Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №141(01.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
КОНФЕРЕНЦИЯ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ИЛИ НАТО. К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ»
С ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «УКРАИНА ЗА МЕСЯЦ ДО ВЫБОРОВ»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Русский мир



Русский фестиваль в Мельбурне

07. 02.2006., Соотечественники

Несколько тысяч человек собрались в минувшее воскресенье на одной из центральных площадей австралийского города Мельбурн, чтобы принять участие в праздновании первого русского фестиваля "Широкая Масленица-2006". Он был устроен под эгидой русскоязычной общины и посольства РФ. Впервые в истории города площадь Федераций на пять часов превратилась как бы в маленький российский городок, погрузившись в атмосферу безудержного веселья. Театрализованная программа, ярмарка, цирковое шоу, балаганный кукольный спектакль, а также традиционные блины с начинками на любой вкус создали полную иллюзию исконно русского национального праздника.

Со вступительным словом к участникам и гостям фестиваля обратился посол России в Австралии Александр Блохин. Он зачитал приветствия мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. В них, в частности, говорится, что "у истинных традиций нет границ": "Нас разделяют тысячи километров, да и само понятие "проводов зимы и встречи весны" для многих жителей южного полушария является абстрактным. Однако главное в этом событии не снег и холод, а солнце, которому люди радовались во все времена и на всех континентах, а еще – смех и веселье. И куда бы нас, россиян, переменчивая судьба не забросила, мы не забываем доброго и славного наследия прадедов, своей исторической Родины. И ваш Фестиваль – яркое и убедительное тому подтверждение".

Первые русские появились на Зеленом континенте в начале 19 века. После этого было еще три волны русской иммиграции - в 40-х, 70-80-х и 90-х гг прошлого века. В настоящее время, согласно статистическим данным, на территории Зеленого континента проживают 15 тысяч уроженцев России, сообщает ИТАР-ТАСС.




Староверы в Чили

"Латинская Америка", 2004, №6 (публикуется в сокращении)

М. Брагин 

Русские староверы в Чили – беспоповцы, церквей у них нет, а входить в другие, даже православные храмы, обычай им строго-настрого запрещает. Религиозные обряды совершаются под руководством настоятеля не менее двух раз в день в специальных молитвенных избах. По воскресеньям и праздникам – особая молитва, длящаяся намного дольше будничной. Работать в эти дни запрещено.

При всей своей патриархальности староверы удивительно мобильны. В их доме почти всегда гостит кто-то из родственников или знакомых из соседних стран. Кто приехал невесту присмотреть – женятся рано, – а кто просто по хозяйству помочь: дом починить или еще что. Как правило, старообрядцы приводят спутницу жизни из заграничных колоний – между родственниками брак запрещен.

Детишек своих русской грамоте и счету учат сами. Зачастую староверы отдают детей в местные школы, чтобы язык здешний учили – для коммерции хорошо – надо же знать, как налоговую декларацию заполнить или деньги родственникам за границу отправить.

Русский язык у староверов особенный. В России такого уже не услышишь – все отдано на откуп иностранным заимствованиям. Кто, кроме староверов, сегодня использует слова "шашмура", "букасетка"? Носят староверы самотканые рубахи с поясками, женщины – длинные, до пят сарафаны. Замужние женщины, помимо этого, должны повязывать платок с волосником, именумым "шашмурой". Кухня традиционная – пироги-шанеги, пельмени, вареники из творога со сметаной. Священные книги передаются из поколения в поколение, как, впрочем, и иконы, отличающиеся от привычных нам ликов святых – они отлиты из металла и покрыты позолотой.

Что касается материальных благ, то живут староверы в достатке. "Кто работает, у того и деньги водятся", – объясняют они. Уж что-что, а трудиться староверы умеют. Их рабочий день начинается еще затемно. В пять утра подъем, утренняя молитва, затем плотный завтрак, который у нас назвали бы обедом, и за работу. И так до самого вечера. В отличие от старообрядческих общин Северной Америки, освоившихся в различных областях деятельности – от сельского хозяйства до строительства и производства, латиноамериканские староверы в большинстве своем сохранили традиционный уклад: ведут уединенный образ жизни и занимаются преимущественно крестьянским трудом.

В селении чилийских староверов все, что называется, "при деле". Мужчины трудятся в поле или на лесозаготовках. Иногда, если это сулит хороший заработок, они устраиваются временно поработать "на стороне". Чилийцы всегда охотно принимают их – прилежнее и дисциплинированнее работников не найти, а что "бородачи", так мало ли вокруг чудаков ходит. Да и местные власти к ним относятся хорошо. Проблем им староверы не доставляют, с протянутой рукой вдоль дороги не стоят, исправно платят налоги, да и от криминальных дел держатся подальше. Зато уж если возьмутся староверы избу срубить или баньку, так в нее войти любо-дорого, да и стоять она будет лет сто, никак не меньше. В хозяйстве у староверов имеется техника – машина, трактор и прочие подручные механизмы. Использовать их вера не запрещает, а без них управиться совсем сложно. Женщины, как правило, занимаются домашней работой, пасут скот, готовят пищу, воспитывают детей. Их, кстати, традиционно много – "сколько Бог даст". Кроме того, почти все женщины рукодельничают.

               О рукоделии староверов стоит рассказать поподробнее. Ведь вся их одежда, кроме обуви, сделана собственными руками. Ткани, разумеется, покупают. А из них умелые женские руки творят подлинные чудеса – шьют традиционные рубахи, которые затем украшают вышивкой, ткут пояса, плетут кружева. Вышивки делают при помощи специально приспособленной иголки от медицинского шприца. Свои изделия женщины отвозят в город на продажу. Такая вышивка – удовольствие не из дешевых: цена одной расшитой скатерти превышает 200-300 долларов, однако всегда есть спрос. Красота ведь, любо-дорого смотреть.

Телевизоров и радиоприемников в домах у староверов нет – иметь их запрещает вера. Новости они узнают от чилийцев, когда въезжают в город. Со своими родственниками из других стран предпочитают общаться посредством переписки или по телефону – что-что, а технический прогресс штука серьезная. С ними же обсуждают последние новости.

Так и живут они, сохраняя обычаи и обряды, традиции русской культуры, находясь далеко от исторической родины, на которой они в подавляющем большинстве своем никогда не бывали. Конечно, фатальное и всепроникающее воздействие глобализации не обошло и их стороной. Молодежь чаще засматривается на прелести городской жизни и по выходным тайком сбегает на дискотеку в соседние деревни и города, крутит на кассетах и компакт-дисках "попсу" и "балуется" табаком. Если же поселения староверов находятся в труднодоступной глуши, сохранять монолитность общины и дисциплины удается гораздо легче. Да и без образования, получить которое староверам весьма затруднительно, сегодня рассчитывать на успех за пределами колонии не приходится. А потому сколько-нибудь ассимиляции старобрядческих общин в окружающую их этнокультурную среду в Латинской Америке, по крайней мере, почти не происходит.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