Союзное государство: проблемы и пути их решений
11.07.2006.
Белорусская нива
Николай Сергеев
Белорусско-российская интеграция является первостепенным
направлением политики современного белорусского государства. О том, какие
проблемы существуют на этом пути, и о возможных способах их разрешения
корреспондент “Белорусской нивы” беседует с заместителем директора Института
стран СНГ, одного из ведущих российских неправительственных исследовательских
центров, Владимиром Леонидовичем ЖАРИХИНЫМ.
В этом году мы отметили
десятилетие Сообщества-Союза-Союзного государства Беларуси и России, но до сих
пор не живем в общей стране. В чем же причина такого положения,
каковы главные проблемы строительства Союзного государства и пути их
разрешения?
-- Главная проблема в том, что Союз надо строить. К
сожалению, в настоящее время Союзное государство напоминает долгострой советских
времен. В этом деле образовался некий застой. Нами до сих пор не
выбран проект, по которому возводить здание союзной государственности.
Российскую сторону устроит модель Евросоюза. В этом
случае речь идет, конечно, не о каком-то копировании, а об общих
принципах. Хотел бы напомнить, что строительство Евросоюза началось
с “Объединения угля и стали”, но у нас-то все это уже имеется,
экономики мы в определенной степени интегрировали. Затем в Европе пошло
политическое строительство и был избран Европарламент. Нам тоже необходимо
сделать подобный шаг.
-- Почему назрела необходимость
формирования именно союзного парламента?
-- В ходе строительства общего государственного организма
неизбежно возникают определенные противоречия, но не между гражданами, а между
политическими элитами, которым требуется место для дискуссии и согласования
позиций. По большому счету, речь идет о формировании общесоюзной политической
элиты. А для этого и необходима такая гласная политическая “площадка”, как
парламент Союзного государства. В настоящее же время дискуссия по союзному
строительству протекает келейно, что нельзя далее считать приемлемым.
Сложилась просто парадоксальное положение. Уже не один
год речь идет о Конституционном акте, но даже специалисту заполучить проект
этого документа до последнего времени было непросто. Только совсем недавно он
был опубликован в журнале “Союзное государство” и появился на сайте
Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Широкой же общественности
проект документа практически неизвестен.
В то же время действующий Договор о создании Союзного
государства изначально предусматривает избрание союзного парламента, у которого
на первом этапе полномочия сводились бы к подготовке Конституционного акта или
же Конституции Союзного государства. На деле все обернулось по-иному. Проект
Конституционного акта готовится узкой группой специалистов без какого-либо
обсуждения общественностью и экспертными сообществами Беларуси и России.
Или взять вопрос введения единой валюты. Эта проблема
также гласно не обсуждается. А ведь в этом смысле весьма поучителен опыт
Европейского союза. В ЕС вначале был избран Европарламент, сформированы
руководящие органы “союзного государства” под названием Европейский союз, а
затем, только через 10 лет, была введена единая валюта. Мы же пытаемся сделать
наоборот.
-- В настоящее время белорусская
сторона предлагает следующую этапность строительства Союзного государства.
Вначале принятие Конституционного акта, при этом подчеркивается, что это не
полновесный Основной Закон, а предконституционный документ. Затем избрание
союзного парламента, который впоследствии и должен подготовить конституцию
Союзного государства. С вашей точки зрения, насколько реально принятие
Конституционного Акта в нынешнем году? Смогут ли наши президенты сделать шаг,
чтобы преодолеть этот “долгострой”?
-- Очень хочется, чтобы это было именно так. Но здесь
имеются объективные сложности. Вернемся к примеру Евросоюза. Это работающая
модель со всеми ее достоинствами и недостатками. Мы должны перенимать
положительный опыт и не повторять их ошибок. Надо сказать, что Евросоюз решил
очень непростую задачу, хотя и с большими издержками: объединение в союз
большого количества разновеликих стран. Но все-таки ЕС это было легче сделать,
чем нам. Там была группа крупных стран и группа мелких государств. В нашем же
случае -- одна крупная и одна небольшая страна. Мы должны искать оптимальную
модель, а это не так просто.
С одной стороны, для Беларуси, безусловно, неприемлем
какой-либо автоматический квотный принцип утверждения решений. Например,
голосование, пропорциональное числу населения или объему ВВП. В Евросоюзе
подобные принципы существуют, хотя и в более мягкой форме. Но и без этого тоже
никак нельзя, так как Союзному государству нужны общие органы управления.
