Беларусь и ЕС обменялись новыми призывами и предупреждениями
БР. Белорусы и
рынок, 14 – 21 ноября 2005
Мария Садовская
Отношения между Беларусью и Европейским Союзом на
прошлой неделе приобрели неожиданно широкую огласку. 7 ноября о Беларуси
высказался Совет ЕС на уровне министров иностранных дел, а двумя днями позже,
находясь в Москве, о нас упомянула комиссар Евросоюза по внешней политике Бенита
Ферреро-Вальднер. Оба заявления вызвали оживленную реакцию со стороны
белорусского и российского МИДов.
“Заключения Совета ЕС свидетельствуют о стремлении
навязать свою волю властям и обществу Беларуси. Не останавливаясь даже перед
угрозами... Настойчивые попытки ЕС ”гибко", в обход действующей белорусской
власти финансировать политические процессы на территории нашего государства не
только не вписываются в уважение суверенитета. Такого рода финансирование “с
черного хода” просто незаконно. Не только в Беларуси, но и в большинстве
государств мира. Мы вновь напоминаем об этом нашим европейским партнерам", —
говорится в официальном комментарии МИДа Беларуси.
“Мы не можем согласиться с утверждениями о том, что
Белоруссия является некой проблемной зоной в плане демократии... Мы исходим из
того, что любые шаги в содействии развитию демократических процессов в
Белоруссии, как, впрочем, и в других странах, должны быть адаптированы к местным
реалиям. Навязывание неких универсальных схем не ведет к укреплению демократии и
становлению единой Европы без разделительных линий”, — добавляет российский
МИД.
Что же вызвало такую строгую оценку заявлений ЕС со
стороны Минска и Москвы?
На первый взгляд риторика Евросоюза осталась прежней:
“всерьез озабочены нарушениями гражданских прав”, “рекомендуем провести
свободные и справедливые выборы”, “обеспечить гражданам свободный доступ к
информации”... Все эти обороты из года в год в разных формах перекочевывают в
заявления европейских структур и присутствуют в принятом 7 ноября министрами
иностранных дел ЕС заключении.
Евросоюз по-прежнему готов поддерживать население и
структуры гражданского общества в Беларуси, используя “разные каналы”, и в то же
время удерживать контакты с чиновниками на уровне ниже министерского. При этом
он желает “иметь более тесные и хорошие отношения с Беларусью — в том числе в
рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и Европейской политики
соседства — в случае если белорусские власти ясно продемонстрируют свое желание
уважать демократические ценности и верховенство закона”. Как и раньше, говорится
об интенсификации поддержки СМИ (видимо, имеются в виду миллионные тендеры на
радиовещание с территории соседних стран) и поиске более гибких инструментов
финансовой поддержки в целом.
И все же у заявлений, озвученных на прошлой неделе, есть
ряд особенностей, выделяющих их из общего ряда.
Так, Евросоюз впервые за последнее время на высоком
уровне — Совета ЕС и Еврокомиссии — заявил о том, что может заморозить счета
белорусских чиновников за рубежом. Такие предложения раньше звучали из уст
отдельных евродепутатов, но известно, что от их слов к реальным решениям в ЕС
переходят далеко не всегда. Теперь же в официальном пресс-релизе Совета ЕС
говорится, что Совет “выражает сомнения в том, что президентские выборы 2006 г.
пройдут на правовой и демократической основе. Поэтому он призывает полностью
применить рекомендации отчетов ОБСЕ/БДИПЧ к выборам 2006 г.”, а в случае
несоблюдения международных стандартов “ряд делегаций” предлагает ввести санкции,
включая “визовые запреты и замораживание счетов”.
Позицию Совета ЕС разделяет и комиссар ЕС по внешней
политике и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер, хотя с ее точки
зрения замораживание личных счетов чиновников предпочтительнее расширения списка
“невъездных”, — “нужно, чтобы оставались каналы для диалога с белорусской
властью”.
