О положении соотечественников в Республике Молдова
Согласно данным проведенной в Молдове в октябре 2004 г.
переписи населения, число этнических русских сократилось до 5,8% (12% - в 1989
г.) и насчитывает более 235 тысяч человек (около 520 тыс. чел.- 1989 г.).
Однако, поскольку к нашим соотечественникам в Республике Молдова относятся и
представители других национальностей, считающих русский язык и русскую культуру
для себя родными и называющих себя бывшими гражданами Советского Союза, общее
число соотечественников сегодня может доходить до 500 тысяч, не считая
русскоязычного населения Приднестровья. Например, часть украинского населения
Молдовы (ныне здесь проживает около 363 тысяч этнических украинцев) больше
тяготеет к России, чем к Украине, и предпочитает, чтобы их дети получали
образование на русском языке, не говоря уже о проживающих в РМ белорусов, татар,
евреев, немцев и др.
Сокращение числа соотечественников в Молдавии произошло,
во-первых, по причине естественной убыли, во-вторых, в результате отъезда в
Россию и другие страны части соотечественников среднего возраста и молодёжи, а
также в результате проводимой Кишиневом политики ассимиляции национальных
меньшинств.
Правовое положение наших соотечественников (не только
русских по происхождению) в Республике Молдова регламентируется сегодня
такими документами, как Конституция РМ (июль 1994 г.), Концепция государственной
национальной политики РМ (декабрь 2003 г.), Закон о правах лиц, принадлежащих к
национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций (август 2001 г.),
Закон о государственном языке, Закон о функционировании языков на территории РМ
(сентябрь 1989 г.), Закон об образовании (июль 1995 г.), Закон о культуре
(август 1999 г.) и др.
Статья 10 Конституции, в частности, гласит, что
«государство признает и гарантирует право всех
граждан на сохранение, развитие и выражение этнической,
культурной, языковой и религиозной самобытности».
Важным документом, принятым в Молдове почти сразу после
победы коммунистов на парламентских выборах 2001 г., который затрагивал статус
национальных меньшинств, их права на сохранение и развитие родного языка и
культуры, является закон о национальных меньшинствах. В нем государство
гарантирует права на полноценное развитие всех языков и культур, бытующих в
Молдове, формулирует права и обязанности интеграционного характера,
обеспечивающие гармоничный диалог культур, но на фоне непременного знания
государственного языка, молдавской культуры и истории (?).
Он содержит также ряд положений, приближающих русский
язык к статусу официального, и предусматривает пропорциональное
представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной
власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.
Однако до реального выполнения этого закона еще очень и
очень далеко, и, прежде всего, это как раз касается проблемы пропорционального
представительства национальных меньшинств в органах государственной власти и
руководстве силовых структур Молдовы.
Существующая законодательная база теоретически
обеспечивает необходимый уровень соблюдения прав национальных меньшинств,
включая наших соотечественников, при условии выполнения перечисленных выше
законов и вытекающих из них законодательных актов. Молдова ратифицировала более
30 соответствующих международных и европейских конвенций, присоединилась к
Рамочной Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии
региональных языков и языков национальных меньшинств.
В самой Молдове принят целый ряд документов,
регламентирующих межэтнические отношения в стране, полное претворение которых в
жизнь может привести к установлению подлинного равноправия титульного
населения и проживающих в Молдове представителей других этносов, к полному
удовлетворению их культурных и языковых потребностей.
В системе государственного управления функционируют
специализированные органы различного уровня, которые должны были обеспечивать
деятельность государства в этой области. Это - Комиссия по делам национальных
меньшинств парламента РМ, Бюро межэтнических отношений (до марта 2005 г.
Департамент по делам национальных меньшинств при правительстве РМ), Отдел
образования по преподаванию языков национальных меньшинств в Министерстве
просвещения, а также Институт национальных меньшинств в Академии наук РМ.
