнейшем жестко
подавлять любые контрвыступления оппонентов. Крайне неустойчивое положение
нынешней власти улавливают не только оппозиционеры внутри Кыргызстана, но далеко
за его пределами. В Москве и Вашингтоне сегодня до физически ощутимой точности
отлично понимают истинную критическую ситуацию, сложившуюся на кыргызском
"полигоне революций". Нынешние экстраординарные события на геополитическом поле
ЦА прямо указывают, что игра за центральноазиатский регион идет по крупному, и
первым отправным плацдармом для завоевания этой части планеты, по всей
видимости, стал Кыргызстан. Этот факт подтверждает весьма значительное, по
мнению аналитиков, событие, которое ими связывается с визитами в Бишкек двух
высокопоставленных посланцев Кремля и Вашингтона, состоявшимися практически в
течение короткого времени. Более того, первой страной в списке дипломатических
турне обоих представителей соперничающих держав был выбран именно Кыргызстан, на
территории которого базируются военные контингенты России и США. Однако
подоплека этих высокопоставленных вояжей заключается не столько в факте
военно-политического присутствия геоконкурентов на территории одной страны,
сколько в том, что после решения Ташкента о выводе со своей территории воинских
подразделений сил Антитеррористической коалиции поставили на грань провала,
проводимую администрацией Вашингтона геополитику создания пострановой системы
глобального военного присутствия США. Естественно, что Бишкеку остается только
воспользоваться образовавшейся временно, но крайне выгодной для него ситуацией:
снять с конкурирующих держав политико-экономические дивиденды по максимальной
планке. Однако основная интрига и трудная задача для Бишкека заключается в том,
сможет ли Президент К.Бакиев (чуть более месяца назад совершивший первый
официальный визит в Москву, где он заверял Кремль в вечной дружбе и верности)
после команды "добро" на дальнейшую дислокацию авиабазы "Ганси" и дальше
сохранять только что установившиеся с Россией отношения партнерства и доверия.
Дружить одновременно с Россией и США не удавалось до сих пор ни одному лидеру
постсоветского пространства. Последним таким "неудачником" стал таджикский
коллега Бакиева Э. Рахмонов, выбравший в итоге Москву. Кыргызский президент в
этом смысле добился почти уникального достижения. Впрочем, согласившись
"терпеть" американских военных, Бакиев ориентировался не только и не столько на
региональную стабильность. Дружба с Бишкеком должна была стоить американцам
официального признания легитимности молодой кыргызской демократии, а также
значительных материальных вложений в разваленную после "революции тюльпанов"
экономику. И того и другого от Госсекретаря Райс Бакиев с успехом добился. На
завершившей переговоры пресс-конференции Госсекретарь США сначала признала, что
"Кыргызстан проделал большой путь в сторону развития демократии", а затем
коснулась и финансового вопроса, пообещав Киргизии помощь в области развития
малого и среднего бизнеса, а также сельского хозяйства. К.Бакиев в свою очередь,
заверил американскую гостью в том, что правительство Кыргызстана объявило борьбу
с коррупцией своим главным приоритетом, а значит, в неизвестные руки помощь США
не попадет.
Как следует из достигнутой договоренности с шефом
Госдепа, команда К.Бакиева получила средства, достаточные для того, чтобы
удержать власть в республике. Однако, по мнению аналитиков, в перспективе это
достижение может оказаться палкой о двух концах, а широкая многосторонняя
поддержка США никак не может выступать в роли политического стабилизатора для
нынешней власти. В Кыргызстане, как отмечают аналитики, идет процесс
формирования новых политических центров, которые в итоге смогут предложить
населению страны реальные пути выхода из тупика политико-экономического кризиса.
Сложившаяся обстановка в республике на текущий момент такова, что правящему
блоку революционеров пока удается держать под контролем лишь отдельные
административные территории республики. По различным оценкам независимых
экспертов, социального кредита доверия нынешней команде управленцев хватит
максимум на год. За этот срок К.Бакиев должен любыми путями успеть ввести
происходящие негативные социально-политические и экономические процессы в русло
стабильного развития, то есть нормализовать обстановку в центре и регионах.
Главной стратегической задачей нынешнего правительства является решение проблемы
установить со стороны Центра жесткий вертикальный контроль над всеми процессами,
происходящими в экономике и социально-политической сфере жизнедеятельности
государства. Однако, как показывает анализ, нынешний глава республики крепко
увяз во внутрикомандных разборках, которые практически сводят на нет любые
достигнутые им успехи. Как показывают текущие события, политическое
противостояние между Центром и регионами, с одной стороны, и борьба за сферы
влияния между различными удельными кланами – с другой, продолжает нарастать.
Естественно, что команде К. Бакиева приходится вести фронтальные бои на самых
различных и сложных по тактике решения направлениях, что приводит к распылению и
без того малых сил и ограниченных ресурсов. Более того, в республике
прослеживаются отдельные моменты, свидетельствующие о противостоянии между
ветвями государственной власти. Между тем, страну захлестнула волна
организованной преступности, подтверждением чего является целая череда заказных
убийств высокопоставленных госчиновников и известных крупных предпринимателей.
Очевидно, что пока новая власть не справляется с решением остро стоящих перед
ней проблем, фактически проигрывая на стратегических направлениях развития
экономики и социальной политики. С этой точки зрения многовекторная (двойная)
игра на поле борьбы геополитических противников несет в себе изначально большую
степень риска для национальных интересов самого Кыргызстана. Однако главная
цель, поставленная К.Бакиевым в этой рискованной игре на геополитических
противоречиях держав, в целом пока внушает оптимистическую надежду на то, что
эта цель может быть достигнута, и лидеру Кыргызстана удастся снять максимальную
сумму политико-экономических дивидендов, которая позволит ему за счет внешних
источников решить внутренние проблемы страны. Вопрос заключается только в том,
через какой период времени новоиспеченному главе республики удастся привлечь
крупные инвестиции и заставить внешних доноров работать на решение собственных
проблем новой власти. А между тем первые полгода существования новой власти
проскочили без видимых позитивных перемен в экономике и социально-политической
жизни страны. Уровень социальной напряженности по-прежнему ползет по неуклонно
раскручивающейся спирали вверх, стягивая мертвой петлей возрастающую критическую
массу социального и политического недовольства новой властью из отдаленных
сельских районов на центральную площадь столицы "Ала-Тоо". При этом не сложно
понять, что время играет против власти революционеров первой волны, и новая
оппозиция, конечно, ждать не станет, и понятно, что первые признаки массового
социального недовольства для оппонентов правящей команды станут сигналом к
действию.
