КАЗАХСТАН
"Навигатор", 13 июня 2002 В пучинах казахского трайбализма может исчезнуть само государствоЕрмек Калиев
Когда в феодальном Казахстане строили
социализм, в котором была пресловутая уравниловка, но в конечном итоге давались
равные возможности и определенный минимум социальной защиты, страна пережила
просто жуткие катаклизмы. Жертвы на алтарь коммунизма были принесены чудовищные.
Но вместе с тем республика, коренная нация развивались по-восходящей. Сегодня
создается впечатление, что страна движется по-нисходящей. Ибо есть у Казахстана
одна специфика, которая гораздо меньше, чем какая-либо другая, сопрягается с
самой идеей демократии, формированием гражданского общества. А без этих
институтов построить государство, которое мультинационально по своему составу,
практически невозможно…
Давно стала секретом полишинеля та
данность, что пережитки родоплеменного строя и феодализма где непосредственно,
где косвенно влияют на все стороны жизнедеятельности как казахстанского
общества, так и отдельного взятого человека. Учитывая, что Казахстан получил
суверенитет и теперь вынужден развиваться самостоятельно, а титульной нацией
объективно, а не только по названию становится казахский народ, автоматически
получается, что такие общественные отношения пронизали буквально все. Но
парадокс состоит в том, что между сторонниками традиционных отношений и
сторонниками демократических преобразований нет даже намека на выяснение
отношений. И все потому, что официально считается, что Казахстан строит
демократию. А трайбализм - это пережиток темного прошлого, и нечего на этом
зацикливаться. Но, как говорилось выше, на самом деле ситуация выглядит и
развивается совершенно в обратном направлении. Под сенью демократических
лозунгов общество стремительно возвращается в 18 век, как минимум.
В России издавна ведут свой спор
"почвенники" и "западники". И с той и с другой стороны были заняты великие умы,
чьи идеологические трактаты и споры по сию пору будоражат российскую
общественную мысль. И немудрено, поскольку магистральная линия этих
интеллектуальных разработок, прежде всего, относится к попыткам решения
глобальных вопросов развития российской государственности: что лучше для России,
классическое западно-европейское развитие или Россия имеет свой, собственный
путь? Иными словами, в той же России не менее полтораста лет открыто обсуждаются
такого рода проблемы.
Иное дело Казахстан. Понятно, в силу
сложившихся исторических обстоятельств, разной скорости
общественно-политического развития в Казахстане трудно ожидать таких, по сути,
мировоззренческих поисков своего пути. Но когда-то это надо начинать, иначе
расхождение между декларациями и тем, что происходит на самом деле, выйдет
боком, вплоть до потери государственной целостности. У нас же пока в этом смысле
лишь тишь да гладь.
Конечно, сказать, что эта проблема
замалчивается вроде нельзя. В печати проскальзывают высказывания на эту тему и
даже отдельные материалы, но вопрос ребром, что называется, никто не ставит. Все
без умолку трещат о новейших демократических технологиях, о падении темпов
демократических преобразований и т.п. вещах, но ни слова о том, какова настоящая
подоплека нашей казахстанской демократии. Допустим, маститый социолог Сабит
Жусупов утверждает, что казахский трайбализм - это миф. Вместе с тем, он
признает, точнее, как ученый точно фиксирует, что общество дисперсно, а посему
слабоорганизовано. Но трайбализм и порождает эту самую дисперсность, когда
проводить какую-нибудь общегосударственную политику сложно из-за замкнутости
человека, повязанного обязательствами трайбалистического либо жузовского
характера.
Казахстан отмерил всего 10 лет своей
независимости, и государственное строительство у нас, образно выражаясь, прошло
лишь нулевой цикл, когда только залит фундамент. Само здание государственности
пока еще в строительных лесах, но видится оно всем нам, в том числе и
теоретически, достаточно смутно, потому что декларируется построение
демократического государства, основой которого должно стать гражданское
общество, а на деле процветает самый дикий трайбализм, усиленный еще и древним
разделением на жузы, коих, как известно всем, в Казахстане насчитывается три. И
эта компонента в современном Казахстане является самой деструктивной. Странность
этой констатации заключается в том, что эта ступень, т.е. жуз, гораздо выше, чем
просто какой-нибудь банальный трайбализм. Жузовская система, несмотря на всю
архаичность, в идеальном плане предполагает куда более справедливый и, что
немаловажно, системный подход в перераспределении управленческих кадров с учетом
образования единого казахского государства (для понимания проблемы поставим
вопрос именно так – казахского государства - Ред.), предполагающий некий
жузовский паритет. Однако, как выше уже было подчеркнуто, система эта действует
сегодня крайне деструктивно. По той лишь причине, что нарушен баланс
представительства от всех трех жузов в высших эшелонах власти.