Но исполнение молдавского законодательства по вопросам,
касающимся национальных меньшинств, на практике не обеспечивает им равных
прав с представителями титульного населения. Наблюдающиеся в жизни общества
явления и конкретные факты нарушений этих законов (отсутствие, как говорилось
выше, пропорционального представительства во всех ветвях власти, «ползучая»
дискриминация русскоязычного населения, например, в области образования), дают
основание полагать, что законодательство в отношении соотечественников должным
образом не соблюдается.
Остаются в силе принятые под нажимом националистов еще в
1989 г. законы о языках ("О статусе государственного языка МССР», "О возврате
молдавскому языку латинской графики", "О функционировании языков на территории
МССР"), которые послужили первопричиной всплеска межнациональных противоречий,
приведших к вооруженному конфликту между Кишиневом и Тирасполем в 1992 г., а
также произошедшего раскола как в молдавском полиэтническом обществе, так
и среди самого молдавского населения в результате деления его
националистами на румын и молдаван.
Пришедшие к власти в 1994 г. аграрники внесли в
Конституцию некоторые изменения и определили статус русского языка как языка
межнационального общения. Они несколько «подправили» и закон о функционировании
языков в РМ, но, тем не менее, ограничения на профессии для «незнающих»
молдавский язык еще существуют.
Главную роль в сохранении русской культуры и русского
языка, проведении культурно-просветительской работы в Молдове играют русские
общины.
В Молдове насчитывается сегодня около 30 общественных
организаций российских соотечественников. В июле 2000 г. большинство организаций
на Правобережье объединилось в рамках Координационного совета русских общин
(КСРО РМ). Наиболее влиятельными являются Республиканская русская община
«Содружество», Фонд славянской письменности и культуры (у которого, кстати,
власти недавно отобрали рабочее помещение), Центр русской культуры, Русская
община РМ и др.
Параллельно и независимо от КСРО действует Конгресс
русских общин, который также объединяет несколько коллективных членов, таких как
Гильдия русских предпринимателей, Ассоциация русских писателей, Лига русских
студентов и др.
Конгресс русских общин ежегодно проводит в Кишиневе и
некоторых районных центрах Дни русской культуры и духовности, оказывает
финансовую помощь русскому драматическому театру им. А.П.Чехова.
При финансовой поддержке КРО в республике издаются
произведения (проза, поэзия, литературная критика, научные монографии,
справочно-библиографические издания) русских авторов Молдавии.
Много сделала для сохранения и распространения русского
языка, русской культуры и истории среди русскоязычного населения страны
коллективный член КСРО - Русская община РМ.
Конечно, без поддержки России, наверное, многого не
удалось бы осуществить. Из федерального бюджета России на оказание помощи
соотечественникам в Молдове в 2003 г. было выделено около 250 тыс. долл. США, в
2004 г. эта сумма превысила 310 тыс. долл. На 2005 г. было выделено около 340
тыс. долл. США.
В 2004 г. наиболее крупными были следующие мероприятия
по поддержке соотечественников: по запросам школ им было направлено 825
наименований экземпляров учебников, учебно-методической, справочной и
художественной литературы на сумму 6,5 млн. рублей; 15 представителей
интеллигенции из числа соотечественников (писателей, деятелей культуры)
участвовали в форуме “Русский язык как важнейший фактор сохранения национального
наследия и межнационального общения” в Санкт-Петербурге 7-10 октября с.г.; в
молодежном форуме в Казани в июне с.г. приняли участие 5 представителей из
Молдавии; 8 представителей участвовали в семинаре руководителей молодежных
организаций в Москве в сентябре с.г.; на курсы повышения квалификации в РФ было
командировано 130 учителей русского языка и литературы школ с русским языком
обучения; 100 детей отдохнуло в лагерях России; учащиеся старших классов школ
Молдавии - победители олимпиад и конкурсов совершили поездки по
учебно-образовательным маршрутам исторических мест России («Золотое кольцо»,
Москва - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Псков).
