ЕврАзЭС – каштаны Украины, опасения Армении и уроки Киргизии: интервью Константина Затулина
16.08.2006. Регнум.ru
Константин Затулин - депутат
Государственной Думы Российской Федерации, директор Института стран СНГ.
ИА REGNUM: Константин Федорович, в Сочи продолжается
саммит глав государств ЕврАзЭС. Согласно комментариям политиков и экспертов, в
повестке форума доминирует энергетическая составляющая. Какие договоренности
могут быть достигнуты по итогам переговоров, в частности, в контексте снятия
украино-российских "газовых противоречий"?
Затулин: - Безусловно, форум в Сочи важен сам по себе.
Между тем, одним из главных моментов я считаю участие в саммите ЕврАзЭС
премьер-министра Украины Витора Яуковича. Примечательно, что эти два мероприятия
- саммит ЕврАзЭС и первый визит Януковича в Россию в качестве руководителя
нового правительства Украины - не оказались полностью заменены, но, в то же
время, совпали не случайно.
Здесь прослеживается намек с украинской, да и с
российской стороны, что прежние планы с участием Украины в Едином экономическом
пространстве (ЕЭП) - возвращаются. Ведь именно с откатом Украины от реальной
интеграции прервано фактическое создание ЕЭП. Теперь, после паузы, заполненной
политикой оранжевой власти Украины и возвратом на пост премьера Виктора
Януковича, интеграционные проекты вернулись на круги своя и вновь стали
предметом обсуждений. Этот момент не должен быть упущен, несмотря на то, что
создается впечатление о доминировании энергетической повестки.
Конечно, проблемы энергетической безопасности крайне
болезненны для Украины. Янукович должен выставить в Сочи вопросы
энергоснабжения, чтобы сделать понятным свое присутствие на форуме, в том числе
и для своих противников. Тем более, что они оставили новому правительству
Украины не самое лучшее наследство. И здесь я имею в виду не столько заключенные
договоренности, сколько тот простой факт, что газа на Украине крайне мало, а
зима надвигается. Работа по закачке газа в хранилища не выполнена, а "Нафтогаз"
- фактически, предприятие банкрот. Вот с этим и должен разбираться Янукович, и
даже самые активные его сторонники, в глубине души, полагаются на его
способность договариваться с Россией.
Вместе с тем, хочу отметить, что в усугублении газовых
проблем Украины главным раздражителем сегодня является не Россия, а
Туркменистан. Намерение туркменской стороны поднять отпускные цены на газ с $60
до $100 может драматически сказаться на изменении структуры стоимости того
коктейля из туркменского и российского газа, который поступает сегодня на
Украину.
ИА REGNUM: Существует ли вероятность снижения тарифа на
газ для Украины в результате политики нового украинского правительства или же
вмешательства России в украино-туркменские переговоры?
Затулин: - Я не вижу возможности снижения тарифа с
российской стороны. Это было бы наивно и безответственно. Снижение цен на газ
противоречило бы и общемировым тенденциям. Другое дело, что могут быть
пересмотрены условия поставок. Могут быть применены и такие модели как
кредитование Украины, а также возврат к обсуждению сопутствующих вопросов, в том
числе вопроса о собственности на газотранспортные сети Украины, создания
консорциума с участием России Украины и Германии. Я не вижу причин,
препятствующих возвращению этих вопросов в повестку диалога, хотя сами
украинские политики, кажется, предпочитали загонять себя в тупик.
Что касается переговоров с Туркменистаном, то Россия
имеет определенные возможности заинтересовать туркменскую сторону, хотя ей и
будет сложно аргументировать нежелательность повышения тарифов в том случае,
когда она сама установила их на более высоком уровне. Здесь важно, чтобы
российская сторона понимала для чего, собственно, таскает из огня чужие каштаны.
В первую очередь, она должна понимать логику и динамику развития внутренней
политики на Украине. Сам Янукович дал повод подумать об этом, заявив, что
проблема статуса русского языка, к примеру, лежит в прагматической плоскости
вследствие отсутствия конституционного большинства. В Сочи он сделал
симптоматичное заявление о том, что как только это большинство будет достигнуто,
"Партия регионов" исполнит свои предвыборные обещания. Таким образом, положения,
закрепленные в "Универсале" не являются для него догмой. А в этом документе, по
проблеме статуса русского языка повторена конституционная формула, правда,
добавлена ссылка на европейскую хартию.
Хотел бы особо отметить, что помимо вопросов энергетики и
интеграции, в российско-украинских отношениях наличествует широкий контекст иных
вопросов и проблем. Все они, безусловно, являются переговорными. В России
осознают, что правительство Януковчиа является компромиссным и в состоянии
демонстрировать позитивную динамику в отношениях. Это дополнительный фактор в
копилке Януковчиа, который позволит ему и далее укреплять свои
внутриполитические позиции. Тем более, что в новое правительство входят разные
лица. Не случайно, украинский премьер не захватил с собой в Сочи министра
иностранных дел Тарасюка, известного своей антироссийской позицией.
