Новое и старое в парадигме предвыборной борьбы
Владислав Лосев (Минск), Александр Фадеев
(Москва)
В Белоруссии завершилась фаза выдвижения кандидатов в
президенты. С 28 января по 11 февраля все потенциальные кандидаты должны
сдать в Центризбирком декларации о доходах и имуществе, своих, а также
«родителей и детей, усыновителей и усыновленных, родных братьев и сестер, деда и
бабки, внуков, супругов и родителей супругов независимо от места проживания или
пребывания указанных лиц». До 21 февраля Центральная комиссия по выборам
республики примет решение о регистрации конкретных кандидатов. Затем им будет
разрешено развернуть публичную агитацию и пропаганду в свою поддержку.
Однако пока все связанное с выборами политическое
действо, практически никак не отражается на общественной жизни Белоруссии.
По степени напряженности, а она крайне низка, нынешняя президентская кампания не
идет ни в какое сравнение с предыдущими. В то же время белорусские
аналитики подчеркивают факт более откровенного и массированного
административного давления на общество со стороны властей в рамках нынешней
кампании.
В 1994 году это была настоящая политическая гонка,
жесткая борьба и победа, выражавшего чаяния большинства граждан, народного
трибуна. В 2001 году за второй срок боролся уже глава государства, за плечами
которого были выполненные предвыборные обещания: государственное
двуязычие, декларация о создании Союза Белоруссии и России, экономические
успехи на фоне остальных государств СНГ, а также успешно разрешенный
(предотвращение импичмента, победа на конституционном референдуме) политический
кризис 1996 года.
В предвыборной гонке 2001 года основным соперником А.Г.
Лукашенко выступал хотя и престарелый, но все же внушительный конкурент -
лидер Федерации профсоюзов Белоруссии Владимир Гончарик, который опирался не
только на профсоюзных функционеров и значительную часть профсоюзного актива, но
и на оппозицию. Гончарик с подачи руководителя
Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ Ханса Георга Вика был провозглашен
накануне прошлой президентской кампании «единым кандидатом от
демократических сил».
Текущая президентская кампания отличается совсем иной
тональностью и раскладом сил. Нынешний белорусский лидер уже не может без
серьезных оговорок заявлять (как в 2001 году) о выполнении своих вторых
предвыборных обещаний, основу которых составляли намерения провести
реформы в экономике, расширить демократические свободы и совершить решительные
шаги на пути строительства Союзного государства.
После предшествующих выборов был избран иной, как
тогда казалось, более простой и эффективный путь. Из администрации
президента «ушли» (были отправлены в отставку или переведены на другую работу)
сторонники тонких политических технологий и управляемой демократии. Ставка была
сделана на прямое администрирование как в сфере экономики, так и в области
общественно-политических отношений. Подобные методы были избраны и для
управления средствами массовой информации, которые вне зависимости от
принадлежности, политической направленности и используемого языка должны были
способствовать упрочению «суверенности и независимости» Белоруссии.
С этой же целью были введены ограничения на вещание
российских электронных СМИ в Белоруссии. В частности, несколько лет назад было
прекращено вещание радиостанций «Маяк» и «Голос России», а также некоторых
аналитических программ российских телеканалов. Закрыто было и представительство
ВГТРК в Минске. По президентскому указу почти все эфирное время (не менее
75%) было отдано белорусским исполнителям и творческим коллективам. К
слову сказать, общественность республики довольно активно протестовала против
отключения популярных и любимых белорусскими гражданами российских радиостанций
и телепрограмм. Белорусские власти на самом высоком уровне обещали решить
эту проблему. Однако, несмотря на все заверения высокопоставленных чиновников,
жители Белоруссии до сих пор не слышат в эфире ни «Маяк», ни «Голос
России». Программы российских телеканалов даются в урезанном виде.
Произошли изменения и в идеологической сфере.
