О некоторых тенденциях политико-правового развития СНГ на современном этапе
Андреева Г.Н.
Современные политико-правовые тенденции развития
Содружества Независимых Государств в данном материале оцениваются на основе
принятых на саммите в Казани решений Совета глав государств от 26 сентября 2005
г., некоторых других документов СНГ и исходя из основных целей Содружества
Независимых Государств, зафиксированным в статье 2 Устава СНГ. К числу этих
целей относится, в том числе, осуществление сотрудничества в политической,
экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие
государств-членов в рамках общего экономического пространства,
межгосударственная кооперация и интеграция.
В числе принципов отношений между государствами-членами
Содружества Независимых Государств необходимо отметить такие принципы, как
добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам
Содружества, включая Устав СНГ; учет интересов друг друга и Содружества в целом,
оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их
взаимоотношений.
Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности
государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие
институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в
рамках Содружества, относятся в том числе: обеспечение прав и основных свобод
человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в
формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и
евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем
транспорта, связи; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с
организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и
охраны внешних границ.
Таким образом, среди уставных целей и принципов СНГ
присутствуют такие направления сотрудничества, которые не могут быть реализованы
иначе, чем путем выполнения государствами-участниками весьма серьезных
интеграционных обязательств. Членство в этой организации налагает на государства
определенные обязательства, в том числе по экономической интеграции, сохранению
общего экономического, духовного и гуманитарного пространства.
Следует отметить, тем не менее, что степень реализации
целей и принципов Содружества с течением времени во многом уменьшается.
Фактически Содружество Независимых Государств, конечно, находится в определенном
кризисе и может к настоящему времени характеризоваться как довольно аморфная
организация, в которой нет надлежащего механизма реализации принимаемых решений
и ответственности за выполнение взятых государствами на себя обязательств. Это
отмечалось и на саммите глав государств в Казани, где была распространена
Информация о выполнении Решения Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004
г. о решении некоторых вопросов, негативно влияющих на многостороннее
торгово-экономической сотрудничество в рамках Содружества независимых
государств, о которой подробнее будет сказано далее.
В целом степень интеграции в рамках СНГ к
настоящему времени значительно уступает не только Европейскому Союзу, но уровню
самого Содружества начала и середины девяностых годов двадцатого века. Общее
экономическое пространство по существу не сохранилось, отсутствует валютный
союз, ослаблено сотрудничество в контроле за внешними границами СНГ, не говоря
уже о таких имеющихся, например, в ЕС институтах, как органы с наднациональными
полномочиями, парламент, избираемый прямыми выборами, правовые акты
непосредственного действия.
Вполне очевидно, что уставные цели и принципы в целом не
утратили своего значения для государств-членов СНГ. Более того, к достижению
некоторых из целей государства-участники в полной мере не приступили. Вместе с
тем на современном этапе не все цели могут в равной мере успешно реализовываться
с учетом реальных интересов государств-участников. Так, с учетом разноскоростной
интеграции в экономической области в рамках всего Содружества не представляется
реалистичным на современном этапе в качестве актуальной выдвигать задачу
развития экономического союза. Не может претендовать на эту роль и задача
военно-политического сотрудничества. Вместе с тем, к настоящему времени не
только сохраняется актуальность цели развития гуманитарного сотрудничества, но и
появились объективные предпосылки для его активизации. За малыми исключениями
все государства СНГ не отрицают, во всяком случае, на официальном уровне,
необходимость обеспечения законных прав и интересов граждан на всем
постсоветском пространстве, прежде всего в вопросах трудовой миграции,
социальных прав, все государства так или иначе, заинтересованы в гуманитарном
сотрудничестве. Поэтому вызывает особый интерес такой основополагающий документ
в этой области, как Соглашение о гуманитарном сотрудничестве
государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанное на саммите
глав государств–участников СНГ в Казани 26 августа 2005 года.
Соглашение представляет собой достаточно объемный
документ (оно состоит из 18 статей), призванный максимально широко охватить все
направления сотрудничества в гуманитарных областях (области культуры,
образования, науки, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы
с молодежью).
При этом анализ Соглашения показывает, в каких областях
участники Соглашения продолжают сохранять интеграционную направленность, хотя бы
в общих целях сотрудничества и в применяемой терминологии, а в каких – не
выходят за рамки обычных договоров между странами, не имеющими особо тесных
отношений.
