Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №54(15.06.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

5 июня. Большинство священнослужителей Молдавии выступают за то, чтобы в этой республике существовала только одна митрополия в юрисдикции Русской Православной Церкви. Как передает корреспондент РИА "Новости", с таким заявлением выступил 5 июня митрополит Кишиневский и Всея Молдавии Владимир после встречи с президентом республики Владимиром Ворониным. Бессарабская митрополия была образована после обретения Молдавией независимости группой отколовшихся от Молдавской митрополии священников и не перешедших в  подчинение Румынской Церкви. Придать официальный статус Бессарабской митрополии рекомендовала Молдавии Парламентская Ассамблея Совета Европы /ПАСЕ/ на заседании 24 апреля. А несколько ранее право на легализацию Бессарабской митрополии в Молдавии признал Европейский суд. Вердикт суда и рекомендация ПАСЕ в Молдавии приветствовали лишь прорумынская радикальная Христианско-Демократическая народная партия и еще несколькими близких ей по духу, но совершенно незначительных. В основном же политики даже из оппозиции считают, что регистрация Бессарабской митрополии даст старт новому конфликту - церковному. Митрополит Кишиневский и Всея Молдавии Владимир выразил надежду на то, что президент Молдавии "поступит так, как просит этого наша Православная Церковь, как просят наши верующие, как просят наши священнослужители". "Они просят одного: не регистрировать Бессарабскую митрополию", - сказал митрополит Владимир.

Молдавская митрополия Московского Патриархата является доминирующей конфессией Молдавии, насчитывает более 1000 приходов, ок.40 монастырей. Румынский патриархат не пользуется популярностью даже среди этнических молдаван из-за своей крайне экуменической позиции и заигрывания с Ватиканом. Молд. Митрополия Московского Патриархата- единственная сила, способная в случае обострения ситуации организовать массовые шествия, сопоставимые с оппозиционными

12 июня. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Молдова Павел Петровский опроверг утверждения о том, что сотрудничество с Россией якобы отдаляет Молдову от Европы. В интервью, опубликованном в среду в правительственной газете "Независимая Молдова" по случаю Дня независимости России Петровский назвал очень важным то, что "Россия и Молдова параллельно движутся в европейском направлении". "Отношения с Россией ни в коей мере не противоречат европейской интеграции Молдовы. О том, насколько Россия успешно сотрудничает с Западом, свидетельствуют итоги недавних встреч нашего президента с руководителями США, Евросоюза и НАТО", - отметил дипломат. Он дал высокую оценку тому, что "новая власть Молдовы повернулась лицом к России" и заявил о готовности своей страны "оказывать республике всяческую помощь и содействие". "Наша политика сейчас такова: если какая-то страна, ее руководство проявляют дружеские чувства и стремление развивать отношения с Россией, мы это приветствуем и не смотрим на то, каковы политические взгляды у лидеров этого государства - коммунисты ли это или другие силы. Для нас важно, как его руководство относится к развитию отношений с Россией", - подчеркнул Петровский. По его словам, пребывание на посту посла России в Молдове "совпало со всплеском двухсторонних отношений наших стран". "Такому оживлению в сотрудничестве двух государств за последний год способствовали объективные причины и прежде всего политическая воля президентов России и Республики Молдова сделать все возможное для сближения наших двух стран и благодаря этому удалось поднять на другой качественный уровень наши двухсторонние отношения", - сказал дипломат. Он отметил, что между двумя странами активно развивается экономическое сотрудничество, уже налажена поставка российской электроэнергии в Молдову, создано совместное предприятие для ее транзита на Балканы и в Болгарию. "Если раньше руководство "Газпрома" могло волюнтаристски отключить поставку газа в Кишинев, то теперь такой вариант исключается, так как подобного рода действия должны быть согласованы с правительством Российской Федерации", - отметил посол. Он подчеркнул, что вслед за крупными российскими компаниями - "Газпром", "Лукойл", РАО ЕЭС, в Молдову приходят представители среднего и малого капитала. Он отметил в частности, что российская компания "Салют", работающая в оборонно-промышленном комплексе, уже выкупила 95% акций известного кишиневского завода "Топаз". По словам дипломата, Россия готова оказывать помощь в решении проблем, с которыми сталкивается Молдова. "Для Молдовы сейчас основная задача - погашение внешних долгов.

