Россия в Центральной Азии: возможности и перспективы
16.01.2006.
Фергана.Ру
Бахтиёр Рашидов
Россия возвращается более прагматичной
Читая многочисленные публикации на тему резкой
геополитической переориентации Центральной Азии в пользу России в 2005 году, я
подумал: а была ли эта смена ориентиров?
На самом деле, довольно круто свои внешнеполитические
предпочтения изменило только руководство Узбекистана (заметьте, я имею в виду
именно руководство, а не общество Узбекистана, продолжающее ментально
ориентироваться на Россию). Другие страны Центральной Азии не были замечены в
геополитических метаниях, каждый из них продолжал свой неповторимый путь
развития.
Конечно, можно было бы с важным видом порассуждать о
значимости Узбекистана как государства, влияющего на ситуацию в
Центральноазиатском регионе. Но однозначно ясно, что слабое государство, каковым
является Узбекистан в силу своего тоталитарного внутриполитического режима с
командно-административной экономикой, не может серьезно влиять на региональные
дела. Расположение республики в центре региона, обладающего высоким
конфликтогенным потенциалом, отсутствие прямого выхода к морям (через территории
третьих стран) осложняют проведение самостоятельного внешнеполитического и
внешнеэкономического курса. Неоднозначные отношения Узбекистана с соседними
республиками также снижают эффективность его внешних усилий.
Россия не уходила из Центральной Азии. Скорее всего,
речь можно вести о приходе США в данный регион и появлении определенного баланса
между двумя крупнейшими геополитическими игроками на так называемой азиатской
"шахматной доске".
Виртуальная смена ориентиров
Америка не доминировала в регионе Центральной Азии, и не
стремится к этому. Ярким доказательством этого является то, как США вели себя в
Узбекистане. Интересы Соединенных Штатов в Узбекистане ограничивались рамками их
военной авиабазы в Ханабаде. Америка практически не вмешивалась ни в
социально-экономическую, ни в политическую жизнь республики. Несмотря на
присутствие американцев в Узбекистане (2001 - 2005 гг.) продолжалась активизация
внешних и внутренних оппозиционных сил, совершавших вооруженные вылазки в
республике. Узкий интерес США к Узбекистану означал отношение к республике как к
геостратегическому передовому пункту базирования своих вооруженных сил.
Принято считать, что, начиная со второй половины 2005
года своё влияние в Центральной Азии и Узбекистане начинает укреплять Россия.
Был подписан российско-узбекский Договор о союзнических отношениях, Узбекистан
дал согласие на вхождение в ЕврАзЭС, возможно вернется в ОДКБ. Однако все эти
хаотические внешнеполитические телодвижения руководства Узбекистана не влияют на
суть, которую упорно не замечают многие эксперты:
1) Скорее всего, речь идет о возвращении российского
интереса к центрально-азиатскому региону. Долгое время с трудом можно было
говорить о какой-то продуманной российской стратегии в этом регионе.
2) Возвращение интереса России к Центральной Азии было
вызвано именно приходом в данный регион США. Российская правящая элита поняла,
что может потерять ЦА, а с ней и богатейшие сырьевые ресурсы региона. Но, с
другой стороны, Россия не заинтересована в полном уходе США из региона, так как
не желает, да и не в силах, взять на себя всю полноту ответственности за ЦА, и
стремится создать более благоприятную почву для взаимодействия с Соединенными
Штатами. В частности, доказательством этому является стремление России к
сотрудничеству между ОДКБ и НАТО. В настоящее время это вовсе не та большая
игра, которая велась в 19 веке. Наличие баллистических ракет с ядерными
боеголовками среднего и дальнего радиуса действия у ряда стран региона лишает
актуальности такое понятие как доминирование. А общность угроз делает
необходимым международное сотрудничество между ведущими державами мира в борьбе
с ними.
3) Россия не уходила и из Узбекистана! Нужно отметить
тот факт, что Узбекистан находится в российском информационном пространстве.
Большинство жителей республики скорее поймет русский язык, нежели английскую
речь. Да и 75-летнее совместное проживание тоже оказывает своё влияние. Можно
сказать, что Узбекистан являлся своего рода бывшей колонией России, и впитал в
себя не только русский язык, но и определенный менталитет. Именно поэтому Россия
имеет больше шансов на усиление своего, имеющего многолетнюю историю, влияния в
Узбекистане, чем Америка.
