Шелковый путь - 2
18.05.2006. Эхо
(Азербайджана)
Адиль Багиров
Официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева
в Вашингтон можно оценить как исключительно успешный и полноценный ввиду
всеобъемлющего графика встреч и итогов поездки. Некоторые подробности и анализ
были освещены в отечественной прессе, и мне хотелось бы, как всегда, заострить
внимание на результатах, связанных с конгрессом США. В дополнение к
многочисленным и продуктивным встречам с сенаторами и конгрессменами (членами
палаты представителей), в том числе с лидерами конгресса, такими, как спикер
Д.Хастерд, сенатор Д.Макконелл, сенатор К.Б.Хатчисон, сенатор Р.Лугар,
конгрессмен К.Велдон и другими, визит президента и важность Азербайджана как
стратегического партнера США отметили в своих речах в конгрессе сенатор
С.Браунбек (27 апреля) и конгрессвуман М.Блэкберн (26 апреля). Важность таких
позитивных выступлений еще и в том, что они остаются частью архива конгресса и
доступны любому исследователю много лет спустя. Во время своих встреч и
выступлений перед азербайджанской делегацией сенатор С.Браунбек также отметил,
что очень скоро представит свой обновленный законопроект "Акт о Шелковом пути
2006 года", или, проще говоря, "Шелковый путь - 2". 4 мая законопроект был
официально представлен в сенате США (кроме сенатора Браунбека, "спонсорами"
билля выступили вышеупомянутая сенатор Хатчисон и сенатор Кайл). Ожидается его
скорое представление в палате представителей США. Синхронизация представления
законопроекта с визитом президента Азербайджана в Вашингтон, а также
вице-президента США Д.Чейни в Казахстан, и внимание ЕС к Каспийскому региону и
нашей стране неслучайны. Что же представляет из себя этот, безусловно, важный
законопроект, и в чем заключается эта его важность? Для начала стоит вспомнить
первый законопроект "Шелковый путь", представленный сенатором С.Браунбеком в
конгресс в конце 90-х гг. и ставший законом в 1999 (правда, в урезанном виде).
Как и тогда, новый билль "Шелковый путь" ставит своей задачей помощь в
укреплении независимости и демократизации стран единого, с точки зрения авторов
законопроекта, региона Южного Кавказа и Центральной Азии (хотя билль признает
Турцию и Пакистан как транзитные страны, Афганистан как составную часть региона
Шелкового пути, к которому новый законопроект относится напрямую, Россию и Китай
как влиятельных соседей региона, и Иран, как важную страну, подпадающую под
действие "Шелкового пути"), в защите прав человека и плюрализма, в улаживании
конфликтов и поддержать кооперацию в сфере политики, экономики и безопасности,
что в свою очередь означает финансовое и экономическое развитие на основе
рыночных механизмов, развитие коммуникационной, транспортной, медицинской и
социальной инфраструктуры, и конечно же, помочь в обеспечении американских
интересов и инвестиций. Причин для обновления первого "Шелкового пути" много -
это и изменения в мире и регионе после террористической атаки 11 сентября,
активное вовлечение США в военные действия в Афганистане против режима талибов,
серия "цветных революций", возрастание влияния Китая и Ирана на регион, и
возросшие нефтегазовые интересы США на Каспии, закрытие базы в Узбекистане.