Если ранее Александр Лукашенко однозначно определял себя как славянский
лидер, что было естественно для Белоруссии с ее преимущественно славянским
населением, то после выборов 2001 года крен был сделан в сторону
«советского интернационализма». И соответственно начал воспроизводится
белорусский вариант советской государственности.
Как когда-то СССР, современное белорусское
государство для своего успешного существования «нуждается» во внешних недругах.
Ну, а так как Белоруссия волею судьбы оказалась важным звеном (причем
звеном пророссийским) в глобальной геополитической игре ведущейся против и
вокруг России, то зарубежных недоброжелателей у нее хватает. Все это объективно
способствует укреплению существующей формы белорусской государственности,
в которой все отчетливей проявляются черты авторитарности.
Многие в Белоруссии просто не видят смысла менять главу
государства, привыкли к Лукашенко. Во многом благодаря такому подходу в обществе
практически отсутствует какое-либо предвыборное напряжение, а у столов сборщиков
подписей из инициативных групп претендентов не толпились желающие поставить свои
автографы. Все происходит чересчур буднично и даже временами уныло, без огонька
или какой-либо интриги.
Весовые категории соперников слишком разнятся, и
говорить о какой-либо серьезной конкуренции кандидатов от оппозиции с
действующим президентом просто не приходится. К примеру, в избирательном штабе
главы белорусского государства подтвердили, что собрали в поддержку его
кандидатуры не менее 1,9 миллионов подписей. По всей видимости, эта цифра
призвана не только морально подавить соперников Лукашенко, но уже сейчас
показать, что триумфальный исход выборов, по сути, предопределен.
Что касается оппозиционных претендентов на кресло
президента, то уже на этапе сбора подписей в свою поддержку многие из них
испытали большие затруднения. Академик Александр Войтович первым не выдержал
напряжения и заявил о снятии своей кандидатуры. Он оказался не одинок, за ним
последовали Сергей Скребец и Зенон Позняк. Генерал Валерий Фролов не смог
собрать 100 тыс. подписей. Вообще начало предвыборной гонки отличалось
многообразием тактических приемов, использованных оппозиционерами с целью
давления на власть и формирования определенного общественного мнения. Так,
например, уже упоминавшийся академик Войтович предложил и всем остальным
претендентам, находящимся в оппозиции президенту республики, снять свои
кандидатуры с тем, чтобы показать нелегитимность выборов и тем самым блокировать
их. Заметим, что ранее объединенная оппозиция обращалась с предложением снять
свою кандидатуру к … президенту Александру Лукашенко, но тот как-то не внял
этому призыву.
Тогда лидер ОГП и руководитель «Национального штаба»
оппозиционеров Анатолий Лебедько очевидно решил, что «Запад нам поможет» и
обратился к президенту Парламентской Ассамблеи СЕ с просьбой инициировать
рассмотрение Венецианской комиссией вопроса «о легитимности участия гражданина
Лукашенко в президентских выборах в Беларуси». Однако из ПАСЕ на письмо Лебедько
пришла фактическая отписка.
А вот посольство США в Минске выступило с заявлением, в
котором, в частности, выразило очередную обеспокоенность монопольным контролем
белорусских властей над СМИ и созданием избирательных комиссий. Это, по мнению
диппредставительства, вызывает серьезные сомнения в свободном и справедливом
характере политического и избирательного процесса в Белоруссии. Подобные
заявления были сделаны за последнее время и рядом других политиков и
государственных руководителей западноевропейских стран. Например, президент
соседней с РБ Польши Лех Качиньски на встрече с «единым» выразил надежду
на победу Александра Милинкевича и полностью поддержал «объединенные
демократические силы Беларуси».
В целом, следует ожидать, что апелляции оппозиции к
Западу будут сопровождать не только предвыборную кампанию, но и усилятся сразу
после оглашения итогов выборов.
Кандидат в президенты от Консервативно-Христианской
партии БНФ Зенон Позняк предложил не дискутировать на тему о законности
выдвижения президента РБ на третий срок, а принять тезис о нелегитимности
выборов с участием Александра Лукашенко за данность. В силу этого Позняк
выступил с инициативой проведения 19 марта 2006 года «народного голосования».
