2006 год ознаменуется положительным вкладом в урегулирование карабахского конфликта: Карабах за неделю
21.11.2005,
«Регнум»
Переговорный процесс
Существуют разные оценки нынешнего этапа переговорного
процесса по Нагорному Карабаху, пишет газета "Голос Армении". Ряд экспертов
полагает, что реальный прогресс в переговорах наблюдается, особенно после
встречи президентов Армении и Азербайджана в Казани. Судя по всему, примерно
такой же позиции придерживаются и сопредседатели Минской группы, которые в
последнее время проводят интенсивные консультации как между собой, так и с
другими игроками в регионе. Есть и противоположное мнение о том, что разговоры и
заявления о прогрессе в переговорном процессе носят больше декларативный
характер, чем наполнены реальным содержанием. Например, депутат Госдумы РФ,
директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что, хотя главная
формула урегулирования давно известна - "статус взамен на территории", - стороны
в ходе так называемого "Пражского процесса" договорились не столько о механизмах
ее воплощения в жизнь и о ее конкретном содержании, сколько о том... что каждая
из сторон вольна свободно трактовать ход переговорного процесса...
Между тем, передает газета "Айкакан жаманак", российский
сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков сообщил азербайджанскому агентству
"Тренд", что президенты Армении и Азербайджана пока не ответили на предложение
сопредседателей о январской встрече.
Мнения о состоянии конфликта и его урегулировании
Директор Института СНГ, депутат
Госдумы РФ Константин Затулин уверен в том, что власти Степанакерта попытаются
использовать Косовский прецедент, чтобы на международной правовой основе
узаконить статус Нагорного Карабаха, пишет газета "Азг". "Я не уверен, готовы ли
в такой же степени Абхазия и Южная Осетия. Их близость к России скорее создает
дополнительные трудности. Нагорный Карабах примет решение самостоятельно, в
крайнем случае вместе с Арменией, между тем, в случае с Абхазией и Южной Осетией
международное сообщество окажет на них давление посредством России", - отметил
он. По словам Затулина, равноудаленная политика России в отношении Азербайджана
и Армении, могла быть логически оправдана в те годы, когда существовал Советский
Союз, и Азербайджан и Армения находились в его составе. "Сейчас у нас нет
необходимости сохранять эти равноудаленные отношения, хотя бы по той причине,
что Россия и Армения - члены Организации Договора Коллективной Безопасности.
Москва не должна допустить возобновления военных действий, попытки реванша и
силового решения проблемы Нагорного Карабаха". Москва осуждает воинственные
заявления Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, в то время как она хранит
молчание, когда Ильхам Алиев призывает решить вопрос военным путем. "В отличие
от Нагорного Карабаха, Абхазия и Южная Осетия имеют общую границу с Россией, что
для России - большая ответственность", - говорит Затулин. Несколько иное мнение
у политолога Глеба Павловского. В отличие от Нагорного Карабаха, за спиной у
которого стоит Армения, ситуация с Абхазией и Южной Осетией иная, а именно:
Россия пытается защитить их интересы. Павловский считает ошибочным мнение о том,
что Россия посредством замороженных конфликтов желает сохранить свое влияние в
Закавказье. Политолог считает не совсем реальным применение опыта Косово в
случае Нагорного Карабаха, т.е. независимость или близкий к ней статус
последнего, что вполне вероятно в вопросе Косово. По мнению Павловского, трудно
рассматривать прямую помощь, оказываемую США Нагорному Карабаху, в качестве
шага, направленного на признание непризнанной республики. Позиция Глеба
Павловского в отношении прямой помощи США Нагорному Карабаху следующая: США
стремятся утвердить свое влияние в этом регионе, что "объективно не означает
полноценное признание, это - проявление определенной гибкости со стороны
американцев".
|