УЗБЕКИСТАН
Необходимое послесловие к трагическим событиям в Узбекистане
13.01.2006.
Труд
Латыпов Нурали
Недавно закончился судебный процесс над 15 участниками -
организаторами майских трагических событий в Андижане. Сделаны выводы об их
причинах и последствиях для безопасности не только в Узбекистане, но и во всем
Центральноазиатском регионе.Вместе с тем до сих пор некоторые аналитики,
особенно западные, продолжают обсуждать андижанские события: правомочны ли
действия власти по обузданию андижанской волны насилия и т. д.
АТИПИЧНЫЙ ТЕРРОР
Узбекская юстиция признала: в Андижане действовали
террористы. Террористы штурмом взяли тюрьму и выпустили более пятисот
заключенных. Террористы захватили городские учреждения. Террористы пытались
прорваться в управление службы безопасности. Террористы вывели на улицы города
толпу. Террористы выдвигали заведомо неприемлемые требования - отпустить лиц,
осужденных за террористическую деятельность и другие уголовные преступления.
Действия эти были хорошо спланированы, отработаны в деталях и управлялись из-за
пределов Узбекистана.
Типичный террорист выглядит вроде бы иначе. Мы привыкли
считать, что он старательно маскируется, стреляет из-за угла, закладывает мины,
бьет ножом в спину - словом, действует скрытно. Массовые перестрелки - а тем
более захват целого города - вряд ли замаскируешь.
Шансы на удачу в Андижане были на первый взгляд неплохи.
Ведь незадолго до него мятеж, начавшийся в соседнем Оше, завершился свержением
президента Киргизии Акаева, по признанию самого же Запада, "самого
демократичного правителя" в регионе.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ
В современных условиях террор нередко используется и как
способ достижения каких-то политических целей. Некоторые геополитические центры
сил давно не скрывают намерения взять под свой контроль Центральную Азию,
богатую природными и энергетическими ресурсами.
На внешнюю и внутреннюю политику Узбекистана уже не раз
пытались влиять - в том числе и руками террористов. Вспомним хотя бы
одновременные взрывы заминированных автомобилей около зданий государственных
учреждений, взрывы в марте и июле 2004-го в Ташкенте и Бухаре. Да и частые
стычки из-за воды, неизбежно принимающие межнациональный характер в
густонаселенной Ферганской долине, не обходятся без актов анонимного
насилия.
События в Андижане также входят в сферу подрывной
деятельности религиозно-экстремистских группировок, умело воспользовавшихся
поддержкой (в том числе информационной) определенных западных кругов (прежде
всего в США, а также в ЕС), стремящихся к геополитическому доминированию в
регионе. Многие подсудимые еще задолго до начала боевых действий замечены в
организациях, чью связь с систематическим террором уже давно никто не в
состоянии отрицать.
"Андижанский мятеж" и беспорядки незадолго до него в
соседнем Кыргызстане еще раз продемонстрировали: отдельные круги в западных
странах ради обеспечения своих геостратегических интересов путем приведения к
власти лояльных им политических режимов усиливают всестороннее - политическое,
экономическое и силовое - давление на государства Центральной Азии. При этом
используется широкий спектр средств - от уже апробированных методов "продвижения
демократии" вроде "мягкого подрыва" государственного устройства до жесткого
воздействия с опорой на самые реакционные экстремистские силы.
ВНЕШНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Обширные переброски сил и средств через границу с
Кыргызстаном не могли остаться незамеченными. Да и действия киргизских
чиновников, незадолго до Андижана приведенных к власти подобными же способами,
тоже трудно признать дружественными по отношению к Узбекистану. Так,
сверхоперативное (в несколько раз быстрее, чем при стихийных бедствиях)
развертывание лагерей для беженцев вряд ли возможно без предварительно тщательно
проработанного плана. И статус беженцев тоже не следовало бы предоставлять за
считанные дни, без расследований.
