ТУРКМЕНИЯ
России удалось сформировать газовый альянс с Украиной против Туркмении
03.07.2006.
Коммерсант
Олег Гавриш (Киев); Наталия Гриб
"Газпром" перекрывает газ Туркмении. Отбив у нее самого
перспективного покупателя
"Газпром" рассчитывает при поддержке "Нафтогаза Украины"
убедить Сапармурата Ниязова согласиться на поставку газа по цене, утвержденной в
договоре от 4 января 2006 года: $65 за тысячу кубометров
России удалось сформировать альянс с Украиной против
Туркмении. >Вопреки ожиданиям, украинцы в пятницу отказались покупать
туркменский газ по $100 за тысячу кубометров. Вместо этого они получили согласие
"Газпрома" сохранить цены на газ для страны в третьем квартале на уровне $95 за
тысячу кубометров. В результате Киев купит газ дешевле, нежели при прямых
закупках у Туркмении, но лишится $1,65 млрд от его экспорта в Европу. Российская
же монополия рассчитывает, что, отбив у Ашхабада самого перспективного
альтернативного покупателя газа, Москва сможет убедить Туркмению в четвертом
квартале заключить договор по поставкам газа по $65 за тысячу кубометров.
"Были проведены все необходимые переговоры между
компаниями "Росукрзнерго" и "Укргазэнерго" по поставкам газа во втором
полугодии,– рассказал в пятницу, открывая заседание кабинета министров Украины,
Юрий Ехануров.– Достигнуты необходимые договоренности: в третьем квартале
импортный газ на Украине будет стоить $95 за тысячу кубометров. В отношении
четвертого квартала будем работать над тем, чтобы это была стабильная цена на
импортный газ".
В тот же день украинский министр топлива и энергетики
Иван Плачков встречался с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым, чтобы
купить в Туркмении 17 млрд кубометров газа для обеспечения страны топливом в
этом году и экспорта в Европу 8 млрд кубометров с целью получения "Нафтогазом
Украины" дополнительной выручки в объеме $1,65 млрд. Накануне переговоров в
пресс-службе украинского правительства говорили о готовности купить топливо по
$100 за тысячу кубометров. Однако, как сообщил источник Ъ, близкий к
переговорам, в Ашхабаде произошла рокировка позиций, поскольку прямо в ходе
переговоров "Газпром" "сделал интересное предложение властям Украины". В обмен
на отказ Украины купить туркменский газ по $100 "Газпром" пообещал не повышать
цену на газ для страны в ближайшие три месяца. За это время монополия
рассчитывает при поддержке "Нафтогаза Украины" убедить Сапармурата Ниязова
согласиться на поставку газа по цене, утвержденной в договоре от 4 января 2006
года: $65 за тысячу кубометров.
"Переговоры в Ашхабаде были достаточно сложные",–
подтвердил Юрий Ехануров. Один из участников переговоров рассказал Ъ: "Сначала
мы предложили Туркмении возобновить поставки газа по заключенному в декабре
прошлого года договору (40 млрд кубометров по $50-60 за тысячу кубометров.– Ъ)
или внятно объяснить, почему это невозможно".
Однако МИД Туркмении переложил ответственность за срыв
поставок газа на Россию: ""Газпром" не выдал лицензию на транзит газа. Исходя из
этих условий, данный контракт утратил силу, и туркменская сторона считает, что
он изжил себя". Далее председатель госконцерна "Туркменгаз" Багтияр
Хаджыгурбанов заявил, что "Украине нужно рассчитаться с долгами за газ, прежде
чем вести переговоры о его покупке". В итоге стороны пришли к согласию только
относительно схемы погашения долга. "Мы договорились, что $64,2 млн погасим до
октября поставками товаров и услугами по строительству газокомпрессорных
станций",– пояснил Иван Плачков по возвращении в Киев.
Впрочем, даже после согласования графика погашения долга
украинской делегации не удалось добиться от Туркмении снижения цен. "Продержав
нас более пяти часов, подтвердив в "Газпроме" согласование транзита, Сапармурат
Ниязов все равно заявил о повышении цен на газ до $100",– пояснил Ъ источник в
украинском минтопэнерго. Господин Плачков в ответ заявил, что оснований менять
цены нет, и прекратил переговоры.
"Таким образом, российская и украинская сторона совместно
выступили против газового шантажа господина Ниязова",– пояснил Ъ нефтегазовый
аналитик киевской консалтинговой компании R&J Investments Павел Качур.
Впрочем, у "Газпрома" на Украине осталось слишком много нерешенных вопросов.