Планируется подключение к приему телепередач российского
образовательного канала «Школьник-ТВ» четырех школ с русским языком обучения, 15
учащимся из Молдавии будут выданы целевые гранты на дистанционное обучение в
центре образования «Царицыно» в Москве.
Традиционно выделялись средства на организацию зимнего
отдыха детей соотечественников, стажировки преподавателей русских школ в период
зимних каникул, олимпиады школьников и некоторые другие мероприятия, которые
проходили в России.
При поддержке (прежде всего, финансовой) российского
посольства общественная организация «Русь» организовала в Кишиневе международную
научно-практическую конференцию «Князь Даниил Галицкий и судьбы Западной Руси»,
посвященную второму коренному населению Молдовы - русинам, которые внесли свой
вклад в становление молдавской государственности и образование в 1358 г.
Молдавского княжества. На конференции подчеркивалось, что потомки этой
древнерусской народности сумели сохранить свою этнокультурную специфику, многие
культурные традиции Древней Руси, свой древний этноним и свою русскость.
К сожалению, организации наших соотечественников
придерживаются разных взглядов на развитие политической ситуации в Молдове и
фактически «находятся по разные стороны баррикад». Координационный совет русских
общин поддерживает президента В.Воронина и на последних парламентских выборах
призывал своих членов голосовать за Компартию.
Конгресс русских общин во главе с В.Клименко находится в
жесткой оппозиции к нынешним властям и критикует президента и правительство за
их антироссийский, по его мнению, курс в области внешней и экономической
политики.
Третьи стараются сохранить «золотую середину» и свой
«нейтралитет», ограничиваясь проведением культурно-просветительских
мероприятий.
Основная работа в 2005 г. велась по следующим
направлениям: отмечались юбилейные даты, связанные с российской культурой;
проводились мероприятия по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне;
по пропаганде русской культуры, оказывалась поддержка в организации и проведении
концертных и выставочных программ; материальная помощь нуждающимся российским
гражданам; была проведена медицинская реабилитация ветеранов Великой
Отечественной войны; подписка на российскую периодику.
Положение русского языка в Молдове. Новое руководство
страны сразу же после прихода к власти попыталось предпринять ряд мер по
восстановлению позиций русского языка в системе образования. Однако объединенные
усилия правых националистов и Запада вынудили правительство Молдовы отменить
действие соответствующих приказов Министерства просвещения. Сыграл свою роль
настоятельный призыв Совета Европы к правительству повременить с расширением
сферы применения русского языка.
К тому же Конституционный Суд РМ признал ряд положений
принятых новой властью законов несоответствующими Конституции, в частности,
положений о дублировании на русском языке актов гражданского состояния,
наименований населенных пунктов и государственных учреждений и т.д.
По оценкам некоторых специалистов, сегодня в стране
русский язык является родным для 23,1% населения, а для 45% граждан Молдовы он
является вторым языком. Он по-прежнему активно используется в производственной
сфере, в области науки, информации.
Все эти факторы беспокоят не только националистические
силы, но и нынешнее руководство. Поэтому постепенное выдавливание русского языка
из Молдовы продолжает иметь место, хотя и не такими темпами, как это было в
первой половине 90-х гг.
Особенно это заметно в сфере образования. Количество
учебных заведений с преподаванием на русском языке и число учеников и
студентов в них сокращается.