Для давления на Ташкент активно используется потенциал
УВКБ ООН и некоторых других международных правозащитных организаций, их
заключения и отчеты, основанные на односторонних показаниях "жертв" андижанских
событий. Впрочем, не исключено, что лагеря беженцев могли быть заранее
подготовлены с учетом возможного провала "андижанского мятежа". Для некоторых
политиков, вдруг озаботившихся "жертвами андижанского бунта", это лишь повод еще
раз надавить на Узбекистан. Но для жителей страны случившееся стало подлинной
трагедией.
Однако организаторы трагических событий в Андижане не
достигли своих целей. Народ Узбекистана не поддержал их и не последовал их
призывам. Расчет на то, что мятеж перекинется на другие регионы, не оправдался.
Да и власти своевременно приняли правовые и профилактические меры, какие в
подобных ситуациях должно осуществлять любое уважающее себя государство - меры
по защите конституционного строя и независимости страны, стабильности и
безопасности населения.
Заметим, кстати, что сценарий андижанских событий начал
осуществляться в противовес не только выходу Узбекистана из прозападной
организации ГУУАМ, его стремлению прояснить условия и сроки присутствия военного
контингента США в Ханабаде, но и активному сближению Ташкента с Москвой.
ЖУРНАЛИСТСКАЯ "СЛЕПОТА"
Некоторые западные репортеры пытались представить
происходящее "мирной демонстрацией". Они старательно не замечали даже "живой
щит" - насильственный сгон местных жителей в толпы, где организаторы могли
укрыться от огня силовых структур. А уж такие мелочи, как оружие в руках самих
боевиков, и подавно остались вне поля зрения. "Не замечены" и многочисленные
жертвы среди милиционеров, солдат, служащих. Зато все погибшие и раненые, не
находившиеся на государственной службе, сразу объявлены жертвами "кровавого
правящего режима". Конечно, не всегда удается точно определить, кто погиб с
оружием в руках в рядах мятежников, а кто стал невинной жертвой их же огня. Но и
так ясно: все смерти - на совести организаторов трагических событий. Ибо любое
правительство, как и любой гражданин, имеет право на самооборону.
Конечно, руководству Узбекистана нужно еще немало
сделать, чтобы укрепить стабильность, восстановленную после андижанских событий.
Так что Каримову предстоит провести еще множество реформ, чтобы обеспечить
независимость и безопасность устойчивого развития страны.
Андижанские события прошлого года стали поворотными в отношениях Узбекистана с США, Евросоюзом и ООН
24.01.2006.
Gazeta.kz
Акрам Асроров (Ташкент)
Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Астане,
история с узбекскими беженцами в Кыргызстане, вывод американской
военно-воздушной базы из Ханабада, предстоящее торжественное вступление
Узбекистана в ЕврАзС, а возможно и в ОДКБ - все это еще раз наглядно
продемонстрировало решимость официального Ташкента дистанцироваться от
прозападной ориентации на пророссийскую.
Вполне вероятно, что такая же история, например, с
Таджикистаном или Кыргызстаном не вызвала бы столь острую реакцию в европейских
столицах и США. Другое дело Узбекистан - с его мощным энергетическим,
интеллектуальным потенциалом.
Наряду с Казахстаном Узбекистан является ключевой
страной в Центральной Азии. Это понимают не только на Западе, но и в заснеженной
холодной Москве.
Пока лидер Узбекистана Ислам Каримов помогал
американской военной операции в Афганистане, часто встречался с европейскими
лидерами и обещал провести в стране реформы, он был востребован не только в
Вашингтоне, но и в Лондоне, Париже, Берлине. Причем, никогда требования Запада
провести реформы в Узбекистане не носили обязательного характера. Достаточно
было регулярно заверять западных спонсоров в решимости провести преобразования,
чтобы последние отставали с глупыми вопросами. Майские события в Андижане
спровоцировали нарушение баланса сил в Центральной Азии.
Если бы требования по проведению независимого
международного расследования не носили столь упорный характер, официальный
Ташкент уже давно помирился с американцами, а через них - с Западом. Как будто
пластинку заело… Каримов, осознав, что на этот раз время заигрываний вышло,
поспешил в объятия Москвы.