Он заявил о твердом намерении России выполнить договоренности стамбульского саммита ОБСЕ, согласно которым Россия обязалась до конца нынешнего года вывезти с территории Молдовы вооружение и военное имущество.

"Сделать это сложно, но возможно, при условии, что приднестровское руководство не будет этому мешать", - сказал Петровский.

11 июня. Эксперты, задействованные в расследование похищения депутата Христианско-демократической народной партии Влада Кубрякова, получили фотороботы преступников, составленные в понедельник со слов парламентария, ставшего жертвой похищения и оказавшегося на свободе две недели назад. На пресс-конференции заместитель министра внутренних дел Константин Клипа объяснил столь запоздалое составление фоторобота тем, что "Влад Кубряков - важное лицо, и его нельзя часто беспокоить, как простых граждан". По его словам, прокуратура, которая занимается расследованием, не просила министерство внутренних дел ускорить составление фоторобота. Кубряков, однако, сообщил журналистам, что он неоднократно выражал готовность описать похитителей и помочь составлению фоторобота, несмотря на свою госпитализацию; тем более, сказал он, что врачи никаких ограничений его режима не установили. Согласно Кубрякову, главное - пролить свет на случившееся, поэтому следователи могут рассчитывать на него в любой момент.

На прошлой неделе кишиневская газета "Timpul" выразила готовность опубликовать фотороботы похитителей Кубрякова и тем самым помочь полиции установить преступников.

Прокурор муниципия Кишинэу Петру Бобу, который координирует действия по расследованию дела Кубрякова, отказывается от любых подробностей, ссылаясь на интересы следствия. До настоящего момента он не назвал никаких ориентировочных сроков расследования, по истечении которых общественности будет представлена с доказательствами на руках наиболее вероятная версия произошедшего.

10 июня. Мэр Кишинева Серафим Урекяну поддержал требования оппозиции и европейских структур, оказывающих давление на Кишинев. В частности, "жестким, но объективным" – назвал  мэр Кишинева доклад о ситуации в Республике Молдова, представленному на Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, в котором он принял участие.

 Урекян обвинил центральные молдавские власти в маргинализации местных властей. Мэр столицы сказал, что молдавскому руководству надлежит представить в ноябре с.г. доклад о состоянии местной и региональной демократии в Республике Молдова.

10 июня Премьер-министр Молдавии Василий Тарлев заявил, что правительство сумеет в этом году решить проблемы, связанные с платежами по внешним долгам государства, и сделает все возможное, чтобы они не оказали негативное влияние на финансовую ситуацию. Он заявил также , что утверждения о неплатежеспособности государства - ничто иное как безответственные спекуляции. На вопрос, как правительство намеревается выплатить 75 млн. долларов США по выпущенным пять лет назад еврооблигациям, премьер ответил, что работники Министерства финансов уже встретились с обладателями этих ценных бумаг, дав понять, что переговоры проходят без проблем. Ранее Василе Тарлев заявил, что у правительства есть несколько вариантов преодоления нынешнего финансового кризиса, отметив, что их применение позволит Республике Молдова избежать дефолта.

По его словам, возобновление программы сотрудничества с международными финансовыми организациями позволит правительству провести переговоры с Парижским клубом по реструктуризации внешнего долга, составляющие в этом году 75 процентов доходов бюджета.

13 июня истекает срок выплаты платежей по еврооблигациям на сумму 75 млн. долларов США. Правительство имеет право отложить платежи на 21 день, до 3 июля. Согласно действующим нормам, правительство может выкупить еврооблигации или договориться с их владельцами об отсрочке срока выплаты платежей.




