Подарки от президента, «сито» от министра
БДГ. Деловая газета,
21 ноября 2005
Павел Дядин
Подготовка законодательной базы и общее состояние
системы образования стали темами очередной встречи руководства Минобразования с
депутатами парламентской комиссии по образованию, культуре, науке и
научно-техническому прогрессу. Дело в том, что в 2006 году профильное
министерство предполагает внести на рассмотрение в парламент Образовательный
кодекс, который станет единым нормативным документом, регулирующим данную сферу.
Пожалуй, нигде так далеко не продвинулась
законотворческая мысль, как в сфере образования. Благодаря совместным усилиям
парламентариев и Министерства образования в Беларуси действуют законы «Об
образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития», «О
профессионально-техническом образовании». В настоящее время готовятся к
рассмотрению Палатой представителей Национального собрания во втором чтении
законопроекты «Об общем среднем образовании» и «О высшем образовании». А теперь
будет еще и кодекс.
Министр образования Александр Радьков проинформировал
парламент о том, что белорусская образовательная система является эталоном для
остальных стран СНГ. Ей осталось решить всего три задачи: достигнуть высокого
уровня образования на всех его ступенях — от дошкольного до вузовского, создать
действенную систему идеологического воспитания и оптимизировать госрасходы. По
словам министра, все эти задачи успешно выполняются.
Как одно из достижений в деле повышения идеологической
составляющей в воспитательном процессе министр назвал введение в вузах
образовательного курса «Государственная идеология». Правда, А.Радьков признал,
что курс этот пока несовершенный и требует корректировки, но направление в нем
обозначено верное.
В рамках воспитательной работы, сообщил министр, в
каждой школе создан уголок государственной символики, а первоклашки к 1 сентября
получили памятные учебники от президента. Планируется, что аналогичные подарки
будут весной 2006 года сделаны и выпускникам школ. В красочных изданиях, которые
они получат, будет содержаться справочная информация о социально-экономической
ситуации в Беларуси, представлены достижения народного хозяйства страны, даны
координаты предприятий и учебных заведений, куда вчерашние школьники смогут
трудоустроиться или поступить на учебу. Эта идеологическая пиар-акция, по мнению
А.Радькова, будет понятна и близка не только выпускникам, но и их родителям. С
этим суждением трудно поспорить, особенно если вспомнить, что в 2006 году должны
пройти президентские выборы.
Отдельно министр остановился на преподавательском
составе вузов, который, по его мнению, должен быть монолитным и стоять на
государственных позициях. Пока же, с сожалением констатировал глава
Минобразования, студенты зачастую «не видят позиции преподавателя». В этой
системе особая роль отводится руководству вузов. Неслучайно А.Радьков отметил,
что каждый ректор помимо выполнения своих профессиональных функций является еще
и «политической фигурой». В связи с этим в закон «О высшем образовании»
планируется ввести норму, согласно которой ректоры даже частных вузов будут
назначаться на должность только по согласованию с министром образования. Пройти
через это «сито», как точно выразился А.Радьков, смогут только «самые достойные
люди», обладающие кандидатской или докторской ученой степенью.
Касаясь третьей задачи системы образования — экономии
государственных средств, министр сообщил, что и тут все в порядке. За последние
три года доходы от платных услуг в этой сфере возросли в два раза. А.Радьков не
стал скрывать, что существуют даже годовые планы по увеличению внебюджетного
финансирования и он как министр отчитывается за их выполнение перед
правительством. Здесь уместно вспомнить, что глава образовательного ведомства
неоднократно публично заявлял о недопустимости поборов с родителей в школах. Но
родители все жалуются и жалуются. А министерство требует выполнения планов от
облоно, те — от роно, которые выкручивают руки директорам школ, директора
требуют от учителей, учителя собирают дань с родителей. В этом замкнутом круге
государственные расходы на образование оптимизируются за счет все тех же рядовых
налогоплательщиков. В общем, как учат в школе, одно пишем — другое в уме.
|