Союзнический договор с Россией, больше напоминающий
устное соглашение двух президентов, стал последней каплей в долготерпении
Запада. По нему широкие обязательства взяла на себя Россия, в случае чего
обещавшая военную помощь официальному Ташкенту. Не нужно быть слишком умным,
чтобы понять другое: об обязательствах Узбекистана в договоре нет ничего. Мало
кто из военных стратегов может оценивать возможную военную помощь Узбекистана
для России существенной.
Вряд ли узбекские войска способны играть в масштабах
России хоть сколько-нибудь весомую роль. Значит, Ташкент взял на себя
обязательства вне рамок союзнического договора, и судя по последним новостям из
сферы экономики, вполне определенные.
В Москве давно осознали, что фактическое спонсирование
бывших союзных республик за счет поставок энергоносителей по демпинговым ценам,
ничего, кроме головной боли не несет. Газовая война с Украиной, закончившаяся в
первых числах января 2006 года, продемонстрировала новую стратегию России.
В ней не осталось ничего от доброго северного соседа (в
понимании рядовых жителей Узбекистана - прим. А.А.) и "старшего брата", столь
популярного в старые советские времена. По всей видимости, за союз с Россией и
ее лояльность к режиму Каримова заплачена вполне конкретная цена: активы
промышленных предприятий и компаний, возможность свободно работать на узбекской
территории, получать прибыль и вывозить в Россию.
Что в Москве поняли, так это одну прописную истину -
любая политика начинается с экономики. Ставить политику впереди телеги - значит
заранее напрашиваться на неудачу. Поэтому в случае с Узбекистаном сегодня
выбрана правильная тактика.
Путем экономической экспансии привязать к себе
официальный Ташкент, чтобы в случае очередной смены приоритетов процесс
отдаления происходил весьма болезненно. Также происходит в любой традиционной
мусульманской семье испокон веков. Женитьба сына сопряжена с такими
значительными материальными затратами, что в случае несовпадения характеров
родители и с той, и с этой стороны тысячу раз подумают, прежде чем развести
молодых людей.
Последние итоги переговоров главы "Газпрома", фактически
поставившие под контроль Москвы газовый кран Узбекистана, миллиардный (в
долларах - прим. А.А.) проект "Лукойла", активизация российского бизнеса в
других отраслях экономики этой центральноазиатской страны реально
свидетельствуют о цене, которую Узбекистан готов заплатить за союз с
Россией.
В данной связи необходимо уяснить следующее: Вашингтон
ни когда создавал базу в Ханабаде, ни после - не рассматривал Узбекистан в
качестве реального стратегического партнера. Все обещания из-за океана сводились
к простейшей формуле: чтобы стать по-настоящему другом США необходимо говорить с
американцами на одном языке.
Один язык предусматривал реформы в политической,
экономической сферах и построение государства по западному образцу. А так как
официальный Ташкент никак не хотел резко менять уклад жизни, считая западный
стиль неприемлемым, было понятно, что никакого стратегического партнерства в
итоге не получится.
В попытках стать другом Буша, было потеряно много
драгоценного времени, которое можно было использовать для интеграции с Россией и
другими странами Центральной Азии.
Москва же приняла Ташкент таким, каким он есть. Со всеми
его проблемами, комплексами, недостатками. Россия не собирается обуславливать
свою дружбу никакими условиями. Достаточно быть верным союзником, чтобы получить
в награду ее благосклонность.
Регулярно обвиняя европейские структуры в применении по
отношению к России двойных стандартов, президент Путин постоянно подчеркивает
свой суверенитет, не желая прислушиваться к советам европейских правозащитных
структур.
С одной стороны, Россия желает в дальнейшей перспективе
интегрироваться с Евросоюзом, с другой, в вопросе Чечни желает решать свои
проблемы своими силами без участия европейцев.
Евроазиатская политика подразумевает балансировку России
между Европой и Китаем, при этом обе ипостаси в чистом виде Москве не нужны.
Ни чистого союза с Азией против Европы, ни чистого союза
с Европой против Азии…
Каримов расплатился по счетам
26.01.2006.
