Совместное заявление Путина-Ющенко - основа дальнейшего урегулирования
19 декабря 2005 г.,
«Ольвия-пресс»
На пресс-конференции, состоявшейся в субботу, министр
иностранных дел ПМР Валерий Лицкай прокомментировал Совместное заявление
президентов России и Украины, которое появилось 15 декабря, в момент начала
третьего раунда переговоров по урегулированию молдо-приднестровских отношений.
Валерий Лицкай подчеркнул, что официального заявления по этому поводу он делать
не будет, - «это прерогатива Президента ПМР». Дипломат высказал свое мнение.
Комментируя Совместное заявление, министр отметил, что документ появился как раз
в нужный момент, то есть к началу прошедшего раунда переговоров, и вызвал целую
бурю эмоций, прежде всего среди молдавских дипломатов. Валерий Лицкай отметил,
что в Совместном заявлении содержится целый ряд принципиальных положений,
которые, несомненно, окажут влияние на ход переговорного процесса. Дипломат
заострил внимание на некоторых из них.
Самое главное – Россия и Украина выступили с
консолидированной позицией по Приднестровью. Теперь можно с уверенностью
говорить о новом этапе в урегулировании молдо-приднестровских отношений, на
основе «плана Ющенко» и российских предложений. В документе прямо говориться о
состыковке украинского и российского планов: «Российская Федерация рассматривает
украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный
процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние
российские наработки, подготовленные в их развитие». По мнению Валерия Лицкая,
«здесь найдена развязка, есть украинский план, он признан основой, но существует
и российский план. Может быть, в Кишиневе его официально не рассматривают, но он
существует. Украина этот план признает». По мнению министра «российский план
неплохо отшлифован и позволяет спокойно с украинским планом состыковаться, хотя
он идет намного дальше».
Россия и Украина заявляют, что урегулирование отношений
будет вестись исключительно мирными политическими средствами, путем переговоров
Республики Молдова и Приднестровья. Таким образом, страны-гаранты подчеркивают
недопустимость каких-либо силовых действий, в том числе экономических блокад, а
также провозглашают равноправие договаривающихся сторон. До сих пор официальный
Кишинев отвергал возможность вести диалог с Тирасполем на равных.
Один из самых принципиальных моментов, содержащийся в
документе – это подтверждение странами-гарантами сохранения всех ранее
подписанных между Кишиневом и Тирасполем договоренностей. «Это один из самых
неприемлемых для Молдовы планов, - сказал Валерий Лицкай. - Все, что мы накопили
раньше, включая Московский меморандум, они отвергают. А вот теперь Россия его
признает, что означает, что она будет его выполнять, невзирая ни на что, в том
числе на мнение Кишинева». Молдавская сторона неоднократно предлагала забыть обо
всех достигнутых договоренностях и начать урегулирование «с чистого листа».
Теперь молдавской дипломатии придется вспомнить Московский меморандум 1997 года,
в котором, в частности, прописаны принципы «общего государства» и право
Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность.
Новацией Совместного российско-украинского документа, как
заметил Валерий Лицкая, является тезис о том, что по обоим берегам Днестра
проживают молдаване, украинцы и русские. Официальный Кишинев на дипломатическом
уровне всегда настаивал на формулировке «народ Молдовы», по мере надобности к
этой формулировке иногда добавлялось определение «многонациональный». Теперь,
когда Москва и Киев официально заявляют, что в регионе живут и русские, и
украинцы, это, по словам Валерия Лицкая означает, что «Россия получает право
защищать русских, а Украина – украинцев». «Раньше нас в русскоязычные
записывали, а их защищать некому, кроме бога. Так и было 15 лет», - заметил
глава приднестровской дипломатии.
В Совместном заявлении президентов России и Украины
содержатся и некоторые на первый взгляд спорные моменты, такие как положения о
суверенитете и территориальной целостности Молдовы, о проведении транспарентных
и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии
международного сообщества, о трансформации существующей миротворческой операции
в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ. На пресс-конференции Валерий Лицкай
разъяснил журналистам, что стоит за этими формулировками с точки зрения
дипломата.
Что касается положения о «суверенитете и территориальной
целостности Молдовы» то, как отметил Валерий Лицкай, так пишется в течение
многих лет и будет прописываться и дальше, «пока мы сидим в Хельсинском акте».
Хельсинский акт 1975 года, в частности, устанавливает нерушимость границ в
Европе. Но с тех пор произошел развал Советского Союза и Югославии, прекратили
свое существование Чехословакия и ГДР. Хельсинский акт фактически уже утратил
свою силу, постепенно он становится анахронизмом. Валерий Лицкай в этой связи
отметил, что на прошедшем саммите ОБСЕ в Любляне Россия поставила этот акт под
сомнение. И сейчас, по мнению министра, судьба Хельсинского акта во многом
зависит от решения косовской проблемы. Признание Косово, скорее всего, станет
«последним гвоздем» для Хельсинского акта. В этом случае дипломатам, наверное,
уже не придется делать таких оговорок.