Только бизнес! Ничего личного!
Однако, как представляется, не стоит питать радужных
иллюзий от пресловутого возвращения России в Узбекистан! Россия возвращается
более прагматичной: теперь это не бывший донор, а партнер, ищущий выгоду.
Теперь Россия, как это ни странно, также как и США, не
стремится к геополитическому доминированию в Центральной Азии. Достаточно
вспомнить слова президента России Владимира Путина, заявившего, что Россия будет
играть конструктивную, но посредническую роль на постсоветском пространстве. "Мы
не готовы, не хотим и не будем брать на себя ответственность за полное решение
конфликтов, - заявил президент. - Мы не согласны, чтобы какая-либо из сторон
перекладывала ответственность за разрешение кризисов на Россию. Не хотим, чтобы
создалась видимость, что то или иное решение было принято под давлением
российской стороны".
Пока наибольший интерес в Центральной Азии Россия
проявляет к объектам военного стратегического назначения и инфраструктуре,
связанной с энергоресурсами. Экономику Узбекистана активно осваивают такие
крупные российские компании как "Газпром", "Лукойл", "Итера", планирующие
вложить в энергосектор республики свыше 2,2 млрд. долларов. На этом фоне
мизерными выглядят инвестиции в узбекскую экономику российских компаний
"Вимм-Биль-Данн", Черкизовского мясо-молочного комбината и российской компании
сотовой связи Golden Telecom (в сумме - чуть больше 21 млн. долл.).
Подписанный 16 июня 2004 года Договор о стратегическом
партнерстве между Россией и Узбекистаном определяет магистральные направления
экономического сотрудничества: топливно-энергетический комплекс; энергетика;
мирное использование атомной энергии; транспорт и коммуникации; авиастроение;
банковская сфера. Что касается транспорта и коммуникаций, то Россия в первую
очередь будет развивать транзитную сеть нефте- и газотрубопроводов, а также
остальную коммуникационную инфраструктуру, связанную с транспортировкой
энергоресурсов. Относительно авиастроения, компетентный источник в правительстве
России не исключил, что, возможно, будет рассматриваться вопрос о передаче
единственного в Центральной Азии авиационного завода в Ташкенте в собственность
России в счет погашения государственного долга Узбекистана.
Упомянутый Договор о стратегическом партнерстве между
Россией и Узбекистаном также юридически обосновывает возможное создание в
Узбекистане российской военной авиабазы, которая формально будет считаться базой
ОДКБ. Статья 8 Договора гласит: "В целях обеспечения безопасности, поддержания
мира и стабильности Стороны в необходимых случаях предоставляют друг другу на
основе отдельных соглашений право использования военных объектов, находящихся на
их территории". А ещё раньше, 16 февраля 2004 года президент РФ подписал
распоряжение №65-рп, которым, в соответствии с предложением Минобороны России,
согласованным с Узбекистаном, снимается пометка "Для служебного пользования" с
"Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном
применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной
обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения
безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики
Узбекистан от 19 октября 2001 года". 16 июня того же года Владимир Путин
подписал Федеральный закон о ратификации данного соглашения, принятый
Государственной Думой 2 июня 2004 года и одобренный Советом Федерации 9 июня
2004 года. В начале декабря 2004 года между государствами состоялся обмен
ратификационными грамотами по упомянутому Соглашению.
Такие же интересы преследует Россия и в других
республиках Центральной Азии. Достигнуто соглашение о полном урегулировании
государственной задолженности Таджикистана перед Россией, в соответствии с
которым 242 млн. долл. таджикского долга будут урегулированы в обмен на
расположенный в Таджикистане стратегический оптико-электронный комплекс "Окно" в
Нуреке, 50 млн. будут конвертированы в российскую собственность в ныне
строящейся Сангтудинской ГЭС с предоставлением России соответствующего пакета
акций. Кыргызстан продаст российским компаниям госпакет акций завода "Дастан".
Это единственный завод в СНГ, производящий ракетоторпеды ВА-111 "Шквал". В
ближайшее время ожидается начало продажи этих ракетоторпед на экспорт.