Законопроект четко расписывает "жизненно важные интересы США в Каспийском
регионе, включает в себя обеспечение независимости и безопасности Азербайджана и
Грузии, через которые проходят критически важные нефте- и газопроводы;
сдерживание Ирана; доступа к запасам нефти и газа; поддержка хороших отношений с
Казахстаном; продвижение мирного урегулирования конфликтов и т.д. Далее на
востоке от Каспия законопроект описывает интересы США, включающие в себя: помощь
Кыргызстану, чтобы сделать "тюльпановую революцию" успехом; политическую
стабилизацию Афганистана и расширение его безопасности победой над движением
"талибан" и "Аль-Гаэдой" и сопутствующими им организациям; политическую реформу
и либерализацию в странах Центральной Азии, чтобы нейтрализовать такие
радикальные исламские движения, как "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" и Исламской
армии освобождения; уменьшение производства и экспорта наркотиков; создание
и/или поддержку сети военных баз США; и социальное и экономическое развитие
стран Центральной Азии". В законопроекте большое внимание уделяется двум
Транскаспийским трубопроводам, нефтяному из Казахстана и газовому из
Туркменистана (с перемычкой из Казахстана), которые должны дополнить
трубопроводы Баку - Джейхан и Баку - Эрзурум. Учитывая особую роль Азербайджана,
Казахстана и Туркменистана в реализации этих мегапроектов, билль призывает к
улучшению бизнес-климата в этих странах, особенно отмечается важность
прозрачности, присоединение к британской инициативе транспарентности
энергетической индустрии (EITI), причем лидерство Азербайджана и Казахстана в
этом вопросе приветствуется, полному международному аудиту доказанных и
вероятных углеводородных запасов, либерализации экономики и приватизации
государственных предприятий, гармонизации тарифов и таможенных пошлин. "Шелковый
путь - 2" открыто заявляет о необходимости всех этих и других мер для ускоренной
квалификации Азербайджана, а также Казахстана и Кыргызстана, к
программе/корпорации "Вызов тысячелетия", по которой США выдают сотни миллионов
долларов помощи для инфраструктурных проектов. Стоит отдельно отметить, что
законопроект ставит своей целью долгожданную отмену поправки Джексона-Вэника
1974 года - ограничивающей торгово-экономические отношения с СССР - по отношению
к Азербайджану и Казахстану, помощь и поддержку в их присоединении к Всемирной
торговой организации (ВТО), перманентный статус наибольшего торгового
благоприятствования США (PNTR/MFN). Также новаторская идея билля в создание
Каспийского банка реконструкции и развития (КБРР) - по типу ЕБРР - где такие
страны, как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, с их увеличивающимся потоком
петродолларов, опасностью "голландского синдромая" и перегрева экономики, могли
бы закрепить как свое лидерство, так и помочь себе и соседям по региону в
развитии инфраструктуры, направив часть своих средств из нефтяных фондов в
уставный капитал и кредитование программ и проектов такого пан- каспийского или
тюркского банка. Трудно переоценить возможности, открывающиеся перед
Азербайджаном в случае успешного создания КБРР - они выходят далеко за пределы
чисто финансово-экономического развития и лидерства в регионе. Еще одна
отличительная черта этого чрезвычайно своевременного и важного законопроекта в
его осознании значимости образования, науки и медиа для стран региона, их
диаспор в США, что четко вырисовывается из его положений по поддержке
спутникового вещания на многих языках, в том числе азербайджанском, в регионе,
включая Иран; по развитию и укреплению журналистики вообще; созданию и развитию
авторитетных и независимых центров стратегических исследований и "мозговых
центров" в области политики и экономики, регионального центра для академического
тренинга и курсов для работников государственного аппарата и бюрократии. В
разделе о мирном урегулировании конфликтов отмечаются инфраструктурные проекты,
включающие восстановление, расширение и использование железной дороги в Абхазии,
автострады через грузинский регион Южная Осетия, и Дороги мира через
азербайджанский регион Нагорного Карабаха. Законопроект особо уделяет внимание
демилитаризации и делимитации Каспия, скорейшему присоединению Туркменистана к
трехстороннему азербайджано - казахско - российскому договору о разделе дна
моря, совместной азербайджано-туркменской разработке месторождения "Кяпаз"
("Сердар") и погашение азербайджанской задолженности Туркменистану. "Шелковый
путь - 2" также отмечает важность создания и расширения быстрого
железнодорожного пути для нефтяных и грузовых перевозок из Казахстана, далее
паромом до Баку и оттуда до Грузии и далее в Турцию и Европу, т.е. инициатива
"Восток-Запад" в рамках проекта ТРАСЕКА. Естественно, что подробное рассмотрение
самого законопроекта выявит еще много деталей и инициатив. Несомненно то, что
"Шелковый путь - 2" покрывает огромное число региональных проектов и инициатив,
пытается помочь и подтолкнуть как к их реализации, так и к разрешению проблем.
Другая часть итога данного крупного законопроекта в кристаллизации американских
интересов в регионе, придании им отчетливого и полноценного, а также
официального видения со стороны как конгресса, так и администрации. Другими
словами, это уникальный законопроект, соответствующий национальным интересам как
США, так и всех стран Южного Кавказа и Центральной Азии, а также Афганистана,
Пакистана и Турции. Переоценить важность такой стратегической инициативы
невозможно, и остается надеяться, что билль до конца года будет законом и уже
сейчас станет как катализатором, так и "дорожной картой" для всех
заинтересованных стран в развитии геополитических и геоэкономических проектов, а
также становления и укрепления неформального тюркского экономического союза.
|