Европа-Кишинев: давление по трем фронтам

Кирилл Фролов

Все первые недели июня продолжалось системное давление европейских структур на власти Молдавии. Крайне жесткой критике подверглась административная реформа, проведенная коммунистами. Фактически на сторону оппозиционеров перешел мэр Кишинева Серафим Урекян. Второе направление - дело «Кубрякова». Оппозиция продолжает обвинять власти в препонах объективному расследованию дела «великого страдальца». Но главный удар направлен даже не на власти, а на Молдавскую митрополию Русской Православной Церкви. Правительству Молдовы предписано до 1 июля зарегистрировать т.н. «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата, что означает искусственно поджечь пожар церковного раскола. Православный молдавский митрополит Владимир (Кантарян) делает все, чтобы удержать власти этого катастрофического по своим последствиям шага. Но власти уже отступили в вопросе русского языка и поэтому нет гарантий их твердой позиции в церковном вопросе. Между тем, московская телепрограмма «Русский Дом» утверждает, что каждый ушедший в «Бессарабскую митрополию» священник получает 1 тыс. долларов. Правда, таких желающих-единицы.

На этом фоне посол России г-н Петровский повторяет клятвенные фразы, что Россия верна Стамбульским договоренностям, да вот «Тирасполь мешает!». Слава Богу, что Приднестровье мешает России уйти из региона.

ЕС, Румыния не стесняются «вмешиваться во внутренние дела Молдовы». Россия, являющаяся главным кредитором Кишинева, «стесняется». А ее поддержка в том же вопросе «Бессарабской митрополии» очень не помешает.




Молдова-Ази,
3 июня 2002

Бухарест-Кишинев: экономическая война?

Влад Берку

"Бухарест объявил экономическую войну Кишиневу". Такой разоружающий "вердикт" я услышал из уст одного чиновника из Министерства сельского хозяйства после того, как 20 мая с.г. Румыния приостановила импорт продуктов животного происхождения из Республики Молдова.

Не обращая внимания на немедленно последовавшие объяснения румынских властей, молдавский министр Иностранных дел Николае Дудэу с трибуны Парламента назвал данную меру политической.

Решение о приостановлении импорта продуктов животного происхождения было насколько шокирующим, настолько и неожиданным. И это потому, что продукты животноводства составляют более 15 процентов молдавского экспорта в Румынию. Потери, которые в последующие несколько месяцев понесут некоторые компании - в случае, если запрет не будет аннулирован - оцениваются в несколько миллионов долларов США. Ежегодный объем экспорта на этом сегменте достигает 6-10 миллионов долларов.

Наложенный Румынией запрет льет воду на мельницу противников молдо-румынских отношений. Они категорически заявляют, что Бухарест объявил это эмбарго из политических соображений. Но это мнение разделяют и многие из тех, кто придерживается противоположных взглядов.

Несмотря на то, что Посольство Румынии в Кишиневе распространило пресс-коммюнике с соответствующими объяснениями, недостатка в спекуляциях вокруг "истинной" причины данного решения, спровоцировавшего столько вопросов и споров в Республике Молдова, не ощущается.

Глава Кишиневского бюро по связям с Румынией Ион Годонога возмущен тем, что 20 марта 2002 г. румынское Национальное санитарно-ветеринарное агентство изменило приказ, изданный в июле 2001 года, которым импорт продуктов животного происхождения из Молдовы разрешался "только после предварительной проверки".

Чрезвычайный и полномочный Посол Румынии Адриан Бэлэнеску, в рамках встречи с первым вице-министром иностранных дел РМ Ионом Стэвилэ и с другими представителями МИД, заявил, что в соответствии с обязательствами, взятыми в процессе вхождения в Европейский Союз, в том числе в области торговли продуктами животноводства, Румыния может импортировать эти продукты из третьих стран "только из единиц, утвержденных для экспорта Европейским Союзом".

С другой стороны, радиостанция "Би-Би-Си" сообщила что, действительно, такой список существует, но он относится к торговым отношениям между членами Европейского Союза. А главный специалист Департамента ветеринарной медицины Владимир Моросан заявил, что "Румыния прекратила импорт яиц из нескольких стран, не только из Республики Молдова".