ИА REGNUM: Насколько реальны перспективы расширения
ЕврАзЭС за счет Армении, и сближения организации с Молдавией.
Затулин: - Не уверен, что Молдавия проявит
конструктивизм. Вообще, есть серьезные основания не доверять заявлениям
молдавских политиков.
Что касается Армении, то для этой страны присоединение к
ЕврАзЭС, безусловно, имеет стратегический смысл. Не случайно, в Сочи, в качестве
наблюдателя, находится президент Роберт Кочарян. Конечно, Армения должна решать
этот вопрос в зависимости от приоритетов и целей своей экономической политики.
Следует также учитывать, что армянская сторона является полноправной участницей
ОДКБ.
Большое влияние на планы Армении оказывает и карабахская
проблема, в которой в ближайшее время я не предвижу подвижек.
С другой стороны, Армении не позволяет в должной мере
использовать свой интеграционный потенциал позиция и поведение Грузии,
препятствующей разблокированию коммуникаций в направлении "Север-Юг". Еревану
приходится считаться с деструктивной позицией грузинской стороны, блокирующей
железную дорогу между Арменией и Россией на выходе из Абхазии, не имеющими к
армянской стороне никакого отношения реваншистскими планами Тбилиси в отношении
Абхазии и Южной Осетии. Как мне кажется, назревает момент истины не только в
довольно прохладных российско-грузинских, но и грузино-армянских отношениях. До
сих пор армянская сторона придерживались некоего демонстративного нейтралитета.
Ереван старательно обходил все острые углы, стараясь избежать обострения
отношений с Грузией, даже сознательно приглушал проблемы Джавахети, не
поддерживая акции протеста армянского населения этого региона Грузии.
Мне кажется, что в Армении тоже должны отдавать себе
отчет в том, что авантюристский курс Грузии не останется без последствий, в том
числе и для Армении, поскольку он ведет к радикальному изменению регионального
расклада сил, что не выгодно, в первую очередь, для Еревана. Я понимаю опасения
руководства Армении, однако необходимо осознавать, что инициатива осложнения
ситуации принадлежит Грузии и не зависит от опасений Армении. Грузинское
руководство, ведя крайне безалаберную национальную политику, представляет угрозу
для всех стран региона, вовлекая свою страну в новую гражданскую войну и делая
реальностью возобновление региональных конфликтов.
Что касается Армении, то она продолжает зависеть не от
своих нейтральных отношений с Грузией, а от наличия России и сути ее
региональной позиции.
ИА REGNUM: В некоторых комментариях российских аналитиков
делалось предположение о том, что Москва использует саммит в Сочи для того,
чтобы предостеречь страны-участницы от чрезмерного сближения с США. Причем
указывается, что наиболее преуспела в таком сближении Киргизия...
Затулин: - Вероятно, делается намек на тот факт, что
Киргизия при Акаеве первой из стран СНГ вступила в ВТО. Скажем прямо, никакой
особенной радости это киргизскому народу не принесло. Страна не превратилась в
Клондайк, прошла через жесточайший кризис. Не снят с повестки и вопрос о
целостности государства. Фактически, целостность Киргизии поддерживается
искусственно во избежание цепной реакции в регионе. Поддержка США, в частности
присутствие базы в Манасе, не стало гарантией от подобного развития событий.
Балансирование между интересами России и США в надеже на
результаты, как правило, их не приносит. Киргизской стороне следовало бы
воздержаться от лицемерия и придерживаться более определенной и четкой позиции.
Оставшись на произвол судьбы после развала Союза, многие в Средней Азии
надеялись, что роль самых близких друзей США позволит укрепить свои позиции. На
деле же оказалось, что дружба с американцами достигается лишь переуступкой им
части своего суверенитета. Самый живой пример - Каримов. Американцы доказали
это, демонстрируя вместе с тем "сноровку" слона в посудной лавке, что привело к
перспективе гражданской войны в Киргизии и распространению андижанских событий в
Узбекистане.
Вместе с тем, думаю, что на сегодняшний день претензий к
Киргизии у России нет. Стороны сотрудничают по целому спектру вопросов, и
киргизская сторона, в целом, выполняет свои обязательства. Кстати, именно
Киргизия и только она официально выступила против вступления Украины в ВТО,
несмотря на то, что на Украине вопреки собственным интересам было сделано
многое, чтобы протащить страну в ВТО быстрее России. То, что они споткнулись, во
многом заслуга Киргизии.
Что касается членства в ВТО самой Киргизии, то раз уж она
уже вступила в эту организацию, то ее никто не собирается уговаривать выйти из
нее. Другое дело, что российская сторона рассчитывает на развитие интеграционных
процессов в рамках ЕврАзЭС. Ну, а возможные противоречия руководству Киргизии
придется решать самостоятельно.
|