В целом же, политика России направлена на активизацию
военно-политического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это может
усилить доминирование российских военных стандартов в Центральной Азии, что не
выгодно Западу. Однако, страны центральноазиатского региона, видимо, готовы
пойти на такое сотрудничество, что вызвано необходимостью противостояния
реальным угрозам: терроризму и экстремизму, наркобизнесу, транснациональной
преступности.
Россия имеет больше козырей в центрально-азиатской
игре
Центральная Азия, конечно, представляет стратегический
интерес для Запада. Однако, ряд причин препятствует более эффективной реализации
западной политики в регионе:
1) сохраняющийся сильный российский фактор (страны ЦА,
несмотря на свою независимую политику, продолжают находиться в зоне российского
влияния - общее информационное пространство, наличие в регионе крупных
русскоязычных диаспор и пророссийских национальных элит, инерционность
общественного мышления, сохраняющиеся культурные и экономические связи с Россией
и др.);
2) наличие значительного количества проблем в странах
ЦА, которые необходимо решать. Запад вряд ли прельщает необходимость решения
таких проблем как низкий уровень социальной защищенности граждан, нищета,
деградация здравоохранения и образования и др.;
3) некоторая инертность политического сознания населения
стран ЦА. Для восточного менталитета характерно недостаточно развитое
политическое самосознание. В свою очередь, это не дает возможности изменить
инерционные модели государственного управления и развивать элементы демократии,
к чему уже давно апеллируют настроения населения в странах ЦА;
4) немаловажным представляется и не совсем удачный опыт
Запада в Афганистане и Ираке. США пока не удалось создать в этих мусульманских
странах демократические режимы.
И хотя Пентагон планирует усилить свое военное
присутствие в Центральной Азии, пока речь идет не об увеличении количества
войск, а о повышении качества самого военного сотрудничества и баз,
расположенных в Центральной Азии. Как заявил в этой связи министр обороны США
Дональд Рамсфелд: "Мы не планируем создавать в Центральной Азии постоянные
военные базы. Мы обсуждаем вопрос создания так называемых оперативных объектов.
Это временные объекты, куда США и страны коалиции будут иметь периодический
целевой доступ и где им будет оказываться поддержка". Естественно, что Запад не
будет заниматься социально-экономическими проблемами стран, где расположены
временные военные базы НАТО.
"Для России Центральная Азия имеет качественно иное
понятие, чем для Запада. РФ связана с государствами Центральной Азии сотнями
тысяч различных связей", - утверждает бывший министр внутренних дел РФ генерал
армии Анатолий Куликов (Материалы Международной конференции "Предотвращение
региональных конфликтов и продвижение стабильности в Центральной Азии и
Афганистане", Ташкент, 22-23 ноября 2004 года).
Именно поэтому Россия имеет широкие возможности для
укрепления своего влияния в Центральной Азии. Но для этого ей необходимо не
ограничиваться вопросами энергетического и военно-политического сотрудничества,
а участвовать в решении всего круга актуальных для данного региона проблем.
Среди проблем, которые Россия может предложить для совместного решения,
необходимо выделить:
1) проблемы региональной безопасности, борьбы с
международным терроризмом и сепаратизмом, наркопреступностью;
2) экологические проблемы региона. Вопрос Арала требует
неотложного решения. Более активная позиция России в реализации проекта
переброски части стока сибирских рек в регион Центральной Азии могла бы
обеспечить серьезное продвижение в решении данного вопроса.
В свою очередь, решение проблемы дефицита воды в ЦА
помогло бы снять возможные в будущем предпосылки для возникновения так
называемых водных конфликтов в регионе;
3) проблемы нелегальной миграции рабочей силы, теневых
капиталов;
4) освоение внешних рынков, развитие транспортных
коммуникаций, транзита энергоресурсов, занятие достойного места в иерархии
международных отношений;
5) эффективное развитие интеграционных связей между
странами СНГ;
6) решение проблем внутреннего развития отдельно взятого
государства.
Из вышеперечисленного вытекает, что Россия имеет
достаточно много точек общего соприкосновения интересов со странами региона.