"Укргазэнерго" (принадлежит частично "Газпрому") по-прежнему имеет право продать
в этом году только 5 млрд кубометров газа вместо обещанных украинскими властями
32 млрд. Поэтому увенчается ли временный мир "Газпрома" и Украины против
Туркмении успехом, зависит от готовности двух покупателей идти на уступки друг
другу и консолидировать свою позицию в отношении продавца.
Андрей Грозин: Соглашение между "Газпромом" и "Нафтогазом" - единственный способ сбить запрашиваемую Туркменией цену
03.07.2006. ИА REGNUM
Ситуацию вокруг попытки со стороны Туркмении повысить
цену на газ для Украины с $60 до $100 за тысячу кубометров прокомментировал 3
июля 2006 года корреспонденту ИА REGNUM заведующий отделом Средней Азии и
Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин:
"Очевидно, что переговоры с Туркменией, которые проводили
в Ашхабаде и "Газпром", и "Нафтогаз Украины", закончились совершенно не с теми
результатами, которые ожидали от них руководители этих газовых компаний.
Туркменбаши всерьез рассчитывает, что он сможет получить если не $100, то $75-80
за тысячу кубометров газа либо с той, либо с другой стороны, либо с обеих сразу.
Но такое резкое повышение цен ставит под вопрос саму рентабельность поставок
туркменского газа и в Россию и, тем более, на Украину, с ее проблемами с
тарифами и "РосУкрЭнерго", которые обострятся с началом зимнего сезона. Ни для
кого не является секретом, что готовность украинской газовой сети и газохранилищ
оставляет желать лучшего. Об этом говорили и глава "Газпрома" Алексей Миллер, и
зампред правления компании Александр Рязанов.
Я думаю, что в сложившейся ситуации Украине надо думать
не о том, как переформатировать сделки по газу, которые были заключены в начале
текущего года, а о том, как и с какими ресурсами встретить зиму. В этой ситуации
для Украины логично будет заключить унию с "Газпромом", хотя бы временную, для
того, чтобы исключить возможность давления со стороны Сапармурата Ниязова как на
российскую, так и на украинскую стороны. Более того, эта уния даст возможность
уже диктовать Туркмении свои условия, так как кроме России и Украины, других
серьезных вариантов у Туркменистана нет. Газопровод в Иран - маломощный,
максимум, который он способен прокачать, составляет 8 млрд кубометров, причем
даже эта цифра, на мой взгляд, чересчур оптимистична. Поэтому России и Украине,
я думаю, следовало бы вспомнить, какую политику проводил "Газпром" в отношении
Туркмении, когда этой компанией руководил Рем Вяхирев. Тогда, после полутора лет
газовой блокады, когда все контракты с Туркменистаном были порваны, экономика
Туркмении была на грани катастрофы и, если бы не было принято решение прекратить
блокаду на уровне политического руководства России, то с Туркменией произошло бы
то, что Вяхирев называл словами "клиент дозрел". Тогда политические резоны
возобладали над экономическими.
Сейчас ситуация складывается таким образом, что
Туркменистан, убедившись, что "Газпром" не в состоянии проводить выдержанную
долговременную стратегию, будет оказывать на него дальнейшее давление.
Дополнительным фактором здесь выступают и личные качества Сапармурата Ниязова,
который любую уступку, любую попытку искать с ним компромисс воспринимает как
слабость, а сам переговорный процесс ведет согласно восточному принципу: "если
хочешь козу - проси верблюда". Исходя из этого подхода и сформулирована
требуемая Туркменией цена $100 за тысячу кубометров газа, которая ничем не
оправдана и которую не в состоянии платить ни "Газпром", ни, тем более, Украина
с ее серьезными экономическими проблемами. Поэтому в скором времени, я думаю,
следует ожидать переговоров между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины", на которых
будет выработана единая позиция по вопросу цены на туркменский газ. Это
единственный, на мой взгляд, способ сбить запрашиваемую Ниязовым цену".
Газовый базар Туркменистана
06.07.2006.
АПН-Казахстан
Аждар Куртов
Очередной
виток конфликта
Очередной виток конфликта вокруг поставок туркменского
газа в Россию многие эксперты поспешили объявить поражением курса российского
"Газпрома". При этом неизменно в таких рассуждениях приводились ссылки на
высказывание Юлии Тимошенко о необходимости пересмотра зимних договоренностей с
Россией в газовой сфере. Не забывали и о недавнем визите президента
Туркменистана в Китай, в ходе которого были подписаны соглашения о поставках
туркменского газа в Поднебесную. В итоге вроде бы вырисовывается безрадостная
для России картина: Москва, якобы, оказалась в ситуации, когда она может
полностью лишиться туркменского "голубого топлива".
