Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №141(01.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
КОНФЕРЕНЦИЯ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ИЛИ НАТО. К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ»
С ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «УКРАИНА ЗА МЕСЯЦ ДО ВЫБОРОВ»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Ташкент для России - город хлебный

22 – 28.02.2006. ВПК

Алексей Матвеев

Москва настойчиво зовет Узбекистан в ОДКБ

На прошлой неделе Ташкент посетил председатель Госдумы Борис Грызлов. Выступая перед депутатами Олий Маджлиса (нижняя палата республиканского парламента), российский спикер признал, что РФ "ожидает возвращения Узбекистана к полномасштабному участию в работе Организации Договора о коллективной безопасности".

В начале февраля здесь же побывал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Так что визит Бориса Грызлова выглядит закономерной поддержкой усилий Кремля вернуть Узбекистан "в лоно" коллективной безопасности СНГ, которое он покинул в 1999 г. Напомним, Николай Бордюжа выезжал в Ташкент по приглашению президента Ислама Каримова. Но всеми ожидаемой заявки о вступлении Узбекистана в ОДКБ генсек так и не привез в Москву. Николай Бордюжа, комментируя итоги свой поездки, очень дипломатично подвел беседующих с ним журналистов к выводу, что Ташкент просто ждал информации об организации "из первых рук". Как следует из слов генсека, пока же Узбекистан "внимательно присматривается к деятельности ОДКБ, изучает нормативные документы". Иными словами, Ислам Каримов взял паузу, и не исключено, для того чтобы дороже оценить роль своей страны в системе коллективной безопасности СНГ.

Что же касается позиции самого Николая Бордюжи, то он ее изложил очень четко: "Организация рассматривает Узбекистан как мощный элемент системы безопасности в Центральной Азии. У Узбекистана есть мощные спецслужбы и боеспособная армия. Мы понимаем, что глобальное решение проблемы безопасности Центральной Азии без Ташкента невозможно". Действительно, Узбекистан не зря называют сердцем Центральной Азии. Многонаселенная, богатая энергоресурсами, природными ископаемыми (в частности, ураном) республика играет важную роль в международных отношениях. Хотя, конечно, авторитарные методы Ислама Каримова отвернули пока многие европейские государства от активного сотрудничества с Узбекистаном.

Эта страна, граничащая с Афганистаном, откуда нестабильность и наркопотоки устремляются в Россию и другие государства Европы, конечно же, представляет для европейского сообщества и Североатлантического альянса особый интерес. И уход из страны американской военной базы, дислоцированной в Ханабаде, не способствовал выполнению задач контртеррористической операции в Афганистане, которую проводят США и НАТО. Однако для геополитических интересов России исход американцев из Узбекистана, разумеется, воспринимается положительно. Ташкент пошел на беспрецедентное сближение с Москвой, подписав в декабре союзнический договор с Россией, а в январе вступив в ЕврАзЭС. У РФ, что легко просчитать, есть большие экономические интересы в этой стране. Скажем, Москва заинтересована в развитии Ташкентского авиационного производственного объединения. И совсем не случайно председатель ГД Борис Грызлов во время пребывания в Узбекистане объявил, что Россия готова оказать содействие в увеличении выпуска на этом заводе самолетов Ил-76ТД с новыми двигателями, а в перспективе может "приватизировать этот самолетостроительный комплекс".

Не исключено, что у Москвы есть еще несколько интересных предложений экономического характера, от которых Исламу Каримову, как говорится, трудно будет отказаться (взаимовыгодные ядерно-технические и энергетические проекты). Проблем у Узбекистана хватает. Согласно открытой информации, опубликованной в СМИ, страна тратит на национальную оборону более 800 млн. долл. в год (для сравнения: Казахстан и Азербайджан - по 600 млн. долларов). Но лишь значительные расходы на оборону, спецслужбы и правоохранительную деятельность позволяют Исламу Каримову контролировать государство. Однако волнения, происшедшие в мае 2005 г. в Андижанской области, свидетельствуют о том, что держать ситуацию приходится жесткими методами с помощью регулярной армии, которая в данном случае выполняет полицейские функции. Большой военный бюджет отрицательно сказывается, конечно, на социальной сфере.

Несложно сделать вывод, что дальнейшие непомерные траты Узбекистана на содержание войск создадут большие проблемы экономике страны и населению. Надо заметить, что при всех значительных расходах на оборону кардинального перевооружения узбекской армии не произошло, а основные траты приходятся на содержание войск - зарплату, снабжение продовольствием, имуществом и т.п. Москва уже очень конкретно намекнула Ташкенту, что согласна поставить современное оружие и военную технику, но по льготным ценам это возможно только в случае вступления Узбекистана в ОДКБ. Встречные шаги Ташкента уже заметны. В ближайшее время ожидается возвращение Узбекистана в Объединенную систему ПВО СНГ. Об этом сделал специальное заявление заместитель главкома ВВС России Айтеч Бижев: "Узбекистан, который ранее вышел из состава Объединенной системы ПВО стран СНГ, сейчас вновь активизирует свое взаимодействие с нами. И не исключено, что в ближайшее время Узбекистан вернется". А еще Ташкент согласился поддержать ОДКБ в решении проблем постконфликтного устройства Афганистана. Так что интеграционные процессы на маршруте Москва-Ташкент уже не остановить.