Теперь очевидно, что прежде чем протянуть руку помощи
нынешней власти, Вашингтон просчитал ситуацию в Кыргызстане и перспективы ее
развития до абсолютного нуля. Но парадокс заключается в том, что, отстаивая свое
военное присутствие в регионе, Вашингтон прекрасно понимает, что нынешняя
власть, как оказалось, не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались после
"тюльпановой революции". Очевидно, что главная игра за кыргызский плацдарм
только начинается. Ведь и Москва не останется пассивным наблюдателем по
отношению к внутренним проблемам Кыргызстана, и здесь у нее имеется достаточно
сильных и влиятельных союзников.
Кыргызстан: политические туры very important person - игра в одни ворота
21.10.2005. Слово
Кыргызстана
Г. Жалкубаев, главный эксперт Международного
института стратегических исследований при Президенте
Кыргызской Республики.
Туризм - один из видов активного отдыха (путешествие,
поход) в свободное от работы время.
Одним из обязательных признаков туризма является
посещение. Туристы посещают континенты и страны, города, знаменитые местности и
не менее знаменитые руины древних цивилизаций.
Для посещаемой страны туризм - желательное социальное,
экономическое и даже политическое явление. Каждый турист вносит свой скромный
вклад в доходную часть государственного бюджета. В целом это солидный доход. А
туристическая мода и туристический бум являются надежными сигналами для
серьезных инвестиций в экономику страны.
Каковы же цели и мотивы посещения?
В основном познавательные. Но есть и туристы, влекомые
не только простым любопытством, но и честолюбивыми (знай наших!) и даже
любовными помыслами.
Но если говорить не о туристических а профессиональных
целях политических субъектов посещения, побывавших в Кыргызстане, то среди
таковых следует остановить внимание на высших государственных чиновниках, прежде
всего из КНР, РФ и США. Все они, посещая нашу страну, преследуют прежде всего
цель по реализации национальных интересов своих государств. И, как правило,
своего добиваются благодаря тому, что наши государственные мужи, понимая
объективный характер столь пристального внимания к нашей стране, обусловленный
известными преимуществами ее географического расположения, всегда идут им
навстречу, внося тем самым весомый вклад в борьбу с международным терроризмом,
исламским экстремизмом, торговлей наркотиками и живым товаром.
Возьмем для примера недавний вояж госсекретаря США
уважаемой госпожи К. Райс. Цель посещения очевидна: сохранить американскую
военную базу в нашей стране, ибо она играет важную роль в обеспечении
национальных интересов США в Центральноевразийском регионе.
А результат?
"В процессе обсуждения широкого круга вопросов,
касающихся сотрудничества в экономической и политической сферах, а также
военно-технического взаимодействия, мы пришли к общему мнению". Президент
Кыргызской Республики также заверил госпожу К. Райс в том, что "Силы
Антитеррористической коалиции будут размещаться в "Манасе" до тех пор, пока
ситуация в Афганистане не будет полностью стабилизирована, то есть пока там
действуют миротворческие силы под эгидой ООН".
Получив все что, хотела, госсекретарь США вошла в
самолет и растаяла в синем небе Кыргызстана легкой дымкой. А нам что
оставила?
"Правительство США высоко ценит старания руководства
Кыргызстана по созданию основы для конституционной и экономической реформы в
стране и борьбы с коррупцией. ...США готовы помочь Кыргызстану в развитии
экономики, уделяя особое внимание малому и среднему бизнесу, сельскому
хозяйству".
Для такой мощной державы - весьма скромный набор
возможностей. Почему, скажем, особое внимание сельскому хозяйству, а не развитию
гидроэнергетики? Вопрос не риторический, ибо заставляет думать.
К. Райс отметила важность укрепления экономики
Кыргызстана для развития Центральноазиатского региона в целом, включая
Афганистан, назвала отличным сотрудничество с Кыргызстаном в борьбе с
терроризмом, высоко оценила его поддержку присутствия Антитеррористических
коалиционных сил в аэропорту "Манас", что способствует стабилизации обстановки в
Афганистане.
Не обошлось и без доброго совета Президенту Кыргызской
Республики: "Необходимо в ходе проведения Кыргызстаном своих политических и
экономических реформ сохранять хорошие отношения с соседями. ...Нет
необходимости выбирать, с кем налаживать лучшие отношения - с Россией или
Америкой, поскольку у США хорошие отношения с Россией. Кыргызстан и Соединенные
Штаты - сильные партнеры и это партнерство будет только углубляться".
- И это все? - спросит продвинутый в политическом плане
читатель "СК", которому в 1990 году было, 25-30 лет и который устал, от
15-летнего ожидания хороших перемен и заверений VIP-визитеров "в готовности
помочь Кыргызской Республике в развитии экономики", а его дети уже свыклись с
идеей получения российского гражданства и эмиграцией.
Примерно по такому же сценарию прошли и визиты
российских и китайских высших государственных чинов. Все они уезжали с чувством
успешно выполненного долга, оставляя взамен щедрые обещания, подкрепленные в
последующем "крохами" различного рода материальной помощи и малозначительными в
основном проектами. Если говорить о весомых, то хватит пальцев одной руки, чтобы
их пересчитать.
А что говорят и думают по этому поводу представители
политического класса Кыргызстана?
К примеру, бывший депутат парламента, отвечая на вопрос
радиожурналиста, сравнил американскую военную базу в Кыргызстане с курочкой,
несущей золотые яйца, что, естественно, приносит нам хороший доход. И сам собою
делается вывод: резать ее, извините, ликвидировать базу, нельзя.
А представитель неправительственных организаций
заботится о том, чтобы Кыргызстан попал в число государств, которые получают
помощь по линии американской программы "Счет вызовов тысячелетия". В противном
случае потеряем 300 млн. долларов. Чтобы этого не случилось, мы должны, полагает
госпожа К. Райс, обеспечить "хорошее управление, привлечение инвестиций в
образование, медицину, также очень важна борьба с коррупцией - это одно из
главных условий для вступления в программу".
