КИРГИЗИЯ
Русские бегут из Кыргызстана
14.02.2006. Газета
Кг
Гульнура Торалиева
Осталось меньше 500 тысяч
Согласно последним данным Национального статистического
комитета КР, в 2005 году в Россию на постоянное место жительство выехали более
25 тысяч кыргызских граждан, что почти на десять тысяч больше чем в 2004 году. C
начала этого года количество желающих покинуть страну не сократилось. Каждый
день в бишкекское представительство российской федеральной службы обращаются
около 60 – 70 человек. Количество обращений по вопросам отъезда из республики
увеличилось в 4-5 раз.
Большинство людей, подающих ходатайства на переезд,
является русскими по национальности. По словам экспертов, в республике осталось
менее полумиллиона русских. Несмотря на то, что миграционный всплеск пришелся на
так называемый дореволюционный период, поток обращений не прекратился и по сей
день.
На сегодня почти 55 тысяч человек ожидают своей очереди
на выезд. Их ходатайства Миграционная служба России уже рассмотрела и
одобрила.
Среди возможных причин столь массового оттока русского
населения республики чаще всего называется нестабильная политическая ситуация в
Кыргызстане, в результате чего люди просто перестали чувствовать себя
защищенными. Нынешняя волна миграции, по утверждению экспертов, также могла быть
вызвана обострением ситуации в криминальном мире. Громкие заказные убийства,
которые приняли систематический характер, также отрицательным образом влияют на
миграционные настроения людей.
Помимо этого, немаловажную роль играют и экономические
причины. Большинство уезжающих уверены, что в России перед ними откроются более
широкие профессиональные перспективы, им легче будет найти работу и обеспечить
свои семьи. Миграционные настроения появились и среди представителей
русскоязычной молодежи, которые не видят для себя достойного применения в жизни
Кыргызстана.
"Как только окончу университет, я отправлюсь в Россию.
Родители тоже согласны, потому что они понимают, что здесь я в лучшем случае
буду вкалывать за 100 долларов в месяц. А там я буду хорошо зарабатывать, найду
себе мужа – гражданина России, получу гражданство, и буду жить припеваючи", -
рассказала корреспонденту Gazeta.kg студентка 5-го курса Кыргызско-Российского
Славянского университета Елена.
Социологические исследования в этой области также
подтверждают то, что среди уезжающих из республики доля молодежи значительно
возросла - в последние 5 лет основной возраст выезжающих составляет 35-30
лет.
Еще одной причиной серьезного увеличения миграционного
потока, может быть споры о законе "О государственном языке" и перевод на
государственный язык делопроизводства. Несмотря на заявления властей, о
сохранении русскому языку статуса официального у многих людей прения по данному
вопросу вызывают большую настороженность.
Кыргызстан уже сталкивался с массовым отъездом граждан.
Волна миграции захлестнула республику с распадом СССР. Отток русского и
русскоязычного населения в период с 1989 по 1991 годы составил 214, 9 тысячи
человек. По информации Kazakhstan today, пик миграции пришелся на 1992-1993
годы. В 1992 году за пределы республики выехало 103,7 тысяч человек, в 1993 году
- 143,6 тысяч человек. По национальному составу наибольшее число мигрирующих
среди русскоязычного населения, с 1991 по 1993 годы из республики выехали - 122
тысяч русских.
Все – против Бакиева?
17.02.2006.
Республика (Казахстан)
Александр Гордиевский
Ведущие политические силы Кыргызии начинают
консолидироваться против президента
Накануне годовщины «тюльпановой» революции Кыргызстан
вновь бурлит – о своем уходе в отставку заявил председатель Жогорку Кенеша
Омурбек ТЕКЕБАЕВ. Демарш политика, занимавшего третий по значимости
государственный пост, настолько взволновал общество, что некоторые эксперты даже
заговорили о возможности в стране новой революции.