Суть такого голосования заключается в том, что белорусские граждане придут на
избирательные участки со своими «народными бюллетенями», которые и бросят в
урны. Естественно, что такие бюллетени будут считаться недействительными, что,
по мнению Позняка, поможет бороться с фальсификацией результатов голосования.
Кроме того, избиратели унесут официальные бюллетени с собой и сдадут их для
подсчета некому альтернативному Центризбиркому в центре Минска. Подсчет не
только должен определить процент реально проголосовавших за Лукашенко, но и
превратиться в массовую публичную акцию неприятия официальных итогов выборов.
Напротив, «единый кандидат от демократических сил»,
выдвиженец другого крыла БНФ Александр Милинкевич пока не поддержал ни идею
самоотвода и блокирования выборов Войтовича, ни план «народного голосования» с
последующим развертыванием «цветной» (джинсовой) революции ветерана оппозиции
Позняка. Милинкевич выступил с инициативой прорыва информационной блокады, в
которой пребывает оппозиция, путем активизации распространения материалов своего
предвыборного штаба через независимые СМИ, включая радио и интернет, а также
самиздат.
Все предвыборные штабы оппозиционных кандидатов
использовали и тактику прошлых лет, заключающуюся в подаче жалоб в ЦИК, в
которых обвиняли местные власти, силовые структуры в давлении на них, в создании
препятствий для сбора и сдачи подписей, неравных условий по сравнению с
кандидатом Александром Лукашенко. Руководители инициативных групп оппозиционных
кандидатов, например, обратились в Центризбирком Беларуси с требованием
предоставить равные условия всем претендентам по доступу к телевидению. Такое
требование вызвано тем, что 24.01.2006 года в выпуске программы "Панорама" на
первом национальном телеканале транслировалось выступление Виктора Шеймана,
руководителя инициативной группы Лукашенко. Претендент Сергей Скребец, дело
которого (по «выманиванию банковских кредитов») разбирается в Верховном суде
республики, обвинил власти в политизации процесса и снял свою кандидатуру. По
этой логике следующим шагом станет, скорее всего, обращение обиженных
оппозиционеров в республиканские суды различных инстанций и, наконец, в
общеевропейский суд.
Не дремали и выдвиженцы от партии власти: в
использовании незаконных приемов агитации Центризбирком уличил инициативные
группы Александра Милинкевича и Зенона Позняка. Центральная комиссия по выборам
и проведению республиканских референдумов их официально предупредила. А лидер
ЛДПБ Сергей Гайдукевич потребовал от Центризбиркома снять с избирательной
гонки Александра Милинкевича и Александра Козулина за допущенные их
инициативными группами нарушения законодательства. Что касается обращения
инициативных групп оппозиции, то Центризбирком в ответ на их жалобу по поводу
выступления Шеймана заявил, что регулирование вопроса о предоставлении эфирного
времени руководителям инициативных групп не входит в его компетенцию.
Идеологические конструкции в программах кандидатов
претерпели мало изменений с прошлой кампании 2001 года. Так, в частности,
выдвиженцы от правящего класса акцентируют внимание избирателей на том, что их
усилия направлены на защиту белорусского общества и государства от размывания в
условиях глобальной цивилизационной, идеологической и информационной войны,
которую развязал против Белоруссии Запад. Часть оппозиции по этой проблеме
смыкается с официальной идеологией.
Однако кандидаты от радикального оппозиционного спектра
больше упирают на то, что только им под силу понять и сохранить историческую
самобытность белорусского народа, его уникальную культуру и язык. Поэтому
белорусская оппозиция постоянно пишет и говорит о национальных памятниках,
гробницах и пр., о необычайной мудрости народа и его героях в прошлом. Правда,
это историческая память оппозиции довольно избирательна и все больше обращается
к временам польско-литовского государства.
