Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №135(01.12.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Балканский гамбит

19-25 ноября 2005 г., «Зеркало недели»

Иван Сайгадачный

Переговоры о политическом статусе Косово еще не начались. Но уже сейчас ясно, что битва предстоит нешуточная. Сербы горько шутят, что точно так же, как несколько столетий назад на Косовом поле против турков, теперь им снова приходится отстаивать свою независимость и суверенитет. На этот раз против весьма разношерстной армии маститых иностранных дипломатов и политиков, а также албанских сепаратистов и бывших боевиков. Шансы на победу у сербов и на этот раз минимальны…

Косово — автономная сербская провинция. С 1999 года она находится под управлением Организации Объединенных Наций. Тем не менее, резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 признает суверенитет Белграда над этой территорией. Вопрос о ее дальнейшей судьбе должен решаться путем переговоров представителей косовского правительства, национальных меньшинств края и Белграда. Условиями для их начала ранее были признаны стабилизация ситуации в провинции, а также восемь демократических стандартов. «Стандарты для Косово», в частности, предусматривали обеспечение гражданских прав и свобод, право на жизнь, свободу передвижения, труд и так далее.

Однако три последних года оценки ООН о выполнении косовскими властями всех этих пунктов признавались неудовлетворительными. В мае нынешнего года Кофи Аннан в своем докладе утверждал, что реальное положение дел в провинции далеко от идеального, и ни один (!) из пунктов «Стандартов для Косово» так и не воплощен в жизнь. Поведение албанской стороны, ничего не сделавшей для привлечения представителей сербского меньшинства к реальному участию в управлении краем, становится все более вызывающим. Активизировались радикалы из полувоенных албанских группировок: они пытаются угрожать и диктовать свои условия не только сербам, но и представителям ООН и других международных организаций. В прошлом году в крае зафиксированы антисербские погромы и поджоги, что, по мнению наблюдателей, было серьезным нарушением, свидетельствующим, что в Косово не созданы условия, которые бы позволили определить его политический статус.

Тем не менее, руководство ООН в последние месяцы, закрывая глаза на очевидные факты, дает зеленый свет скорейшему началу переговоров по будущему статусу Косово. За это проголосовал Совет Безопасности ООН 24 октября. Причем речь уже не идет о том, чтобы косовские сербы (которых осталось лишь 100 тысяч в окружении двух миллионов албанцев) были отдельной стороной на предстоящих переговорах. (Кстати, делегации Приштины и Белграда не сядут за стол переговоров. По крайней мере в ближайшее время: консультации между ними будут происходить через посредников, в режиме «челночной дипломатии».)

Роль челнока, курсирующего между столицами региона, поручено исполнять бывшему финскому президенту Марти Ахтисаари. Свою первую поездку на Балканы он совершит уже на будущей неделе, чтобы, по словам главы миссии ООН в Косово Сорена Йессена-Петерсена, узнать, «можно ли свести две стороны вместе». По его мнению, наиболее сложная задача для Ахтисаари — создать атмосферу доверия между сербами и албанцами.

Однако почему-то никто не упоминает о том, что, соглашаясь на переговоры в таком формате, ООН сознательно и, вероятно, окончательно отказывается от соблюдения положений резолюции № 1244. Причина этого, видимо, кроется в том, что уже год Объединенные Нации и лично Кофи Аннан находятся под постоянным давлением как Приштины, так и Вашингтона. 8 ноября заместитель госсекретаря Соединенных Штатов Николас Бернс даже поставил Америке в заслугу, что именно США удалось убедить генсека ООН отказаться от увязывания вопросов выполнения «Стандартов для Косово» с началом переговоров о статусе. Причем, говоря о том, что Штаты не склоняются к какому-либо определенному решению, Бернс намекнул, что Вашингтон мог бы поддержать полную независимость края от Сербии. К этому же варианту склоняются и некоторые чиновники Евросоюза в Брюсселе.

В то же время в среде албанских политиков требование о полной независимости Косово от Сербии и создании нового албанского государства является исходным пунктом для начала любых переговоров о статусе, ибо ничего другого Приштина не приемлет. Наиболее реалистичный из албанских проектов предусматривает, например, двойное гражданство для жителей края, равные права албанского и сербского языка, равное представительство в местных органах власти.

Белград оказался в сложных условиях. С одной стороны, он должен демонстрировать свою лояльность и прислушиваться к мнению мирового сообщества. С другой — он не может мириться с происходящим в Косово и вокруг него, о чем четко заявил в Совете Безопасности ООН сербский премьер-министр Воислав Коштуница. Белград не пойдет на новый раздел территории. «Для всех нас является неприемлемым тот вариант, при котором может быть разделено демократическое государство, и вопреки воле народа будут изменены международные границы. Это был бы, без сомнения, небывалый случай в истории международного права и в то же время — опасный прецедент, имеющий негативные последствия для международного порядка в целом», — сказал Коштуница.