Так, в области культурного сотрудничества предусмотрено,
что Стороны реализуют совместные программы и проекты в области культурного
сотрудничества, включая проведение форумов, фестивалей, выставок, экспедиций;
обмениваются информацией об историко-культурных ценностях, исторических
документальных источниках, хранящихся в государственных собраниях, коллекциях и
фондах, а также об их использовании в целях образования, науки и культуры в
рамках межгосударственных программ; сотрудничают в вопросах сохранения
национальных историко-культурных ценностей, находящихся на территориях Сторон;
взаимодействуют в соответствии с нормами международного права и национальным
законодательством в решении вопросов, связанных с пропавшими и незаконно
вывезенными культурными ценностями.
Ссылка на нормы международного права здесь весьма
показательна и свидетельствует о примате не столько интеграционных начинаний,
сколько обычной международной практики культурных обменов.
В то же время такие направления сотрудничества, как
поощрение изучения языков народов других Сторон, содействие созданию и
деятельности национальных культурных центров (ст.2) может свидетельствовать и о
возможности более интенсивного взаимодействия в духе интеграции.
О возможности развития интеграции говорит и ряд
положений Соглашения, касающихся сотрудничества в области образования. Так, к
числу таких положений можно отнести намерение Сторон принимать меры для
реализации совместных проектов в области образования, включая конференции,
симпозиумы, летние школы, тематические олимпиады, форумы учащихся, студентов и
выпускников учреждений образования; взаимодействия в области профессиональной
подготовки и переподготовки кадров, создания совместных университетов,
расширения сети базовых организаций по различным направлениям образования;
согласования государственных образовательных стандартов всех уровней
образования, требований по подготовке и аттестации научных и
научно-педагогических кадров Сторон, гармонизации процесса присуждения ученых
степеней и присвоения ученых званий.
В то же время указание на взаимодействие в области
признания эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях
на основе двусторонних и многосторонних договоров и на изучение опыта создания
общеевропейского пространства высшего образования (Болонский процесс) и
дополнительных возможностей участия в этом процессе говорит о невысоком уровне
реализации интеграционных целей.
Не выходят за рамки обычной межгосударственной практики
цели сотрудничества в области развития научных исследований (разработка
межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и
прикладных наук; создание международных научных центров и организаций; обмен
научно-технической информацией, фундаментальными исследованиями и прикладными
разработками, развитие сотрудничества между академиями наук, научными
организациями и учреждениями образования Сторон).
Определенный интеграционный заряд имеется в положениях
Соглашения, относящихся к информационному сотрудничеству (ст.5). Так,
предусмотрено, что Стороны в целях формирования общего информационного
пространства СНГ принимают меры для:
- разработки и реализации программ сотрудничества в
сфере информации и информационных технологий;
- дальнейшего развития взаимодействия в области теле- и
радиовещания, в том числе с учетом потенциала Межгосударственной
телерадиокомпании «Мир»;
- проведения совместных мероприятий, включая
тематические фестивали, телефорумы, интернет-форумы;
- укрепления взаимодействия средств массовой информации
Сторон в целях формирования в мировом сообществе объективного и полного
представления о социально-политической, экономической и культурной жизни стран
Содружества;
- создания общих для Сторон спутниковых сегментов для
вещания на основе частотно-орбитального ресурса, ранее выделенного СССР;
- развития совместных информационных ресурсов в сетях
коллективного доступа, включая создание интернет-портала Содружества Независимых
Государств в Исполнительном комитете СНГ.
Некоторые интеграционные по содержанию мероприятия
намечены и в области спортивного сотрудничества, например, проведение совместных
спортивных мероприятий, включая спартакиады, олимпиады и чемпионаты по различным
видам спорта; сотрудничество в сфере научных исследований, научно-методического
и медицинского обеспечения деятельности в области физической культуры и спорта,
антидопинговой политики.
В то же время в сферах туризма и работы с молодежью (за
исключением ряда направлений сотрудничества по вопросам молодежной политики
вроде предусмотренного Соглашением воспитания молодого поколения в духе
взаимного уважения и дружбы между народами) уровень интеграционных начинаний
невысок. Об этом свидетельствуют, например, такие заложенные в Соглашение
направления сотрудничества, как способствование внедрению единой международной
системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой
информационной сети; осуществление взаимодействия в рамках Всемирной туристской
организации и иных международных форумов.
Практической мерой координации работы в гуманитарной
сфере по Соглашению является создание Совета по гуманитарному сотрудничеству из
представителей Сторон (СГС).