Еще один повод для беспокойства официальному Минску и
Москве дает то, что ЕС открыто выносит “белорусский вопрос” на повестку
переговоров с Россией. “Москва, конечно же, примет к сведению точку зрения
Европейского Союза. Москва ведет постоянный диалог с Беларусью и обратила
внимание на то, что старательно поддерживает этот диалог и считает, что именно в
рамках постоянного диалога могут быть достигнуты положительные результаты.
Москва также отметила, что региональное сотрудничество укрепляется в рамках
различных программ сотрудничества между Беларусью, Казахстаном, Россией и
другими государствами”, — сообщила Б. Ферреро-Вальднер в интервью радиостанции
Deutsche Welle 9 ноября в ходе визита в Москву “тройки” ЕС, в которую, помимо
нее, вошли министр иностранных дел Великобритании Джек Стро и верховный
представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана.
Тем самым Брюссель показывает, что не собирается
замалчивать вопрос о роли России в поддержании “стабильности” в Беларуси и
теперь Кремлю придется чаще объяснять свою позицию в отношении Беларуси на
официальном уровне. Видимо, с этой целью 10 ноября и был опубликован
“разъясняющий комментарий” от имени пресс-службы российского МИДа. Там, кстати,
помимо оценки ситуации в Беларуси, содержится и рецепт того, как именно Брюсселю
следует вести себя с Минском: “Считаем, что активное развитие диалога Евросоюза
с Белоруссией позволило бы не только снять имеющиеся у него озабоченности, но
вело бы к дальнейшему развитию демократических норм и рыночных преобразований в
этой стране”.
Еще одно изменение позиции ЕС заключается в том, что у
его различных структур, похоже, вырабатывается более согласованная политика в
отношении Беларуси. Раньше различные органы Евросоюза в своих обращениях редко
упоминали о намерениях друг друга, хотя и говорили приблизительно об одном и том
же. В нынешнем же заявлении приветствуется намерение Еврокомиссии открыть в
Беларуси офис “к концу этого года”, а также планы Х. Соланы направить в Минск
своего личного представителя по правам человека для контактов с гражданским
обществом и донесения мнения ЕС до белорусских властей. Это вселяет надежду на
то, что решения относительно Беларуси — не важно, относительно санкций или
относительно способов поддержки гражданского общества — будут приниматься
быстрее и финансироваться более гибко.
Конечно, вряд ли стоит ожидать немедленного улучшения
эффективности действий Брюсселя. Так, открытие офиса Еврокомиссии в Минске вряд
ли возможно до конца этого года, так как, как справедливо отметил белорусский
МИД (и ранее неоднократно неофициально заявляли представители Еврокомиссии),
Брюсселю будет крайне сложно открыть офис в одностороннем порядке, а
согласование процедуры с белорусскими властями может занять несколько месяцев.
Однако тенденция не может не настораживать тех, кто заинтересован в минимуме
реальных действий Евросоюза в отношении Беларуси.
Любопытно, что, несмотря на разность позиций, в
заявлениях ЕС и белорусского МИДа на прошлой неделе нашлись и общие моменты. К
примеру, вряд ли вызовет отторжение Брюсселя, заинтересованного в “процветающей,
демократической Беларуси”, стремление белорусской стороны к “поступательной
нормализации взаимоотношений между ЕС и Беларусью в духе взаимного уважения и
общей ответственности за укрепление мира и стабильности в Европе”. Или сообщение
МИДа о том, что “предстоящие президентские выборы в 2006 году пройдут в строгом
соответствии с действующим избирательным законодательством Республики Беларусь и
международными стандартами”.
Очередной “тест” на искренность добрых намерений стороны
пройдут уже довольно скоро: в декабре в Минск собирается приехать делегация
Европейской комиссии, а в январе “белорусский вопрос” снова появится на повестке
дня встречи министров иностранных дел ЕС. Если впечатления от визита у
европейцев останутся положительными и белорусская сторона предъявит
доказательства своей готовности проводить свободные и справедливые выборы,
вместо политических заморозков зимой 2006 г. может наступить неожиданное
потепление.
Пока же официальному Минску недвусмысленно заявляют:
настала пора принимать серьезные решения.
|