Столь низкий уровень притязаний независимых политиков
напоминает мне потребности известного литературного героя. Ему "нравилась" сумма
5 тыс. рублей в год. Какая же сумма может "понравиться" нашему государству в
качестве вознаграждения за переданный первому антитеррористическому
интернационалу во временное владение и пользование части территории аэропорта
"Манас"? И можно ли вообще говорить о плате за аренду, когда речь идет о борьбе
с международным терроризмом?
По словам госпожи К. Райс, Соединенные Штаты и
Кыргызстан - сильные партнеры. Выражение - верх комплиментарности. К сожалению,
наше государство таковым не является. Мешает комплекс "бедного родственника",
привыкшего довольствоваться малым, который "стесняется" заявить о своих
первостепенных потребностях и интересах.
Согласно справке госдепартамента США, общая помощь
американского правительства, оказанная Кыргызской Республике с 1992 года,
составила 792,2 млн. долларов США ("СК", 14 октября 2005 года). В основном эта
помощь носила и продолжает носить гуманитарный характер. И значение ее нельзя
умалять. Как говорится, в хозяйстве каждая веревочка пригодится. Для сравнения
скажу, что в бюджет Киргизской ССР из союзного бюджета поступало 500 млн.
руб.
Если учитывать экономические возможности США, не говоря
уже о совместном экономическом потенциале стран Антитеррористической коалиции,
то в отношениях с Кыргызстаном правительства этих государств должны осознать
необходимость перехода от оказания гуманитарной и технической помощи к
осуществлению серьезных инвестиционных проектов. Визиты государственных very
important person в Кыргызстан не должны носить характера "политической игры в
одни ворота". И госпожа К. Райс в свой следующий политтур по странам
Центральноевразийского региона, очевидно, включит в свою команду ответственного
представителя корпорации General Electric, который может начать переговоры с
правительством Кыргызской Республики о строительстве ГЭС в любом из более чем
двадцати подходящих створов реки Нарын. В случае заключения такого соглашения
взлет-посадка самолетов Антитеррористической коалиции станет, несомненно,
бесплатной!
Достигнутая Президентом Кыргызской Республики
договоренность с президентом Российской Федерации о привлечении достаточного
объема инвестиций для строительства Камбаратинских ГЭС говорит о том, что
дальнейшее освоение гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана не может не
представлять интереса для США, России и Китая. Стабилизация политической
ситуации в Афганистане требует усиления не столько военной, сколько гуманитарной
составляющей действий Сил Антитеррористической коалиции в Афганистане.
Организация поставки электроэнергии в Афганистан из Кыргызстана и Таджикистана
станет для афганского народа реальным доказательством стремления
государств-участников коалиции к восстановлению экономики страны, ликвидации
бедности населения. Эти и другие практические шаги в конечном итоге приведут к
прекращению производства опиума-сырца, позволят выбить почву из-под ног адептов
терроризма и идеологов всемирного джихада неверным.
В число сильных партнеров наше государство войдет лишь
тогда, когда мы начнем ставить удовлетворение интересов наших сильных партнеров
в зависимость от удовлетворения экономических интересов Кыргызстана. В данном
случае - необходимость увязать стремление США сохранить военную базу в
Кыргызстане с интересом Кыргызстана в осуществлении проектов развития
гидроэнергетического строительства на реке Нарын. К сожалению, результаты визита
госсекретаря США - свидетельство упущенной возможности использовать его в наших
интересах. Это еще один политический "гол в наши ворота".
И все же есть основания для оптимизма. В одном из своих
интервью Президент Кыргызстана заявил: "Вопрос о целесообразности дальнейшего
пребывания военных контингентов стран Антитеррористической коалиции на
территории Кыргызстана будет рассматриваться с учетом дальнейшего развития
ситуации в Афганистане, национальных интересов республики, а также наших
международных обязательств".
Словом, все еще впереди.
Однажды в Киргизии
24.10.2005.
Globalrus.ru
Андрей Грозин Среднеазиатская республика превращается в криминальный
анклав
Происходящее в последние дни в Киргизии уже не
напоминает водевиль, каким весь «киргизский политический процесс» выглядел после
поспешного бегства из страны Аскара Акаева и нескольких ночей грабежей, захватов
и «перезахватов» различной собственности и бизнеса. Теперь, после кровавых
бунтов «с политическими требованиями» все происходящее в «постреволюционной
республике» все более и более смахивает не просто на банальный хаос и неумение
новой власти управлять страной.
Похоже, что «цветная революция» в Киргизии начинает
переходить в некое новое качество – криминальный этап, сменяет этап
«демократически-перераспределительный». Видимо, на этом новом этапе начнут более
активно заявлять о себе и новые вожди – авторитетные» бизнесмены, родоплеменные
вожди и банальные урки.
В этот новый этап, взявшие власть в стране группы,
возглавлявшиеся бывшими высокопоставленными чиновниками и бизнесменами (типа
самого Курманбека Бакиева, Розы Отунбаевой или Данияра Усенова) вступили не
вдруг. Дело в том, что о «криминальных истоках тюльпановой революции» говорилось
уже не раз. Но, поскольку, говорили об этом в основном Акаев и его
обанкротившееся окружение, такие оценки многими воспринимались с изрядной долей
скепсиса.
Но, как говориться, из песни слов не выкинешь,
криминальные структуры приняли самое живое и непосредственное участие в
«революции» - причем «пехота» различных преступных сообществ Киргизии
действовала и со стороны «»демократической оппозиции» и со стороны властей.
«Быки» штурмовавшие оплоты власти в Джалал-Абаде, Оше и Бишкеке оказались более
многочисленными, активными и отмобилизованными. Акаева, как утверждают некоторые
оппозиционеры, закатав в ковер, вынесли из «Белого Дома», власть перешла
преимущественно к выходцам с юга республики. Небезынтересной деталью является
тот факт, что именно на киргизском Юге базируются наиболее «авторитетные» ОПГ
страны, «крышующие» в том числе и трафик афганского героина через киргизскую
территорию.
«Демократы» явно рассчитывали, что, заключив временный
союз с «неформальными авторитетами», они возьмут страну под контроль, укрепятся
у власти, а затем и откажутся от каких-то явно существующих негласных
договоренностей с криминалом. Из этого, естественно, ничего не вышло – у групп,
сложившихся вокруг президента Бакиева и премьера Кулова просто не оказалось сил
на то, чтобы отказаться от услуг криминалитета. Более того, многие крупные
фигуры из этих групп, как выясняется, вовсе и не думают разрывать сотрудничество
с киргизскими «бандюганами».
