«Белорусская газета», № 21, 3 июня 2002 Концепция развития банковской системы РБИгорь Назаренко
Концепция больному не поможет, а мероприятия еще не
готовы
Прошедшая неделя ознаменовалась для
банковского сектора страны появлением сразу двух документов. 30 мая президент
своим указом одобрил концепцию развития банковской системы Беларуси на
2001-2010гг. А на следующий день Нацбанк утвердил положение об организации
рейтинговой оценки деятельности банков.
Пока неясно, нашли ли в концепции развития
банковской системы многочисленные критические замечания, которые высказывались в
ходе ее обсуждения, и станет ли она тем документом, на основании которого банки
будут выстраивать свою стратегию до 2010г. Возможно, ситуация прояснится к осени
2002г. Именно к этому сроку указом поручено Нацбанку и Совмину разработать и
утвердить соответствующую программу мероприятий. Собственно, именно это
обстоятельство не дает основания считать, что документ выверен и будет работать,
как замышляли авторы в 2000г. А как можно считать иначе, если поручается
разрабатывать программу мероприятий в конце 2002г. на предмет развития с
2001г.?
С рейтинговой оценкой наших банков ситуация
примерно аналогична. Это похоже на «хорошую мину...», и далее по тексту.
Документ, как сообщила пресс-служба Нацбанка, принят в целях повышения рыночной
дисциплины и информированности юридических лиц и граждан о результатах
деятельности коммерческих банков. Опять-таки цели благие. Но позволим себе
привести пару примеров, позволяющих усомниться в реалистичности нацбанковского
замысла.
В середине прошлого года Нацбанк обязал все
коммерческие банки предоставлять по первому требованию клиентов всю текущую
информацию о банке (форма собственности, руководство, балансовые показатели и
т.п.). В одном из учреждений «Беларусбанка» действительно на видном месте
присутствует папочка: «Информация, используемая для оценки степени надежности
банка». Однако обнаружилось, что там есть все, кроме того, что может
представлять экономический интерес. Достаточно сказать, что дело было в марте
2002г., а в информации к обозрению была предложена ксерокопия свернутого баланса
банка (из «Банковского вестника») на 1 октября 2001г. О выполнении же
экономических нормативов (ликвидности, платежеспособности, что именно и
определяет степень надежности банка) можно было только догадываться.
Другой не менее примечательный пример. В
апреле нынешнего года Нацбанк посчитал, что общественность получит максимум
информации о банках, если те будут ежеквартально публиковать свои балансовые
отчеты исключительно в официальных СМИ, уполномоченных публиковать правовую
информацию. При этом Нацбанк ссылается на ст. 34 Банковского кодекса. А как же
негосударственные издания (зарегистрированные в установленном порядке), основная
масса читателей которых и формирует клиентскую базу банков? И с каких это пор
банковская отчетность отнесена к категории правовой информации? И потом, в
упомянутой статье кодекса указано, что Нацбанк определяет правила публикации,
используемой для оценки надежности банка. Интересно, могут ли в самом Нацбанке
оценить надежность коммерческого банка только по балансу?
Одобряя концепцию, президент попутно
утвердил годовой отчет Нацбанка, в котором отмечается, что 2001г.
характеризовался ростом совокупного уставного фонда, эффективным и надежным
функционированием системы. Да, по совокупности наблюдался рост. Но результаты
работы системы за четыре месяца 2002г. говорят о том, что проблемы в системе
по-прежнему значительны. И в первую очередь с валютной ликвидностью. И
капитализация системы осуществляется весьма низкими темпами - на уровне 2% в
месяц без учета «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Ведь ни у кого не
появляется желания поучиться у упомянутых банков, как можно обеспечить темпы
капитализации за четыре месяца на 126 и 152% при темпах роста активов на 111 и
109% соответственно. Вот он и совокупный рост. Из $95,7 млн. прироста
капитальной базы системы за четыре месяца $78,8 млн. приходится именно на этих
«лидеров» отечественного банковского рынка
Продолжая тему надежности системы, стоит
отметить, что доля «плохих» кредитов по системе достигла 20% (16,9% на начало
года), а недостаток резервов по «плохим» валютным кредитам составляет около $127
млн. Только этих приведенных цифр достаточно, чтобы констатировать, что система
продолжает сильно болеть и концепцией ее не излечить.
|