Конечно, используется и тезис о том, что исконные
этно-культурные ценности и традиции белорусского народа всегда подавлялись
имперской Россией. Помимо утверждения идеи о самобытности культуры, языка,
истории, есть и попытки обосновать притязания на историческую территорию
расселения белорусов, а также поднять вопрос о самостоятельности «белорусской
церкви».
Поскольку оппозиция националистического толка не в
состоянии опираться на примеры из прошлого белорусского государства, которого
никогда не существовало, то она компенсирует этот исторический «изъян» обильным
обращением к этно-культурной символике, в первую очередь к белорусскому языку.
Белорусскому языку отводится приоритетная роль в формировании новой
государственности, нации и более рельефном выделении белорусского этноса.
Поставлена задача отмены конституционного двуязычия и придания белорусскому
языку статуса единственного государственного языка республики.
Это объясняется функцией белорусского языка, который, по
мнению ряда оппозиционеров, не только является главным признаком нации и
критерием патриотичности, но и служит самоиндификации, позволяет полнее раскрыть
самобытность, отличность. Для радикальных оппозиционеров языковая общность
тождественна национально-культурной, без нее якобы не мыслимо гражданское
единство. Отсюда вытекает и программная задача превращения белорусского языка в
инструмент социализации, что должно способствовать выводу белорусского этноса за
рамки Русского мира.
Другим любимым коньком оппозиционных кандидатов остается
вопрос о соблюдении прав человека и принципов демократии. Тем более что найти
повод к инициированию обвинений белорусских властей по этой проблеме не
составляет особого труда. В Белоруссии, так же как и в большинстве других
постсоциалистических государств (включая соседние Польшу, страны Прибалтики,
Украину), право и демократические процедуры не стали еще господствующей
потребностью, культом общества. В законодательном контексте и
правоприменительной практике на первом месте стоят интересы государства, а не
личности. В реальной социальной и экономической жизни Белоруссии действительно
есть примеры применения аппаратом власти неправовых действий, налицо недостаток
судебно-процедурной справедливости. Верховенство закона во многом понимается как
правовая технология, призванная способствовать осуществлению властных
полномочий группой высших чиновников республики. Администрация президента,
зачастую, руководствуется принципом политической целесообразности, а не
общепринятыми демократическими нормами.
Тем не менее, следует заметить, что часть оппозиционных
лидеров фактически предлагает установить правовое государство с помощью
иностранных государств и международных организаций силовым, неправовым путем.
К тому же единственная социально-экономическая идея в
предвыборной программе объединенной оппозиции сводится к требованию запуска в
республике процесса приватизации. Однако, как показал опыт проведения
приватизации в бывших соцстранах, приватизация препятствует становлению
правового государства, порождает и поддерживает правовой вакуум. Приватизация,
как правило, сопровождается массовой коррупцией, захватом предприятий и земель,
злоупотреблениями и произволом власти, расцветом оргпреступности,
обесцениванием норм права и судебных процедур.
Президент Александр Лукашенко подписал указ «О созыве
третьего Всебелорусского народного собрания», которое состоится 2-3
марта «в целях реализации конституционного права граждан участвовать в
обсуждении вопросов государственной и общественной жизни». Можно не сомневаться,
что помимо обсуждения продекларированных официальными СМИ вопросов,
Всебелорусское народное собрание призвано стать провозвестником грядущего
избирательного триумфа действующего президента. И сомневаться в его грядущей
победе вряд ли приходится.
В то же время не менее важным представляется то, как
итоги выборов будут восприняты за пределами Белоруссии. Вопрос не стоит о тех
силах на Западе, которые намереваются использовать текущую предвыборную кампанию
для разжигания «оранжевого» или «джинсового» переворота в республике. С
ними как раз то все ясно. Речь идет о тех кругах за рубежами Белоруссии,
которые отличаются здравомыслием, настроены на конструктивное сотрудничество и
не заинтересованы в появлении на европейском континенте нового узла
напряженности.