У каждого рода, племени и жуза есть своя
элита. Так было 150, 250 лет тому назад. В известном смысле так остается и
поныне. Но сегодня Казахстан является единым государством, к тому же унитарным,
которое подразумевает единую государственную элиту. Таковой вроде нет, хотя были
и есть лидеры, которых, в той или иной степени, воспринимают все, в том числе и
русское население, - своеобразный "четвертый жуз" (терминология С.Куттыкадама).
Кстати, четвертый жуз тоже имеет свою элиту. Но поскольку структура
русскоязычного, а точнее, европейского общества, гораздо многослойнее - так, по
крайней мере, было (!) до последнего времени - традиционного (а сегодня все
казахи традиционалисты!) казахскоязычного, то и формирование элиты у нее
происходило несколько иным образом… Но предмет нашего разговора в другом: почему
все-таки нельзя маркировать существующую элиту, находящуюся сегодня у власти,
как единую, государственную?! Ответ лежит на поверхности. По сути дела, вот уже
на протяжении 10 лет государственная власть ассоциируется, прежде всего, с
правлением элиты Старшего (или Большого) жуза. А глава государства, выходец из
этого самого жуза, может, как один французский король, заявить: "Государство –
это Я". Т.е. даже с казахской точки зрения власть в стране узурпирована.
В данном случае необходимо, наверное,
обозначить, что, когда мы говорим "даже с казахской точки зрения", мы имеем в
виду отнюдь не средневековый, а, прежде всего, советский опыт. Как и в любой
союзной республике, в Казахстане тоже сложилась своя специфика, и старые родовые
деления также имели место. Допустим, советская практика тоже наглядно
демонстрировала преимущество Старшего жуза в правящей верхушке. И тем не менее -
тогда все-таки существовал некий баланс. Если взглянуть на другие сферы, а не
только на партийно-номенклатурные, и там тоже был баланс. Скажем, в Актюбинск на
ректорство посылался найман, а на Восток - выходец из Западного Казахстана.
Национальная элита в условиях культурной автономии, несмотря на постоянную и
непрекращающуюся борьбу, все-таки саморегулировалась, а в данном отношении,
наверняка, и Москва, и, в конечном счете, Алма-Ата старалась не допустить
перехлестов.
Инерция такого более или менее
справедливого перераспределения существовала и в первые годы суверенитета,
когда, например, резко возросла роль парламента. Его возглавлял всегда критично
относившийся к главе государства С.Абдильдин. Вице-премьером, министром,
руководителем крупной области был Б.Турсумбаев, который, несмотря на то, что
вообще являлся россиянином по рождению и первоначальную социализацию прошел там
же, в Российской Федерации, оказавшись в Казахстане, всегда вел себя независимо.
Бывший глава администрации одной из западноказахстанских областей, потом
активный член абдильдинского парламента Г.Алдамжаров тоже демонстрировал деловой
и критичный подход. Сегодня, по-большому счету, все трое и многие другие
оказались не у дел.
Нынешний парламент, в котором С.Абдильдин
возглавляет фракцию коммунистов, и на толику не сравним с Верховным Советом
начала девяностых. Быть оппозиционером в Гайд-парке, в который превратился
казахстанский парламент, это иногда очень шумно, но нерезультативно в корне.
Б.Турсумбаева время от времени заманивают
посулами, предлагают должности, но на самом деле и близко не хотят видеть этого
авторитетного и независимого политика в высших слоях власти.
