Отставки в правительстве Украины имеют ритуальный характер: эксперты
19.01.2006.
Регнум
19 января Верховная рада Украины отправила в отставку
министра топлива и энергетики Ивана Плачкова и министра юстиции Сергея
Головатого . Как известно, 10 января парламент принял постановление об отставке
всего правительства Юрия Еханурова . В связи с этим украинский Центр
исследований политических ценностей обратился к политическим экспертам с
вопросом: "Сколько раз можно увольнять министров?". ИА REGNUMпредлагает вашему
вниманию ответы участников опроса, предоставленные пресс-службой центра.
Дмитрий
Выдрин (директор Европейского института интеграций и развития): "Помните
старый анекдот о том, как судят человека и он говорит: "Это не я ударил ножом, а
сам погибший бросился на нож. И так десять раз". Так вот, я думаю, процесс может
продолжаться до бесконечности, поскольку эти отставки имеют ритуальный характер,
а ритуал не имеет ни начала, ни конца".
Олесь
Доний (глава Центра исследований политических ценностей): "Проблема не в
юридических хитросплетениях. Можно объяснить и оправдать и отставку
Правительства, и отставку и.о. министров, но ни одно юридическое объяснение не
разобьет недоверие общества к своему высшему законодательному органу, которое
лишь усиливается. Парламентарии сами подарили дополнительный козырь в руки
президентского окружения, которое борется за сохранение максимальных полномочий
и против политреформы. Сначала путинская Россия, а теперь и украинский парламент
своими действиями возродили подупавший рейтинг президентской партии НСНУ. В
поднятии рейтинга одной из партий ничего угрожающего нет. А вот в чем есть
угроза, так это в том, что политикум своими действиями приводит не просто к
дискредитации парламента, а больше - к дискредитации самой идеи
парламентаризма".
Владимир
Фесенко (председатель правления центра прикладных политических
исследований "Пента"): "Если коротко - сколько заблагорассудится. Дело в том,
что нынешнюю ситуацию, порожденную последними решениями Верховной Рады,
фактически нельзя урегулировать ни действующими нормами Конституции, ни нормами
законодательства, особенно при отсутствии закона о Кабинете Министров Украины.
Фактически именно этот закон должен регулировать ситуацию, когда правительство
отправляют в отставку и он действует в статусе выполняющих обязанности, а также
кто и каким образом может замещать тех министров, которых освобождают. Все эти
вопросы не урегулированы, и потому можно освобождать еще раз тех же Головастого
и Плачкова - они так и останутся выполняющими обязанности, потому что за новыми
нормами Конституции можно освободить министров - на это Верховная Рада имеет
полное право, - но никем нельзя их заменить. И вот в этом главная проблема.
Решения Верховной Рады имеют скорее политическое, символическое значение".
Вадим
Карасев (директор Института глобальных стратегий): "Если отставку не
воспринимает та сторона, которая отставлена, то, по-видимому, таких отставок
может быть много - до тех пор, пока их не признают действительными. Это уже
такой себе процедурно-политический цирк и одновременно давление на
правительство. Но, с другой стороны, повторно отправляя в отставку министров,
парламент тем самым де-факто признал, что первая отставка была недействительной,
фальшивой и фальстартовой. Но скорее всего, Верховная Рада руководствовалась не
процедурными тонкостями, а политической логикой давления на правительство, смысл
которой заключается в том, чтоб постепенно, шаг за шагом делать исполнительную
власть парламентской, подчиненной сегодняшнему парламенту, то есть парламент не
ожидает, пока спящие нормы Конституции в части формирования парламентом
правительства заработают после 26 марта, а уже сейчас, постепенно начинает
отделять исполнительную власть от Президента и формировать правительство на
парламентских принципах".
Кость
Бондаренко (директор Института национальных стратегий ): "Я думаю, что в
принципе процедурно не нужно было голосовать во второй раз, хотя в данном случае
логика такая: первый раз было выражено недоверие правительства, а во второй раз
отдельных министров уже лишали посад исполняющих обязанностей министров. Только
в таком случае я вижу логику".
Александр Дергачов (ведущий научный сотрудник
Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины): "Зависит от
политических вкусов и политической культуры парламентариев. У нас она на очень
высоком уровне, так что, думаю, здесь нет реальных ограничений".
|