Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №139(01.02.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия: от обороны в контрнаступление

27.01.06 KMnews

Юрий Филатов, Василий Ваньков

Закавказское турне вице-премьера, министра обороны России Сергея Иванова, в ходе которого он посетил конфликтующие между собой Азербайджан и Армению, продемонстрировало «переход к принципиально другой внешней политике и принципиально другим отношениям со странами бывшего Советского Союза». Так прокомментировал заявления С.Иванова, сделанные им в ходе этой поездки, директор исследовательских программ Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, мнение которого озвучила радиостанция «Маяк».

«На мой взгляд, руководство страны пришло к выводу, что отступление закончилось и необходимо переходить в контрнаступление», - считает эксперт. Напомним, что «главный силовик» страны, в частности, заявил о возможном выходе Москвы из Договора по обычным вооружениям в Европе и о готовности нашей страны послать миротворцев в Нагорный Карабах. Кроме того, Иванов озвучил намерение России поставлять свои вооружения и военную технику как Еревану, так и Баку.

«Российское руководство решило, что настало время восстанавливать великую державу и что СНГ является пространством, где должно быть обеспечено экономическое, политическое и информационное преобладание России», - делает вывод эксперт. Вместо того чтобы ворчать насчет американцев, европейцев и прочих, которые окружают, внедряются, вытесняют Россию, нужно идти в противоположном направлении - восстанавливать российское влияние по всему периметру бывших советских границ за исключением стран Балтии, считает Д.Тренин. «То есть Россия перестала выступать с позиции слабости, с которой она выступала на протяжении последних 15 лет, - резюмирует он. - Сейчас она откровенно выступает с позиции силы».

Свое мнение об итогах визита Сергея Иванова в Армению и Азербайджан KM.RU попросил высказать и другого российского эксперта, заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Михаила Александрова.

- Насколько успешно, на ваш взгляд, России удается отстаивать свои национальные интересы в Закавказье условиях противостояния Еревана и Баку?

- Одним из самых важных событий этой поездки стало заявление руководителя российского оборонного ведомства о том, что в ближайшее время состоится переброска военной техники и контингента из Ахалкалаки (Грузия) в Армению. Как известно, министры иностранных дел России и Грузии в свое время достигли договоренности о выводе российских военных баз с территории Грузии до 2009 года. Дело в том, что упомянутая база в Ахалкалаки находится на границе с Арменией. Поэтому вполне логично было бы перебросить войска и технику в уже существующую в Армении российскую базу. К тому же Россия получает возможность сохранить прежнюю численность нашей военной группировки в Закавказье. По крайней мере, это гораздо лучше, чем просто передислоцировать их на территорию Северного Кавказа. Поэтому, я считаю, что это шаг в верном направлении. И он продиктован отнюдь не желанием осложнить положение Азербайджана. Здесь, скорее, идет игра против НАТО. Потому что до тех пор, пока в Закавказье сохраняется российское военное присутствие, Североатлантическому альянсу будет сложно здесь утвердиться. Пожалуй, он сможет это сделать только в Грузии. Получится нечто вроде «слоеного пирога» и командование НАТО будет всегда знать, что поблизости находится российская военная группировка, что будет связывать ему руки. Не менее важно и то, что российская военная база в Армении будет перекрывать дальнейшее продвижение НАТО к Ирану. Легко пролететь или проехать через территорию Армении они уже не смогут. Наконец, не следует забывать и о сдерживании Турции, поскольку это государство настроено враждебно по отношению к Армении. Не секрет, что Турция поддерживает Азербайджан в нагорно-карабахском конфликте. Вообще, в начале 1990-х годов была реальная возможность того, что Армения перестанет существовать, если бы Турция выступила на стороне Азербайджана. А она была готова это сделать. И только военное присутствие России позволило избежать такого сценария. Таким образом, российская база в Армении имеет большое военно-политическое значение. Хотя его не следует и переоценивать. Ведь Нагорный Карабах не покрывается российско-армянским союзническим договором. Россия не рассматривает НК как часть Армении. Следовательно, если Азербайджан, Турция или какая-либо другая страна станет осуществлять военные действия на территории этого региона, Россия не обязана предоставлять Армении военную помощь. Другое дело, если Азербайджан нападет на саму Армению- тут ситуация кардинальным образом меняется. Тогда уже вступают в силу союзнические обязательства. А поскольку руководство Азербайджана понимает, какие это может повлечь последствия, на территорию Армении они нападать не будут, ограничиваясь боевыми действиями в Нагорном Карабахе. Так что наша военная база не может быть тут задействована. И азербайджанская сторона прекрасно это понимает. Но все равно выступает против усиления российского присутствия в Армении.

- Позиция по Нагорному Карабаху – это что, единственный камень преткновения в российско-армянских отношениях?