Ситуацию усугубило то, что покинул свое кресло не только
Омурбек Текебаев, но и два его зама – Болот ШЕРНИЯЗОВ и Эркин АЛЫМКУЛОВ. По их
словам, они тем самым выразили солидарность с решением своего руководителя. Саму
же отставку Текебаева они расценивают как «победу интриганов из числа
политической элиты, которая сформировалась еще при коммунистическом режиме».
Отставки должен еще утвердить парламент, который будет голосовать по этому
поводу лишь 20 февраля. Решение не спешить и обсудить этот вопрос лишь на
следующей неделе депутаты приняли, понимая, что уход руководства
законодательного органа приведет не только к его роспуску, но и к усугублению
общественно-политического кризиса в стране.
Старая вражда
Нынешний скандал особо не удивил наблюдателей, так как
многие из них уже давно предсказывали скорый и, главное, громкий уход Текебаева.
Личные отношения БАКИЕВА и спикера парламента были, мягко говоря, непростыми еще
задолго до «тюльпановой» революции. А уже во время нее оба политика просто не
скрывали свою неприязнь друг к другу. Так, когда незадолго до «мартовской
революции» оппозиционно настроенные жители юга страны во главе с Бакиевым начали
захватывать административные здания и заняли администрацию района, который
является родиной спикера парламента, Текебаев резко осудил эти действия и даже
вызвал Бакиева на политическую дуэль. В свою очередь будущий президент Кыргызии
назвал спикера «мальчишкой».
С тех пор отношения двух политиков оставались
натянутыми. Конец же «плохому миру» пришел после того, как в конце января между
ними разразилась острая публичная полемика. Так, выступая на днях в парламенте,
Курманбек Бакиев обвинил депутатов во главе со спикером в саботаже
государственной деятельности и назвал Жогорку Кенеш источником нестабильности в
стране.
В ответ на критику президента и его намеки на то, что
парламент хочет взять на себя функции главы государства, Текебаев, выступая
перед депутатами, обвинил Бакиева в коррумпированности. В свою очередь ряд
депутатов назвал бюджет президентской администрации «образцом расточительства»,
причем эти слова были подкреплены конкретными цифрами.
Громкое выяснение отношений двух политиков продолжилось
во время заседания Совета безопасности. Глава администрации объявил, что
Курманбек Бакиев не станет сидеть за одним столом со спикером. Последний был
вынужден покинуть Совбез и уже на следующий день официально объявил о своей
отставке. Как заявил сам Текебаев, он принял решение об отставке под давлением
президента и премьера, которые «дали ему понять, что он должен уйти». Он
отметил, что ему не удалось достичь взаимопонимания с администрацией президента
с самого начала его деятельности в качестве спикера.
Бакиев возражений против отставки спикера высказывать не
стал. А вот реакция Феликса КУЛОВА оказалась более содержательной. «Все депутаты
считают, что он сорвался, а больше ничего не было. Не надо делать из этого
трагедии, не надо сталкивать ветви власти», – отметил премьер, дав понять, что
на существовании его тандема с президентом уход Текебаева не скажется.
Тандем на грани распада
Большинство экспертов уверено, что именно из-за
усиливающихся разногласий между премьером и президентом и произошел нынешний
кризис. Причем особенно наглядно это можно было наблюдать на том заседании
Совбеза, где спикера «попросили» уйти. Там Бакиев высказал свои соображения по
поводу возможного политического устройства республики и фактически дал понять,
что в будущей модели страны – каким он ее видит – места для главы правительства
попросту не будет.
«Я считаю, что нам надо, не дожидаясь референдума,
активизировать сам конституционный процесс, проработать многие вещи. Последние
события с парламентом еще больше убедили меня, что нам надо продвигаться в
сторону формы правления, где есть ответственный глава государства. И люди, как
подтверждают опросы, так же настроены. И не надо это путать с усилением
авторитаризма. Президентская республика – это значит сильный президент и не
менее сильный парламент. Но каждый отвечает за свою работу», – отметил
президент.