На самом деле для подобного пессимизма нет достаточных
оснований. По крайней мере, пока их нет. На протяжении всей постсоветской
истории взаимоотношений "Газпрома" с Туркменистаном регулярно происходили и
происходят подобные конфликты. И всегда, в конце концов, из них находился
какой-то выход, который устраивал и Москву и Ашхабад. Поэтому мрачные
футурологические прогнозы на самом деле, скорее всего, и на сей раз не
сбудутся.
Суть нынешних расхождений "Газпрома" и туркменской
стороны касается отнюдь не намерения Ашхабада вообще отказаться от поставок
природного газа в Россию, и даже не объемов таких поставок (хотя об этом
переговоры велись), а главным образом - согласованной цены на поставляемый газ.
И этот момент является принципиально важным. Туркменистан не против поставок,
наоборот, он в них весьма заинтересован. Но на Востоке принято торговаться,
здесь это – элемент традиционной культуры. Тем более, что основания для такого
торга у Ашхабада действительно есть.
Напомним, что Туркменистан входит в первую пятерку
государств мира, располагающих самыми крупными запасами природного газа. Он
уступает России и по этому показателю, и по объемам добычи газа. Но нельзя
забывать, что Туркменистан гораздо меньше России по территории и населению.
Поэтому, если мы, например, будем брать сопоставимые критерии оценки, то
выяснится, что ситуация в Туркменистане в этом отношении лучше, чем в России.
Причем так было и во времена Советского Союза. В 1990 году, например,
Туркменистан добыл 87,8 млрд. кубометров газа, а Россия – 641 млрд. кубометров
(для сравнения: Казахстан – только 7,1 млрд., а Узбекистан – 40,8 млрд.).
Казалось бы – Россия многократно превосходит по добыче Туркменистан. Но если мы
возьмем объем добычи в расчете на одного жителя республики, то ситуация окажется
прямо противоположной: Туркменистан в 1990 году добыл 23928 кубометров на
каждого гражданина, а Россия – в пять с лишним раз меньше.
Но мало только добыть газ, его надо еще реализовать. То
есть либо потребить в собственной стране, либо экспортировать. Туркменистан, как
известно, не относится к индустриально развитым странам. Промышленность
республики не нуждается в больших объемах природного газа. Население
Туркменистана также не столь многочисленно: по явно завышенным данным Ашхабада
на 1 января 2006 года оно достигло 6,8 млн. человек. Поэтому внутреннее
потребление газа в Туркменистане оценивается в 11-13 млрд. кубометров. Конечно,
в последние годы здесь активно развивалась газохимическая промышленность, а
также строились газовые электростанции. Но и они все вместе не сумели
сколько-нибудь существенно изменить основную парадигму Туркменистана, как
страны, экспортирующей основные объемы добываемого газа.
Поэтому до сих пор главный вариант экспорта газа – это
прокачка его по трубопроводам. Альтернативы (сжижение газа и его поставка
автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, переработка в
электроэнергию и экспорт по линиям ЛЭП, получение из газа полиэтилена и
полипропилена, и другие варианты) не в состоянии пока конкурировать с газовой
трубой. А этих самых труб, точнее, магистральных газопроводов из Туркменистана
во внешний мир не так много. Гораздо больше разных проектов и разговоров о
них.
И раньше и сейчас Туркменистан в огромной степени зависит
от магистрального трубопровода "Средняя Азия – Центр" (САЦ), только лишь по
которому природный газ из этой республики, пересекая границы Узбекистана и
Казахстана, мог попадать в Россию и далее к потенциальным его потребителям.
Фактически разработка крупных месторождений газа, таких, как "Малай", "Шатлык",
"Довлетабад", расположенных на востоке, юго-востоке и юге Туркменистана, была
ориентирована исключительно на загрузку северного газопровода. Причем, в отличие
от территории Казахстана, на участках трубопровода САЦ, проходящих по
Узбекистану и Туркменистану, серьезной модернизации трубы и соответствующей
инфраструктуры с советских времен так и не проводилось. В Узбекистане с
потеплением отношений Ташкента с Россией и приходом "Газпрома" эта работа только
разворачивается. С Ашхабадом же "Газпрому" по этой проблеме переговоры не
удалось ощутимо продвинуть с мертвой точки.
Поэтому даже заключенные три года назад долгосрочные
соглашения о поставках туркменского газа в Россию на самом деле наталкиваются на
очевидное техническое препятствие – пропускную способность трубопровода САЦ.
