Сергей Тарута: Газовые соглашения — преступление перед нацией
19.01.2006.
Росбалт
Сергея Таруту — одного из основателей и совладельцев
корпорации ИСД — мало кто называет олигархом. Во многом потому, что он
подчеркнуто дистанцируется от участия во власти. Вот и сейчас ни он, ни его
компаньон Виталий Гайдук не «засветились» ни в одном избирательном списке.
Правда, г-на Гайдука Виктор Ющенко хотел было назначить вице-премьером по
вопросам ТЭК и даже подписал указ. Но нынешние руководители украинского ТЭК
(Иван Плачков, Алексей Ивченко) дружно пошли к главе государства, поставили его
перед выбором: «или мы, или он» —- и назначение не состоялось. Злые языки
поговаривают, что окружение Виктора Ющенко «поднимает» большие деньги в
нефтегазовом секторе. Оставаясь вне власти, Сергей Тарута, которого называли
«самым оранжевым» из украинских миллиардеров, имеет свободу эту власть
критиковать. И критикует все чаще. Особенно разъярили г-на Таруту последние
украинско-российские газовые соглашения, которые сулят большие убытки и его
бизнесу.
- Как Вы восприняли подписание
украино-российских соглашений по газовым вопросам?
- Отравили весь праздник. Когда утром проснулся и узнал
об этом, было такое ощущение, что я являюсь соучастником измены своей стране.
- Почему? Поподробней, если
можно...
- Не было никаких оснований менять ранее подписанные
соглашения. Кроме того, заявления, которые делались Плачковым, Ивченко,
премьером, людьми, отвечающими за эту тему, говорили о том, что они будут
отстаивать, вплоть до судебных разбирательств, все старые договоренности,
которые, по их заключениям, действительно имеют юридическую силу. Я согласен с
точкой зрения, что вся газовая кампания затеяна для того, чтобы загнать Украину
под «Росукрэнерго». Тем более что в проекте баланса газа Газпрома на 2006 год от
11 октября 2005 года уже тогда была указана не Украина, а данный посредник.
Абсолютно непоследовательно действовало правительство и НАК «Нефтегаз Украины»:
сначала они утверждали, что у нас есть основания отстаивать действующий договор.
Получается, они обманывали, когда утверждали, что Украина имеет подписанные
соглашения о цене газа до 2009 года? Тогда они должны признаться, что обманули
всю страну, когда заявляли, что цена газа останется неизменной. Реальных
оснований для таких масштабных уступок с украинской стороны не было. Россияне
смогли всего один день держать трубу без полноценного наполнения. Дольше
пользоваться таким методом влияния россияне не могли по техническим причинам. С
их стороны была проведена грамотная PR-кампания, на которую «попались» наши
руководители. Мы в бизнесе, когда ведем переговоры по большим сделкам, тоже
используем разные средства. Одна из задач — создать у партнера иллюзию того, что
у него слабая позиция. Это блестяще сделала Россия. Наше поражение это не их
вина, а наша. Причем, документы украинские переговорщики подписывали, не имея на
это достаточных полномочий. Особенно меня потрясло, когда они цинично называли
страшное поражение Украины успехом или «разумным компромиссом». Это настоящий
«Перл-Харбор» для Украины, как сказал Александр Чалый, бывший первый заместитель
Министра иностранных дел Украины.
- В чем, по Вашему мнению,
причины этого «Перл-Харбора»?
- Сегодня отраслью управляют дилетанты. И проблемы
отрасли — во многом проблемы непрофессионализма. По размерам экономического
ущерба это самый страшный документ, подписанный за годы независимости.
- Каких последствий Вы ожидаете?
- Во-первых, мы получаем посредника-монополиста. У нас
нет никаких ценовых гарантий от этого монополиста. Спрашивается, зачем между
Российской Федерацией, крупнейшим в мире экспортером газа и Украиной, крупнейшим
в мире транзитером газа нужен посредник? «Газпрому» необходимо было
зафиксировать новую цену газа для Украины и тариф на его прокачку. Он своих
целей добился. А теперь представьте, что завтра «Росукрэнерго» по каким-то
причинам исчезает. Что остается? А остается зафиксированная цена — $230 за тыс.
куб.м и тариф $1,6, что в четыре раза хуже действовавших условий. Вот реальная
цена этого соглашения.