Но что можно с уверенностью утверждать, так это то, что в экономических отношениях между Республикой Молдова и Румынией вновь наступил кризис. Хотя, похоже, после 1997 года, когда был зарегистрирован пик торгового обмена между двумя берегами Прута, эти отношения находились в постоянном кризисе. В 2001 году молдавский экспорт в Румынию составлял лишь 64,8% от уровня 1997 года, а импорт РМ из Румынии - 78,2%. Объем торгового обмена с Румынией сократился на 16,8 процентов - до 130,5 млн. долларов США, а дефицит торгового баланса, хотя и сильно уменьшился, составил 52,5 млн. долларов США.

На 10-ом собрании межминистерских комитетов по молдо-румынским отношениям, проведенном в 2001 году в Кишиневе, была предпринята попытка изменить это положение. Новое правительство заявило о своем желании сделать эти отношения прагматичными как никогда.

Проекты, обсуждавшиеся на совещании, были довольно амбициозными. Чего стоит только намерение Румынии участвовать в приватизации молдавских электрораспределительных сетей, открыть товарную биржу…

Бухарест отнесся к этим проектам со всей серьезностью. Республику Молдова пригласили участвовать в завершении строительства 2-го блока атомной электростанции. Спустя всего две недели после заседания межминистерских комитетов в Кишинев прибыли представители первых 12 страховых обществ Румынии - настоящих гигантов финансового рынка Румынии. Затем Молдову посетила делегация Железнодорожных путей Румынии, с намерением начать переговоры по строительству железнодорожной линии Унгень - Кишинев с европейским стандартом колеи. Предлагается начать обсуждение участия Румынии в приватизации электрораспределительных сетей, в поставке тракторов.

То, что за всем этим последовало - сплошное разочарование. Предложения, поступившие из Бухареста, были либо отклонены, либо проигнорированы молдавской стороной. Ни один из проектов, обсуждавшихся на июльском 2001 г. совещании, не был осуществлен.

На этом фоне торговля между двумя соседними государствами продолжает сокращаться. Румыния, которая 5-6 лет тому назад занимала третье место в списке партнеров Республики Молдова, после первого квартала нынешнего года спустилась на шестую позицию среди стран, в которые Молдова экспортирует товары и услуги и, соответственно, на четвертое место среди стран, из которых она импортирует.

В январе-марте с.г. объем экспорта Республики Молдова в Румынию уменьшился на 29,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а импорт из Румынии сократился на 37,4%. Это самое драматическое сокращение за последние пять лет, зарегистрированное за столь короткий отрезок времени.

Последние официальные данные свидетельствуют о том, что на третьей позиции в списке торговых партнеров Республики Молдова, традиционно занимаемое Румынией, все уютнее устраивается Беларусь.




Молдова Ази,
12 июня 2002

Территориально-административная контрреформа

Игор Мунтяну

4-6 июня 2002 г., обе палаты Конгресса Местных и Региональных Властей Совета Европы собрались в Страсбурге, чтобы обсудить выводы, представленные докладчиками СЕ по ситуации местной и региональной автономии в Республике Молдова. По мнению некоторых официальных представителей КМРВСЕ, Резолюция, принятая по ситуации местной и региональной автономии в Молдове, может быть названа самым категоричным официальным документом, принятым в истории Совета Европы. Помимо рекомендаций по поводу преодоления нынешнего кризиса системы местной публичной администрации, Резолюция ссылается в нескольких строках на то, что Правительство РМ избегает принимать необходимые шаги по приведению ее в соответствие с принципами и нормами, признанными европейскими конвенциями, ратифицированными на данный момент Республикой Молдова, чем и объясняется то значительное количество законодательных противоречий, административных злоупотреблений и даже ошибочных политик, которые подрывают автономное функционирование местных властей в нашей стране.

В документе перечислены минимум 20 вопиющих противоречий между законами, принятыми 27 декабря 2001 г. (Закон № 764-XI о территориально-административном устройстве и Закон № 782-XV о местной публичной администрации) и положениями, содержащимися в Европейской Хартии о местной автономии, ратифицированной Парламентом Республики Молдова 2.10.97. Наконец данная резолюция подтверждает глубокую озабоченность Совета Европы в связи с кризисом власти в Республике Молдова, которая не извлекает полезных уроков из применения процедуры международного мониторинга.