Конечно, самый разумный вариант был бы модернизировать этот трубопровод и
проложить дополнительные нитки. Но Ашхабад все время торгуется, затягивает
решение этого вопроса. Между тем, по условиям соглашения с Россией от 10 апреля
2003 года, начиная с 2007 года должны были бы выйти на объем поставок
туркменского газа в Россию в 60 млрд. кубометров. И это – минимальный параметр,
а максимальный был установлен в 70 млрд. кубометров. На таком уровне поставки
должны были осуществляться в течение всего оставшегося срока действия
соглашения, то есть до 2028 года.
Соглашение Ашхабада с Украиной как раз и заканчивались
2006 годом. Сегодня все рассуждения о том, что Украина способна как-то
кардинально потеснить Россию в приобретении туркменского газа, не выглядят
убедительными. В Ашхабаде ведь не глупые люди сидят, они прекрасно знают, как
ведет себя Киев в отношении выполнения своих обязательств. Все последние два
года президент Туркменистана неоднократно выступал с резкой публичной критикой в
адрес украинской стороны, срывавшей условия оплаты за поставляемый туркменский
газ. Кстати, все обещания Украины построить альтернативный трубопровод также
остались невыполненными. А такие обещания были сделаны Киевом в 2003 году, когда
он выразил намерение вместе с Россией построить новый трубопровод из Западного
Туркменистана в Россию через территорию Казахстана.
В специальной литературе этот вариант именуют
Прикаспийским газопроводом. Тогда сообщалось, что его мощность может составить
30-40 млрд. кубометров в год, протяженность – 1070 километров, а стоимость
строительства – около 1 млрд. долларов. Но до сих пор ТЭО проекта так не
разработано. Соответственно, не решен вопрос о сроках начала строительства и
составе инвесторов. Принципиально не решена и другая проблема. На западе
Туркменистана до настоящего времени отсутствуют находящиеся в стадии
промышленной добычи месторождения, которые могли бы своим газом заполнить новый
трубопровод. На момент достижения договоренностей с Россией (2003 год) в этом
регионе Туркменистана добывалось всего около 6 млрд. кубометров газа.
Внутриреспубликанских же газопроводов, по которым газ можно было бы прокачивать
с месторождений востока и юго-востока Туркменистана, не построено.
Нельзя рассматривать как серьезную альтернативу и
имеющийся трубопровод из Туркменистана в Иран. Пока газопровод "Корпедже -
Курт-Куи", проложенный еще в 1997 году, не вышел даже на проектную мощность.
Правда, в Ашхабаде в феврале этого года власти подписали документ с Ираном о
том, что в 2007 году по этой трубе будет прокачено 14 млрд. кубометров газа.
Даже если это произойдет, очевидно, что основной объем добываемого газа может
пойти только по трубе "Средняя Азия – Центр".
И, тем более, пока нельзя всерьез говорить о китайской
альтернативе. Заключенное в начале апреля этого года во время официального
визита президента Ниязова в Китай межправительственное Генеральное соглашение
между Туркменистаном и КНР предполагает (часть 1 статьи 2), что начало поставок
газа – это 2009 год. Но ведь этот трубопровод еще надо построить. А сегодня даже
не определены такие важные параметры, как принципы строительства трубы,
организационные, правовые, финансовые условия поставок. Генеральное соглашение
лишь в самых общих чертах зафиксировало намерение Туркменистана поставлять свой
газ в Китай. Да определен объем поставок – 30 млрд. кубометров в год. Но вот о
цене сказано так: "Цена на природный газ будет устанавливаться на разумной и
справедливой основе, исходя из сравнимой цены на международном рынке. Оплата
будет производиться исключительно в долларах США" (статья 4). Если кто-то
думает, что эта формулировка свидетельствует, что цена будет устанавливаться
выше той, по которой сейчас Туркменистан продает свой газ России или Ирану, то
он ошибается. Ничего подобного. Восток любит витиеватость. Специалисты как раз
знают, что Китай старается приобретать углеводороды отнюдь не по мировым ценам.
Даже у Саудовской Аравии.
Так что нынешний виток "базарной торговли" "Газпрома" с
Туркменистаном никак нельзя считать проигрышем России. В конце концов, именно
Россия, переломив ситуацию с ценами на топливо в торговле со странами СНГ и
переводя их на рыночную основу, сама способствовала тому, что Туркменистан,
равно как и Казахстан и Узбекистан, стали настаивать на росте цен. Это
нормальное состояние торга, поиска баланса и компромисса между покупателем и
продавцом. Напомню также, что именно Россия первой из покупателей туркменского
газа перешла полностью в прошлом году на расчеты исключительно в валюте, без
бартерной составляющей. И именно Россия первой согласилась на повышение
закупочной цены на туркменский газ в 65 долларов за 1000 кубометров.