- А разве подписание такого
договора было возможным без санкции Президента?
- В том, что договор был санкционирован Президентом, я
не сомневаюсь. Я не знаю, какие аргументы он выслушивал: Я думаю, что его
мнением манипулировали коррумпированные чиновники. В нефтегазовой отрасли такое
творится! Мне жаль, что Президент не разобрался глубоко в сути вопроса и сегодня
говорит, что критика соглашения — происки оппозиции. Так что, оппозиция это вся
промышленность, весь бизнес, население страны, наконец?
- Будет ли подписанный договор
способствовать внедрению энергосберегающих технологий на украинских
предприятиях?
- Разговоры об этом поражают цинизмом. Безусловно, этим
необходимо заниматься, но руководители предприятий и правительство должны
понимать, сколько средств понадобится на техническое перевооружение, готово ли
государство предоставить промышленности какие-то преференции. За счет чего
предприятиям перевооружаться, если инвестиционный климат отвратительный?
Собственной прибыли предприятий на такие масштабные проекты не хватит, а
украинские банки к финансированию долгосрочных проектов не готовы. Должна быть
государственная программа, а не популистские заявления.
- Предприятия, входящие в ИСД, в
прошлом году анонсировали весьма масштабные и затратные программы технического
перевооружения. Будут ли они теперь скорректированы?
- То, что мы запланировали, мы будем делать.
- Но ваши планы строились с
учетом использования привлеченных средств?
- Безусловно, около 50% средств — заемные.
- И как ваши кредиторы реагируют
на происходящее?
- Они еще не успели отреагировать. Были праздники, народ
отдыхал. Кроме того, еще неясно до конца, какой будет идеология ценообразования.
- И все же, если газовая
договоренность между ОАО «Газпром», НАК «Нафтогаз Украины» и компанией
«РосУкрЭнерго АГ» будет действовать, возможен ли пересмотр условий привлечения
средств?
- Такой пересмотр вполне возможен. Естественно, банки
будут пересматривать вероятность реализации бизнес-планов, под которые
выдавались кредиты. В целом же, повторюсь, этот договор означает коллапс для
экономики.
- Россияне намекали, что газ
остался бы дешевым, если бы они получили доступ к управлению газотранспортной
системой Украины:
- С точки зрения бизнеса, а не политики, я не вижу в
этом варианте ничего страшного. Естественно, необходимо было бы очень тщательно
прорабатывать условия такого сотрудничества. Задача государства в данном случае
состояла бы в увеличении поступлений в бюджет от эксплуатации газопровода и
привлечении средств для его модернизации. Конечно, доля Украины не должна была
составлять меньше 50%.
- С появлением Президента Ющенко
что-то изменилось в отношениях бизнеса и власти?
- Мы получили парламентско-президентскую республику,
общество стало более открытым. В этом его большая заслуга. А теперь о
недостатках: Правительство было сформировано по какому-то ужасному принципу. Что
значит: «бизнес — отдельно, власть — отдельно»? Везде власть поддерживает
национальный бизнес, а он помогает власти быть сильной. Нельзя как к прокаженным
относиться к успешным людям из бизнеса во власти. Их наоборот нужно
рекрутировать во власть. Подбор министров в правительство я считаю большой
ошибкой. Подбор окружения, которое формирует мнение Президента, я считаю
глубочайшей ошибкой и трагедией. Думаю, Президент поймет, не сейчас, так позже,
что он был заложником своего окружения. Я встречался с одним зарубежным
инвестиционным банкиром, который приезжал ко мне после встречи с Президентом. Он
сказал: «Ваш Президент намного лучше других глав государств понимает, о чем мы
говорим. Но у вас самый низкий уровень реализации того, о чем мы говорим».
- Виктор Ющенко действительно
помогал ИСД при покупке меткомбината в Польше? И в чем заключалась эта
поддержка?
- Мы чувствовали поддержку украинского народа. Какой-то
решающей роли главы государства там не было. Был благоприятный политический фон,
который, возможно, помогал чиновникам из польского правительства не изменять
решения по предоставленному «эксклюзиву» в пользу ИСД, ожидать окончания
переговоров между нами и профсоюзами и не отменять конкурс. Но влиял ли наш
Президент на польские профсоюзы, с которыми мы вели переговоры? Конечно же, нет.
