Закрытие школ: горечь и перспективы
02.23.2006, Нарва
Виталий ШКОЛА
«Ответственное и горькое решение, но с экономической точки
зрения – рациональное», - эти слова депутата Татьяны Заруцких о закрытии
Юхкентальской школы можно поставить эпиграфом ко всем дебатам по этому вопросу.
Честно говоря, даже не дебатам, а усиленным оправданиям депутатов и чиновников
друг перед другом. Решение о закрытии школы было принято давно, вариантов не
было. Все это прекрасно знали и практически единодушно проголосовали «за», но
фарисейское желание «народных избранников» и «власть предержащих» сохранить лицо
заставляло их как бы очень сожалеть о вынужденном шаге.
К какому-то здравому смыслу попытался призвать
оппозиционный депутат Афанасьев, но добился лишь технического перерыва, взятого
правящей коалицией для некоторых поправок в тексте постановления.
Собственно, неважно, кем были высказаны эти призывы,
они, как оказалось, несут в себе рациональное зерно, а именно: при реорганизации
школ учебному заведению потребуется лицензирование. А чем, как не
реорганизацией, можно назвать слияние Юхкентальской и Кренгольмской школ? Юрист
Горуправы Петр Някк достаточно долго говорил о нескольких путях и формах такой
реорганизации, а Елена Тороквей, вице-мэр по образованию, ссылалась на п.49
Закона об основной школ и гимназии, где говорится, что такое решение вправе
принимать муниципальная власть. Что ж, и Закон имеет место, и разные пути
существуют, только вот ключевое слово в Законе - РЕОРГАНИЗАЦИЯ, какие бы формы
она не принимала. А следовательно – лицензирование, которое может оказаться как
для Кренгольмской, так и для любой другой из нарвских школ проблематичным. Ведь
это понятие, как удалось выяснить, включает в себя целый комплекс различных
проверок, от санитарно-технического состояния здания до лицензирования
компьютерных программ и пресловутого языкового вопроса. Если же школа не
получает лицензию, она теряет право работать по государственным программам.
И ни для кого не секрет, что многие из нарвских школ и
гимназий такую проверку могут и не пройти. Единственная школа, которая полностью
соответствовала хотя бы сантехническим нормам – Юхкентальская, о чем не раз
заявляли в прессе и ее директор Ирина Трошкина, и председатель попечительского
совета школы Андрей Варгунин. Но именно эту школу и закрыли. Факт свершившийся.
16 февраля 2006 года в Юхкентали школе прошло
родительское собрание, на котором родителей извещали о решении Горсобрания.
- Каждому родителю вручалось два документа. Один они
подписывали и оставляли в школе, другой – брали с собой. Документы были
переведены на русский язык, потому что не все родители владеют эстонским, -
рассказала завуч школы Алла Зюсько.
Документ, предъявляемый родителям был такого содержания:
«В связи с реорганизацией, путем слияния Нарвской Юхкентальской школы с Нарвской
Кренгольмской гимназией и с прекращением действия Нарвской Юхкентальской школы и
слиянием с Кренгольмской гимназией идет извещение родителей. Вашему ребенку
гарантировано место в Кренгольмской гимназии. Документы вашего ребенка будут
переданы в Кренгольмскую гимназию в конце 2005/2006 учебного года. В случае,
если вы желаете отправить своего ребенка в другую школу, вы должны забрать его
документы, подписав соответствующее заявление.»
- Родители очень обеспокоены, очень нервничают и
переживают за судьбу детей. На собрании в 10 классе после объяснения ситуации
директором школы этот документ был подписан. А в 11 классе родители подписывать
отказались, - сообщила завуч. – 11 класс – один год остался до окончания
гимназии, проблемы будут очень большие. Ребята переживают за то, как их примут в
других школах. На данный момент ситуация достаточно сложная. Мы ожидали, что на
собрание придут представители Отдела культуры, но никого не было, пришлось
объяснять все классным родителям, директору и мне.
Если педагоги введут себя достаточно корректно и
стараются по мере сил держать себя в руках, то вот родители, чьи дети сейчас
стали заложниками принятого решения, реагируют на это достаточно эмоционально.
Владимир, отец девятиклассницы: «Разве не нарушение
законных прав моей семьи в том, что я должен сдергивать с учебы ребенка,
проучившегося здесь 9 лет, только потому, что «наверху» принято решение о
закрытии? Я своего согласия на это не давал!»
Игорь, отец двоих учеников: «Ну что нас за дураков
держать? Всем ясно, что кому-то из «крутых» понравилось это место! А дети… Что
им дети, раскидают, родители подсуетятся. Обидно!»
Инна, мама семиклассника: «Я сама заканчивала эту школу
и ребенка привела сюда вполне сознательно, хоть и живем мы сейчас на другом
конце города, на Раху. И многих здесь знаю, кто так же сделал. Даже
одноклассников своих. Мы любим Седьмую школу, и наши дети любят! У нас отняли
любовь!»
Важная сторона вопроса: не подставят ли власти таким
своим «горьким, но необходимым» решением остальные учебные заведения города?
Ведь на очереди - школа №6, которую хотят слить с Йоальской. Далее по «Сценарию
развития сети муниципального образования Нарвы», грядет целая сеть
РЕОРГАНИЗАЦИЙ, а следовательно – лицензирований. И непредсказуемо, чем это может
кончиться.
А ведь впереди – Реформа образования 2007 года… И снова
в Нарве начнется новая волна борьбы на всех уровнях за сохранение в
русскоязычном городе русских школ, за возможность дать детям образование на
родном языке. И в первых рядах это борьбы будут народные избранники, с такой
легкостью закрывающие эти школы сейчас. Только что-либо изменить будут уже не в
силах…
|