В свою очередь Феликс Кулов в одном из своих интервью
заявил, что «любое изменение действующей структуры госуправления и изменение
полномочий различных ветвей власти автоматически влечет проведение новых выборов
и, скорее всего, это будет не ранее 2010 года». Что же касается чисто
президентской формы правления без должности премьер-министра, то подобное, по
его словам, есть в США, однако там «каждый штат – это, по сути, автономные
образования, решающие самостоятельно практически все вопросы, за исключением
внешней политики, обороны, разведки и безопасности государства».
По мнению политологов, публичное выяснение отношений
между Бакиевым и Куловым стало одним из этапов наметившегося после Нового года
противостояния между двумя политиками в борьбе за контроль над силовыми
структурами. Напомним, что премьер произвел ряд кадровых перестановок в МВД и
потребовал от правоохранительных органов немедленно пресечь деятельность
выявленных преступных группировок; назвал руководителя службы национальной
безопасности Таштемира АЙТБАЕВА, подчиняющегося исключительно президенту, одним
из виновников разгула преступности в стране; выразил возмущение тем, что в ходе
судебных разбирательств прокуратура неожиданно снимает все обвинения, в
результате чего оправдываются подозреваемые, чье участие в особо тяжких
преступлениях ни у кого не вызывает сомнения.
Сам Айтбаев, выступая в парламенте, сказал, что премьер
сводит личные счеты, а сложившуюся ситуацию назвал «борьбой за власть». Однако
народные избранники выразили главе правительства поддержку и попросили
президента страны немедленно отправить в отставку главу СНБ. Как отметил один из
депутатов, «служба национальной безопасности стала у нас службой национальной
опасности».
Такой разворот событий незамедлительно вызвал
отрицательную реакцию у Бакиева, которому, по словам его пресс-секретаря, так и
не были «представлены свидетельства, исходя из которых он мог бы отправить в
отставку главу СНБ». В свою очередь сам Айтбаев сказал, что добровольно отставку
не уйдет. При этом он признался, что состоит в родственных связях с президентом
Бакиевым, а помощником его является родной брат президента Марат!
Казахский след?
Стоит заметить, что этой пикировке премьера и президента
предшествовал громкий скандал. В середине января в Бишкеке сотрудники милиции
задержали начальника управления по борьбе с организованной преступностью Службы
национальной безопасности КР Алдаяра ИСМАНКУЛОВА, в машине которого были найдены
два пистолета и наркотики. Задержанный был водворен в изолятор временного
содержания, а затем передан военной прокуратуре, где его… отпустили, не взяв
даже подписки о невыезде.
Расследование этой истории парламентом позволило
депутатам Жогорку Кенеша заявить уже тогда о возможных тесных связях руководства
СНБ с организованной преступностью и о чрезвычайно высоком уровне коррупции в
органах безопасности. А последующий скандал – вокруг Совбеза – стал, по мнению
наблюдателей, наглядно это подтверждать.
Дело в том, что в конце января в отставку подал
секретарь Совета безопасности страны Мирослав НИЯЗОВ. Сделал он это после того,
как такое же прошение подал его заместитель Вячеслав ХАН – в связи с
предъявленными ему обвинениями в тройном гражданстве. Якобы он является
гражданином не только Кыргызии, но еще и Казахстана и России, тогда как по
закону иностранные граждане не имеют права работать в силовых структурах.
Однако самое пикантное в появившейся информации
заключалось в том, что Хан приходится дядей Исманкулову и до недавнего времени
числился в сотрудниках казахстанской компании «Вимпекс», производящей
алкогольную продукцию. Пользуясь своим служебным положением, он якобы оказывал
протекцию своей компании, стремящейся укрепить позиции на кыргызском рынке.
Эта информация произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Ведь незадолго до этого ряд депутатов Жогорку Кенеша заявил о том, что в СНБ
служат несколько бывших сотрудников «Вимпекс». «Спецслужбы не должны становиться
местом, куда принимают родственников и сотрудников коммерческих структур», –
заявил в этой связи один из депутатов. После этого секретарь Совбеза фактически
признал: когда он в 2004 году принимал Хана на работу в качестве своего
заместителя, у того было гражданство Казахстана. Наблюдатели считают, что таким
образом Ниязов, подавая в отставку, решил взять на себя ответственность за
своего подчиненного.