СГС рассматривает концептуальные вопросы, определяет
приоритетные направления и формы сотрудничества, вносит в установленном порядке
на рассмотрение Сторон и органов СНГ предложения, направленные на решение
конкретных задач в гуманитарной сфере.
Деятельность СГС регламентируется Положением,
утверждаемым отдельным соглашением Сторон.
Соглашение действует в течение 5 лет с даты его
вступления в силу. По истечении этого срока действие Соглашения автоматически
продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного
решения.
Определенное продвижение наблюдается и в сфере правового
сотрудничества.
Так, решением Совета глав государств Содружества
Независимых Государств (Казань, 26 августа 2005 года) создан Совет министров
юстиции государств-участников Содружества Независимых Государств.
В соответствии с утвержденным этим решением Положением о
Совете министров юстиции государств-участников СНГ Совет является органом Совета
глав государств Содружества Независимых Государств и Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в его компетенцию.
Членами Совета являются министры юстиции государств-участников Содружества,
главы которых подписали Решение о Совете министров юстиции.
Среди основных задач Совета следует указать на
содействие гармонизации законодательств государств-участников СНГ путем
выработки соответствующих рекомендаций; содействие обмену информацией о
формировании и реализации правовой политики, а также о законодательствах
государств, подписавших Решение; участие в формировании информационно-правовой
базы государств-участников СНГ.
К функциям Совета отнесены такие направления
деятельности, как принятие мер для формирования согласованной в рамках СНГ
правовой политики по вопросам, отнесенным к компетенции министерств юстиции
государств-участников СНГ; оказание органам Содружества содействия в
формировании правовой основы интеграционного взаимодействия
государств-участников СНГ; выработка рекомендаций, направленных на
совершенствование правовой основы и практики подготовки, согласования, принятия
и реализации актов Содружества и международных договоров, заключенных в рамках
Содружества.
Совет призван рассматривать вопросы повышения
эффективности исполнения действующих в рамках СНГ международных договоров в
сфере правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и
иным делам; содействовать сотрудничеству в разработке и осуществлении мер для
подготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений юстиции
государств-участников СНГ. Следует отметить такую функцию Совета согласно
Положению о нем, как проведение анализа состояния интеграционного взаимодействия
государств-участников СНГ в правовой сфере и подготовка рекомендации по его
совершенствованию. Совет также принимает участие в разработке и реализации
межгосударственных проектов, программ и других совместных мероприятий
государств-участников СНГ в правовой сфере; поддерживает и развивает контакты с
соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами
государств-участников СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Несмотря на то, что сотрудничество министерств юстиции
по таким вопросам, как выдача подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений, информационный обмен является вполне традиционным, сам факт
создания Совета и определение в качестве его основных целей гармонизации
законодательства стран-участников СНГ, а также обеспечение единства в правовой
политике имеет весьма важное значение и в принципе свидетельствует о возможности
существенной активизации правового взаимодействия в Содружестве. Это также может
создавать новые перспективы развития правовой системы СНГ.
Решение вопросов миграции является «барометром»
интеграционных процессов в СНГ. В этом плане не может не привлечь внимание
решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств об утверждении
Программы сотрудничества государств-участников Содружества Независимых
Государств в противодействии незаконной миграции на 2006 - 2008 годы.
Данное решение вступает в силу с даты его подписания, а
для государств, законодательство которых требует выполнения
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, – с даты
сдачи депозитарию соответствующего уведомления.
В разработке программы среди других участвовала
Совместная комиссия государств- участников Соглашения о сотрудничестве
государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной
миграцией от 6 марта 1998 года.
Программа сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2006
- 2008 годы разработана во исполнение Решения Совета министров внутренних дел
государств-участников СНГ от 16 июня 2004 года и Решения Совета глав
правительств СНГ от 15 сентября 2004 года.
Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается
на положениях Концепции сотрудничества государств-участников Содружества
Независимых Государств в противодействии незаконной миграции от 16 сентября 2004
года, Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых
Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, анализе
миграционной обстановки (ситуации) и прогнозе тенденций ее развития в
государствах-участниках СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с
незаконной миграцией, в том числе опыте совместных действий.
Принятие Программы сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2006
- 2008 годы обусловлено необходимостью дальнейшего развития такого
сотрудничества.
Целью Программы является дальнейшее совершенствование
сотрудничества государств-участников СНГ, уставных и отраслевых органов СНГ в
борьбе с незаконной миграцией.