В вопросе же с единой валютой белорусская сторона
опасается более высокой инфляции в Российской Федерации, чем в Беларуси. И самое
главное: кто будет следить за тем, чтобы инфляция в субъектах Союзного
государства не превышала согласованных показателей? В ЕС этим занимаются
наднациональные органы, которые довольно жестко контролируют исполнение принятых
Евросоюзом финансовых показателей. Причем финансовые органы ЕС имеют обширные
полномочия и нередко критикуют ту же Германию за превышение утвержденных
показателей инфляции. Подобный союзный финансовый орган нужен и в нашем случае.
В то же время для России неприемлемо то, что предлагает белорусская сторона.
Конечно, это -- позиция в переговорах, но тем не менее.
-- Что вы имеете в виду?
-- Это касается вопросов принятия решений в союзных
органах. Здесь не возможно так называемое простое равенство. И вопрос не в том,
что российская сторона несговорчивая. Современная Россия -- федеративное
государство, в составе которого имеются более крупные субъекты, чем Беларусь.
Поэтому нужно создавать непростую модель союзной государственности, что является
предметом интеллектуального поиска. Как раз эта работа и заблокирована, так как
нет органа, т.е. союзного парламента, который бы этим профессионально занимался.
Поэтому для начала нужно выполнить Договор о создании Союзного государства,
который предусматривает формирование парламента, Высшего суда и Счетной палаты
Союзного государства. А потом уже двигаться дальше.
-- Это, казалось бы, очевидные
вещи. Но дело-то стопорится...
-- В последнее время в российских политических кругах
немало говорится о том, что белорусская сторона не хочет идти на реальное
объединение с Российской Федерацией. Но в этом случае у меня возникает вопрос: а
российский политический класс? Готов ли он поступиться своими полномочиями ради
создания Союзного государства?
Я представляю, какая огромная ломка была у политической
элиты той же самой Франции, страны с огромной историей государственности, когда
она передавала часть своих полномочий Брюсселю. Но они на это пошли и
делегировали значительные полномочия в наднациональные органы Европейского
союза. И немцам в этом смысле было очень непросто, и итальянцам. Может, эстонцам
это было попроще. Но “староевропейцы” на это пошли ради создания Евросоюза.
И в нашем случае это очень непростой вопрос. Его
необходимо решать. Но он, к сожалению, до сих пор никак не обсуждается. Все эти
проблемы нужно сделать предметом гласной дискуссии, чтобы возникающие
противоречия были видны и общественность понимала, где и откуда трудности.
-- А теперь давайте рассмотрим
некоторые экономические стороны строительства Союзного государства. Ведь эти
вопросы постоянно выходят из плоскости чисто хозяйственной, переходя в плоскость
политическую.
-- Что касается экономики, то я последовательно отстаиваю
позицию, что цены на энергоресурсы на постсоветском пространстве должны быть для
всех одинаковыми и мировыми.
-- И для России, и для
Беларуси?
-- Нет, России, конечно, это не касается. Внутренний
рынок -- это другое. Когда у нас с Беларусью будет общий рынок, общее
государство и общие наднациональные органы, то будут общие и внутренние цены.
Пока же они должны быть мировыми.
Это, во-первых, снимет все политические спекуляции и
обиды со стороны других стран СНГ. Во-вторых, решатся проблемы с ВТО, которое
требует от России равного подхода ко всем внешним потребителям российских
энергоресурсов. В-третьих, исчезнет проблема спекуляций на тему “черных”
реэкспортов российских энергоресурсов. Но Россия имеет полное право оказывать
своим союзникам экономическую поддержку. Как это делают Соединенные Штаты и
Евросоюз. И тогда отношения будут яснее и проще.
-- В чем выразится экономическая
поддержка?
-- Речь идет о прямой экономической поддержке. Так,
Соединенные Штаты своему ближайшему союзнику Израилю продают самолеты “F-16”
исключительно по рыночной цене. Они понимают, что в ином случае нет гарантии
того, что эта техника не окажется в какой-нибудь Нигерии и кто-то на этом не
нагреет руки. В то же время США оказывают Израилю прямую экономическую помощь в
три миллиарда долларов.
При таком подходе мы сможем решить многие проблемы.