Независимая газета
Наталья Меликова, Константин Сардовский
Москва расширила единственно успешный пророссийский
альянс и получила доступ к месторождениям в Узбекистане
Вчера в Санкт-Петербурге был подписан протокол о
присоединении Узбекистана к Евразийскому экономическому сообществу. Сразу после
окончания заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭс «Газпром» подписал с
правительством Узбекистана и компанией «Узбекнефтегаз» два соглашения о
разработке и разведке месторождений. Эти договоренности российской газовой
монополии, по мнению Владимира Путина, будут иметь влияние не только на
энергетическую ситуацию в странах – членах ЕврАзЭс, но и на энергетическую
ситуацию в мире. С помощью узбекских проектов «Газпром» сумеет увеличить импорт
газа из Узбекистана в три раза. Таким образом, Москва получила первые
практические результаты от поддержки Ислама Каримова после событий в
Андижане.
Принципиальные решения
Президент Узбекистана Ислам Каримов, еще не так давно
входивший в проамериканский ГУУАМ, вчера расписался в нерушимой верности ЕврАзЭс
и России. «ЕврАзЭс становится очень перспективной организацией на постсоветском
пространстве. И не исключено, что она будет главной организацией на
постсоветском пространстве», – сказал вчера Каримов. По его словам, «Газпрому»
переданы стратегически важные источники углеводородного сырья. «Мы открываем
перед «Газпромом» 7 проектов, – подчеркивал вчера Каримов. – Это 34 тысячи
квадратных километров территории, которые весьма и весьма перспективны». Россия
также ведет переговоры с Узбекистаном, целью которых является доступ к урановым
месторождениям. Кстати, вчера Путин выступил с идеей создания международных
центров по обогащению урана, предложив один из таких центров на территории
России.
Владимир Путин назвал подписание протокола о
присоединении Узбекистана к ЕврАзЭс в числе решений, которые имеют
принципиальное значение. Еще одним важным решением, по мнению российского
президента, стало подписание соглашения, расширяющего сферу использования валюты
стран ЕврАзЭс для обслуживания их внешнеэкономической деятельности. «Это первый
шаг в направлении создания Валютного союза», – сказал вчера Путин. А генеральный
секретарь ЕврАзЭс Григорий Рапота отметил: «Мы, таким образом, немножко
отодвигаемся от использования в нашей внешнеэкономической деятельности валют
третьих стран». Заметим, что это уже второй шаг на пути к ослаблению финансовой
зависимости от Запада бывших постсоветских республик, входящих в сферу
российского влияния: в ходе визита в Казахстан 12 января Путин и Назарбаев
объявили о создании Евразийского банка, одной из задач которого станет в том
числе и кредитование стран – членов ЕврАзЭс.
Не повторить пример СНГ
Напомним, что в ЕврАзЭс входят Россия, Белоруссия,
Таджикистан, Казахстан, Киргизия. Вчера в организацию был принят Узбекистан.
Главной целью организации является создание Таможенного союза и наднационального
органа, который бы регулировал тарифы. Для России такая форма экономической
интеграции могла бы означать последующее укрепление геополитического влияния на
постсоветском пространстве. На сегодняшний день на фоне фактического развала СНГ
и неудачных попыток создать единое экономическое пространство с Украиной
ЕврАзЭс, по сути, является единственным более или менее эффективным
экономическим объединением на постсоветском пространстве. «СНГ все больше
превращается в политический клуб, по ЕЭП мы не особенно и продвинулись. Спасение
нашей интеграции в ЕврАзЭс», – озвучил мысли, витавшие в головах глав государств
и членов делегаций, президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Впрочем, не исключено, что ЕЭП в урезанном варианте
суждено стать стартовой площадкой с последующим объединением с ЕврАзЭс и
расширением зоны Таможенного союза за счет азиатских государств. Весьма
показательно, что, отвечая на вопрос «НГ» о перспективах создания Таможенного
союза в рамках ЕврАзЭс, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко
заметил, что сначала надо провести переговоры по ЕЭП и подписать первый пакет
документов. В марте Россия, Белоруссия и Казахстан, как заявил вчера Христенко,
планируют подписать первый пакет из 38 соглашений по созданию Таможенного союза
и наднационального органа. Украина, напомним, заявила, что такая форма
интеграции для нее неприемлема, и согласилась лишь с образованием зоны свободной
торговли.
