Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №139(01.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Демократия «по-воронински»

Рудольф Матвеев

Официальная Молдова продемонстрировала миру еще раз свое понимание демократии и прав человека. 17 января с.г. Кишиневский суд приговорил бывшего министра обороны, бывшего директора Службы информации и безопасности РМ Валериу Пасата, который сегодня является советником председателя правления РАО «ЕЭС России», к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии полузакрытого типа и лишению права занимать руководящие административные должности в течение 5 лет.

Председатель суда заявила в ходе вынесения приговора, что Пасат признан виновным в том, что в 1997 году, занимая должность министра обороны, он осуществил продажу Соединенным Штатам Америки 21 самолета "МиГ-29" и Словакии ракетных установок "Ураган" и боеприпасов к ним по заниженным ценам, в результате чего Молдове был причинен ущерб в размере 55 млн. долларов США.

Этот судебный вердикт был вынесен, несмотря на отсутствие серьезной доказательной базы, несмотря на показания в пользу Пасата более чем 20 свидетелей, в том числе со стороны обвинения, которые видели в нем лишь исполнителя решения, принятого на высшем государственном уровне, что подтвердил на суде экс-президент РМ П.Лучинский. И доказать, что В.Пасат причастен к использованию полученных от американцев средств в личных целях суду так и не удалось.

Неожиданный арест В.Пасата 11 марта 2005 г., приехавшего на родину, чтобы навестить больного отца, само весьма длительное разбирательство совершенно ясного и практически во всех деталях известного дела (две парламентские комиссии провели на этот счет тщательное расследование, не имевшее, однако, юридических последствий) говорят о том, что эта акция молдавских властей была спланирована и осуществлена в силу определенных и связанных с В.Пасатом обстоятельств, скорее всего, политического характера, которые пришлись не по вкусу президенту В.Воронину и его окружению.

В.Пасат считает ошибочным проводимый нынешним молдавским руководством антироссийский курс во внешней политике, считает его во многом виновным в том, что тысячи и тысячи молдаван оказались не востребованными на родине и вынуждены были покинуть ее в поисках средств к существованию и трудиться за рубежом. Он принял активное участие в состоявшемся в Москве в феврале 2005 г. съезде молдаван, проживающих за границей, на котором звучали призывы о необходимости смены находящейся у власти в Молдове политической команды во главе с В.Ворониным.

Многие наблюдатели и общественно-политические деятели в Молдове и за ее пределами сразу же расценили дело с арестом В.Пасата и предъявленным ему обвинением как заказное. Такой точки зрения придерживаются, например, председатель Народно-республиканской партии Молдовы, известный молдавский политик  Н.Андроник, лидер избирательного блока «Патрия-Родина», генерал полиции в отставке Б.Муравский, руководитель Партии труда, бывший министр образования Молдовы Г.Сима и др.  

Лидер альянса "Наша Молдова" С.Урекян, отвергая всякую связь своей партии с бывшим министром обороны В.Пасатом, вместе с тем считает, что его осуждение на десять лет лишения свободы является политическим заказом.

Но молдавское правосудие, впрочем, как и правосудие в других странах СНГ, остается зависимым от исполнительной власти и в этом случае, «став во фрунт», добросовестно исполнило заказ руководства страны, а точнее, президента В.Воронина.

В России свою оценку этому делу дали, прежде всего, представители РАО «ЕЭС России». Адвокат В.Пасата  Г.Амихалакиоайе вновь заявил, что судебный процесс по делу его подзащитного является политическим заказом.

Другой представитель российского энергохолдинга П.Смирнов считает, что «вынесенный приговор потрясает своей жестокостью и не может быть оценен иначе как проявление несправедливости». Глава РАО ЕЭС А.Чубайс высказался более радикально: «Мы возмущены приговором, который вынесен в Кишиневе. Это политическая расправа над неугодными...».

Наконец, 21 января с.г. Департамент информации и печати МИД РФ дал свою оценку приговору, вынесенному экс-министру обороны, бывшему директору СИБ РМ и советнику главы РАО «ЕЭС-России» В.Пасату, заявив, что он поражает своей жестокостью и вызывает серьезные вопросы относительно соответствия правочеловеческим нормам.

По мнению внешнеполитического ведомства России, дело Пасата, тянувшееся почти год, является весьма «сомнительным», когда «были заслушаны отнюдь не все объективные свидетельства об инкриминируемой Пасату «упущенной выгоде» от молдавско-американской сделки по военному имуществу».

Бывший представитель Пентагона Уэйн Мерри, который вел переговоры от имени правительства США по приобретению в Молдове самолетов "МиГ-29", в письме, опубликованном в газете «Вашингтон пост»  и перепечатанном 23 января с.г. в газете «Молдавские ведомости», пишет, что считает процесс против В.Пасата «постыдным», а приговор – «скандальным». У.Мерри, входивший в число сотрудников Министерства обороны США, занимавшихся приобретением "МиГов", сообщает, что детали сделки были представлены молдавскому суду в форме юридически заверенных письменных показаний со стороны Госдепартамента и Пентагона, но «тайный суд Молдовы…отказался приобщить показания или вообще любые благоприятные для обвиняемого свидетельства».