Белград выработал собственную концепцию, согласно которой Косово «получит больше, чем полную автономию, и меньше, чем полную независимость». Иными словами, Белград готов рассматривать любые варианты статуса, но только в рамках сохранения территориальной целостности и суверенитета над краем, и в конечном итоге имеет исключительное право отвергнуть неугодные ему условия.

Косовские сербы — наиболее незащищенная сторона конфликта. И, похоже, самое большее, на что они могут рассчитывать, — это введение принципа децентрализации края, который предусматривает создание сербских анклавов и территориальных общин, которые хоть и будут находиться в Косово, однако будут жить по сербским законам, сохранят сербское гражданство.

Газета «Глас явности» сообщила также, что у Белграда есть в запасе секретный план по принятию адекватных мер на случай попыток отделить Косово насильственным путем: в северные районы края будет введена тысяча сербских солдат и полицейских (что, в общем-то, предусмотрено резолюцией ООН № 1244). Однако очевидно, что этот вариант приведет к силовому противостоянию.

Привести все эти мнения к общему знаменателю попыталась «контактная группа», в которую входят Соединенные Штаты, Россия, Германия, Франция, Великобритания и Италия, при участии ЕС и НАТО. Причем здесь оказалось больше единодушия. Все страны, позиции которых часто не совпадали по балканскому урегулированию в конце прошлого века, ныне согласны с тем, что вопрос Косово должен быть решен в рамках существующей системы международно-правовых отношений. В начале этого месяца «группа» обнародовала свои десять принципов для проведения переговоров о статусе Косово, чем фактически определила основу для начала исторических консультаций. Основные из них сводятся к следующему:

— статус Косово будет полностью соответствовать международным стандартам в области обеспечения прав человека, демократии и международного права, что будет вкладом в региональную стабильность;

— статус Косово должен находиться в соответствии с европейскими ценностями и стандартами, что определит европейскую перспективу для Косово и через процесс стабилизации-ассоциации приведет в итоге к интеграции в Европейский Союз;

— решение по статусу Косово должно гарантировать присутствие представителей всех меньшинств в местном правительстве на всех уровнях. Эффективная структура самоуправления должна стать основой сосуществования разных общин;

— определение статуса Косово должно усилить региональную безопасность и гарантировать невозможность повторения событий 1999 года. Любые односторонние действия или силовые акции неприемлемы. Нынешняя территория Косово не претерпит никаких изменений, а это означает, что край не может быть разделен на части либо присоединен к другому государству;

— определение статуса Косово поможет достичь успеха в утверждении силы закона, гарантирует многонациональный характер полицейских сил и судейства;

— на ближайшее время Косово не сможет обойтись без иностранного присутствия как военных, так и гражданских специалистов.

Эти принципы члены «контактной группы» назвали базовыми и такими, что не могут обсуждаться в ходе переговоров. При этом в тексте нет ни слова о независимости Косово, как, впрочем, и четкого упоминания о том, что край останется частью Сербии. Здесь и кроется опасность: переговорный процесс может в дальнейшем развиваться по любому сценарию.

Более того, когда принципы группы были обнародованы, одна из косовских газет сообщила, что Марти Ахтисаари выступил против части этих положений. И вообще отверг любое вмешательство иностранных государств и дипломатов в переговорный процесс, которым поручено руководить ему лично. Однако тут же он получил отповедь от Бернса, якобы указавшего на то, что его полномочия как главы ооновской команды по проведению переговоров весьма неопределенны и сам он не может давать указания иностранным дипломатам.

Более того: в Приштине не скрывают, что делегация Косово работает в тесном сотрудничестве с группой американских специалистов, которые даже участвуют в формулировании ряда положений албанской переговорной платформы. Не исключено, что Соединенные Штаты также будут консультировать и сербов. Если это соответствует действительности, то исход переговоров, возможно, предопределен: Вашингтон уже достаточно внятно дал понять Белграду, что в случае отказа от притязаний на Косово ему будет гарантировано скорейшее вступление в НАТО. Да и Россия в свою очередь намекнула, что не будет из-за Сербии ссориться со своими западными партнерами.

В целом ситуация складывается для официального Белграда так, что отказ от Косово выглядит куда более предпочтительнее, нежели решение проблемы силой: можно либо в очередной раз оказаться в международной изоляции, либо, отстояв свое право на Косово, с сомнительными шансами на успех попытаться с проблемами этого региона вступить в НАТО и ЕС. Выгоды от «гамбита» очевидны. И это весьма заманчиво для официального Белграда. Но, видимо, не для всех сербов.

Тем не менее, уже ясно, что за переговорами в Косово будет следить весь мир. Особенно внимательно – в столицах непризнанных республик на постсоветском пространстве: политики из Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха будут пытаться использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. Ведь в Косово фундаментальные принципы современных международно-правовых отношений пришли в противоречие, и теперь все гадают, чему же будет отдано предпочтение — суверенитету и невмешательству во внутренние дела или праву наций на самоопределение. Именно этим проблема Косово и отличается от всех предыдущих этапов югославского кризиса, поскольку за своей кажущейся «провинциальностью» она самым непосредственным образом связана с глобальными проблемами становления нового мирового порядка


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