Центральная Азия достанется не всем
26.12.2005. Правда
Ру
Владимир Ядута
Европеизация требует
жертв
Интерес со стороны США и Европы к Центральной Азии
неуклонно растет. С активизацией в регионе влиятельных западных сил тут же
родилась концепция процветающей Большой Центральной Азии. Выгодное
геостратегическое положение, обширная территория и наличие огромных сырьевых
запасов, сосредоточенных, главным образом, в постсоветском Каспийском бассейне,
привлекают значительных инвесторов. В регионе идет борьба за лидерство, в
которой участвуют многие правительства и которая сопровождается изменением
традиционного баланса сил.
Европеизация требует жертв
В уходящем году Европейский союз обозначил новый
ориентир своей внешней политики и сделал важный шаг в сторону
центральноазиатских республик: было принято решение об учреждении
спецпредставителя Евросоюза по Центральной Азии. В пору своего назначения на
новообразованный пост словацкий дипломат Ян Кубис заявил, что своей
первостепенной задачей он видит улучшение отношений между Европейским союзом и
центральноазиатскими государствами.
В конце прошлой недели Кубис, находившийся с визитом в
Германии, встретился с министром иностранных дел страны Франк-Вальтером
Штайнмайером. На повестке дня стоял все тот же вопрос: возможности активизации
ЕС в центральноазиатском регионе. Политики договорились о проведении регулярных
встреч для обмена мнениями по этому вопросу.
Ничем, казалось бы, непримечательная встреча имеет очень
важное значение, поскольку Германия становится проводником интересов ЕС в бывших
советских республиках. Это тем более очевидно, что скоро Берлин, имеющий
представительства во многих центральноазиатских странах, будет
председательствовать в европейских органах. Кубис, в свою очередь, был утвержден
на столь важный для развития двусторонних отношений пост при непосредственной
поддержке Германии. При этом до последнего своего назначения Кубис был
специальным уполномоченным ООН в Таджикистане, и его фигура хорошо известна в
регионе.
Когда я говорю о своем расширенном и комплексном
мандате, который, как мне кажется, достаточно отчетливо ставит целью развитие
взаимодействия и способствование обсуждению, каким образом Европейский союз
может лучше и более эффективно сотрудничать со странами региона, то это в равной
степени относится ко всем [центральноазиатским] государствам", - подчеркнул
Кубис в июле этого года, вступая в должность.
Обозначить свое присутствие ЕС решил крайне незатейливо
- с укрепления "правовой государственности в регионе". Для этого пристальное
внимание Запада было обращено на известные события в Андижане, когда в мае этого
года правительственные войска довольно жестко подавили вооруженное восстание.
Тогда погибли более 150 человек.
Узбекистан становится камнем преткновения между Москвой
и Брюсселем (небезосновательно считается, что андижанские волнения были
спровоцированы влиятельными западными силами, и смена власти в республике
планировалась по модели т.н. "оранжевой революции"). У России появилась
возможность деятельно поддержать режим Ислама Каримова: в прошлом месяце
подписан Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Европа
тем временем не упустила шанс заявить о нарушении гражданских прав в республике,
объявив о запрете на въезд на территорию ЕС для ряда высших должностных лиц
страны.
И в то время как, по словам президента России, между
Россией и Узбекистаном устанавливается "самый доверительный уровень отношений",
все та же Германия может предъявить министру внутренних дел Узбекистана Закиру
Алматову обвинения в связи с подавлением волнений в Андижане. Не исключено, что
вслед за этим последует ордер на арест и попытка экстрадировать Алматова в
Германию. Кроме того, ЕС вводит в отношении республики эмбарго на поставки
оружия, военной техники и другого "снаряжения, которое может быть использовано
для внутренних репрессий".
Под предлогом борьбы с нарушениями прав человека в
Узбекистане США, в свою очередь, могут также активизироваться и поддержать
предлагаемые санкции ЕС для давления на Ташкент. При этом Вашингтон будет
руководствоваться отнюдь не желанием напомнить властям страны о базе "Ханабад",
которую американцы были вынуждены оставить, а более прагматичными
интересами.
Таким образом, Узбекистан усилиями ЕС и США изолируется
от внешнего мира, превращаясь в очередного "изгоя" в назидание другим.
Тем не менее, как отмечают в Центре международной
безопасности ИМЭМО РАН, Евросоюз пока далек от региона, и основной его задачей
является обеспечить доступ к Афганистану. Кроме того, ЕС, так же как и
американцы, заинтересован в трансформации центральноазиатских государств,
предотвращении развития фундаменталистского исламизма. Наконец, ЕС интересуют
энергоресурсы региона. На этой почве может произойти их сближение.
Дружить нефтепроводами
Однако несмотря на то, что США и сейчас расценивают свое
присутствие в регионе как гарантию безопасности и защиты от угрозы, исходящей от
"опиумного государства" (в Афганистане, по оценкам специалистов, производится до
80% опиума, потребляемого во всем мире), влияние Вашингтона может в ближайшее
время значительно ослабнуть.
В этом случае ситуацией может воспользоваться Китай. И
если ЕС наряду с США хоть как-то стараются оправдать свое участие в судьбе
целого региона, то Пекин, всегда отличавшийся своей крайней практичностью, не
намерен размениваться на общепопулистские подходы.
