Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №139(01.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кишинев и Тирасполь не договорились по процедурным вопросам

27.01.2006. Логос-пресс (Кишинев)

Дмитрий Калак

Председатель Союза промышленников и предпринимателей Приднестровья Анатолий Белитченко от имени деловых кругов проявил заботу об украинской диаспоре. В Киеве это заявление оценили...

Очередной "рубежной" датой возвращения приднестровских предприятий в лоно молдавского правового поля должно было стать 25 января. Начиная с этого дня транзит товаров из непризнанной республики через молдавско-украинскую границу возможен только при наличии официального таможенного оформления соответствующих структур Молдовы. Договоренность об этом была достигнута 30 декабря 2005 года в Киеве во время встречи премьер-министров Молдовы и Украины Василе Тарлева и Юрия Еханурова.

Чтобы объяснить хозяйствующим субъектам Приднестровья новый порядок прохождения товаров через молдавско-украинскую границу и убедить их в том, что действия Кишинева не направлены на блокирование их внешнеэкономической деятельности, в понедельник в Кишиневе был проведен специальный "круглый стол". Для участия в нем прибыли министр экономики и торговли Валериу Лазэр, советник Президента РМ по экономическим вопросам Олег Рейдман, руководители ТПП и ряда государственных структур, непосредственно связанных с регулированием внешнеторговой деятельности предприятий. Добрались до столицы Молдовы и свыше 30 руководителей приднестровских предприятий, но не самых крупных. "Акулы" бизнеса непризнанной республики вместе с представителями местной администрации примерно в это же время проводили в Тирасполе свой "круглый стол" на эту же тему.

Нетрудно догадаться, что на этих мероприятиях звучали диаметрально противоположные оценки нововведения и его возможных последствий. Министр экономики и торговли Валериу Лазэр в своем выступлении в Кишиневе подчеркнул, что Молдова несет ответственность перед своими внешнеторговыми партнерами за соблюдение двусторонних договоренностей и многосторонних правил торговли. Поэтому все хозяйствующие субъекты, как с правого, так и с левого берегов Днестра при осуществлении экспортно- импортных операций должны работать в едином правовом поле. При этом он особо отметил, что речь не идет о стремлении кишиневского руководства собрать как можно больше налогов за счет приднестровских предприятий. Напротив, все их отчисления затем будут возвращаться в Приднестровье через местные органы власти. Исключение составит только плата за таможенное оформление товаров, которая не столь велика.

Механизм, который должен был вступить в действие с 25 января, предусматривает две возможности работы на внешних рынках предприятий Приднестровья. Первая подразумевает их регистрацию в Молдове на постоянной основе. В таком случае они работают наравне с молдавскими предприятиями и пользуются абсолютно одинаковыми с ними правами, в том числе и на получение лицензий и сертификатов для экспорта товаров в льготном режиме. Второй путь - временная регистрация в Молдове, которая позволяет получать все необходимые документы для таможенного оформления грузов на молдавской таможне. Но в этом случае экспортеры не могут воспользоваться льготами. Поэтому поставки не только в страны Евросоюза, но и СНГ, будут облагаться импортными пошлинами в полном объеме, так как соглашения о свободной торговле тоже относятся к льготному режиму.

В основе нового порядка осуществления внешнеэкономической деятельности приднестровских предприятий в правовом поле Молдовы лежит упрощенный порядок их регистрации. При этом они получают единый идентификационный код, заносятся в государственный регистр предприятий и организаций, данные о них поступают в налоговую инспекцию, органы статистики и социального страхования и т.д. Уже на этой стадии легализации деятельности приднестровских предприятий в Молдове возникает множество вопросов и нестыковок. Упрощенная процедура регистрации предусмотрена постановлением Правительства № 815 от 2 августа 2005 года. Но в то же время общие правила установлены Законом "О государственной регистрации предприятий и организаций" от 5 октября 2000 года. Получается, что постановление Правительства позволяет не в полной мере выполнять Закон, принятый Парламентом.

Кроме того, если предприятие из Приднестровья зарегистрируется в Молдове, оно должно платить здесь все налоги, включая социальные. Это подтвердил в понедельник на "круглом столе" и начальник Государственной налоговой инспекции Серджиу Пушкуца. "У нас для всех действует единый Налоговый кодекс, и все зарегистрированные на территории республики предприятия и организации обязаны в полной мере соблюдать налоговое законодательство Молдовы", - подчеркнул он. В то же время Пушкуца сообщил, что Правительством принято специальное постановление №1330, согласно которому все налоги и платежи, уплачиваемые предприятиями Приднестровья, впоследствии будут перечисляться на счета местных органов власти в казначействе Молдовы. А там уже на месте предприятия должны разбираться: если по сравнению с действующими в Приднестровье порядками они переплатили, то местные органы должны им вернуть разницу. Если недоплатили, то, соответственно, должны будут раскошелиться еще.

Представители Приднестровья, приехавшие в Кишинев, с недоумением восприняли предлагаемый им вариант легализации своей деятельности в Молдове. "Как мы можем получить уплаченные здесь налоги и таможенные платежи через местные органы власти, если те не имеют своих счетов в казначействе Молдовы", - спросил один из выступавших. Советник Президента РМ по экономическим вопросам Олег Рейдман невозмутимо отреагировал: "Сегодняшняя ситуация создавалась обеими сторонами, поэтому и действия должны быть взаимными. Мы делаем шаги навстречу и ожидаем ответных шагов". Но предпринимателей с левого берега этот ответ не удовлетворил: "Вы хотите, чтобы мы надавили на местные власти Приднестровья, и они зарегистрировались в казначействе Молдовы. Но почему вы сами сначала не договоритесь на политическом уровне между собой, а ставите нас перед фактом?".