Сложилась любопытная ситуация: все в Бишкеке знают, что,
например, глава администрации президента Усен Сыдыков активно использует
криминальные группировки для захвата бизнеса фигур, ранее пользовавшихся
покровительством Акаева и его родни. В то же время, сам Бакиев усиленно делает
вид, что ему об этом ничего не известно.
Криминал пытаются использовать и как политический
инструмент – с прошедших выходных вокруг «Белого Дома» «стихийно» собралось
полторы-две сотни «боксеров» и «мастеров восточных единоборств», чтобы
потребовать отставки премьера Кулова. То, что группа Бакиева уже несколько
месяцев пытается «свалить» премьера и полностью взять контроль над
«экономическим блоком» давно известно. И тут вдруг – такое совпадение, мятеж в
колонии, убийство очередного (третьего за пол-года) «авторитетного депутата»
парламента. И на сцене появляются тесно сбитые «бригады» коротко стриженных
«боксеров» с требованием отставки «железного Феликса».
Все происходящее в Киргизии уже не совсем укладывается в
логику непременного распада победивших в «цветных революциях» групп. Если в
Украине все пока ограничивается подковерной борьбой элит в преддверии выборов в
Раду и «сливами компромата» друг на друга, а в Грузии отправленная в отставку с
поста главы МИДа «грузино-французская» Саломе Зурабишвили публично называет
своих недавних коллег «уродами», то в Киргизии все гораздо серьезнее,
«по-пацански».
Поэтому, нет никаких сомнений в том, что если «новая
власть» республики продолжит свой неформальный союз с криминалом, победит, в
конечном итоге, именно криминал. Поскольку располагает подготовленным и готовым
к серьезным боям людским потенциалом, не ограничен в финансовых ресурсах,
опирается на традиционное деление киргизского общества, консолидирован и живет
по своим «понятиям» в отличие от «титанов демократической мысли» в «новой
элите», постоянно перебегающих из одной группы в другую, интригующих против
соратников и ориентированных на извлечение материальной выгоды из любой
возможной ситуации.
Населению Киргизии в данной связи остается только
посочувствовать – «бандократия» может окончательно превратить бедную горную
страну в некое подобие «пиратской республики». При подобном развитии событий у
Киргизии лишь два выхода: либо приход к власти «твердой руки», способной
наплевать на демократическую риторику и «смирить дисциплиной» всех политических
противников, либо какие-то варианты того, что можно назвать «внешним
управлением» (в рамках то ли неформального деления на узбекскую и казахскую
«зоны ответственности», то ли привлечения более влиятельных мировых центров силы
– Запада, России, Китая).
Киргизия на грани катастрофы (к сегодняшнему заседанию Жогорку Кенеша)
25.10.2005. Фергана
Ру
Юрий Пущаев
Киргизия сегодня уже занесла одну ногу над пропастью, и
готова вот-вот перенести на нее центр своей тяжести. Это произошло даже раньше,
чем ожидалось самыми отъявленными пессимистами после так называемой революции
24-го марта. Вот уже четыре дня, как вконец обнаглевшие "братки" под
водительством так называемого "вора в законе" Рыспека Акматбаева, пародируя
Галича, "вышли на площадь", чтобы потребовать отставки премьер-министра Киргизии
Феликса Кулова. Сегодня во вторник парламент вроде бы должен рассматривать этот
вопрос, хотя заседание (похоже, из трусости) постоянно откладывают. В этой
ситуации любой нормальный человек может хотеть только одного: чтобы власть
максимально жестко разогнала "митинг" и поставила преступников на место.
Правда, это возможно лишь при условии, что в стране
действительно есть государство и есть власть, способная его защищать. Но это
условие, похоже, к громадному сожалению, в сегодняшней Киргизии отсутствует. Как
следствие этого местом, где происходит основная политическая борьба, становится
преступный мир, основными политиками – криминальные авторитеты, главными
группами политической поддержки – урки из разных "бригад".
Сейчас Кулову можно только сочувствовать и желать ему
лишь победы. Понятно, чем он помешал преступникам. Именно под его началом была
остановлена мартовская вакханалия грабежа в Бишкеке после "победы революции".
Именно он требовал, чтобы брат этого самого Рыспека, недавнее убийство которого
преступники якобы и не могут простить Кулову, перестал возглавлять (!)
парламентский комитет по контролю над правоохранительными органами и обороной.
На самом деле к Кулову у преступников прямой денежный счет: он помешал им
дограбить Бишкек в марте и пытался их хоть как-то отжать от власти.
Если криминалитет сейчас добьется его отставки, то
Киргизия и киргизы докатятся уже до откровенного позора: все в мире будут
показывать на них пальцем и встречать гомерическим хохотом. Что это за страна,
где организованная преступность, действуя открыто и нагло, может добиться
отставки премьера? Ответ на этот, на самом деле совсем не риторический вопрос,
предельно ясен: это преступная страна, страна преступников. Хотят ли киргизы
стать страной преступников? А вот этот вопрос уже действительно риторический.
Или, может, они такой страной уже стали?
Правда, победа Кулова тоже не безусловное благо. Важно
еще то, как именно он сможет победить. Он должен победить именно от лица
государства и опираясь на правоохранительные органы и армию, а не просто на
непонятную толпу людей наподобие штурмовавшей здание Верховного суда несколько
месяцев назад и называющей себя "отрядами самообороны". В таком случае в борьбу
с преступниками включится не власть, имеющая на это полное право, а непонятная
толпа "сторонников" Кулова. Ведь тогда тут же раскрутится маховик кровной мести
и гражданской войны, где "рыспековские" будут резать "азизовских", а все
нормальные люди будут мечтать только об одном: как бы побыстрее уехать из этой
Богом проклятой страны. Преступников должна победить власть, а не другие
преступники. Поэтому прямая обязанность киргизских военных и милиционеров, если
у них есть честь, не побояться поддержать Кулова. Это же относится к
парламентариям: они не должны прогнуться от страха перед преступниками и
"отставить" Кулова. У элиты нации, к которой вроде бы депутаты относятся, есть
на самом деле одна главная привилегия, если они действительно элита, а не
дерьмо: это право первыми умереть за Родину. Кому много дано, с тех много и
спрашивается.
