Карибская Киргизия
27.01.2006.
Arabeski.Ru
Андрей
Грозин
Республика стоит на пороге войны Севера и Юга
“Постреволюционная” Киргизия уже давно уверенной
поступью идущая по пути превращения в полноценное “несостоявшееся государство” в
эти дни делает новые широки шаги в данном направлении.
Становится все более очевидным, что главный конфликт в
республике заключается не только в противостояние президента Бакиева и премьера
Кулова, или, шире, Севера и Юга. К несчастью дело обстоит гораздо хуже:
реализуется своеобразный сценарий превращения страны в “пиратскую республику”
(там ведь тоже строилась своеобразная демократия). Обычная криминализация всего
без исключения спектра общественной жизни Киргизии – настоящее и наиболее
вероятное будущее этого государства, все более превращающегося в
“территорию”.
Дифференциация основных центров силы в стране происходит
по основному мотиву, составлявшему, как видно, основную суть “революции
тюльпанов” - захват власти как инструмента контроля над легальными и, особенно,
иллегальными финансовыми потоками и всеми сколько-нибудь значимыми ресурсами
Киргизии.
Рядовые граждане республики получают каждодневные
“сюрпризы” в виде убийств парламентариев, бизнесменов и известных спортсменов,
постоянных, неумело скрываемых разногласий в правительстве, противостояния
парламента и президента и складывания “новой оппозиции” уже против “новой
власти”. Очередное громкое политическое убийство происходит в то время, когда не
утихли еще волнения по поводу убийства предыдущего, затем происходит следующее и
так до бесконечности.
Пока президент Курманбек Бакиев находясь в Петербурге на
заседании ЕврАзЭС и со значительным лицом следил за возвращением Узбекистана в
лоно нового “континентального блока”, в Бишкеке с официальным письменным
заявлением выступил премьер-министр Феликс Кулов. В этом документе,
обнародованном в среду вечером, глава правительства сказал то, о чем все в
Киргизии и так знают: “В обществе явно нарастает тревога по поводу сращивания
криминала с властью. Многим известны имена, но люди просто-напросто
по-человечески боятся выговаривать их вслух, заботясь о личной безопасности,
жизни и здоровье близких. Но если мы позволим себе и дальше так поступать, то
продолжающаяся криминализация поставит под сомнение саму возможность
демократического и цивилизованного развития Кыргызстана”. Затем Кулов назвал
главного “авторитета” страны – Рыспека Акматбаева, обвинил руководство Службы
национальной безопасности (интересно, что возглавляющий СНБ Таштемир Айтбаев
является близким родственником Курманбека Бакиева) в сращивании с криминалом и
пообещал навести порядок, взяв под личный контроль работу Управления по борьбе с
организованной преступностью МВД республики.
После этого в Бишкеке все тот же пресловутый Рыспек,
которому, кстати, приписывают причастность к убийству другого “авторитетного
революционера” и депутата Баямана Эркимбаева, провел пресс-конференцию, на
которой обвинил премьера Кулова в рэкете, торговле оружием, экономических
преступлениях и в связях с ОПГ. Сам же Акматбаев публично пообещал “набить
морду” премьер-министру. Кстати несколько дней назад Рыспек и еще восемь его
“бойцов”, обвинявшиеся в тройном убийстве, организации банды и множестве иных
“художеств” были оправданы, едва ли не как жертвы “старой власти”. Интересно,
что такое решение “революционной юстиции” не вызвало в киргизском обществе
никакого удивления, а скудные комментарии свелись к очередной вялой констатации
сращивания власти и криминала.
На этом фоне перманентные “народные волнения” в
Кара-Суйском районе Ошской области, где сельчане требуют от руководства Киргизии
восстановления в должности бывшего и.о. губернатора области, выглядят уже как
нормальное положение. Карасуйцы требуют от руководства страны восстановления в
должности Анвара Артыкова, бывшего и.о. губернатора Ошской области. Данная акция
лишь повторяет недавний сценарий джалалабадцев, ранее вставших на защиту
“своего” губернатора Жээнбекова и заставивших центральную власть отменить
решение о смене этого “видного революционера”.
Сегодня уже не секрет, что именно криминал обеспечил
“революцию” необходимыми средствами и “живой силой” для проведения акций
протеста и захвата Дома правительства. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что именно криминальная составляющая и стала главной сутью всех процессов,
происходящих в республике.
“Новая элита” Киргизии, похоже, не видит в подобном
ничего из ряда вон выходящего. Знаковыми можно назвать рассуждения близкого к
Бакиеву депутата парламента Исхака Масалиева относительно желания Рыспека стать
депутатом: “Ну, изберут его, будет он депутатом. В этом нет ничего из ряда вон
выходящего... И мы должны будем признавать его как депутата и работать с ним. Он
может быть избран и спикером, и председателем комитета - это допускаемая законом
дорога”. Вот так-то…
В перспективе крайне низкий уровень политического
сознания “революционной элиты” будет, похоже, по-прежнему определять и тактику,
и выбор средств в борьбе за власть в стране и все мы долго будем наблюдать в
Киргизии использование толп земляков, родни и “спортсменов”, заказные убийства,
неприкрытое вовлечение криминалитета в сферу публичной политики...
Разочарование в результатах такой “революции” может
стать предпосылкой уже для настоящих внутренних потрясений (путча отставных
силовиков, нового “стихийно-погромного” переворота и т.д.). Рейтинги новых
лидеров Киргизии неуклонно снижаются и в этом ситуация в Киргизии похожа на то,
что можно наблюдать в Украине, где президент Ющенко постепенно, шаг за шагом
теряет “завоевания революции”.
Ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на быстрое
преодоление социально-экономического кризиса наверняка не сбудутся. Нет у “новой
власти” и сколько-нибудь продуманной концепции экономических преобразований.
Скорее всего, бывшие революционеры вынуждены будут опять продолжать просить
другие страны об оказании материальной помощи. Опасность раскола страны, когда
юг станет де-факто, независимым от центра, сохраняется. Фактически в районах и
на местах складывается тенденция к дальнейшему развитию процессов,
неконтролируемых центральной властью. Каждый аким района все меньше и меньше
подчиняется центру и становится подобен “полевому командиру”.
Последние выборы глав местного самоуправления в
республике отчётливо показали, что к власти на местах “демократическим путём”
приходят клановые вожди, а порой, и криминальные авторитеты. В перспективе
развитие событий в регионах по такому сценарию прямиком ведет к созданию условий
противостояния различных групп населения и кланов, то есть к развитию и
углублению на местах политического трайбализма. Нетрудно представить, что будет,
если в областях население и дальше будет выдвигать требования к формированию
структур государственного управления, исходя из родоплеменного происхождения
кандидатов.
В этой ситуации в Кыргызстане по-прежнему не исключена
фрагментация страны на находящиеся в состоянии перманентных конфликтов регионы,
управляемые “удельно-криминальными” элитами. Характерный штрих: все большее
распространение в центральноазиатском экспертном сообществе получает понятие
“афганизация Кыргызстана”.
Пока ясно одно, киргизскому обществу остается только
посочувствовать. Также как и стране, в которой банальные “уркаганы” выдвигают
ультиматумы президенту и правительству и идут в депутаты, когда верховной власти
диктуют свои условия рыспеки, аксыйцы, барскаунцы, джалалабадцы, самозахватчики
земель или кто-то еще в этом роде. “Бандократия” сейчас реально стоит перед
получением возможности превратить бедную горную страну в некое подобие
“флибустьерского государства”.
|