Несколько иное объяснение дал Валерий Лицкай принципам
единства территории и построения государственной власти, единого экономического
и оборонного пространства, закрепленным в Совместном документе. Дипломат назвал
это европейской нормой. Вместе с тем эти принципы продвигает и Россия в рамках
Единого Экономического Пространства. «Я считаю, что это очень перспективное,
долгосрочное дело. Если кто-то думает, что завтра мы начнем соединяться с
Молдовой, то этого не следует из этой формулировки. Это далекая перспектива
ЕЭП», - заявил министр. Глава приднестровской дипломатии обратил также внимание
на постулат о «становлении демократического, правового и нейтрального
государства». По мнению Валерия Лицкая, в переводе с дипломатического языка это
означает, что «народ должен строить демократическое, правовое и антинатовское
государство». «Мы можем совершенно спокойно написать антинатовское государство»,
- подчеркнул дипломат.
Много споров вызвал тезис о проведении демократических
выборов в Приднестровье. После серии «цветных революций» на пространстве СНГ
выборы стали восприниматься как своего рода инструмент вмешательства во
внутренние дела государства. В Приднестровье к парламентским выборам, которые
прошли 11 декабря, ожидали всяких сюрпризов. ОБСЕ еще за несколько месяцев до
этих выборов заявила об их нелегитимности и отказалась присылать своих
наблюдателей. По мнению ОБСЕ, уровень демократизации в Приднестровье
недостаточен для проведения парламентских выборов по международным стандартам.
Поэтому ОБСЕ настаивает на проведении Международной оценочной миссии в
Приднестровье. С этим требованием согласны и в Кишиневе, но в трактовке
молдавских властей Международная оценочная миссия существует для «организации и
проведения свободных, демократических выборов», что предполагает
отстранение существующих властей на всех уровнях от организации выборов. То
есть, в Приднестровье прибывает международный корпус, который собственно и
занимается организацией и проведением выборов. Но, как отметил Валерий Лицкай, в
Совместном заявлении президентов России и Украины на этот счет «есть
замечательная формулировка: «Международная оценочная миссия … для анализа
ситуации и выработки соответствующих рекомендаций». Это совершенно диаметрально
организации и проведению» - подчеркнул Валерий Лицкай. По его словам, никто в
Приднестровье никогда не выступал «против анализа и против рекомендаций».
Положение о «проведении транспарентных и демократических выборов в Верховный
Совет Приднестровья» и «учреждение Международной оценочной миссии под эгидой
ОБСЕ» Валерий Лицкай назвал «подарком Приднестровью».
Одно из важнейших положений в Совместном заявлении
президентов России и Украины касается миротворческой операции: «Отмечая
стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, они исходят из
целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по
итогам приднестровского урегулирования». И ОБСЕ, и Кишинев в течение уже
нескольких лет настаивают на трансформации существующей миротворческой операции
и переводе ее под эгиду ОБСЕ. Истинные цели Кишинева и ОБСЕ вполне прозрачны.
Миротворцы полностью исключают вариант военного давления Молдовы на
Приднестровье, в то же время присутствие здесь российского контингента
раздражает ОБСЕ, ставшей инструментом американского влияния в регионе. И
Кишинев, и ОБСЕ считают, что нынешняя миротворческая операция неэффективна, хотя
за все годы ее проведения в регионе не погиб ни один солдат или мирный
житель. По словам Валерия Лицкая, в Совместном заявлении президентов вопрос о
будущем миротворческой операции затронут очень тонко. «Во-первых, отмечается
стабилизирующая роль нынешней миротворческой операции. «Стабилизирующая роль» -
вроде невинная фраза, но на самом деле здесь висит некая угроза, что если
миротворческой операции не будет, то стабилизации тоже не будет. Только нынешняя
операция обеспечивает стабилизирующую роль. А если убрать эту роль, то и не
будет вам стабилизации, причем где? – «в регионе». А что такое «регион» – это
отнюдь не приднестровский регион. Это все – Молдова, Украина, Румыния, все, кто
вокруг, находятся в опасности, дестабилизации, если миротворческая операция
прекратится», - сказал Валерий Лицкай. Второй момент касается трансформации
миротворческой операции. «Ее нужно трансформировать, и только в мирогарантийную
операцию, - подчеркнул Валерий Лицкая, отвечая на вопросы журналистов. -
Гарантия нам требуется на весь период существования. Не на миротворческую фазу,
не на 15 лет. Это гарантия на 50-100 лет, это и нашим детям и внукам. Это как
будто сейчас Суворов явился и дал гарантию от турок на 200 лет. Дал, и мы до сих
пор этим пользуемся. Это долгосрочная вещь, которая вызывает полную злобу
натовцев». Пассаж «под эгидой ОБСЕ» Валерий Лицкай назвал уступкой со стороны
России. Но далее снова «накат» – «по итогам приднестровского урегулирования».
«То есть, сначала будет урегулирование, а потом трансформация. А пока они будут
существовать в стабилизирующей роли», - отметил Валерий Лицкай.
Характеризуя документ в целом, Валерий Лицкай подчеркнул:
«В Совместном заявлении четко сконцентрированы основные позиции, которые
существуют в России и которые поддержаны сейчас Украиной. Это приблизительно то,
чего мы хотели, и что мы рассматривали и рассматриваем сейчас в качестве основы
дальнейшего переговорного процесса».
|