- Не единственный, но основной. В целом, Азербайджан сам виноват в том, что позиция России в этом регионе, скажем так, недостаточно сбалансированная. Россия, например, предлагала этой стране и в ОДКБ вступить, и заключить двустороннее соглашение в области обороны. Но азербайджанское руководство отвечает так: как мы можем вступить в ОДКБ, если в нем состоит агрессор Армения. Это изначально порочный подход, потому что Армения никакой не агрессор. Если называть вещи своими именами, в Нагорном Карабахе произошло восстание местного (!) населения, но никак не агрессия Армении. Насколько это восстание было обосновано, можно спорить. Конечно, Армения оказывала дипломатическую, экономическую, политическую помощь населению НК, но не более того. Мировой практике известны прецеденты, когда страны-оппоненты одновременно входят в какой-либо международный союз. Например, Греция и Турция враждуют из-за Кипра, но это же не мешает им состоять в НАТО. Поэтому позиция Азербайджана по отношению членства в ОДКБ надуманна. Эта страна ориентирована на сотрудничество с НАТО, поэтому она сама виновата, что российско-азербайджанские отношения развиваются не так объемно и масштабно, как с Арменией.

- Какую модель урегулирования нагорно-карабахского конфликта предлагает Россия?

- Российская официальная позиция состоит в том, что мы признаем территориальную целостность Азербайджана. При этом мы считаем, что урегулирование возможно только мирным путем. Наконец, третий момент. Стороны должны сами найти решение, а мы его поддержим. Так что на данный момент никакой конкретной модели по выходу из переговорного тупика Россия не предлагает. Одно время действовала «минская группа» ОБСЕ, которая выступала с различными предложениями. Но все они оказывались нереалистичными. Да и трудно было ожидать иного, потому что позиции конфликтующих сторон диаметрально противоположны. Если Азербайджан полагает, что Нагорный Карабах должен быть в его составе, то НК считает, что этого не может быть ни при каких условиях. Как тут можно придти к компромиссу?! Правда, сейчас нагорно-карабахские армяне предлагают обменять признание статуса независимости НК на вывод нагорно-карабахской армии из оккупированных районов Азербайджана. Ведь они во время войны захватили несколько районов, которые исторически не были частью НК. Это т.н. «зоны безопасности». В отношении этих районов они готовы вести торг, обменяв их на признание независимости. Но Азербайджан даже не хочет обсуждать независимость НК. И пока такая позиция не изменится, на переговорах не может быть никакого прогресса. Поскольку фактически Азербайджан в НК проиграл, его позиции в этом вопросе более слабы. Единственный способ, с помощью которого Баку может восстановить свой контроль над этим регионом, это война. Но международное сообщество не поддержит такую войну ни при каких обстоятельствах. Поэтому у Баку безвыходное положение и со временем он все равно будет вынужден согласиться на признание независимости НК.

- А как вы оцениваете перспективы российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества? Сергей Иванов, в частности, посетил Габалинскую РЛС, входящую в российскую группировку Космических войск…

- Габалинская РЛС была своеобразной платой Азербайджана за нормализацию отношений с Россией. Поскольку до начала президентства Владимира Путина отношения между нашими странами были, мягко говоря, не очень хорошими. Намного хуже, чем сейчас. Алиева с Путиным объединяет общее профессиональное прошлое - оба бывшие работники спецслужб. Алиев, кстати, тоже учился в Ленинграде. Так что личный фактор тоже сыграл свою роль. К тому же руководство Азербайджана пошло на определенные уступки, в частности, разрешение на использование Габалинской РЛС. В числе прочих причин Азербайджан таким образом надеялся расстроить наши отношения с Арменией в военной области. Впрочем, этот коварный замысел сорвался, потому что Армения – наш традиционный союзник, портить отношения с которым из-за одного военного объекта российское руководство явно не желает. Еще раз повторюсь, поскольку Азербайджан не хочет вступать в ОДКБ, военно-техническое сотрудничество с ним может идти только что на «общих основаниях» - продажа вооружений на коммерческой основе и никаких льгот.

- Представляет ли Азербайджан интерес для России в качестве рынка сбыта военной техники? Не нарушат ли эти поставки баланс сил в регионе?

- Это, конечно, не самый емкий рынок. Азербайджан хоть и является нефтедобывающей страной, однако не может себе позволить закупать дорогие системы вооружения в большом объеме. К тому же Россия действительно придерживается такого принципа – не нарушать военный баланс сил между Арменией и Азербайджаном. И это является естественным ограничением на поставки таких видов вооружений, которые могли бы этот баланс нарушить. Кстати, США имеют аналогичную позицию - военную помощь они оказывают как Азербайджану, так и Армении. Так что подвижки в этой сфере будут возможны, только если Азербайджан вступит в ОДКБ или хотя бы заключит двустороннее оборонное соглашение с Россией.

- Еще одним заметным событием визита российского министра обороны в страны Закавказья стало заявление Сергея Иванова о том, что Россия может выйти из договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Что вы думаете по этому поводу?

- Это соглашение периода холодной войны и нам давно уже пора из него выйти. В то время была блоковая конфронтация. Сейчас многие положения этого договора себя уже изжили. Оно только связывает нам руки. Потому что те же американцы что хотят, то и делают. Размещают свои войска, где хотят, проникают в военном отношении в Грузию, на Каспий, в Центральную Азию. Они давно уже не считают себя связанными никакими ограничениями. Поэтому и нам надо из этого договора выйти.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