Россия имеет в потенциале и низкозатратные механизмы
реализации задач своего влияния в ЦА. Среди них:
1) возможность использования общего информационного
пространства. Россия пока не использует целенаправленно имеющийся приоритет;
2) использование потенциала пророссийски настроенной
части национальных элит стран региона. Необходимо учесть, что данный фактор
имеет свои временные рамки: большинство общественности в странах ЦА ещё помнит о
временах совместного проживания, однако уже подрастает молодое поколение, всё
больше ориентирующееся на Запад;
3) оказание Россией технической и гуманитарной помощи
странам ЦА. Например, Узбекистан испытывает потребность в модернизации своих
ГРЭС и других народнохозяйственных сооружений, построенных российскими
специалистами ещё в советское время. В свою очередь, это позволит загрузить
производственные мощности российских предприятий и обеспечить занятость
населения. Для получения рентабельности данных проектов возможен вариант
долевого участия России в акционировании узбекских производственных объектов.
Россия оказывает техническую и гуманитарную помощь Афганистану, Ираку и др.
Конкуренцию России в данной области в ЦА всё больше составляют США, Япония и
другие зарубежные страны, что снижает популярность России в регионе;
4) активизация гуманитарного сотрудничества России со
странами ЦА. Развитие культурных связей может явиться благодатной основой для
большего взаимопонимания, что, в свою очередь, повлечет усиление политического и
экономического сотрудничества между данными странами;
5) втягивание стран ЦА во все организуемые Россией
культурные и экономические мероприятия. Более частое общение на различных
уровнях создаст необходимый фон для реального сближения национальных
интересов;
6) использование пока ещё общего для России и стран ЦА
менталитета, устоявшихся традиций и привычек, присутствия в регионе большого
количества русскоязычного населения (не только представителей коренной, но и
русской национальности);
7) активная политическая и организационная поддержка
сохранившихся кооперационных хозяйственных связей между Россией и странами
региона;
8 ) стимулирование участия стран ЦА в интеграционных
группировках на пространстве СНГ;
9) опосредованное воздействие на страны ЦА через
активизацию российского сотрудничества с сопредельными с ними странами (Китаем,
Ираном, Пакистаном и др.) и использование их влияния в регионе. Крупные
государства региона исходят из общности региональных проблем;
10) активное развитие военно-технического сотрудничества
России с Малайзией, Индией, Китаем, Вьетнамом, Объединенными Арабскими Эмиратами
и другими странами региона. Создание региональной зоны российских стандартов
вооружений, охватывающей страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, позволит
охватить полукольцом страны Центральной Азии, создав трудности для
распространения в регионе ЦА западных стандартов вооружений;
11) стимулирование трудовой миграции из стран ЦА в
Россию. Трудовые мигранты из южных государств СНГ готовы выполнять любую
трудоемкую работу за весьма умеренную плату, на которую не соглашаются россияне.
В практике трудовой миграции присутствует сильный политический компонент: люди,
прибывшие в Россию зарабатывать на жизнь, более лояльно относятся к этой
стране.
Россия ориентируется на продолжение сотрудничества с
существующими властями государств ЦА, поддерживая дееспособность институтов
государственной власти этих стран, и недопущение демократизации и либерализации
режимов по западным стандартам. Аргументируется это тем, что в условиях наличия
зон нестабильности в Центральноазиатском регионе, нередко отсутствия понимания
цивилизованных демократических норм, активные либеральные процессы западного
образца легко могут привести к дестабилизации положения в этих странах, что
создаст широкий очаг нестабильности вдоль южных рубежей России.
Возможно, что ряд имеющихся в регионе Центральной Азии
проблем Россия будет стремиться решать совместными усилиями, особенно с участием
таких влиятельных государств как Китай, Иран и др. (Как отмечает заместитель
директора Института востоковедения Министерства образования и науки Республики
Казахстан Санат Кушкумбаев, "В силу того, что РФ не обладает достаточными
экономическими ресурсами для поддержания своего геополитического влияния в ЦА,
Москва разделяет с Пекином часть ответственности за региональную стабильность".
"ШОС и ее значение для Центральной Азии. Государства ЦА после 11 сентября".
Ерлан Карин, кандидат политических наук, 25.06.2004.). Участие в региональных
процессах именно этих государств, связанных друг с другом и с другими
сопредельными государствами Содружества региональными интересами, может дать
наибольший эффект.
|