А Бакиева, кажется, в этой истории нет вообще. В
ситуации, когда ход событий требует решительности и воли, он, похоже, опять
решил самоустраниться. Все это показывает, что он несамостоятельная, абсолютно
временная фигура вроде Керенского, которая скоро просто будет сметена ходом
событий. В таком случае он очень напоминает киргизское государство, то, как оно
существует сегодня.
Государство в Киргизии пока блистает своим
отсутствием
События 24 марта показали, что государство в Киргизии –
это какой-то призрак, а не что-то реально существующее. Президента за два часа
свергает уличная толпа, которая потом идет радостно грабить город при полностью
попрятавшейся милиции.
То, что происходило потом – дальнейшая стремительная
деградация и без того ранее далеко не блестяще существовавшей страны. 15 лет
правления Акаева – это эпоха Большого мародерства, когда доедалось и грабилось
все, оставшееся в наследство от умершего СССР и убежавшей из региона России. Но
тогда соблюдались хоть какие-то приличия. Например, брат криминального
авторитета не возглавлял парламентский комитет по контролю над органами, как раз
и призванными бороться с его многоуважаемым сегодня в Киргизии родственником.
После революции по сути дела произошло прямое сращивание криминалитета и власти.
Преступники как самые мобильные и беспредельные личности первыми и заполняют
вакуум. Даже Феликс Кулов пока, похоже, опирался больше на своих "сторонников" и
каскадеров-спортсменов. Больше-то опираться не на кого. И даже само общество
постепенно теряет элементарное нравственное и государственное чутье. Посмотрите,
какую "серьезную" дискуссию вызвало убийство другого авторитета - Баямана
Эркинбаева! Ах, какое сердце биться перестало! Все так скорбели, как будто бы
умер великий государственный деятель, а не личность с крайне сомнительной
репутацией. Так криминальные разборки становятся основным фактом политической
борьбы.
В результате вчера вице-спикер Жогорку Кенеша Болот
Шерниязов потребовал от аппарата Жогорку Кенеша, чтобы во вторник, 25 октября,
было полное освещение заседания: чтобы на площадь вынесли телевизор и
"митингующие" могли смотреть заседание депутатов. Также он поручил открыть
центральный вход здания Жогорку Кенеша для всех желающих туда войти! Что это,
как не час крайней опасности и прямого предательства?
Но не факт, что если государство в Киргизии наконец-то
появится, то это будет обязательно хорошо
Проблема в том, что после наступившей анархии к власти
неизбежно приходит диктатор вроде Ислама Каримова и начинает железной рукой
наводить порядок. Говорят, наркодилеры в Средней Азии сейчас боятся только одной
страны и не суются туда: это Узбекистан. Однако такой ход событий тоже не
вызывает особой радости. Дело не только в "прелестях" диктатуры. Дело в том, что
жесткое независимое государство в Средней Азии сегодня возможно лишь на базе
национализма, как это и имеет место быть в Узбекистане. В таком случае все
русскоязычные обречены на бегство из Киргизии.
Другой возможный вариант, если победят "акматбаевские",
– это "афганизация" Киргизии. Вся территория республики тогда скоро будет
представлять собой зону, свободную для наркотиков, и лишь двумя-тремя островками
на ней будут выделяться военные базы США, "контролирующие" обстановку. Если у
кого-то на киргизском верху есть иллюзия, что сегодня руками преступников он
свалит Кулова, а потом будет править сам, то он о-о-очень ошибается. Следующая
остановка на этом пути – это Афганистан.
Почему бы киргизскому правительству ни попросить военной
помощи у России?
Я не утверждаю, что так именно и будет. Но это очень
может быть. Значит, с таким возможным ходом событий надо все-таки попытаться
вступить в борьбу, и не допустить всеми силами реализации любого из этих
сценариев. Самое логичное тут сегодня – это попросить помощи у России, если
Кулов с опорой на армию и милицию не справится сам. Ведь других вариантов тогда,
чтобы остановить преступников, если милиция Бишкека и армия Киргизии не способны
это сделать сами, просто не просматривается.
На самом деле, чтобы разогнать всю эту шваль, "вышедшую
на площадь", уж точно хватит одного парашютно-десантного полка. Это, например,
не сумасшедшие "чеченцы", к которым у любого россиянина много вопросов, но
которые действительно воины, и их можно уважать хотя бы за это. Но те, кто
сегодня "вышел на площадь" – это всего лишь преступники, которые просто
обнаглели от своей безнаказанности, и которые тут же разбегутся по своим хазам
да малинам при первой же реальной опасности. Крысы должны сидеть по подвалам и
норам, а не рыскать по главной площади страны.
Почему бы киргизскому правительству, тем решительным и
ответственным людям (если таковые в нем, конечно, есть), в ту минуту, когда
Родина действительно в смертельной опасности, не попросить военной помощи у
России, если собственные вооруженные силы окажутся не способны сделать
элементарное: защитить страну от прямого диктата криминалитета? Временный
воинский контингент из России, введенный на определенных межгосударственным
договором условиях, мог бы очень просто решить эту проблему и спасти Киргизию.
Надо просто для начала хотя бы загнать преступников обратно в их колонии, а уж
потом решать и думать, как дальше будет жить Киргизия.
У Киргизии и России общая судьба, по крайней мере, пока
еще общая. Поэтому Россия до сих пор в ответе за когда-то прирученную Киргизию,
которую так глупо бросила в декабре 1991 года после распада СССР. Ведь там до
сих пор живут наши люди. И мы должны им помочь, если они сами не способны это
сделать, когда им к горлу приставили нож!
Новой власти предстоит выдюжить очередной экзамен на профпригодность
25.10.2005. Вечерний
Бишкек
Данияр Каримов
Ясно, что пойти на поводу у Рыспека Акматбаева Курманбек
Бакиев просто не имеет права. В противном случае новая власть поставит жирный
крест как на себе, так и на государственности, символом которой является.
Обвинения, выдвигаемые премьеру манифестантами, требуют конкретных
доказательств. И во власти, к счастью, это понимают.
Другая причина, по которой Бакиеву невозможно отправить
Кулова в отставку, - их соглашение о тандеме. Согласно договоренности между
тяжеловесами отечественной политики, Курманбек Салиевич может расстаться с
Феликсом Шаршенбаевичем при условии, что также покинет свой высокий пост. Нужно
ли это стране? С другой стороны, является ли Акматбаев той силой, с которой
властям нужно во что бы то ни было считаться? И если да, насколько и как это
отразится на имидже стабильной демократичной страны, которому Кыргызстан так
стремится соответствовать?