Основные задачи Программы: выработка и реализация
согласованной политики; расширение и укрепление международно-правовой базы
сотрудничества государств-участников СНГ; совершенствование и гармонизация
национального законодательства в соответствии с принципами и нормами
международного права; совершенствование действующего пограничного и
миграционного контроля на государственных границах государств-участников СНГ;
проведение согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных
мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение
сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении
квалификации специалистов.
Программой предусмотрено укрепление
международно-правовой базы сотрудничества, прежде всего, в виде расширения
международно-правовой базы участия государств-участников СНГ в международном
сотрудничестве в противодействии незаконной миграции, в частности предполагается
рассмотреть вопрос о присоединения основным договорам заключенным в
уголовно-правовой сфере в рамках ООН, ее специализированных учреждений, а именно
к Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г. и
Протоколу против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху,
дополняющему Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000
года.
Во вторую очередь предусмотрено рекомендовать
рассмотреть вопрос о присоединении государств-участников СНГ, не подписавших
принятые ранее в рамках СНГ документы, к соответствующим соглашениям (Концепции
сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в
противодействии незаконной миграции, утвержденной решением Совета глав
государств от 16.09.04 г.; Соглашению о сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта
1998 г.; Положению об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд
которым в государства-участники Соглашения о сотрудничестве
государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной
миграцией закрыт в соответствии с их действующим национальным законодательством,
и порядке обмена информацией о незаконной миграции, утвержденному решением
Совета глав правительств от 25.01.2000 г.; Положению о Совместной комиссии
государств-участников Соглашения о сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта
1998 г., утвержденному решением Совета глав правительств от 16.04.04 г.
Вместе с тем, ряд пунктов Программы не носит
интеграционного характера, и явно являются данью реальным процессам развития
двусторонних отношений в рамках в СНГ: так, в пункте 1.1.3
государствам-участникам рекомендуется завершить заключение двусторонних
соглашений по реадмиссии, согласно пункт 1.3 государства-участники должны
усовершенствовать национальные механизмы выдворения и депортации незаконных
мигрантов (без каких-либо оговорок об общих механизмах), пункт 2.12 рекомендует
государствам-участникам продолжить практику принятия национальных программ по
борьбе с незаконной миграцией и т.д.
С целью совершенствования и гармонизации национального
законодательства государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконной миграцией
Межпарламентская Ассамблея государств-участников проанализирует данные процессы
и к 2007 г. разработает рекомендации. В течение 2006-2008 г. рекомендовано
принять новые нормативно-правовые акты по трем направлениям борьбы с незаконной
миграцией (о выявлении и конфискации доходов, полученных в результате
организации и содействия незаконной миграции; об усилении уголовной
ответственности за преступления, связанные с незаконной миграцией; о
лицензировании деятельности агентств по трудоустройству граждан за рубежом и
туристической деятельности).
В 2006 г. предполагается определить порядок
взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ при
административном выдворении или депортации незаконных мигрантов, а также
разработать методику досмотра на государственной границе грузов и транспортных
средств в целях пресечения незаконной миграции.
Совместный характер носит ряд
организационно-практических мероприятий, в частности, Программой предусмотрено
проведение оперативных, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций
по выявлению и перекрытию каналов незаконной миграции; по выявлению и
отслеживанию денежных потоков, проходящих через государства-участники СНГ, при
наличии оснований подозревать их в связи с незаконной миграцией; по выявлению и
пресечению деятельности физических и юридических лиц, международных преступных
группировок, занимающихся организацией незаконной миграции и др.
Предусмотрен также обмен информацией по вопросам борьбы
с незаконной миграцией и научное сотрудничество в данной области.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с
принципами и нормами международного права и национальным законодательством
государств-участников СНГ.
Контроль за исполнением государствами-участниками СНГ
планов по реализации положений Программы предусмотрен в виде ежегодного
рассмотрение уставными и отраслевыми органами СНГ хода выполнения Программы, а
также ежегодного предоставления Исполнительным комитетом СНГ Совету глав
государств и Совету глав правительств доклада о ходе выполнения Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Развитие
сотрудничества государств-участников СНГ, повышение результативности проводимых
согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных
мероприятий и специальных операций
Финансирование совместных мероприятий данной Программы
осуществляется заинтересованными государствами-участниками СНГ по договоренности
в рамках ежегодно выделяемых финансовых средств предусматриваемых в национальных
бюджетах на соответствующие цели. Таким образом, никаких общих финансовых
ресурсов для решения задач данной Программы не предусматривается, что
свидетельствует о сравнительно невысоком уровне интеграции в данной области.
(Окончание в следующем
номере)
|