- Вы часто видитесь с Виктором
Ющенко?
- Примерно раз в месяц, в основном, на официальных
мероприятиях. А дома или на даче у него я не был ни разу.
- Как Вы прокомментируете
прогнозы некоторых аналитиков, что власть продолжит выдавливание из экономики
крупного национального капитала в ожидании западных инвесторов? Велась ли такая
политика до сих пор?
- Я считаю, что такой осознанной политики не было. Я
видел не политику, а хаос. Я поражаюсь правительству и президенту, которым
понадобилось полгода, чтобы понять: произносить слово «реприватизация»
неправильно и опасно. Я в своей время в бурной дискуссии доказывал Юлии
Владимировне, что повышение железнодорожных тарифов на 25, 50, 100% грешно по
своей сути и губительно для экономики. Не должны реализовываться решения
железнодорожных клерков просто потому, что они пришли к ним в голову, без
элементарных расчетов. То же и с реприватизацией. И общество, и Запад поняли и
простили бы реализацию трибунных предвыборных обещаний. С отдельными случаями
приватизации можно было быстро разобраться. Все остальное — только в рамках
суда. Точно так же, в ручном режиме, был директивно укреплен курс гривни. О
какой политике тут можно говорить? Вообще я считаю, что наша страна упустила
колоссальную возможность быстрого экономического рывка весной прошлого года.
Была такая атмосфера свободы, доверия, помощи: Но разве можно было пугать ЕС
перспективой нашей скорой интеграции? Нам нужно было мягко показать европейцам,
что мы им необходимы, что мы лучше, чем Турция, чем Румыния.
- Многие крупные собственники
нынче идут во власть, увидев, что бизнес без власти беззащитен. Что по этому
поводу думает Сергей Тарута?
- Если говорить о предстоящих в марте выборах, то на
сегодняшний день все списки известны. Моей фамилии и фамилии Гайдука (второй
крупнейший акционер ИСД.-авт) там нет.
- Говорили, что Вы близки с
«Трудовой Украиной»:
- Столько всякой дезинформации было:
- Какие политические силы будете
поддерживать?
- Все, которые будут думать о будущем Украины.
- Как и в прошлый раз, разложите
яйца по разным корзинам?
- Нет. Лично я себя в парламенте не вижу. Я больше
принесу пользы и для компании, и для страны, оставаясь в ИСД.
- А как насчет правительства?
- Я — микроэкономист. Вот Гайдук — действительно высокий
специалист макроуровня, равного которому в энергетике и промышленности я не
вижу. В правительство нужно подтягивать молодых специалистов, хорошо проявивших
себя в бизнесе. А что касается яиц: Их раскладывают по разным корзинам, когда
действительно есть основания чего-то опасаться. У нас прозрачный и легитимный
бизнес. Я считаю, что та конструкция страны, которая у нас действует с первого
января, менее опасна для бизнеса, да и общества в целом. Она не позволяет
сконцентрировать в одних руках слишком много власти.
- То «Форбс», то польский журнал
«Впрост» регулярно называют Вас одним из богатейших людей Украины, а Вы
регулярно опровергаете их оценки. Зачем они «клевещут»?
- Я всегда задавал им вопрос, на основании каких
расчетов делаются подобные оценки? Если говорить о капитализации, то в нашей
стране нормальной капитализации нет ни у кого. Мы, кстати, планируем в 2007 году
выйти на рынок IPO. Мы провели консолидированный западный аудит за 2004, 2005
годы, сделаем и за 2006-й. Адаптируем под западные стандарты структуру
управления, отчетность.
-Какой размер размещения
планируете?
- Я бы не хотел вдаваться сейчас в детали.
- Какой выход Вы видите из
«газового тупика»?
-Я считаю, что соглашение, которое подписал господин
Ивченко, превысив свои полномочия, является недействительным, и его подпись
должна быть дезавуирована соответствующими органами власти Украины. Новая
команда переговорщиков должна незамедлительно возобновить переговоры.
С 1 января у нас парламентско-президентская республика.
И полномочия г-на Ивченко должны исходить от парламента и Кабмина. Никакого
специального заседания Кабмина по формированию мандата на переговоры и условий,
приемлемых для Украины, не было. Что-то там было согласовано с Президентом по
телефону:
Государственные дела в цивилизованных странах так не
решаются.
|