История с продажей самолетов, доставшихся Молдове в результате раздела военного имущества Советской Армии после распада СССР, началась с того, что еще в конце 1996 г., когда тогдашний президент Молдовы М.Снегур одобрил подписание соответствующего контракта с покупателем МИГов – малоизвестной корейской фирмой Colon International, а правительство приняло постановление в начале января 1997 г., разрешающее реализацию данного контракта (хотя уже был избран новый президент, и правительство было уже в отставке).  Однако сделка не состоялась, поскольку в дело вмешались США, у которых были подозрения относительно того, что самолеты через посредников могут быть перепроданы Ирану. Вашингтон настоял на том, чтобы контракт был приостановлен. Вопрос о продаже истребителей был заморожен. Затем молдавское руководство вновь занялось поиском потенциальных покупателей. К этому времени надежды Кишинева на то, что после приобретения независимости жизнь в Молдове по-прежнему будет хороша, и жить будет хорошо, не оправдались. Правительство и ряд оборонных предприятий Молдовы начинают торговать военным имуществом и военными технологиями. А что касается истребителей такого класса, как МиГи, то их содержание и обслуживание требовали еще и довольно больших расходов, которые тяжелым грузом ложились на и без того «тощий» бюджет страны.

  Летом 1997 г. Молдова попыталась реализовать молдавские МиГи России, но неудачно. Москва отказалась от их приобретения, т.к. техническое состояние самолетов было плачевным, и их восстановление требовало больших затрат. Эта причина послужила также тому, что, российская госкомпания «Росвооружение» и объединение МАПО «МиГ» отказались и от роли посредников в продаже молдавских истребителей.

Молдаванам все же удалось реализовать 5 самолетов. Один был отдан Румынии еще в 1992 г. без решения парламента, правительства и даже заключения контракта. Оформлен был лишь акт о приеме-передаче, утвержденный бывшим минобороны П.Крянгэ и подписанный его заместителем, а также командиром авиабригады. Вызванные на заседание спецкомиссии по расследованию продаж МиГов, созданной парламентом в апреле 2002 г. (аналогичная комиссия действовала и при парламенте прежнего созыва), они утверждали, что самолет был передан в счет долгов Молдовы перед Румынией за оказанную помощь во время вооруженного конфликта с Приднестровьем. Подписавшие документ военные  говорят, что это был лучший самолет бригады, закрепленный за ее командиром. Стоил он, по их словам, 25-27 млн. долл. США и был самой современной комплектации (о цене самолета в контракте ничего не говорилось).

Четыре самолета-истребителя были проданы в 1994 г. Южному Йемену, который воевал тогда со своими братьями из Северного Йемена. Общая сумма контрактов, заключенных Молдовой и Южным Йеменом при посредничестве болгарской фирмы, предусматривала поставку военной техники на 190 млн. долл. США (16 боевых самолетов и одна спарка на сумму более 175 млн. долл. и др. военное имущество), но реализация их была прервана. Молдова успела поставить техники на 47 млн. долл. (более 10 млн. за каждый самолет). Заметим, что и здесь не все ясно относительно полученной Молдовой окончательной суммы, а главное, куда она затем делась. Так что Кишиневу пора заводить новое дело (вот только на кого?). 

 Пока молдавские власти метались в поисках покупателей на оставшиеся МиГи,  Пентагон, внимательно отслеживавший перемещения советской военной техники, предложил Кишиневу свои услуги, дабы самолеты не попали во враждебные США страны. Официальное подтверждение намерений Вашингтона купить молдавские МиГи Молдова получила 26 сентября 1997 г. Затем между Министерством обороны РМ и Департаментом обороны США был подписан Договор «О кооперировании в области нераспространения оружия массового поражения» (10 октября 1997 г.), который  предусматривал, что Минобороны продаст и направит Департаменту обороны США 21 боевой самолет МИГ-29, все ракеты «воздух-воздух», запчасти и оборудование для проверки и диагностики.

Американцы предложили использовать "комбинированную" схему оплаты за поставленную технику, которая предусматривала как прямой платеж в размере 40 млн. долл., так и обязательство американской стороны предоставить военно-техническую и гуманитарную помощь в размере 50 млн. долл. по другим каналам. Действительно, в последующие годы ежегодная американская помощь Молдове по разным программам составляла от 20 до 30 млн. долл. США, что превысило устные обязательства американского военного ведомства.

По просьбе представителей Пентагона, в упомянутый выше договор была вписана только сумма в 40 млн. долл., поскольку  бюджет Министерства обороны США на 1997 г. якобы не предусматривал выделение средств свыше этого на финансирование программы «Cooperative Threat Reduction», известной больше как программа "Нанна-Лугара", имевшей целью ограничение распространения в мире наступательных вооружений.