Еще более жесткие оценки звучали на следующий день в Одессе на совещании по проблемам приграничного сотрудничества, в котором наряду с делегациями Молдовы и Украины участвовала также представители приднестровского региона. В распространенном в Одессе заявлении ТПП и Союза промышленников и предпринимателей Приднестровья отмечается, что новый порядок перемещения товаров через молдавско-украинскую границу "приведет к многократному усилению финансовой нагрузки на приднестровские предприятия, в связи с необходимостью дополнительной уплаты сборов и налогов в бюджет Молдовы на сумму не менее $150 млн.". Это означает, что власти региона и представители бизнеса даже не рассматривают возможность возврата платежей и сборов, уплаченных в Молдове, а исходят из того, что им придется платить все налоги дважды. Авторы заявления считают, что такие потери приведут к снижению уровня экономической активности в Приднестровье и конкурентоспособности продукции региона, что повлечет за собой потерю рынков сбыта и "социально-экономический коллапс".

В четверг президент ТПП Молдовы Георгий Куку и вице-министр экономики и торговли Игорь Додон собрали пресс-конференцию, чтобы опровергнуть аргументы авторов этого заявления. "Мы считаем, что это этот документ направлен на провоцирование украинской стороны с целью заставить ее отказаться от действий, предусмотренных совместной декларацией премьер- министров Молдовы и Украины от 30 декабря 2005 года, - отметил Георгий Куку. - Предложенная Молдовой схема таможенного оформления приднестровских товаров и их транзита через молдавско-украинскую границу не содержит ничего принципиально нового и не направлена на привлечение в бюджет страны дополнительных средств за счет Приднестровья. И тем более она не ставит перед собой цель каким-то образом препятствовать внешнеэкономической деятельности предприятий региона или контролировать этот процесс. В Молдове обеспечена полная свобода внешнеторговой деятельности: контракты на экспорт не подлежат регистрации, поставщикам не ограничивается право выбора торгового партнера и страны, как и не диктуются условия контрактов. Наоборот, мы постарались предусмотреть все для обеспечения бесперебойной и эффективной работы предприятий Приднестровья на внешних рынках".

Игорь Додон к этому добавил, что Правительство Молдовы в своем желании создать наиболее приемлемые условия для безболезненного внедрения механизма транзита товаров пошло даже на определенные уступки приднестровской стороне. Это проявляется и в упрощенной процедуре регистрации предприятий региона. "Мы осознанно пошли на этот шаг, так как не все хозяйствующие субъекты Приднестровья сегодня имеют право зарегистрироваться в Молдове на постоянной основе, и их внешнеторговая деятельность была бы заблокирована, - отметил вице-министр. - А мы хотим дать возможность всем предприятиям работать, даже если они временно не смогут воспользоваться преференциями". В частности, Игорь Додон уточнил, что пока не могут воспользоваться правом на постоянную регистрацию некоторые предприятия, приватизированные иностранными инвесторами. "Мы работаем и в этом направлении с тем, чтобы облегчить процедуру регистрации таких предприятий, но на это нужно определенное время", - добавил он. Тем не менее, позиция приднестровских властей однозначно свидетельствует, что они вовсе не намерены предпринимать "шаги навстречу", как на это надеялось руководство Молдовы. Вместо этого они предприняли шаги в традиционном направлении - стали искать поддержку в Москве и Киеве. Российская ТПП тут же отреагировала заявлением о готовности "протянуть руку помощи и не оставить народ Приднестровья в беде", но конкретно повлиять на ситуацию Россия вряд ли в состоянии. Поэтому Тирасполь главную ставку сделал на предстоящие в Украине парламентские выборы. "Украинско- молдавские мероприятия станут ударом для всего народа Приднестровья, включая 300-тысячную украинскую диаспору, забота о которой является одним из приоритетов политики президента Украины Виктора Ющенко", - говорится в упомянутом заявлении.

Следует еще напомнить, что Приднестровье устами президента непризнанной республики Игоря Смирнова и спикера местного парламента Евгения Шевчука пригрозило выйти из переговорного процесса с Молдовой, очередной раунд которых начался на следующий день после "часа Х", то есть 26 января. Украине, как инициатору плана урегулирования и одному из главных его "двигателей", срыв переговорного процесса именно сейчас был бы очень некстати. Приднестровские лидеры это прекрасно понимают, поэтому и "давят" на больное место. Кроме того, если приднестровские предприятия не захотят работать в правовом поле Молдовы (или им не позволят, что не столь уж важно), то новый порядок транзита товаров через молдавско-украинскую границу на самом деле превращается в блокаду их внешнеэкономической деятельности. А это, кроме всего прочего, означает и серьезные финансовые потери для самой Украины, что тоже ей совершенно ни к чему. Именно эти аспекты не позволяли реализовать многочисленные предыдущие попытки синхронными усилиями Кишинева и Киева вернуть приднестровские предприятия в правовое поле Молдовы.

По нашим сведениям, все последние дни перед вступлением в силу нового порядка транзита грузов тираспольские эмиссары активно доказывали в украинской столице нежизнеспособность механизма, предложенного Молдовой, и его губительный характер для предприятий региона. И добились согласия Киева на перенос сроков вступления в силу договоренностей премьер-министров двух стран. На очередном раунде переговоров тема экономического взаимодействия Молдовы и Приднестровья станет одним из главных вопросов. Скорее всего, там и определятся дальнейшие шаги всех сторон по вопросу транзита товаров через молдавско-украинскую границу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