Против Бакиева объединяются?
Наблюдатели считают, что скандал вокруг Айтбаева будет
иметь серьезные последствия для тандема Бакиев-Кулов. Дело в том, что, по
некоторым данным, одним из главных условий союза двух политиков было увольнение
Айтбаева с должности шефа спецслужб. Судя по тому, что это условие Бакиев даже
после демарша Жогорку Кенеша выполнять не торопится, эксперты заговорили о
скором крахе тандема. По их мнению, демонстративный отказ президента сделать это
выглядит как недвусмысленный намек премьеру, что о конституционной реформе – еще
одном главном условии заключения союза – можно также забыть.
Очевидно, что отставка спикера станет очередным этапом
обострившейся борьбы между двумя политиками. Дело в том, что нынешний парламент
фактически оппозиционен президенту. Причем к оппонентам Бакиева можно отнести
всех тех депутатов, которые симпатизируют таким известных политикам, как
экс-генпрокурор Азимбек БЕКНАЗАРОВ и экс-министр иностранных дел Роза ОТУНБАЕВА.
Не исключено, что президент теперь пойдет на роспуск
парламента. «Есть группа депутатов из 15-20 человек, которые поддерживают идею о
самороспуске, которым достаточно 4-5 раз подряд не появляться на заседаниях, и
парламент может быть распущен из-за отсутствия кворума», – говорит один из
депутатов.
Однако при этом ряд экспертов считает, что президенту на
самом деле роспуск парламента не выгоден, поскольку в этом случае позиции его
оппонентов в Жогорку Кенеше могут усилиться. Так, на днях стало известно о том,
что возглавляемая Куловым партия «Ар-Намыс» вошла в оппозиционную народную
коалицию демократических сил (НКДС), которую поддержали около 250 партий и НПО.
Новый оппозиционный блок вобрал в себя самые влиятельные
и мощные партии и неправительственные организации страны. Причем все персоны и
организации, вошедшие в НКДС, в свое время выказывали недовольство
«послереволюционной» политикой государства. Помимо прочего НКДС включила в себя
таких политических «тяжеловесов», как депутат и крупный бизнесмен Кубатбек
БАЙБОЛОВ, депутат Дороонбек САДЫРБАЕВ, экс-губернатор Ошской области Анвар
АРТЫКОВ (он наравне с Розой Отунбаевой сопредседатель в партии «Ата-Журт»),
депутат Мелис ЭШИМКАНОВ и на тот момент еще спикер Жогорку Кенеша Омурбек
Текебаев.
Стоит также отметить, что, по экспертным оценкам,
рейтинг президента Бакиева снизился фактически до нулевой отметки. В этой связи
эксперты предполагают самые разные сценарии развития событий и не менее жаркую
политическую борьбу, чем в прошедшем году.
Киргизия становится азиатским авианосцем
20.02.2006.
Независимая газета
Виктория Панфилова
Российская авиабаза в республике расширится, а за
американскую Бакиев поднимет арендную плату в 100 раз
Генеральный секретарь Организации договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа в ходе поездок по странам –
участницам организации в канун июньской сессии ОДКБ прибыл из Узбекистана в
Киргизию. В ходе встречи с президентом Курманбеком Бакиевым обсуждались не
только вопросы подготовки к предстоящей сессии, но и условия пребывания
российской авиабазы «Кант» на территории республики.
В Бишкеке было озвучено решение об усилении российской
базы. «База будет расширяться, и в течение этого года она будет увеличена в 2,5
раза и по личному составу, и по технике», – заявил главком ВВС России генерал
армии Владимир Михайлов. В связи с предстоящим расширением авиабазы главком
сообщил и о планах улучшения социально-бытовых условий военнослужащих.
