Черная нить в Поднебесную
16.12.2005. Время
новостей
Денис Ребров
Пока Россия шестой год согласовывает проект
строительства трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана с
ответвлением в Китай, Казахстан успел построить свою трубу в Поднебесную. Вчера
завершилась прокладка первой очереди тысячекилометрового нефтепровода из Атасу в
Алашанькоу мощностью 10 млн тонн нефти в год стоимостью 806 млн долл. До мая
следующего года трубопровод планируется заполнить технической нефтью (600 тыс.
тонн), после чего он будет готов к эксплуатации. К июню Китай, который по
соглашению с Казахстаном несет ответственность за загрузку трубы, должен
договориться с поставщиками сырья. «Роснефть», подписавшая в этом году
обязательство до 2010 года поставить в Поднебесную 48,5 млн тонн нефти, уже
давно заинтересовалась этим маршрутом и заявила о своем желании перекачивать по
трубе 1,2 млн тонн в год. Однако прежде она должна решить с «Транснефтью» вопрос
о расширении трубопровода Омск-Павлодар, по которому российская нефть может
попасть в Казахстан.
"Когда я впервые говорил об этом (о строительстве
нефтепровода. - Ред.) в 1997 году, все считали, что это утопия", - отметил вчера
на церемонии открытия нефтепровода президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Более того, он заявил, что намерен построить в направлении Китая еще и
газопровод. Он назвал пуск нефтепровода "важным событием в торгово-экономических
отношениях с Китаем" и напомнил, что в сейчас товарооборот между двумя странами
достиг 5 млрд долл. По его мнению, планы удвоить товарооборот с Китаем с вводом
в эксплуатацию нефтепровода и последующим строительством газопровода станут
«реальными».
Нефтепровод Атасу-Алашанькоу на территории Казахстана
связан лишь с Кумкольской группой месторождений нефти. Производимого сейчас там
сырья не хватит для того, чтобы полностью заполнить трубу. «По нефтепроводу
можно будет ежегодно транспортировать кумкольскую нефть и нефть с других
месторождений Казахстана, а также из западносибирского региона России», - заявил
вчера на открытии нефтепровода президент «Казмунайгаза» Узакбай Карабалин.
Представитель «Казтрансгаза» отметил, что российская и казахская нефть будут
поступать в трубу в равных долях.
«Роснефть» пока может возить сырье только по железной
дороге. Однако тариф на эти перевозки гораздо выше, чем трубопроводный, - сейчас
компания платит примерно 2150 руб. (около 75 долл.) за тонну сырья. ЛУКОЙЛ,
который в январе начал возить нефть в Китай по тому же маршруту, что и
«Роснефть», заявлял о нерентабельности подобных поставок.
В октябре стало известно, что «Роснефть» рассматривает
возможность транспортировки нефти в Китай через Казахстан по строящемуся
нефтепроводу. Компания подала заявку в «Транснефть» на загрузку трубы
Омск-Павлодар. В «Транснефти» заявили, что готовы предоставить такую
возможность, но за расширение мощностей придется заплатить самой нефтекомпании.
По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, сейчас в Павлодар
транспортируется лишь около 0,5 млн тонн нефти в год. Хотя технические
возможности трубопровода рассчитаны на 30 млн тонн сырья в год, необходима его
серьезная реконструкция, а также установка насосных станций (каждая обходится
приблизительно в 50 млн долл.). Сколько средств нужно вложить в расширение
мощностей, в «Транснефти» не сообщают, однако уверяют, что согласия «Роснефти»
финансировать работы не получили.
В «Роснефти» вчера заявили, что намерены экспортировать
сырье через Омск только в том случае, если поставки будут экономически
рентабельными, но намерена ли компания соглашаться на предложение «Транснефти»,
не уточнили. В то же время в октябре президент «Роснефти» Сергей Богданчиков на
совещании по вопросам развития нефтяной отрасли в присутствии премьер-министра
Михаила Фрадкова попросил правительство решить вопрос о возможности доступа
российских нефтяных компаний к трубопроводной системе Казахстан-Китай. «С точки
зрения экономики нам это интересно», - заявлял он.
В «Транснефти» ранее отмечали, что ЛУКОЙЛ и
«Сургутнефтегаз» также проявляли интерес к экспорту в Китай через Казахстан. По
словам представителя ЛУКОЙЛа, его компания пока этот маршрут не рассматривает.
Впрочем, прежде ЛУКОЙЛ заявлял о намерении экспортировать в Китай 1,5-2,5 млн
тонн нефти в год со своих казахских месторождений.
|