Беларусь начинают рассматривать как угрозу региональной стабильности
БДГ. Деловая газета,
15 ноября 2005
Антон Анин
Активность европейских институтов в отношении к нашей
стране стала настолько заметной, что каждое очередное заявление со стороны
управляющих органов ЕС, ОБСЕ или Совета Европы вызывает искреннее недоумение
только у белорусского МИДа. Хотя даже его работникам пора бы окончательно
осознать, что в отношениях с Европой наступила совершенно новая эпоха.
Несмотря на то, что введение санкций против
правительства РБ официально рассматривается Европой как «возможное», сомневаться
в том, что в скором времени оно станет реальностью, не приходится. Политических
предпосылок для ужесточения отношения к Минску множество (конфликт вокруг Союза
поляков, ухудшение положения гражданского общества и СМИ, перманентные нарушения
демократических норм при проведении выборов и референдумов), но существует и
менее очевидная, но оттого не менее важная причина. В глазах Европы мы
превращаемся из государства, где не соблюдаются базовые права и свободы, в
государство, могущее представлять угрозу региональной стабильности.
Что позволяет говорить о таком изменении статуса? Какую
опасность мы можем представлять для европейского региона? Каковы будут возможные
формы проведения и последствия новой политики ЕС в отношении Беларуси?
Рассмотрим эти вопросы по порядку.
Сперва о подозрениях. В течение одного года вопрос об
открытии делегации Еврокомиссии в Минске рассматривался несколько раз, переходя
в определении временных рамок от «в ближайшем будущем», затем «в будущем году»
наконец к концу текущего года.
Делегации Еврокомиссии исполняют роль посольств ЕС в
странах пребывания. Организация делегаций началась после решения о формировании
единой внешней политики и политики в области безопасности ЕС (Маастрихсткий
договор 1992 г.). На постсоветском пространстве сейчас действуют пять делегаций:
в Москве, Тбилиси, Астане, Киеве и Кишиневе. Каждая работает в нескольких
странах своего региона. До недавнего времени киевская делегация ЕК работала в
Украине, Молдове и Беларуси. Но недавно в Кишиневе появилось свое
представительство ЕК, а в Беларуси уже несколько лет работает только небольшое
отделение киевского посольства ЕС.
Основные задачи делегаций — содействие расширению и
налаживанию контактов между руководящими органами ЕС и стран пребывания,
политические коммуникации между органами ЕС и правительством стран нахождения,
реализация программ технической помощи. Делегации Еврокомиссии не могут
считаться посольствами и имеют статус представительства международной
организации. Функции каждой делегации могут быть расширены в зависимости от
специфики той или иной страны. Очевидно, что в Беларуси в случае организации
полноценной делегации дополнительными сферами деятельности станут мониторинг
соблюдения прав человека, демократических стандартов во время выборов и
отслеживание политической ситуации в стране.
Одновременно с открытием делегации ожидается прибытие в
Беларусь личного представителя по правам человека, «европейского ястреба»
Хавьера Соланы. Следует помнить, что внешней политикой в ЕС занимается все же
департамент по внешним связям Еврокомиссии, в то время как г-н Солана
специализируется в основном как раз на вопросах европейской безопасности. Опыта
здесь ему не занимать.
Что касается санкций, о которых сейчас много говорят, то
блокировка счетов (даже персональных) возможна только в отношении заведомо
преступных режимов и организаций. Банки обычно очень болезненно реагируют на
вмешательство политических институтов в дела их клиентов, для разглашения
информации по счетам, тем более для их замораживания должны быть очень веские
причины. Подобная практика до сих пор применялась только в отношении режимов,
явно поддерживающих террористическую или преступную деятельность.
Здесь уместно вспомнить нашумевшее откровение г-на
Адамкуса во время недавнего визита в Германию. При всей своей кажущейся
нелепости заявления о возможной атаке белорусских коммандос на территорию Литвы
вызвали в Европе не здоровый смех, а дискуссии, пусть и не в самом серьезном
ключе. И даже Лукашенко во время вручения португальским послом верительных
грамот вещал о заинтересованности РБ сохранить стабильность в Европе, предпочтя
тактику опровержений, а не ерничества.
Впрочем, стоит отметить, что даже если подозрения автора
верны, то официально пока никто белорусскую угрозу не признавал и речь идет
скорее об угрозе институционализации такого положения вещей. Потому полезно
рассмотреть второй вопрос, чем Беларусь страшна Европе?
Во-первых, беспокойство европейских политиков может
вызывать возможный сценарий действий белорусских властей после обострения
международной и внутренней ситуации. История учит, что режим, не чурающийся
аморальных действий, становится особенно опасен, будучи загнанным в угол. Никто
не может предвидеть, на что окажутся способны хорошо организованные и
вымуштрованные структуры, обладающие финансовыми возможностями десятимиллионного
государства, если окажутся перед выбором между насильственным удержанием власти
и судебным процессом. Неадекватная реакция может быть направлена не только
против собственных несогласных, но и против внешних «гонителей». Тем более что в
желающих помочь в деле отмщения западным угнетателям недостатка не будет.