Напомним, российская военная база «Кант» дислоцирована
на территории Киргизии в рамках ОДКБ, поэтому плата за аренду ее территории не
предусмотрена. А вот вопрос арендной платы за использование Пентагоном
территории киргизского аэропорта «Манас» обсуждается уже не один месяц. Впервые
о повышении арендной платы Чрезвычайный и Полномочный Посол Киргизии в США
Замира Сыдыкова заявила еще в прошлом году. В интервью газетам New York Times и
Financial Times Сыдыкова сообщила, что Бишкек намерен потребовать от Пентагона
дополнительно 80 млн. долл. И тут же получила выговор за «несогласованность»
действий с руководством страны.
Но перед визитом Бордюжи в Бишкек президент Бакиев внес
ясность в вопрос по авиабзе «Ганси». Глава киргизского государства, в частности,
заявил, что стоимость аренды базы будет поднята в сто раз – с 2 до 200 млн.
долл. в год. «Мы брали эти цифры не с потолка, – говорит Курманбек Бакиев. –
Существуют международные нормы: сколько стоит один гектар земли, сколько стоит
квадратный метр на территории международного аэропорта такого уровня. Эти
расценки соответствуют международным стандартам. Кроме того, экономическое
положение Киргизии оставляет желать лучшего. Все, кто здесь занимается какой-то
деятельностью, должны платить. Мы не такая богатая страна, чтобы бесплатно
предоставлять эти объекты и сооружения. Американская сторона отнеслась к этому с
пониманием. Правда, не знаю, каков будет ответ».
Соединенные Штаты соглашаются с доводами киргизской
стороны, что действующие на данный момент суммы выплат вполне справедливы и
отражают «рыночную цену». Однако мнения по окончательному размеру аренды до сих
пор расходятся. Как полагают в Пентагоне, ожидания Киргизии несколько завышены.
В пресс-службе президента Киргизии «НГ» заявили, что окончательного решения еще
нет, и никакие документы не подписаны.
Скорее всего американцы будут вынуждены пойти на новые
условия. Вашингтону военная база в Киргизии нужна не только для ведения
антитеррористической операции в Афганистане, но и для контроля китайского
приграничья, ведения разведывательной деятельности, в том числе электронной
разведки.
За что боролись? Бардак в Киргизии угрожает всей ЦентрАзии
15 - 28 февраля
2006. Континент (Казахстан)
Султан Акимбеков
От того, как пойдут дела у нашего южного соседа
Киргизии, зависит не только стабильность в этой стране и во всем регионе. Речь
по большому счету идет о судьбе демократического эксперимента в отдельно взятой
стране Центральной Азии
С начала года в Киргизии произошло несколько знаковых
событий. В середине января митинг своих сторонников собирал северянин Нурлан
Мотуев, которого обвиняют в том, что в период после мартовской революции в
Киргизии он силой захватил угольный разрез и фактически стал местным феодалом.
Выходец из киргизского племени саяков смог собрать под свои знамена до шести
тысяч человек. Тем самым государству послан недвусмысленный сигнал о том, что
применять силу для прекращения феодальной анархии будет себе дороже.
Примерно через неделю еще до шести тысяч человек
собралось в южном киргизском городе Джелалабаде, где они изгнали назначенного
Бишкеком губернатора и посадили на это место бывшего губернатора Жээнбекова.
Тогда же на севере в горном Нарыне местные жители стали угрожать перекрыть
трассу, если, по их словам, в Бишкеке не прекратятся преследования главы
киргизских железных дорог Наримана Тюлеева, выходца из Нарынского региона. В
январе же против премьер-министра Кулова резко высказывался местный криминальный
авторитет Акматбаев. Но самое неприятное для Киргизии событие произошло в начале
февраля, когда в Чуйской области, в селе Искра произошли столкновения на
национальной почве между киргизами и дунганами. Это уже очень грозный
симптом.