Вчера же Лукашенко, председательствующий на расширенном
заседании Межгоссовета ЕврАзЭс, заявил, что до конца этого года возможно
согласовать до 80% таможенных пошлин и к 2007 году выйти к подписанию соглашения
об образовании Таможенного союза. «80% – это уже сегодня реально, – заметил
президент Белоруссии. – Создав общий рынок, мы сделаем себя привлекательным
партнером». Возможно, Александр Григорьевич сильно погорячился – пока страны
ЕврАзЭс не могут согласовать пошлины даже на межгосударственном уровне. По
крайней мере на встрече в Астане 12 января Назарбаев пожаловался Путину на то,
что Россия явно в ущерб интересам Казахстана повысила тарифы на ввоз зерна.
Впрочем, президент Казахстана с оптимизмом смотрит на перспективы ЕврАзЭс. Вчера
Назарбаев выступил с инициативой создания Экономической комиссии (вероятно, по
образцу Еврокомиссии) вместо секретариата ЕврАзЭс. «Эта комиссия могла бы
смотреть за тарифами, энергетическими проектами», – объяснил суть своего
предложения Назарбаев. «Мы создаем рынок стран с населением более 250 млн.
человек. Это крупнейшее интеграционное объединение в мире», – прокомментировал
Назарбаев расширение ЕврАзЭс.
Если даже ЕврАзЭс не удастся создать Таможенный союз в
предложенные белорусским батькой сроки, нельзя исключать, что успешными могут
стать проекты в других сферах. «Почему бы не провести Спартакиаду наших народов?
Опыт есть, я предлагаю провести первую Спартакиаду в Белоруссии», – внес
предложение белорусский батька. «Главное теперь – избежать болезни СНГ по
неисполнению решений», – резюмировал итоги Межгоссовета Лукашенко, который
председательствовал на встрече в Санкт-Петербурге. Выполнив свою миссию,
белорусский батька, которого явно торопили поскорее закруглиться, выдохнул пар.
«Ох уж меня дергали два дня – и медленнее, и быстрее, то опять не затягивай», –
устало произнес он, вероятно, решив, что микрофоны уже выключены.
Россия – Казахстан: основа договоренностей
Интерес России к Казахстану в атомной сфере – сугубо
прагматичный. Основной мотив достигнутых соглашений состоит в том, что уже
сейчас положение минерально-сырьевой базы урана России можно рассматривать как
напряженное. А в перспективе у нас возникает ресурсный дефицит уранового сырья
для электростанций и различных видов вооружений. Это подтверждается данными
комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи. Сейчас в России разведанные
запасы урана составляют примерно 600 тыс. тонн. Но экономически выгодных – всего
28%, а по цене ниже 40 долларов за килограмм (оптимальная цена) – только 9%. А
из прогнозируемых запасов лишь 6% будут относиться к категории Р1 (соответствуют
перспективным участкам – потенциальным месторождениям) и 28% – к категории Р2
(рудные поля) – обедненные месторождения.
Таким образом, с учетом роста потребления ядерного
топлива и исчерпания складских запасов сырья России к 2010 году необходимо будет
увеличить производство урана в 1,4 раза, а к 2020 году – в 3,4 раза. Только в
этом случае можно обеспечить топливом российские АЭС и сохранить экспортный
потенциал на рынке свежего ядерного топлива и низкообогащенного урана.
Но в мире есть всего три страны, которые имеют большие
запасы сырья. Сейчас на Канаду, Австралию и Казахстан приходится 60% мирового
производства урана и 70% разведанных запасов относительно дешевого (до 40
долларов за кг) урана. Очевидно, что самый близкий к России источник этого сырья
– Казахстан. Но и на этот источник претендуют помимо России европейские страны и
США. Причина такой политики западных партнеров по G8 в том, что уже сейчас в
мире наблюдается дефицит природного урана. А к 2015 году ожидается полное
исчерпание его складских запасов. Поэтому без Казахстана Россия не сможет
обеспечить не только энергетическую безопасность ЕС, о чем уже не раз
заявлялось, но и собственную безопасность.
|