 Однако в подписанной одновременно с заключением договора о продаже самолетов и ракет Декларации Минобороны РМ и Департамента обороны США о военном сотрудничестве не были указаны ни конкретные суммы помощи Молдове, ни конкретные сроки их предоставления, т.е. 50 млн. долларов как бы исчезли, что и послужило для Кишиневского суда предлогом обвинить В.Пасата в злоупотреблениях и даже в возможном присвоении недополученных казной средств.

А практичные американцы «убили сразу двух зайцев» – во-первых, купили современные по тем временам самолеты-истребители почти задаром, а во-вторых, получили неоценимую возможность для их досконального изучения, освоения и использования  в различных целях, например, как писали СМИ, в Национальном центре воздушной разведки в Райт-Паттерсоне и Центре по подготовке к отражению воздушного удара в Неллисе и др. 

За что, вероятно, правительство США в лице бывшего министра обороны У.Коэна в ноябре 1997 г. выразило свое удовлетворение позицией правительства Молдовы в этом вопросе. Правда, это было давно, а сегодня тот же бывший сотрудник Пентагона У.Мэрри недоумевает, почему США, которые «…фактически игнорировали этот постыдный процесс»,  «не выступили на стороне Пасата, некогда почетного гостя министра обороны США Коэна».

Так за что же осудили Пассата, даже если американские участники сделки выражают в связи с этим свое недоумение.

Видимо, одной из причин было стремление коммунистического руководства показать, как оно борется с коррупцией. Борьба с коррупцией было одним из обещаний Компартии Молдовы в ходе предвыборных кампаний в 2000-2001 гг. и в 2004-2005 гг. Особых свершений на этом пути в годы ее правления не наблюдалось и не наблюдается, вот и решил В.Воронин воспользоваться «подходящим» случаем, чтобы продемонстрировать населению, что борьба продолжается, и что власти не намерены щадить никого, в т.ч. и высокопоставленных чиновников.

По поводу состоявшегося суда над Пасатом и вынесенного приговора в молдавском обществе нет однозначных мнений. Нет недостатка в высказываниях, осуждающих Пасата, как, впрочем, и в высказываниях о его невиновности.

У многих возникает вопрос, если осудили исполнителя, то почему не привлекли к ответственности высших должностных лиц Молдовы, принявших решение о продаже самолетов и бывших  в курсе предложенных Пентагоном условий сделки.

Вторая, но, по сути, главная причина также носит политический характер. Следует, наверное, согласиться с теми, кто осудил несправедливый вердикт и сам судебный процесс как организованное судилище над неугодным властям человеком, который, к тому же, много знает в силу своего пребывания на посту директора Службы информации и безопасности РМ.

Конечно, В.Пасат пока не является политической фигурой первого плана. Но с учетом его возраста, образования (университет и дипломатическая академия), опыта работы на высоких партийных и государственных постах он мог при определенных обстоятельствах стать потенциальным претендентом на власть. Тем более что сегодня в Молдове не просматривается какой-либо новой политической кандидатуры, способной реально возглавить оппозицию существующему в стране режиму. А рейтинг ведущих молдавских политиков неуклонно снижается. Это относится как к руководителям Компартии, так и представителям старой оппозиции - лидерам фронтистов, социал-демократов, социал-либералов, демократов и альянса «Наша Молдова» в том числе.

Уже сейчас у Пасата много сторонников среди тех, кто выступает за тесное сотрудничество с Россией. Его могли бы поддержать коммунисты из «старой гвардии», которых В.Воронин отстранил от власти, а также левая оппозиция – коалиция социалистов (Социалистическая партия, Партия социалистов), Партия труда и др., как и большинство русскоязычного населения.

В Молдове уже раздаются голоса о том, что односторонний курс на Запад не отвечает интересам народа и страны, которая остается одной из самых бедных в Европе.

Особое опасение у власти то, что за Пасатом, как считает окружение президента В.Воронина, стоят силы, представляющие крупные российские монополии – «ЕЭС России», Газпром и др.

Пророссийская ориентация В.Пасата и последнее обстоятельство принимают во внимание и в США. Пожалуй, этим объясняется тот факт, что официальный Вашингтон не пришел ему на помощь.

Казалось бы, задача по нейтрализации В.Пасата как возможного соперника на следующих парламентских выборах выполнена. Но учитывая, что жестокая судебная акция в отношении экс-министра не нашла понимания в обществе, власти, чтобы покончить с симпатиями к осужденному, решили окончательно «добить» Пассата, обвинив его в «государственной измене». Так это или нет, сейчас сказать трудно, но, во всяком случае, об этом упорно пишет в последнее время молдавская пресса.

И все же думается, что новая попытка  расправиться с В.Пасатом вряд ли принесет нынешним властям Молдовы политические дивиденды.  


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