Так или иначе, но президент, по словам того же Кулова,
не собирается отправлять его в отставку. Власть обещает разрешить ситуацию
мирно. Как - пока непонятно. На седьмом этаже Дома правительства всерьез говорят
о переговорном процессе. Судя по реакции высокопоставленных чиновников, там
очень не хотят конфронтации с Акматбаевым. Почему? Официальная версия,
озвученная секретарем Совета безопасности: власти стараются все конфликтные
ситуации решать исключительно мирным и компромиссным путем. Такая вот нынче у
нас демократия. Но понимает ее каждый по–своему.
Тем не менее известно, что власть пытается защититься от
новой, причем гораздо горшей угрозы, чем была 17 июня. На пост главы столичного
УВД, преобразованного в Главное управление внутренних дел Бишкека, вновь
назначен бескомпромиссный Омурбек Суваналиев. Человек, который уже показал себя
в качестве грозы демонстрантов. Однако сторонники Рыспека Акматбаева - не
сборище пацифистов с плакатами.
На днях президент намерен созвать Совет безопасности, на
котором будет обсуждаться криминогенная обстановка в стране. А заодно - новая
стратегия борьбы с преступностью. В том числе и организованной. К ней, правда,
Рыспек Акматбаев официально уже не причисляется. Вскоре, как известно, состоится
суд, который рассмотрит обвинения, вынесенные ему Генеральной прокуратурой.
Сложно сказать, чем закончится этот процесс. Но сам Рыспек, предвосхищая
события, готовится к выборам в Жогорку Кенеш - на место погибшего брата. Значит,
уверен: оправдают.
За накалом страстей как–то подзабылся еще один
немаловажный фактор для развития и существования нашей страны. Кыргызстан пока
по–прежнему находится на пике геостратегических интересов. И как отнесутся к
тому, что происходит на площади перед Жогорку Кенешем, Вашингтон или Москва,
остается гадать. Ясно, что даже сторонникам радикальной демократии не
понравится, если перед резиденцией Буша появятся бывшие обитатели Синг–Синга или
Аль–Катраса. Ведь главное в демократии - торжество закона.
Вашингтону явно невыгоден кризис в стране, где размещена
военная база, на которую сейчас американцы делают особые ставки. То же можно
сказать и о Москве. Затянувшееся противостояние на площади может спровоцировать
новый виток миграции. В редакцию постоянно поступают тревожные звонки от
русскоязычных граждан. Бишкекчане опасаются очередной волны мародерства и
всплеска преступности.
Чемоданное настроение, вызванное мартовским кризисом,
передается и предпринимателям. Особенно потому, что к Рыспеку пытается примкнуть
известный самозахватчик Нурлан Мотуев, отхвативший угольный разрез "Кара-Кече".
Что не добавляет уверенности собственникам, к которым завтра может прийти
последователь а–ля революционного джумгальца. А это грозит бегством капитала. В
таких условиях рассчитывать на сохранение инвестиционной привлекательности -
сродни фантастике.
И последнее. Рыспек Акматбаев уже озвучил намерение
баллотироваться в парламент. Акцией на площади он уже показал электорату, что не
считается с авторитетами отечественной политики. Главное - не боится не только
вступать с ней в противостояние, но и навязывать свои условия игры. СМИ в свою
очередь успели превратить фигуру качественно нового пикетчика в значимую в
масштабах всей страны персону. Такому может позавидовать любой бывший
оппозиционер...
Рыспеку Акматбаеву, по некоторым данным, предъявлены
обвинения по шести статьям Уголовного кодекса КР. В частности, авторитета
подозревают в нескольких убийствах, похищении людей, разбойных нападениях с
оружием, бандитизме и умышленном причинении ущерба чужому имуществу. В общей
сложности, если Генеральной прокуратуре удастся доказать причастность лидера
акции протеста на площади перед ЖК в преступлениях, ему светит до 20 лет лишения
свободы или смертная казнь.
Кстати
Сам Акматбаев причастность к этим преступлениям
отрицает. После "тюльпановой революции" он добровольно явился в Генеральную
прокуратуру, где имел личную встречу с ее тогдашним руководителем Азимбеком
Бекназаровым. Последний проявил чудеса либерализма. Рыспек, который при прежнем
режиме находился в розыске и был бы при поимке водворен в камеру, отпущен
восвояси. Дабы, как заявил Бекназаров, доказать свою невиновность, на которой и
настаивает.
Киргизский винегрет. Грядет "час Х" - 1 января 2006
25.10.2005. Политком
Ру
Иван Ярцев
Сегодня в 3 часа дня по бишкекскому времени должно
состояться плановое заседание Конституционного совещания Киргизии, которое
занимается подготовкой изменений в основной закон страны. Однако, как сообщает
агентство АКИpress, группа членов Конституционного Совещания намерена
бойкотировать заседание в знак своего протеста против отсутствия решительной
реакции президента Курманбека Бакиева на требования отставки премьер-министра
страны Феликса Кулова со стороны сотен митингующих на площади перед
парламентом.
Тем временем партия премьера "Ар-Намыс" сегодня также
проводит свой митинг - на этот раз в поддержку Кулова. В свою очередь парламент
республики во вторник отказался даже рассматривать вопрос об отставке
правительства, поскольку, как сообщил спикер Омурбек Текебаев этот вопрос не
входит в компетенцию депутатов.
Ситуация в стране во вторник осложняется двумя
факторами. Во-первых, Феликс Кулов должен, согласно своему графику, отбыть в
Россию для участия во встрече глав правительств ШОС, которая состоится в Москве
26-27 октября. Во-вторых, со своим отношением к происходящему до сих пор не
определился президент Курманбек Бакиев. По слухам, он неофициально поддерживает
криминального авторитета Рыспека Акматбаева, организатора акций протеста и брата
убитого взбунтовавшимися заключенными депутата Тыныча Акматбаева. Во всяком
случае, со стороны главы государства так до сих пор и не прозвучало однозначного
осуждения массовых акций в большинстве крупных городов Юга страны и в Бишкеке,
направленных против Феликса Кулова.