С 1990 г. - по 1994-й г. доля учащихся в
русскоязычных школах уменьшилась с 39% до 26%, в колледжах - с 51% до
18%, студентов в вузах - с 55% до 31%. В настоящее время, по данным
Минпросвещения РМ, в стране функционируют 280 начальных и средних учебных
заведения с русским языком обучения (в 1993 г. их было 431). Большинство из них
расположены в русинских и малоросских селах. «Русские» школы на сегодня
составляют 18,3% от числа всех общеобразовательных школ, всего в РМ - 1491
школа. Еще 82 школы являются смешанными (русско-молдавскими,
русско-украинскими). Русскоязычных граждан в Молдове насчитывается около 35%
населения страны. Число обучающихся в «русских школах» в 2003-2004 учебном году
составляло более 125 тыс. человек, на конец 2004-2005 учебного года на русском
языке обучалось около 110 тысяч (соответственно примерно 24% и 20,8% от числа
всех учащихся начальных и средних школ Молдовы). Школ с обучением по российским
программам здесь нет.
Получение высшего образования на русском языке
фактически переведено в Молдове на платную основу, тогда как получение
образования на молдавском финансируется из госбюджета. Русские группы обучения
имеются в 17 из 40 вузов Молдовы.
В настоящее время в РМ функционируют два госуниверситета
в г. Комрате (Гагаузия) и в г. Тараклия (район компактного проживания болгар) и
один негосударственный - Славянский университет в г. Кишиневе, где преподавание
практически полностью ведется на русском языке. Недавно в Кишиневе были созданы
два высших учебных заведения, обучение в которых осуществляется по
информационно-спутниковой технологии по программам российских вузов -
Современного гуманитарного института и Балтийского института экологии, политики
и права. Филиалов российских вузов в полном смысле этого слова в Молдове нет.
Переговоры о возможном учреждении таких филиалов ведутся. В частности, речь шла
о создании в Молдове филиала МГУ им. М.В.Ломоносова, филиала Госуниверситета
Санкт-Петербурга. Обсуждался проект соглашения об учреждении и деятельности в
Кишиневе молдавско-российского университета «Дмитрий Кантемир». Но молдаване
затягивают реализацию этих планов под предлогом того, что, мол, пока в
республиканском законодательстве нет соответствующих правовых актов. На данный
момент переговоры по этому вопросу практически прекратились.
Прежние заявления и обещания президента о придании
русскому языку статуса официального или второго государственного сменились
сегодня призывами к русскоязычному населению изучать, прежде всего, молдавский
язык, что, по его мнению, является главным средством достижения межэтнического
согласия.
Представляется, что власти Молдовы стремятся теперь не к
предоставлению русским и другим национальным меньшинствам равных прав с
титульным населением, к их постепенной ассимиляции.
Следует сказать, что взятый с конца 2003 г. президентом
и коммунистом В.Ворониным курс на окончательное сближение с Западом, тесное
сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами, прежде всего, с
Евросоюзом, а также с НАТО, в ущерб интересам России, интересам русскоязычного
населения Молдовы получил полную поддержку молдавских националистов. Больше
того, новая ориентация нынешних властей в Кишиневе, фактически полностью
совпадающая с политическими взглядами националистической оппозиции, стала самым
серьезным образом негативно влиять и на проведение политики в области культуры,
образования, языка и т.д.
Это очень хорошо видно на примере Концепции национальной
политики РМ, одобренной парламентом в 2003 г.
В ней было зафиксировано: «Терпимость и уважение к
языкам, культурам, религиям и верованиям других этнических сообществ,
проживающих на территории Молдовы,… является неотъемлемым условием политического
суверенитета и гражданского мира в стране. Государство обязуется всемерно
заботиться о сохранении, развитии и свободном выражении этнической, культурной,
религиозной и языковой идентичности всех этнических сообществ, проживающих в
Молдове.
Молдавский язык, обладая статусом государственного
языка, применяется во всех сферах политической, экономической, социальной и
культурной жизни. Обучение молдавскому языку является одним из национальных
приоритетов Республики Молдова.
Русский язык также применяется во всех сферах
жизнедеятельности государства и общества…».
В пояснительной записке к Концепции подчеркивалось, что
Концепция является базовым документом для органов публичной власти при
проведении социально-экономической и культурной политики, направленной на
укрепление государственности, восстановление территориальной целостности
республики и построение демократического гражданского общества. Правительство
должно было разработать комплексную программу мер по реализации Концепции
государственной национальной политики Республики Молдова, но пока такой
программы нет.
