Крылья сообщества
27.02.2006.
НГ-Дипкурьер
Владимир Мухин
После вступления в ЕврАзЭС Узбекистан вытесняет Украину
с рынка производства тяжелых военно-транспортных самолетов
Российско-узбекский Договор о союзнических отношениях,
похоже, наполняется конкретным содержанием. В то время как страны Евросоюза и
США объявили Ташкенту экономическую блокаду, активные инвестиционные проекты в
экономику страны начинает внедрять Россия. И в первую очередь здесь, конечно,
Москву интересует авиапромышленность Узбекистана, которая производит тяжелые
военно-транспортные самолеты Ил-76. Как сообщил "НГ" главный редактор
информационного агентства "Фергана.Ру" Даниил Кислов, в ближайшее время
ожидается прибытие в узбекскую столицу влиятельных бизнесменов и представителей
Федерального агентства по промышленности ("Роспрома"), которые продолжат начатые
в закрытом режиме еще в ноябре 2005 года переговоры по приватизации
государственного акционерного общества "Узбекское Ташкентское авиационное
производственное объединение им. Чкалова" (ГАО ТАПОиЧ).
Этому визиту, как известно, предшествовала поездка на
этой неделе в Ташкент делегации Государственной Думы РФ во главе с ее спикером
Борисом Грызловым. В ходе визита в Узбекистан думцы посетили и ГАО ТАПОиЧ. И как
заявил там Грызлов, Россия готова оказать содействие в расширении производства
на ташкентском объединении самолетов Ил-76ТД с новыми, отвечающими мировым
стандартам авиационными двигателями, а также приватизировать этот
самолетостроительный комплекс.Примечательно, что реакция президента Узбекистана
Ислама Каримова на такие заявления спикера ГД РФ была исключительно
доброжелательной. Местные информагентства сообщили, что во время встречи с
Грызловым Каримов высказал удовлетворение по поводу последовательного развития
сотрудничества между Узбекистаном и Россией в соответствии с принципами
союзнических отношений.
Как известно, вопрос о вхождение ТАПОиЧ в авиационную
корпорацию Илюшина поднимается перманентно на протяжении всей постсоветской
истории. Однако только сейчас он входит, как говорится, в решающую фазу. Правда,
как заявил недавно руководитель "Роспрома" Борис Алешин, речь уже идет не о
вхождении ТАПОиЧ в фирму Ильюшина, а о том, чтобы его акции приобрела
создаваемая в России Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
По мнению Даниила Кислова, именно сейчас и начинается
активная работа по приватизации ТАПОиЧ российскими авиастроителями. "Уже ясно,
что никакого переноса сборки самолетов Ил-76 в Воронеж не будет", – считает
главред "Ферганы.Ру". О российско-узбекской кооперации в области производства
тяжелых самолетов свидетельствуют и подписанные российской стороной в 2005 году
взаимовыгодные контракты с Иорданией и Китаем. В общей сложности, скажем, для
ВВС КНР, необходимо на ТАПОиЧ собрать 38 военно-транспортных самолетов на сумму
более $1,5 млрд. По признанию гендиректора ГАО ТАПОиЧ Вадима Кучерова, его завод
полностью готов к серийному производству тяжелых "Илов" и для Российской армии.
Это подтверждает и главком ВВС Владимир Михайлов. По его словам, в период до
2015–2020 годов основу парка самолетов ВТА как по численности, так и по боевым
возможностям примерно на 70% будут составлять самолеты Ил-76. При этом Михайлов
недавно дал понять, что аналогичный российско-украинский военно-транспортный
самолет Ан-70 в том виде, в котором он существует сейчас, не нужен Российской
армии. Таким образом, Москва как бы показывает, кому сейчас отдает предпочтение
в военно-техническом сотрудничестве, – конечно, Узбекистану, с кем имеются
союзнические отношения.
Между тем после слов Михайлова о "ненужности" Ан-70 для
ВВС РФ в Киеве, похоже, началась тихая паника. Гендиректор Киевского
государственного авиационного завода "Авиант" Олег Шевченко заявил, что Россия
сейчас преднамеренно сдерживает развитие программы по созданию самолета Ан-70.
При этом Шевченко считает, что было бы предпочтительнее, если бы Россия вообще
"вышла из этой программы" и Киев нашел бы мощных инвесторов, чтобы завершить
испытания и начать производство своего, уже чисто украинского Ан-70. Однако
Москва сейчас противится этому. И внешнеполитический подтекст здесь виден
невооруженным взглядом. По экспертным оценкам, в разработку программы Ан-70,
который реализуется Россией и Украиной на основании межправительственных
соглашений от 1993 года и 1999 года, уже вложено около 5 млрд. долларов. В
соответствии с соглашениями Россия финансирует научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки при создании самолета Ан-70 на 72%, Украина –
на 28%. Нужно вложить всего несколько миллионов долларов, чтобы запустить Ан-70
в серийное производство. Однако Москва от таких шагов пока отказывается, отдавая
предпочтение военно-техническому сотрудничеству с Узбекистаном.
|