Приднестровье «обновилось». ОБСЕ против
17-23 декабря 2005
г., Алена Гетьманчук, «Зеркало недели», Киев
Это
должно было выглядеть примерно так: в Приднестровье состоялись первые
демократические выборы под эгидой ОБСЕ, украинская дипломатия торжественно
отрапортовала о выполнении одного из главных пунктов плана Ющенко, а Молдова
получила легитимного переговорщика. В реальности получилось по-другому.
Приднестровцам пришлось делать выбор в условиях, когда сотрудники миссии ОБСЕ в
РМ измеряли уровень демократизации республики в условиях анонимности. А тамошним
лидерам — без конца предупреждать, что состоявшееся голосование следует
признать, поскольку «повторных выборов по сценарию ОБСЕ в республике не будет».
То, что сбой с проведением честных и демократических
выборов в Приднестровье - ключевым пунктом плана Ющенко - неизбежен, стало
понятно практически сразу после его обнародования. А точнее, после того, как
ОБСЕ подсчитало: на подготовку подобного праздника волеизъявления ему
понадобится не менее восьми месяцев. Промах был очевиден: прежде чем фиксировать
временные рамки, авторам плана следовало бы учесть неповоротливость этой
международной организации.
Киев решил исправить ситуацию, попытавшись убедить
Тирасполь в нецелесообразности проведения «собственных» выборов. Приднестровцы
твердо стояли на своем: доказывали, что отмена декабрьского голосования может
привести к политической дестабилизации в регионе. Лидеров мятежной республики не
смущало даже то, что, кроме них самих, эти выборы никто не признает. О чем,
конечно же, Смирнов и Ко были предупреждены заранее. Тем не менее, они до
последнего пытались придать выборам характер демократичных. То и дело обращали
внимание на то, что 43 места в парламенте оспаривали 185 кандидатов, каждый из
которых получил эфирное время на телевидении и радио. Для журналистов впервые
был создан международный пресс-центр, а на избирательных участках присутствовало
около 150 наблюдателей.
Когда же стало понятно, что от проведения голосования
Смирнов не откажется, украинские и российские дипломаты решили убедить своих
западных коллег сформировать некую мониторинговую группу уже на эти выборы.
Аргументировалось это предложение просто: наблюдатели смогут получить
представление о демократической ситуации в Приднестровье еще до того, как
приступит к работе международная оценочная миссия под руководством ОБСЕ.
Доводы украинских и российских переговорщиков восприняты
не были. Представители ЕС, США и ОБСЕ (не говоря уже о наших молдавских
партнерах) усмотрели в этом шаге попытку частичной легализации воскресного
голосования. В результате - те же сотрудники миссии ОБСЕ все равно были замечены
на избирательных участках. Более того, некоторые из них, как-то Клаус Нойкирх и
Матти Сидорофф, не удержались от того, чтобы прокомментировать ход голосования.
На их взгляд - демократичного и транспарентного. Впрочем, это еще ничего по
сравнению с заявлениями польского парламентария Матеуша Пискорского,
пообещавшего на пресс-конференции в Тирасполе сделать все от него зависящее,
чтобы Приднестровье признала Польша. И кому, какое дело, что гость из Польши
представлял известную своим эпатажным поведением партию «Самооборона»: в момент,
когда приднестровские власти с замиранием сердца следят за переговорным
процессом по определению статуса Косово, каждый намек на государственность
Приднестровья здесь ценится на вес золота. Есть основания полагать, что уже в
ближайшее время приднестровцы попытаются развить тему референдума по вопросам
взаимоотношений с Молдовой. «Такие вещи должны решаться только на плебисците и
раздельным голосованием - Правый и Левый берег. При этом мы не исключаем, что
могут быть и такие чудесные варианты, как на Кипре: «сепаратисты» за
объединение, а централисты - против», - заметил в разговоре с автором этих строк
политический представитель Приднестровья в переговорном процессе Валерий Лицкай.
На руку инициаторам референдума и результаты выборов,
которые, впрочем, должны стать тревожным сигналом и для ближайшего окружения
президента Смирнова. Возглавляемому лично приднестровским президентом
общественному движению «Республика» (по сути, речь шла о некой партии власти)
удалось заполучить в законодательном органе республики только 13 мест. В то
время как их главному конкуренту - общественному движению «Обновление» -
досталось 22 депутатских кресла.
Победитель воскресных выборов в Приднестровье считается
политическим детищем небезызвестного на обоих берегах Днестра концерна «Шериф».
Эксперты полагают, что в идеологическом плане особых различий между двумя
главными политическими силами непризнанной республики нет - оба ориентированы на
Россию, оба выступают за «суверенизацию» Левого берега Днестра. Единственная
разница между «Республикой» и «Обновлением» состоит в том, каким
финансово-промышленным группам эти политические объединения принадлежат.
Последний фактор имеет особое значение в процессе приднестровского
урегулирования: в лексиконе местных стратегов прочно закрепилось понятие
«предательство элит». В Тирасполе автору этих строк не раз приходилось слышать,
что в Приднестровье уже созрел класс бизнесменов, который был бы не против
легализовать свои капиталы. В Молдове активно ходят слухи, что руководство
«Шерифа» уже якобы проводило консультации на сей счет с молдавским
руководством.
Результаты нынешних выборов подтвердили и то, что в
Приднестровье также сформировалась и региональная элита. Речь в первую очередь
идет о Рыбнице, где находится самый лакомый кусок приднестровской экономики -
Молдавский металлургический комбинат.