В целом регрессы, отмеченные в Резолюции КМРВ Совета Европы, держатся на трех "идеологических китах" правящей партии Молдовы: (1) тоска по старому режиму, (2) реваншистское отношение к реформам последнего десятилетия и (3) органическое неприятие коммунистов истинной плюралистической демократии. Эти регрессивно-ностальгически-антидемократические настроения ПКРМ считается одной из важнейших причин, породивших кризис системы местной публичной администрации в Республике Молдова, которая к тому же побуждает официальных кишиневских представителей безбожно лгать, выказывать брутальное и непозволительное отношение к рекомендациям и оценкам, сделанным по вопросу местной автономии в Молдове в течение последнего года. Даже поверхностный анализ положений Закона № 781-XIV 2001 г. о местной публичной администрации усиливает подозрение, что Правительство не стремится к децентрализации местной власти (которую рассматривает только в качестве ИНСТРУМЕНТА центральной власти, что прямо противоречит принципу вспомогательности, гласящему в ст. 4 (3) Европейской Хартии, что "ни одно решение не должно приниматься органом власти высшего уровня, если оно может быть приято на более низком уровне"). Обвинения, предъявленные региональным органам публичной власти, которые якобы "создали государства в государстве" (Воронин), а также горячее отстаивание вице-премьер-министром Василием Иоввом идеи построения "вертикали государственной власти" и "более тесной интеграции исполнительных властей: низшего и высшего уровня" доказывают однозначный регресс Республики Молдова в плане перехода к демократии и трудно согласуются с традициями и принципами, признанными Европейской хартией о местной автономии.

Очевидно, что в течение последних полутора лет пребывания у власти ПКРМ в Молдове произошло несколько событий, которые должны были по крайней мере обратить внимание руководства на невозможность внедрения централистской системы администрации на местном уровне. Прежде всего, это активизация ассоциаций примаров, которые в своих открытых письмах, заявлениях для прессы и форумах на национальном уровне потребовали положить конец попыткам восстановить районы и создать так называемую "вертикаль власти". По настоянию участников Собрания Примаров от 12 сентября 2001 г. премьер-министр Василе Тарлев пообещал, что Правительство не будет предпринимать никаких действий, задевающих интересы органов местного самоуправления, без предварительной консультации их мнения и без одобрения специалистов в данной области. Еще в октябре 2001 года докладчики КМРВСЕ обращали внимание руководителей-коммунистов на то, что в действительности возврат к районам противоречит принципам регионального развития, содержащимся в Рекомендациях 38 (1998 г.) и 84 (2000 г.), и может направить Республику Молдова по пути, несовместимому с европейскими стандартами. Было указано и на то, что, вопреки заверениям в соблюдении местной автономии, центральное Правительство ратует за укрепление так называемой "вертикали власти", что равносильно отрицанию местной автономии и насаждению авторитарного централизма во всех аспектах местной публичной жизни.

Отметим, что по прямому требованию докладчиков КМРВСЕ председатель парламентской комиссии по публичной администрации дал официальное обещание проконсультироваться с КМРВСЕ в вопросе соответствия обсуждаемых в Парламенте законов положениям Европейской хартии, но это обещание не было выполнено. Вместо того чтобы проконсультироваться с экспертами КМРВСЕ, только в декабре 2001 года Секретариат Конгресса был "проконсультирован" о том, что Правительство Республики Молдова уже дало положительный отзыв по законопроекту, подготовленному парламентской комиссией руководимой Василием Иоввом. Но вместо того, чтобы представить солидную аргументацию огромных расходов, необходимых для восстановления системы районов, авторы законопроекта имели наглость оперировать перед Делегацией КМВРСЕ такими доводами, как "сотни и тысячи писем от трудовых коллективов и граждан в пользу районов". Ситуация стала поистине смешной с того момента, когда число писем, поступивших в адрес Парламента и Правительства начало меняться от одного чиновника к другому, так что в конце концов выяснилось, что на самом деле по большей части эти письма были вымыслом.

Лицемерие, подлог и манипулирование являются, к сожалению, единственными методами, которыми нынешнее коммунистическое руководство Республики Молдова способно удержаться у власти.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