Как предполагают некоторые аналитики, это связано с
приближением часа Х - 1 января 2006 года, когда должна была вступить в силу
политическая реформа, затеянная еще при Аскаре Акаеве. Основные полномочия
должны после этого перейти от президента премьеру и парламенту, чего Бакиев не
желает допускать. Именно поэтому он, возможно, вступил в союз с криминалом, тем
более что опыт общения с криминальными лидерами из южных областей страны у него
остался еще со времени так называемой "революции", закончившейся свержением
Акаева.
При этом часть экспертов уверена, что в нынешнем
обострении виноват также и экс-президент страны, проживающий сейчас в России, но
стремящийся через своих детей - сына Айдара и дочь Бермет, восстановить свое
влияние на ситуацию в стране. Тем более что значительная часть депутатов Жогорку
Кенеша (однопалатного парламента) Киргизии были избраны еще при Акаеве и вовсе
не против работать с его кланом, будучи при этом негативно настроенными в
отношении лидеров так называемой революции - достаточно вспомнить, как они не
утвердили на посту министра иностранных дел Розу Отунбаеву, с митингов в
поддержку которой, собственно, мартовская революция и началась.
Что касается самого Феликса Кулова, который фактически
уступил Бакиеву пост президента страны, отстранившись от борьбы в обмен на место
премьера, а также для того, чтобы сохранить единство республики и не допустить
конфликта северных и южных областей Киргизии, то этот политик своей популярности
не утратил и его все равно поддерживает значительная часть населения. Не имея
возможности разогнать протестные митинги, поскольку он фактически не
контролирует "силовиков" из правительства, являющихся ставленниками Бакиева,
Кулов вынужден выжидать. В парламенте он может опереться, во-первых, на
депутатов-северян, даже из числа сторонников акаевского клана, а во-вторых, из
числа "революционных" политиков. Например, во вторник он не был снят со своего
поста парламентом во многом благодаря поддержке со стороны спикера Омурбека
Текебаева, сообщившего народным избранникам, что этот вопрос не находится в их
компетенции и решение может принять только президент.
Тем временем переговоры сторонников премьер-министра
Киргизии Феликса Кулова с участниками непрекращающегося митинга за отставку
премьера завершились безрезультатно. Во вторник десять аксакалов, направились в
палаточный лагерь, разбитый 22 октября у стен парламента, и пытались уговорить
его обитателей прекратить митинг, чтобы разрядить обстановку в Бишкеке и в
стране в целом. Однако, митингующие категорически отказались прекратить акцию и
покинуть площадь. "Мы будем здесь до отставки Кулова", - заявили они. И в ответ
сторонники Кулова также решили не прекращать митинг и начали устанавливать свои
палатки. После чего количество обитателей лагеря противников Кулова оперативно
увеличилось до 500 человек.
А правоохранительные органы в свою очередь вновь заявили
о том, что пока нет причин для силового прекращения акций протеста. Правда, как
полагают некоторые аналитики, связано это скорее с тем, что на днях министр
внутренних дел и глава киргизских спецслужб ходили "на поклон" к Рыспеку
Акматбаеву и, видимо, договорились о своем невмешательстве. Пока Кулову не
помогло даже то, что он сменил главу столичной милиции и преобразовал бишкекское
УВД, чтобы увеличить там свое влияние.
Не исключено, что окончательное решение по разрешению
кризиса будет принято уже в ближайшие часы, когда президент Бакиев проведет
закрытую встречу с некоторыми членами правительства и депутатами. Видимо,
посовещавшись с ними, он намерен высказать свое мнение о происходящим и либо
принять решение об отставке правительства, что, по мнению бишкекских аналитиков,
может привести к политическому кризису, открытому конфликту Севера и Юга
республики, а также победе криминалитета над властями, либо осудить
антикуловские митинги и призвать к их разгону правоохранительными органами, что
неизбежно приведет к кровопролитию, зато может способствовать в перспективе
нормализации обстановки в республики. Что и говорить - выбор сложный.
Революция авторитетов
26.10.2005.
Коммерсант
Бек Орозалиев (Бишкек), Михаил Зыгарь
Киргизский криминал требует отставки премьера
Митингующие обвиняют премьера в том, что он руководит
правительством не по понятиям
В столице Киргизии вновь возникла предреволюционная
ситуация. Вчера на главной площади Бишкека прошли два митинга. Первый,
организованный известным в стране криминальным авторитетом, был более
многочисленным за счет участвующих в нем сотрудников частных охранных
предприятий. Они требовали отставки премьера Феликса Кулова. Вторую акцию
организовали его сторонники. Парламент и президент самоустранились от разрешения
конфликта. Это значит, что разрешать его придется премьеру.
Парламент безмолвствует Вчера парламент Киргизии, как и
предполагал накануне Ъ, отказался рассматривать вопрос об отставке
премьер-министра Феликса Кулова. Этот вопрос даже не включили в повестку дня.
"По регламенту у нас нет возможности рассматривать вопрос об отставке главы
правительства. Это прерогатива президента",– заявил спикер Омурбек Текебаев.
Напомним, что отставки премьер-министра уже несколько
дней требуют участники акции протеста, собравшиеся на главной городской площади
Ала-Тоо. Ее организовал известный криминальный авторитет Рыспек Акматбаев,
который считает премьера причастным к организации убийства его брата, депутата
Тынычбека Акматбаева. Господин Акматбаев был расстрелян заключенными
взбунтовавшейся на прошлой неделе колонии, куда он приехал, чтобы выяснить
отношения с одним из зэков – вором в законе Азизом Батукаевым, врагом его
брата.
Заслушав представителя митингующих, парламентарии
ограничились созданием следственной комиссии. А вопрос о судьбе премьера они
перекинули на президента, предложив ему срочно обсудить сложившуюся ситуацию как
с ними, так и с членами правительства. Полпред президента в парламенте Данияр
Нарымбаев заявил в ответ, что "президент не может принять депутатов из-за
плотного графика встреч". Правда, вечером глава государства передумал и решил,
что фактический захват главной площади города сторонниками криминального
авторитета – все же достойный повод для встречи с депутатами.
Тем не менее вечернее совещание у президента Курманбека
Бакиева так не дало ответа на вопрос, что собирается предпринимать власть для
разрешения кризиса. По словам участника совещания, просившего не указывать его
фамилию, глава государства ограничился призывом "соблюдать законность".