Для поддержания темпов экономического развития Китаю
требуются энергоносители, и проблему предполагается решить за счет богатых
центральноазиатских природных ресурсов. В этой связи ставка делается на
Казахстан, являющийся вторым после России государством на постсоветском
пространстве по богатству нефтяных месторождений. Астана, в свою очередь,
заинтересована в привлечении иностранных инвестиций и выходе на международный
рынок больших возможностей (в следующем году республика рассчитывает
присоединиться к ВТО).
Учитывая, что Казахстан намеревается через 10 лет
утроить объемы переработки нефтесырья, значительно возрастут его
конкурентоспособность среди поставщиков энергоносителей. Китай при этом
останется основным стратегическим партнером: ранее в этом месяце был завершен
второй этап межгосударственного нефтетранспортного проекта Казахстан–Китай,
известного как "Проект века" - строительство крупного трубопровода
Атасу-Алашанькоу. Первой частью проекта стал введенный весной 2003 года
трубопровод Кенкияк–Атырау. Цепочку должен замкнуть нефтепровод
Кенкияк–Кумколь.
В то же время, если космополитический Казахстан "проявит
сознательность и зрелость" и будет стремиться к "высоким стандартам", то его
шансы на многостороннее партнерство лишь многократно увеличатся. Пока же Астана,
числится на хорошем счету. Не в последнюю очередь этому способствовало участие
Казахстана в Каспийском трубопроводном консорциуме и в нефтепроводе
Баку–Тбилиси–Джейхан.
Не оставит Китай без внимания и Киргизию. Пекин в конце
прошлой недели заверил Бишкек в своем желании налаживать добрососедские
отношения. Примечательно, что Китай готов к политическому,
торгово-экономическому и культурному сотрудничеству как в рамках программ ООН,
так и на основании членства обеих стран в ШОС.
Крупным нефтяным наделом в Каспийском бассейне обладает
также Азербайджан. В его распоряжении оказывается около 13 миллиардов баррелей
сырой нефти. За счет этого Баку становится выгодным партнером как для Китая, так
и для России, Индии, Японии: каждая из стран уже подписала соответствующий
договор о добыче и совместном освоении нефтегазовых месторождений. США также
проявляет интерес к азербайджанским энергоресурсам. Между ЕС и республикой
разработан план действий, рассчитанный на пять лет, в котором предусматривается
постепенная интеграция Азербайджана на европейские рынки. "Мы проводим
переговоры с целью расширения сотрудничества в рамках стратегии ЕС о новом
соседстве, - заявил Курт Юул, возглавляющий делегацию Еврокомиссии по южному
Кавказу и Центральной Азии. – Мы уверены, что это приблизит Азербайджан к
ЕС".
Центральная Азия традиционно была одним из ключевых
регионов для России. В свете стремительно изменяющихся условий ей необходимо
вновь определяться с собственной позицией с учетом наработанных инструментов и
совместных институтов, действующих в регионе. Безусловно, Россия будет
наращивать взаимодействие с ЕС и так или иначе мириться с его экспансией, по
крайней мере, до тех пор, пока этот процесс не угрожает национальным интересам
страны.
В целом, как отмечают специалисты Центра международной
безопасности ИМЭМО РАН, отношения между центральноазиатским государствами
остаются достаточно сложными и выделить в связи с этим региональных лидеров, на
которых можно было бы.
Центральная Азия - важнейшее звено в системе
международных отношений
В целом, как отмечают специалисты Центра международной
безопасности ИМЭМО РАН, отношения между центральноазиатским государствами
остаются достаточно сложными и выделить в связи с этим региональных лидеров, на
которых можно было бы ориентироваться, невозможно. Малые государства региона
настороженно относятся к большим государствам, и для них гораздо
предпочтительнее устанавливать прямые отношения с Москвой. "Лидера здесь найти
сложно. Речь идет о том, чтобы развивать двусторонние связи между Россией и
непосредственно лидерами государств", - отмечает руководитель отдела разоружения
и урегулирования конфликтов Александр Пикаев. Заведующий отделом Средней Азии и
Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин также отметил в интервью
"Правде.Ру", что Казахстан, будучи наиболее "предприимчивым" в регионе, также не
сможет занять лидирующее положение. "Даже такие слабые и в значительной мере
зависимые от Казахстана государства, как Киргизия и Таджикистан, вряд ли
безоговорочно примут лидирующую региональную роль Казахстана", - сообщил он.
В отношении США Россия, которая в свое время пошла на
многочисленные уступки: создание американских военных баз в Центральной Азии,
выход США из договора по ПРО, расширение НАТО (переговоры с Восточной Европой),
постарается по возможности сохранить политкорректность и дистанцию.
Китай в основном ориентируется на Казахстан, которому в
равной степени приходится также балансировать между интересами России и США. Не
исключено, что здесь Москве придется сложнее всего. Впрочем, Астана и Пекин
рассчитывают на сибирскую нефть, и, чтобы расчистить поле деятельности, в рамках
ШОС может появиться единый рынок энергоресурсов. В конце концов, в настоящее
время в силу многих причин Китай оказывается гораздо ближе России, чем США. Ни
Россия, ни Китай не заинтересованы в том, чтобы центральноазиатские страны
стремились в евроатланические структуры.
По мнению Андрея Грозина, Россия скорее всего будет
продолжать использовать в регионе те инструменты, которые применяются в
последние 1,5-2 года. "Это, с одной стороны, укрепление своего
военно-политического присутствия, в т.ч. в рамках многосторонних организаций,
таких, как ОДКБ, и по лини двусторонних дипломатических контактов. С другой
стороны - проникновение крупных экономических российских структур в регион….
Т.е. экономическая и военно-политическая составляющие".
|