Существуют также экономический и социальный аспекты
возможных угроз, которые можно объединить в единый комплекс. Мало кто из
наблюдающих за развитием «белорусского чуда» сомневается в том, что рано или
поздно экономическая ситуация в РБ значительно ухудшится. Неважно, произойдет
это в результате несостоятельности политики правительства или вследствие
неизбежных реформ. В любом случае спад в экономике крайне негативно скажется в
обществе. Возрастет уровень преступности, в первую очередь организованной, а
организованные преступные группировки налаживают контакты за рубежом гораздо
быстрее, чем это делают правительства. Значительно увеличится поток нелегальных
мигрантов на Запад: к беженцам из стран Азии и Африки присоединятся неожиданно
обедневшие белорусы.
Особенно неприятными могут стать такие последствия
экономических и социальных трудностей, как повсеместная коррупция и пополнение
оскудевшего госбюджета за счет собственности иностранных инвесторов, транзита. В
любом случае нестабильное в социально-экономическом плане государство на границе
ЕС — всегда серьезная головная боль для богатых соседей по тысяче самых разных
причин. Даже возможность подобного развития событий может вызывать
обеспокоенность, ведь болезнь легче предупредить, чем лечить.
Исходя из этого принципа и будут, по всей видимости,
действовать европейские власти в обозримом будущем. И если говорить о
последствиях изменения отношения к Беларуси со стороны ЕС и других европейских
организаций, то их основной целью станет установление демократической системы
правления в РБ в максимально короткие сроки как средство минимизировать риски
для себя. Демократические режимы более предсказуемы и менее подвержены
дестабилизации, нежели авторитарные и диктаторские.
У ЕС нет богатого «демократизаторского» опыта США, и в
ситуации отсутствия высокой революционной активности в стране действовать ему
еще не приходилось. Поэтому определенный план действий, очевидно, еще не
составлен. Вполне вероятно, что не все политики и институты к западу от Бреста
осознали необходимость выработки единой стратегии и ощутили потенциальную
угрозу. Но это не значит, что единой политики и единых действий не будет. Это —
только вопрос временных рамок, которые будут тем короче, чем больше будут
артачиться белорусские власти прибытию европейской делегации, обещанной
комиссаром ЕС по внешней политике г-жой Ферреро-Вальднер во время визита в
Москву. Немаловажным будет и степень противодействия властей открытию делегации
ЕС в Минске. Неконструктивные действия только ускорят консолидацию европейских
политических элит и помогут переубедить немногих сомневающихся в необходимости
демократизации Минска.
Теперь о возможных конкретных акциях. Создается
впечатление, что европейцы не намереваются организовывать экономическую блокаду
РБ. Тем более что история практически не знает примеров успешных экономических
санкций против государств, и об этом упоминали и европейские, и белорусские
власти. Однако это вовсе не значит, что никаких санкций не будет. ЕС уже
угрожает «точечными» экономическими мерами в отношении прежде всего высших
руководящих лиц РБ, причем блокировка немногочисленных банковских счетов может
стать только первым шагом в этом направлении.
Заключение Совета министров иностранных дел ЕС упоминает
«запрещение на выдачу виз и замораживание активов», однако из этого не следует
полное замораживание банковских активов всей страны, что было бы больше похоже
уже на военные действия, так что речь, скорее всего, идет о замораживании счетов
тех, для кого будут действовать ограничения по въезду. Возможное расширение
списка невъездных в ЕС и возможное возбуждение уголовных дел в странах ЕС в
отношении высокопоставленных граждан РБ имеют в принципе ту же направленность:
сделать жизнь нынешней белорусской элиты менее приятной, вызвав у нее желание
радикальных перемен. С ходом времени такие меры будут становиться более жесткими
и дополняться новыми искусственными проблемами для частных лиц.
В отношении рядового населения меры будут диаметрально
противоположными. Высказанные, обсужденные и одобренные на уровне Еврокомиссии
рекомендации по упрощению въезда белорусских граждан в страны ЕС будут полезны
Европе по многим причинам: сравнение даже новых членов ЕС с Беларусью не в
пользу нашей родины, выезжающие имеют возможность получать альтернативную
информацию. Кроме того, существует вероятность того, что страны Центральной
Европы будут активно, при моральной и технической поддержке Брюсселя
рекрутировать белорусскую рабочую силу. Для Европы выгод в этом множество: будет
формироваться общественное мнение в нужном направлении (через семьи эмигрантов),
в случае экономических трудностей в РБ наиболее активное население будет
отвлечено от криминальной деятельности, наконец, это поможет решить и внутреннюю
проблему на востоке ЕС, где в ближайшее время будет ощущаться нехватка
неквалифицированного персонала. В то же время недостаток рабочих рук,
отправившихся на Запад, отразится на белорусской экономике, и винить в этом
Европу будет затруднительно. Собственно, подобная политика уже ведется Чехией, о
ее начале заявили и страны Балтии. Возможно, в дальнейшем она будет проводиться
централизованно.
Одним из основных направлений станет все же поиск
варианта изменения ситуации в РБ, который устроил бы Москву. Очевидно, что
нынешняя политическая ситуация в Беларуси не вызывает там восторга, однако
перспективы перемен вызывают беспокойство. В такой ситуации Брюсселю придется
найти вариант, который не вызывал бы возражений Кремля и содействовал достижению
целей ЕС одновременно. Задача сложная, но решить ее можно и нужно. И тот день,
когда будет достигнуто согласие о совместных действиях России и Евросоюза по
предотвращению перехода Беларуси из стадии возможной угрозы в реальную, можно
будет считать началом конца политического режима на пространстве от Бреста до
Орши.
|