Всякий, кто бывал на восточном базаре, знает, что
уважающий себя торговец сначала запрашивает явно завышенную цену. Покупатель,
торгуясь, выказывает тем самым уважение к продавцу. Уважение для президента
Туркменистана – далеко не последняя вещь. Поэтому запрашиваемая Ашхабадом цена в
100 долларов за 1000 кубометров природного газа, действительно почти вдвое
превышает нынешнюю. Но на то и базар, чтобы торговаться. А "Газпром" при
Миллере, в отличие от времен Вяхирева, торговаться научился.
Сын президента Туркмении С.Ниязова Мурад Ниязов может в скором времени занять государственную должность
11.07.2006. Немецкая
волна
В. Волков, О.Сарыев
Сын президента Туркмении С.Ниязова Мурад Ниязов,
проживающий в настоящее время за пределами республики, может в скором времени
занять государственную должность. Как сообщил корреспонденту «НВ» Оразу Сарыеву
источник в руководстве Демократической партии Туркмении, эта партия, а также
народное движение «Галкыныш» и Гуманитарная ассоциация туркмен мира намерены в
ходе предстоящего собрания народных представителей, Халк Маслахаты в октябре
2006 года предложить кандидатуру Мурада Ниязова на пост экономического советника
президента страны.
Источник приводит заявления главы Демократической партии
Онджука Мусаева о том, что Ниязов-младший ранее неоднократно участвовал в
переговорах по экономическим вопросам, умело составлял протоколы,
продемонстрировал при этом удивительную чуткость и честность, то есть качества,
особенно важные для лидера. По мнению источника, эта инициатива Мусаева и
нескольких других лиц, входящих в ближайшее окружение Туркменбаши с самого
начала его правления Туркменией как независимой страной, вызвана их желанием
обеспечить преемственность власти и собственную безопасность в случае внезапного
ухода Туркменбаши со своего поста по состоянию здоровья. Для этих целей, по
мнению источника, и выбрана фигура Мурада Ниязова, который в перспективе может
предлагаться в качестве возможного преемника главы государства, но не способен
будет оставаться у власти без поддержки тех, кто его выдвинул.
В этой связи необходимо отметить, что в конце июля
прошлого года «НВ» получала информацию о том, что Мурад Ниязов, постоянно
проживающий вне пределов Туркмении, в течение 2005 года несколько раз тайно
посещал республику. Источник «НВ» в окружении президента страны связывал это с
тем, что Туркменбаши, не отличающийся крепким здоровьем, готовит на случай
форс-мажорных обстоятельств «престолонаследника». В свою очередь, ряд лиц,
хорошо информированных об отношениях Сапармурата Ниязова с сыном, в беседах с
корреспондентом «НВ» утверждали, что ни о каком ином руководителе государства,
кроме как о себе, нынешний туркменский лидер думать не намерен.
Тем не менее, источник в Демократической партии Туркмении
предполагает, что нынешняя инициатива по выдвижению Мурада Ниязова в советники
президента по экономике исходит пока не от самого С. Ниязова, а действительно от
партийного руководства, движения «Галкыныш» и Гуманитарной ассоциации туркмен
мира.
Что касается биографии Мурада Ниязова, то, как сообщил
«НВ» источник в МИД Туркмении, о нем известно следующее: он постоянно проживает
в Вене, где владеет трехэтажным особняком. Его жена формально числится
сотрудницей туркменского посольства в Австрии, что дает ему возможность
проживать в этой стране без визы. Ниязов-младший долгое время успешно занимался
торговлей табачной продукцией на территории СНГ, имея сертификат эксклюзивного
дистрибьютора продукции компании «Филипп Моррис» и пользуясь налоговыми льготами
на территории Туркмении. Однако в настоящее время и этот бизнес, и другие его
коммерческие начинания обернулись неудачей. Опыта переговоров на государственном
уровне у Мурада Ниязова нет, хотя посреднической деятельностью между зарубежными
фирмами с одной стороны и правительством Туркмении и лично Сапармуратом Ниязовым
он занимался.
Государственным языком Мурад Ниязов, как сообщается, не
владеет.
Кроме того, источник подтверждает обнародованную в
российских СМИ информацию о том, что сын туркменского президента имеет
пристрастие к азартным играм и является частым гостем казино.
|