Г.Алдамжарова попросту сломали, и теперь он
прозябает в недрах президентской администрации…
Чем еще схожи эти трое, которых мы выбрали
в качестве некоего архетипа неугодных? Прежде всего, тем, что все трое не
являются, грубо говоря, южанами, а если говорить по существу, то все трое не
являются представителями Старшего жуза. А из троих и С.Абдильдин, и Б.Турсумбаев
принадлежат к родам Среднего жуза. Российское происхождение Б.Турсумбаева никого
не должно вводить в заблуждение. Поскольку Омская область, и, вообще, все
российские области, прилегающие к территории Казахстана, это места исконного
расселения казахов. Различие лишь в том, что, начиная с Оренбургской области
(если двигаться с востока на запад), тамошние казахи по родовой принадлежности
относятся уже не к Среднему, а к Младшему жузу, как, например, Г.Алдамжаров,
уроженец Астраханской области…
На примере вышеописанной и примечательной
троицы можно делать и другой вывод. Наиболее строптивыми, относительно правящего
режима, являются почему-то выходцы из Среднего жуза. И, заметим, наиболее
значимые фигуры. Их-то в массовом порядке и выдавливают из всех структур, вплоть
до судебного преследования и взятия под стражу. Пожалуйста: Акежан Кажегельдин,
Галымжан Жакиянов. Разумеется, страдают все строптивые, как, например, тот же
самый Мухтар Аблязов. И не всем выходцам не из Старшего жуза закрыта дорога.
Преданным дорога открыта: Абиш Кекильбаев, Имангали Тасмагамбетов, Аслан Мусин,
Оралбай Абдукаримов, Каирбек Сулейменов, Зейнулла Какимжанов…
Подустали показывать свою преданность,
показали свои амбиции – в этом случае могут пострадать и родные верховной власти
"великожузовцы": сослан в почетную ссылку Алтынбек Сарсенбаев, вне коридоров
власти находится Ураз Джандосов, выгнан Аблай Мырзахметов… Но исключения лишь
подтверждают правило.
Старший (Большой), или как его еще величают
Великий (по-казахски Улы) жуз, захватив власть, демонстрирует прямо-таки
экспансионистские устремления везде, где только можно. Элита "великожузовцев"
контролирует все значимые высоты. Нефтяная отрасль под Т.Кулибаевым, парламент
под Ж.Туякбаем, Центризбирком под З.Балиевой, масса министерств и ведомств,
областных и городских акиматов под дланью южан. Алматы, а теперь и Астана, тонко
ведет игру в проблемных (например, Младший жуз) регионах. Туда даже если сажают
местных, при этом постоянно их дискредитируют (Аслан Мусин). Про северные
области такого сказать нельзя. Потому что там давно сидели и сидят, как в своей
вотчине, те же южане. Например, такой стратегической областью, как Костанайская,
"успешно" руководит Умирбек Шукеев…
Сегодняшние кризисы, глухой ропот
недовольства на местах во многом вызван кадровым засильем выходцев с Юга.
Представители Среднего жуза проявили себя наиболее приспособленными к бизнесу в
том понимании, которое наиболее близко неказахскому человеку. Может, это не
классическое ведение дел по-западному, но более сопоставимое с тем же российским
бизнесом. Есть масса бизнесменов, настоящий средний класс, состоящий из казахов,
русских, сильно отличающийся от "новых казахов", в основном являющихся выходцами
с юга. У предпринимателей из Среднего жуза нет таких денег, они не брали
многомиллионные кредиты, но они раскрутились и находятся где-то посередине между
разбогатевшим лавочником и бизнесменом уровня Бути. Тот хотя и не южанин, но
свой бизнес и состояние приобрел по "южным" лекалам. Бизнес "по-шымкентски", и
даже "по-алматински", имеет совсем другую природу, здесь более всего
задействован административный ресурс. И когда чиновники с южным складом
ментальности и инстинктов заполоняют Центральный, Северный и Восточный
Казахстан, где все-таки преобладает "русское" мышление, начинается разрушение.
Коррупция идет с юга. Она заразила все стороны казахстанского света. Вот еще
одна сторона медали создавшейся диспропорции.
В одной из газет довелось прочитать мысль о
создании в Казахстане общественного органа наподобие афганской Лойи-Джирги
(Совет старейшин, Совет племен). Похоже, пришло самое время. Надо уравнивать
шансы. Иначе Старший жуз вытеснит уже из Казахстана "четвертый жуз". Тогда
Казахстан точно распрощается со своей унитарной государственностью…
|