Похоже, что Киргизия как государство начинает
стремительно рассыпаться на составляющие ее части. Сегодня здесь нарушена
вертикаль управления и вопрос уже не в том, хорошая или плохая, коррумпированная
или не очень, была власть бывшего президента Акаева. Гораздо важнее, что она
управляла ситуацией и могла поддерживать относительный баланс интересов. Сейчас
же авторитет государства стремительно падает, и с каждым митингом, с каждым
выступлением по поводу или без него становится ясно, что власть на местах
медленно, но верно переходит к отдельным киргизским кланам. Даже там, где кланов
не было, они будут в спешном порядке самоорганизовываться, потому что, только
имея за спиной поддержку клана, можно отстаивать свои интересы. Более того,
кланы начинают открытую борьбу за общегосударственные должности, дающие доступ к
власти и деньгам. Ситуация осложняется и тем, что существует явное и скрытое
противостояние между двумя наиболее влиятельными политиками страны – президентом
Бакиевым и премьером Куловым, что не облегчает дело восстановления
государства.
За всем происходящим в Киргизии внимательно наблюдают ее
соседи и все те, кто имеет свои интересы в нашем регионе. Дестабилизация
ситуации никому не нравится, но гораздо важнее, что будет с демократическим
экспериментом. Когда в марте прошлого был свергнут президент Акаев, это было
воспринято как победа демократической альтернативы авторитарным режимам. В
либеральных западных СМИ такую оценку можно встретить и сегодня. Обычно
сторонники политической либерализации в азиатских странах говорят о том, если
ребенка не бросить в воду, то он так и не научится плавать. Поэтому, продолжают
они, если вы не дадите народу попробовать демократии, то как вы узнаете, что он
к ней не готов. Но проблема в том, что если опыт окажется неудачным, то у вас не
будет возможности нажать кнопку escape и вернуться к исходной позиции.
Общественные процессы зачастую необратимы и восстановить акаевский застой в той
же Киргизии уже невозможно, да и не нужно.
Но Киргизия все равно нуждается в каком-то решении.
Иначе все может закончиться чем-то вроде таджикского сценария 1991–92 годов.
Хотя принципиальное отличие ситуации в наши дни от тех лет заключается в том,
что в регионе уже нет того геополитического вакуума, который образовался после
распада СССР. Тогда таджики оказались предоставлены сами себе и выясняли
отношения до тех пор, пока их в 1998 году не помирили Россия и Иран. Сегодня
здесь у нас в регионе очень много внешних сил. Это и та же Россия, и Китай, и
США, и даже Казахстан с Узбекистаном. У каждого есть свои интересы в Киргизии,
но понятно, что никто не хотел бы в итоге получить в регионе новый
Афганистан.
Совершенно очевидно, что дальнейшее продолжение
демократического эксперимента в Киргизии грозит самыми тяжелыми последствиями.
Где-нибудь в Европе, в условиях кризиса провели бы выборы в парламент и
сформировали бы новые органы власти. В Киргизии сегодня это невозможно. Любые
неподготовленные выборы приведут к тому, что кланы схватятся друг с другом не на
жизнь, а на смерть по принципу "победитель получает все", то есть власть во всей
Киргизии, а проигравший – как минимум власть в собственном феодальном районе.
Практически единственный выход из сложившейся ситуации – это попытаться
восстановить единую систему управления государством. В условиях восточного
общества это означает, что внешним силам нужно будет выбрать кого-то одного из
двух равнозначных по весу фигур – Бакиева и Кулова, которые сегодня тратят силы
на борьбу друг с другом, и предоставить ему свою поддержку, в том числе
материальную. И этот один должен будет заняться проблемами Мотуева, Жээнбекова,
Акматбаева и прочих, он должен будет попытаться собрать страну. Фактически
(увы!) речь идет о новой форме авторитарного правления для Киргизии. И этот
авторитарный лидер должен получить максимальную поддержку извне. Потому что
ставки в игре слишком высоки и деньги, как известно, – единственное оружие,
которое сильнее автоматов.
|