Наблюдатели предполагают, что Курманбек Бакиев ждет, что Феликс Кулов сам подаст
заявление об отставке.
Тем временем группа членов конституционного совещания,
призванного разработать проект новой киргизской конституции, вчера приняла
решение бойкотировать его работу в знак протеста против бездействия президента.
Как заявил лидер коалиции "За демократию и гражданское общество" Эдиль Байсалов,
"прогрессивные политические силы страны не допустят произвола и беспорядков,
сращивания власти с криминалом".
Вчера в трехстах метрах от противников Феликса Кулова
свою, также бессрочную акцию начали его сторонники. Первых пока что больше,
однако число людей на обеих площадях продолжает расти. Аналогичные митинги вчера
прошли и в других городах Киргизии – в частности, в Оше и Караколе. Организаторы
акций с обеих сторон утверждают, что на подходе десятки тысяч новых участников.
К митингу Рыспека Акматбаева присоединились родственники двух других, ранее
убитых депутатов, кстати, также в той или иной степени причастных к
криминалу.
Странные убийства Вчерашнее объединение криминальных
авторитетов на площади Ала-Тоо – весьма характерное событие. Дело в том, что за
полгода, прошедшие с бишкекской "революции тюльпанов", роль криминала в
киргизской политике резко возросла. Однако за те же полгода с политической арены
сошли практически все ключевые фигуры киргизского криминального мира.
Новые киргизские власти, возглавлявшие революцию 24
марта этого года, никогда не скрывали, что одним из ее основных спонсоров был
Баяман Эркинбаев, крупнейший "авторитет" на юге страны, тогдашний владелец
Карасуйского рынка. Вторую сторону конфликта спонсировал другой "авторитет", уже
с севера страны, тогдашний владелец Бишкекского рынка Жыргалбек Сурабалдиев.
Лидеры "революции тюльпанов" открыто заявляли, что именно на его деньги были
созданы отряды добровольцев, которые защищали Дом правительства 24 марта, а
потом спровоцировали погромы и мародерства в Бишкеке. Вторым возможным
организатором мартовских волнений и мародерств называли третьего крупного
"авторитета" – Рыспека Акматбаева.
В течение нескольких лет, еще до "революции тюльпанов",
против господ Эркинбаева, Сурабалдиева и Акматбаева были возбуждены десятки
уголовных дел. Однако все они неизменно закрывались. Дополнительную защиту от
судебного преследования "авторитетам" обеспечивал депутатский иммунитет: Баяман
Эркинбаев и Жыргалбек Сурабалдиев были членами парламента. Рыспек Акматбаев в
парламент не входил, зато депутатом был его брат Тынычбек.
Впрочем, никаких следственных мероприятий против
известных на всю страну "авторитетов" не проводилось и после революции:
коррумпированная правоохранительная система просто не могла с ними справиться.
Однако ключевые фигуры криминального мира стали гибнуть при загадочных
обстоятельствах. 10 июня в Бишкеке рядом с Русским драматическим театром был
убит депутат Сурабалдиев. 5 сентября был убит Абдалим Жунусов – предприниматель,
сумевший отобрать у депутата Эркинбаева контроль за Карасуйским рынком, а 22
сентября в Бишкеке был расстрелян и Баяман Эркинбаев. Кстати, одним из
подозреваемых в организации убийства депутата называли Рыспека Акматбаева.
Все эти убийства до сих пор никто в Бишкеке не считал
связанными, равно как и последовавшее за ними убийство третьего депутата –
Тынычбека Акматбаева. Однако показательно, что родственники всех трех погибших
"авторитетов" вчера вместе собрались на одной площади под лозунгом "Долой
Кулова!".
Премьер-министр Феликс Кулов традиционно воспринимается
в Киргизии как человек, способный навести порядок: именно под его руководством
были прекращены беспорядки в Бишкеке в марте. При этом с точки зрения таких
обширных слоев киргизского общества, как криминальные структуры, Феликс Кулов
ведет наступление на их бизнес. Поэтому родственники погибших
депутатов-"авторитетов" и их живые соратники и бросили все имеющиеся у них
средства на борьбу с премьером.
Финал борьбы "Авторитеты" – это и вправду крайне
влиятельная часть киргизского общества, однако они вовсе не единственные
противники Феликса Кулова. Многие в Бишкеке считают, что в кампании против
премьер-министра может быть заинтересован и президент Курманбек Бакиев, а также
его окружение.
Премьер Кулов – единственная в стране фигура, которая
может соперничать по влиянию и популярности с действующим президентом. Более
того, по таким показателям, как, например, харизматичность или непричастность к
коррупционным скандалам, Феликс Кулов обходит главу государства. Как известно, в
преддверии июльских президентских выборов господа Бакиев и Кулов заключили союз
и решили не раскалывать нацию, а выступать в тандеме.
Однако, как показали дальнейшие события, условия
заключенного ими соглашения не были выполнены. Так, самым сильным ударом по
единству двух лидеров стало недавнее утверждение состава правительства. Вопреки
всем договоренностям, президент Бакиев настоял на том, чтобы в кабинет вошли его
люди, непримиримые противники Феликса Кулова, в том числе вице-премьер Данияр
Усенов.
Многие депутаты парламента предполагали, что тандем
Бакиев–Кулов не переживет этого правительственного кризиса и распадется, а
премьер уйдет в отставку. Однако Феликс Кулов вновь проявил выдержку.
Нынешнее стояние на центральной площади – продолжение
политической борьбы между двумя лидерами. Однако митинги с требованием отставки
премьера больше играют на руку ему самому, чем президенту.
Во-первых, важно, что против премьера выступают
представители криминальных структур. Это демонстрирует, что Феликс Кулов не
имеет никакого отношения к нынешнему "сращиванию власти и криминала", о котором
в Бишкеке говорят все, что еще выше повышает его популярность.
Во-вторых, за последние дни парламент и глава
государства показали, что бессильны против бандитов, захвативших главную площадь
столицы. Каждый день акции протеста Рыспека Акматбаева все больше дискредитируют
власть. Единственный логичный выход из ситуации – вмешательство Феликса Кулова.
Если премьер в ближайшее время объявит, что больше не может бездействовать, и
начнет наводить порядок, у него в руках окажется вся полнота власти в
государстве. И тогда уже никто не будет разбираться, кто виноват в нынешнем
кризисе и кем он был спровоцирован.
|