Националистическая оппозиция встретила Концепцию «в
штыки» и до настоящего времени не приемлет этот документ, утверждая, что
Концепция ущемляет права коренного населения. Следует в связи с этим заметить,
что есть научные исследования, доказывающие совместное участие предков молдаван,
валахов и русинов (одна из ветвей древнерусской народности) в создании и
становлении молдавской государственности – средневекового Молдавского княжества.
На территории Молдавии обнаружено 30 славянских поселений VI –VII вв. и свыше 80
– VIII – IX вв. Поэтому можно говорить о том, что в сегодняшней Молдове
проживают два коренных народа – потомки молдаван и русинов, получивших позднее
название «руснаки».
Национал-радикалы считают Концепцию документом,
«конечная цель которого - аннулировать Декларацию о независимости 1991 года как
юридический акт рождения второго румынского государства и придать Республике
Молдова новый этнокультурный, исторический, лингвистический и политико-правовой
статус».
Сегодня о Концепции национальной политики РМ молдавские
власти стараются не вспоминать.
В своем выступлении перед депутатами вновь избранного
парламента президент В.Воронин, перечисляя первоочередные задачи нового
правительства по квалифицированной и компетентной реализации Стратегии
экономического роста и снижения уровня бедности, Плана действий Республика
Молдова - Европейский союз, Программы расходов на среднесрочный период,
Национальной программы «Молдавское село», Общегосударственной программы по
информатизации общества, Национальной программы по изучению государственного
языка и др., об упомянутой выше Концепции вообще не сказал ни слова.
В сторону националистов В.Воронин сделал еще один жест.
С его благословения депутаты от Компартии избрали на пост председателя комиссии
нового парламента РМ по вопросам прав человека и нацменьшинств ярого молдавского
румынофила, вице-председателя националистической ХДНП Ш.Секеряну, партии,
основатели которой были инициаторами принятия законов, дискриминирующих русское
и русскоязычное население Молдовы и их право на развитие русского языка и
русской культуры. Как будет «защищать» права нацменьшинств, особенно
русского, этот представитель националистов, можно даже не гадать.
Министерство просвещения РМ, использовав «опыт» Латвии
по реформированию системы образования, подготовило новый законопроект (Свод
законов об образовании в Республике Молдова), предполагающий фактическую
ликвидацию русских детсадов, школ и групп в вузах, ибо обучение в них
предусмотрено перевести на государственный язык.
Как известно, закон об образовании, принятый в 1995 г.,
когда у власти находились аграрники, гарантировал, что государство обеспечит
нацменьшинствам право выбора языка обучения и воспитания на всех уровнях. В
новом проекте говорится, что образование на всех уровнях осуществляется на
государственном языке. В проекте свода законов содержится уточнение, что
обучение для нацменьшинств регламентируется законом 1989 г. о функционировании
языков, закреплявшим якобы их право на получение образования на родном языке, но
этот закон не выполняется уже сегодня - в Молдове идет неуклонное свертывание
деятельности учебно-воспитательных учреждений на русском языке.
Следует отметить, что в Кишиневе осталась только одна
церковь, где богослужение ведется на русском языке, хотя число русских и
русскоговорящих верующих в городе превышает 30% всего населения молдавской
столицы. Настораживает также тот факт, что подготовка священнослужителей в
стране, которую проводит Митрополия Молдовы, осуществляется на румынском
(молдавском) языке.
Можно предположить, что теперь, когда союзниками
Компартии Молдовы являются националисты из Христианско-демократической народной
партии и Социал-либеральной партии, которые помогли В.Воронину остаться на посту
президента страны на второй срок, о Концепции национальной политики РМ и
необходимости соблюдать права наших соотечественников молдавское руководство
будет вспоминать все реже и реже.
|