Есть основания полагать, что с присутствием в обновленном
парламенте (27 из 43 депутатов остались с предыдущего созыва - А.Г.) столь
серьезного бизнес-лобби официальный Тирасполь станет действовать еще более
осторожно в вопросах внешнеэкономической деятельности республики. Не исключено,
что их предвыборная «пророссийскость» будет корректироваться в зависимости от
того, насколько реальной для Приднестровья окажется угроза экономических
санкций. Ведь какими бы щедрыми ни были знаки внимания Москвы, преодолеваемая
приднестровскими товарами граница с Украиной имеет для нынешнего тираспольского
режима куда более важное значение.
Не станем лукавить: если бы не некоторые совместные шаги
Украины и Молдовы по упорядочению таможенных процедур на границе, Виктор Ющенко
вряд ли посмел бы в категоричном тоне потребовать от Игоря Смирнова письменной
поддержки украинского плана урегулирования и аналогичного одобрения нового
переговорного формата 5+2, предполагающего участие в качестве наблюдателей США и
Евросоюза. Как он сделал, по нашей информации, во время июльского визита
приднестровского лидера в Киев.
Сей факт мы упомянули неслучайно. Тирасполь официально
поддержал план урегулирования приднестровского конфликта, предложенный Виктором
Ющенко. А раз так - дал согласие на проведение демократических выборов под
эгидой ОБСЕ. Заявлять сегодня, что повторного голосования проводить никто в
Приднестровье не собирается, означает нарушить ранее достигнутые в Киеве
договоренности. Игорь Смирнов сам должен решить, в его ли интересах подобный
политический демарш.
Возможно, в Приднестровье надеются, что проведение
повторных парламентских выборов Тирасполю помогут заблокировать россияне. Однако
на момент подготовки этого материала позиция российских коллег, по информации
«ЗН», сводилась примерно к следующему: давайте создадим международную оценочную
комиссию, пускай она проведет соответствующую работу, предоставит результаты, а
там будет видно. Сам факт того, что российская сторона допускает создание такой
миссии, - вряд ли на руку приднестровцам.
По имеющейся информации, во время встречи министра
иностранных дел Бориса Тарасюка с директором Бюро по вопросам демократических
институтов и прав человека ОБСЕ Кристианом Штрохалем в Любляне названы даже
возможные сроки начала работы этой миссии. Речь якобы шла о первых числах
февраля. Что же касается самих повторных выборов, то они, по мнению некоторых
участников переговорного процесса, могли бы состояться примерно следующей
осенью. Примечательно, что на декабрь 2006 года в Приднестровье намечены
президентские выборы. Кто-то из тамошних предводителей уже успел пошутить, что,
возможно, ОБСЕ следовало бы готовиться сразу к этому голосованию.
Рискнем предположить, что покладистость россиян в
некоторой мере связана с украинско-российским заявлением по приднестровскому
урегулированию, которое на момент подготовки этого материала вынашивалось на
уровне президентов двух стран. И, кстати, еще на стадии зародыша успело вызвать
острейшую реакцию у молдавской стороны. Некоторые тамошние переговорщики
восприняли такой шаг Киева как результат неких сепаратных договоренностей с
Москвой. На самом деле, есть информация, что инициировал подобное заявление
лично нынешний глава ОБСЕ Димитрий Рупел. Так что имеющиеся у молдавской стороны
вопросы к украинскому руководству следовало бы переадресовать словенскому
министру иностранных дел, якобы очень озабоченному попытками некоторых стран
проигнорировать позицию России в переговорном процессе.
Каким образом Киев и Москва будут находить компромисс в
рамках переговорного процесса - пока представляется с трудом. Хотя бы потому,
что у двух посредников - разное видение того, на чем следовало бы акцентировать
внимание уже сегодня. Если россияне то и дело пытаются поднять вопрос о будущем
статусе Приднестровья, украинцы настаивают на том, чтобы четко следовать плану
Ющенко, решая первым делом вопросы, связанные с демократизацией региона. Или же
пока в Белокаменной твердят, что российское военное присутствие на Левом берегу
Днестра служит гарантией безопасности для жителей Приднестровья и не будет
упразднено до полного политического урегулирования конфликта, в Киеве на данный
момент превалирует мнение, что необходимо уже сейчас приступить к обсуждению
возможной замены существующего миротворческого контингента на международный под
эгидой ОБСЕ. «Кто сказал, что 9500 тонн вооружений являются гарантией
безопасности, а 8600 - уже нет?», - не устают вопрошать украинские дипломаты.
Пока что — абсолютно риторически.
P.S. Когда верстался номер, совместное заявление
президентов Украины и России было обнародовано на веб-сайте украинского
Министерства иностранных дел. В нем, в частности, говорится о том, что «Украина
и Российская Федерация полны решимости и впредь активно работать и согласовывать
свои практические шаги, направленные на содействие скорейшему поэтапному
достижению всеобъемлющего и окончательного урегулирования исключительно мирными
политическими средствами путем переговоров Республики Молдова и Приднестровья.
При этом Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную
основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый
импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки,
подготовленные в их развитие». Также обе страны «приветствуют шаги по дальнейшей
демократизации региона, укреплению основ гражданского общества и утверждению
прав и свобод человека на основе стандартов ОБСЕ и Совета Европы. В этой связи
придается большое значение созданию условий для проведения транспарентных и
демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии
международного сообщества». И последний важный мессидж: «отмечая стабилизирующую
роль нынешней миротворческой операции в регионе, они (Украина и Россия. - А.Г.)
исходят из целесообразности ее трансформации в операцию по поддержанию мира под
эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования».
|