Почему, например, России приходится сейчас оставлять для недружественной Грузии
цену на газ в 110 долларов за 1000 кубометров? А дело в том, что если для
Армении сделать цену в 110, а для Грузии в 280 долларов, то в Армению не
поступит ни одного кубометра газа. Грузия его просто не пропустит через свою
территорию. Вот если бы мы поставляли и тем, и другим газ по 280 долларов, а
Армении, как нашему союзнику по ОДКБ, оказывали экономическую помощь, то никаких
проблем по этому вопросу, в том числе и с Грузией, не возникало бы. Хотите
получать экономическую помощь? Вступайте в ОДКБ, а не в НАТО.
В такой ситуации станет совершенно понятно: кто союзник,
а кто нет, кому и за что предоставляется экономическая помощь. Беларусь будет
получать самую большую экономическую поддержку, в том числе и компенсацию
возросших цен на энергоресурсы, потому что она строит с Россией Союзное
государство. Армении помощь поменьше, так как она не в Союзном государстве, а
только в ОДКБ.
В этом случае резко возрастет ценность интеграционных
образований на постсоветском пространстве. Тогда будет более понятно, для чего
необходимо углублять интеграцию, в том числе и в рамках Союзного государства. А
когда интеграция дойдет до формирования реально действующих наднациональных
органов, как в Брюсселе, то это уже будет единое экономическое пространство. Вот
тут и произойдет переход на внутрисоюзные цены, которые могут заметно отличаться
от нынешних внутрироссийских, -- а они весьма далеки от идеальных. Ведь дошло
буквально до абсурда, когда в Российской Федерации цены на бензин выше, чем в
США.
-- А чем это можно
объяснить?
-- Знаете, все винят Россию за высокие цены на
энергоресурсы. А когда цены в мире поднялись? После того как США вошли в Ирак,
они выросли в пять раз. И все энергонедостаточные страны, в том числе и
Беларусь, и Армения, и Украина, оказались в очень сложном положении. До агрессии
США против Ирака мировые цены на энергоресурсы были совсем иные -- на нефть
порядка двадцати долларов, а на газ около восьмидесяти. В то время несложно было
продавать Беларуси газ по 45 долларов, а вот сейчас нужно искать новые
решения.
-- Но вернемся к предлагаемой
модели союзного строительства.
-- Это в сущности будет подобие того, что делалось в
Евросоюзе, когда он успешно развивался. В этом смысле показательны принципы
включения в ЕС Испании, Португалии и Греции. Когда эти государства экономически
подтягивались к лидерам за счет прямой помощи, которая осуществлялась в течение
десяти лет по два миллиона долларов ежедневно. И в нашем случае, в ходе
формирования единого экономического пространства, общих государственных органов
управления, т.е. до момента полной интеграции двух субъектов Союзного
государства, должен использоваться отработанный в ЕС механизм прямой
экономической поддержки Беларуси.
-- Будет ли воспринят такой подход
к интеграционным процессам со стороны других стран СНГ?
-- Для наглядности бывает очень полезно уподобить
межгосударственные отношения отношениям в семье. Сейчас принято говорить, что
СНГ -- это механизм развода. Но ведь при разводе остаются дети. И детям до их
совершеннолетия выплачиваются алименты. Так вот, будем считать, что низкие цены
на энергоресурсы, которые Россия долгое время устанавливала для стран СНГ, и
были этими самыми алиментами.
Вместе, в одной семье советских народов, мы разведывали
месторождения, создавали предприятия нефте- и газодобычи, строили
инфраструктуру. Но по известным причинам члены семьи оказались перед выбором.
Кто-то заявил, что дальше хочет жить сам по себе, намерен пойти в другую семью,
в НАТО и Евросоюз. Как говорится, ради Бога, но за свои деньги. А кто-то,
достигнув совершеннолетия, остается верным семье, хотя и живет в другой
квартире. Тогда тому, кто остается в общей семье и собирается дальше
поддерживать отношения, советоваться и сообща решать общие проблемы, из
семейного бюджета выделяются средства на получение образования, становление и
так далее. Это не значит, что он полностью зависим, но он строит общую семью, он
остается со своими близкими. Это пример Беларуси. А если ты ушел в чужую семью,
то ищи там и деньги на свои нужды. Ты выбрал свой путь и не обижайся, что к тебе
иное отношение, чем к тому, кто оставался верен своим родителям и братьям.
|