Крылья сообщества

27.02.2006. НГ-Дипкурьер

Владимир Мухин

После вступления в ЕврАзЭС Узбекистан вытесняет Украину с рынка производства тяжелых военно-транспортных самолетов

Российско-узбекский Договор о союзнических отношениях, похоже, наполняется конкретным содержанием. В то время как страны Евросоюза и США объявили Ташкенту экономическую блокаду, активные инвестиционные проекты в экономику страны начинает внедрять Россия. И в первую очередь здесь, конечно, Москву интересует авиапромышленность Узбекистана, которая производит тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76. Как сообщил "НГ" главный редактор информационного агентства "Фергана.Ру" Даниил Кислов, в ближайшее время ожидается прибытие в узбекскую столицу влиятельных бизнесменов и представителей Федерального агентства по промышленности ("Роспрома"), которые продолжат начатые в закрытом режиме еще в ноябре 2005 года переговоры по приватизации государственного акционерного общества "Узбекское Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова" (ГАО ТАПОиЧ).

Этому визиту, как известно, предшествовала поездка на этой неделе в Ташкент делегации Государственной Думы РФ во главе с ее спикером Борисом Грызловым. В ходе визита в Узбекистан думцы посетили и ГАО ТАПОиЧ. И как заявил там Грызлов, Россия готова оказать содействие в расширении производства на ташкентском объединении самолетов Ил-76ТД с новыми, отвечающими мировым стандартам авиационными двигателями, а также приватизировать этот самолетостроительный комплекс.Примечательно, что реакция президента Узбекистана Ислама Каримова на такие заявления спикера ГД РФ была исключительно доброжелательной. Местные информагентства сообщили, что во время встречи с Грызловым Каримов высказал удовлетворение по поводу последовательного развития сотрудничества между Узбекистаном и Россией в соответствии с принципами союзнических отношений.

Как известно, вопрос о вхождение ТАПОиЧ в авиационную корпорацию Илюшина поднимается перманентно на протяжении всей постсоветской истории. Однако только сейчас он входит, как говорится, в решающую фазу. Правда, как заявил недавно руководитель "Роспрома" Борис Алешин, речь уже идет не о вхождении ТАПОиЧ в фирму Ильюшина, а о том, чтобы его акции приобрела создаваемая в России Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

По мнению Даниила Кислова, именно сейчас и начинается активная работа по приватизации ТАПОиЧ российскими авиастроителями. "Уже ясно, что никакого переноса сборки самолетов Ил-76 в Воронеж не будет", – считает главред "Ферганы.Ру". О российско-узбекской кооперации в области производства тяжелых самолетов свидетельствуют и подписанные российской стороной в 2005 году взаимовыгодные контракты с Иорданией и Китаем. В общей сложности, скажем, для ВВС КНР, необходимо на ТАПОиЧ собрать 38 военно-транспортных самолетов на сумму более $1,5 млрд. По признанию гендиректора ГАО ТАПОиЧ Вадима Кучерова, его завод полностью готов к серийному производству тяжелых "Илов" и для Российской армии. Это подтверждает и главком ВВС Владимир Михайлов. По его словам, в период до 2015–2020 годов основу парка самолетов ВТА как по численности, так и по боевым возможностям примерно на 70% будут составлять самолеты Ил-76. При этом Михайлов недавно дал понять, что аналогичный российско-украинский военно-транспортный самолет Ан-70 в том виде, в котором он существует сейчас, не нужен Российской армии. Таким образом, Москва как бы показывает, кому сейчас отдает предпочтение в военно-техническом сотрудничестве, – конечно, Узбекистану, с кем имеются союзнические отношения.

Между тем после слов Михайлова о "ненужности" Ан-70 для ВВС РФ в Киеве, похоже, началась тихая паника. Гендиректор Киевского государственного авиационного завода "Авиант" Олег Шевченко заявил, что Россия сейчас преднамеренно сдерживает развитие программы по созданию самолета Ан-70. При этом Шевченко считает, что было бы предпочтительнее, если бы Россия вообще "вышла из этой программы" и Киев нашел бы мощных инвесторов, чтобы завершить испытания и начать производство своего, уже чисто украинского Ан-70. Однако Москва сейчас противится этому. И внешнеполитический подтекст здесь виден невооруженным взглядом. По экспертным оценкам, в разработку программы Ан-70, который реализуется Россией и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 года и 1999 года, уже вложено около 5 млрд. долларов. В соответствии с соглашениями Россия финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки при создании самолета Ан-70 на 72%, Украина – на 28%. Нужно вложить всего несколько миллионов долларов, чтобы запустить Ан-70 в серийное производство. Однако Москва от таких шагов пока отказывается, отдавая предпочтение военно-техническому сотрудничеству с Узбекистаном.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