Пригласили наблюдателей
БР. Белорусы и
рынок. 23 - 30 января 2006
Мария Садовская
На прошлой неделе в Беларуси стало возможным начало
работы международных наблюдателей. От имени белорусского Центризбиркома
приглашение приехать для наблюдения за выборами от президента РБ получили органы
СНГ и центральные избирательные комиссии Литвы и Латвии. Белорусский МИД
направил приглашения в исполнительные органы Евразийского экономического
сообщества и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также —
правда, чуть позже, чем остальным, — в Бюро по демократии и правам человека
(БДИПЧ) ОБСЕ.
Как отметил и. о. пресс-секретаря МИДа Беларуси Андрей
Попов, "приглашение для наблюдения за предстоящими президентскими выборами ряда
международных организаций и межпарламентских структур, включая БДИПЧ ОБСЕ,
осуществлено в соответствии с принципом открытости, а также соответствующими
положениями Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года".
Между тем эта внешне рутинная процедура вызывала у
многих экспертов опасения. Дело в том, что накануне предыдущих президентских
выборов — в 2001 г. — БДИПЧ получило приглашение приехать в Беларусь менее чем
за месяц до даты выборов, а из-за затягивания визового вопроса (в том числе и
отказа в визах двум наблюдателям) приступило к работе еще позже. В результате
характер миссии от ОБСЕ был "техническим" — по причине невозможности проведения
"нормального" наблюдения. На этот раз приглашение было получено ровно за два
месяца до выборов, что вселяет надежду на организацию полноценного
наблюдения.
Согласно формальным правилам, БДИПЧ должно в 10-дневный
срок определиться, будет ли послана в Беларусь миссия наблюдателей, и если да,
то в каком формате. Для подготовки уже на текущей неделе в Минск прибывает
группа представителей организации. Впрочем, в том, что наблюдение от ОБСЕ будет
организовано, сомнений нет. Нынешний председатель организации, министр
иностранных дел Бельгии Карел де Гухт приветствовал соответствующее письмо
Сергея Мартынова. Он выразил надежду, что "избирательный процесс будет свободным
и справедливым, включая беспрепятственный доступ к СМИ для всех кандидатов".
Приглашения отправить наблюдателей на белорусские выборы
получили также центризбиркомы Литвы и Латвии. А вот грузинских наблюдателей в
республике пока не ждут. "Здесь нет никакой политики, просто мы не имеем
контактов с центризбиркомом этой страны", — пояснила 18 января председатель ЦИКа
Лидия Ермошина. Тем временем наблюдатели от СНГ 18 января уже начали свою
работу. Исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло, возглавляющий миссию,
заявил, что мониторинг выборов президента Беларуси будет осуществляться "на
принципах политической нейтральности и беспристрастности, невмешательства в ход
избирательного процесса и во внутренние дела государства".
Справка: В соответствии с Избирательным кодексом
Республики Беларусь, иностранных наблюдателей на выборы могут приглашать
президент, Национальное собрание, Совет министров, Министерство иностранных дел,
а также Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению
республиканских референдумов (ЦИК).
На нынешних выборах иностранные наблюдатели будут
аккредитованы в ЦИК в соответствии с предложением. Срок их полномочий будет
начинаться со дня аккредитации и заканчиваться днем опубликования итогов
президентских выборов. Финансовое обеспечение деятельности иностранного
наблюдателя проводится за счет собственных средств или средств направившей его
страны.
Наблюдатель имеет право присутствовать на заседаниях
комиссий по выборам президента Республики Беларусь всех уровней, встречаться с
кандидатами, их ответственными лицами, а также представителями всех партий и
общественных объединений, действующих на территории Беларуси. В рамках его
полномочий находится также право наблюдать за ходом голосования на всех этапах
избирательной президентской кампании и за подсчетом голосов.
После дня голосования иностранный наблюдатель может
публично изложить свое мнение об избирательном законодательстве Республики
Беларусь, о подготовке и проведении президентских выборов, проводить
пресс-конференции и обращаться в СМИ. Иностранные наблюдатели не вправе
использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с
наблюдением за подготовкой и проведением президентских выборов.
|