Россия-Белоруссия: союз не по любви?
29.08.2006. ИА Росбалт
Игорь Джохадзе
Ровно 10 лет назад официально вступил в силу Договор
об образовании Сообщества России и Белоруссии, подписанный Борисом Ельциным
и Александром Лукашенко в апреле 1996 года. Ратификация этого
документа парламентами двух стран дала старт процессу российско-белорусской
интеграции, который к исходу второго и началу третьего срока президента
Лукашенко, по мнению большинства наблюдателей, явно зашел в тупик.
Встречи на высшем уровне, сессии Парламентского
собрания и заседания Госсовета Союза России и Белоруссии проводятся
не реже нескольких раз в год, однако конкретных и давно ожидаемых
решений (о союзной Конституции, введении единой валюты, урегулировании спора
вокруг «Белтрансгаза») почему-то не принимается. Дальше ритуальных
деклараций о готовности активизировать интеграцию и «крепить дружбу
братских народов» дело не движется.
Россия никак не может определить свои приоритеты
в отношении Белоруссии, которой, в свою очередь, выгодна эта
неопределенность, позволяющая получать дешевые энергоносители и торговые
преференции. Кроме того, Кремль оказывает Лукашенко политическую поддержку
в его затянувшемся противостоянии Западу, который безуспешно пытается
свергнуть «последнего диктатора» Европы. В контексте обострившейся
в последние годы конкуренции с США и ЕС на постсоветском
пространстве Москва вынуждена «опекать» Лукашенко как самого последовательного
и надежного сторонника России среди лидеров стран СНГ.
По-прежнему остаются неясными перспективы принятия
основного закона Союзного государства — Конституционного акта.
Маловероятно, что обещанный Павлом Бородиным референдум по этому вопросу
состоится до конца года: окончательный вариант документа до сих пор
не утвержден Высшим советом российско-белорусского альянса. В 1996
году, накануне выборов президента России, вопрос о принятии
Конституционного акта был более чем актуален. Этот шаг давал шанс Ельцину
реабилитироваться в глазах общества за решения, принятые
в Беловежской пуще и приведшие к распаду СССР. Возможность
апеллировать к теме Союза России и Белоруссии «работала» на создание
образа Ельцина как объединителя «русских земель». Однако для Путина это
не актуально: в глазах россиян он не отвечает за развал
СССР, а с имиджем патриота-державника у него и так все
в порядке.
Не сдвинулся с мертвой точки и проект создания
общей валюты Союзного государства. Детально продуманный план, предполагавший
введение в Белоруссии российского рубля, оказался неприемлемым для Минска
в силу идеологической и ценностной несовместимости экономической
политики обеих стран. Государственная собственность Белоруссии системно
не способна интегрироваться с частной собственностью в России.
Похоже, Минск вообще исключает саму идею взаимного проникновения капиталов.
Президент Лукашенко выступает против нахождения эмиссионного центра единой
валюты в Москве, что, по его мнению, равнозначно потере экономической
самостоятельности Белоруссии.
Противоречия между Москвой и Минском особенно
обострились после заявления руководства «Газпрома» о переходе с 2007
года на поставки газа в Белоруссию по рыночным ценам. Белорусское
руководство в ответ заявило, что это будет означать фактический разрыв
союзных отношений, прозрачно намекнуло на возможные проблемы
с транзитом энергоносителей и на то, что за свои услуги
в сфере военного партнерства с РФ (например, в объединенной
системе ПВО и ПРО двух стран) также может потребовать заплатить
по полной.
Однако позиция «Газпрома» пока что непоколебима:
дотирование белорусской экономики за счет низких цен на российское
топливо вскоре будет прекращено. Окончательное решение на этот счет будет
приниматься, конечно, в Кремле. И не исключено, что РФ
и Белоруссия скоро окажутся в состоянии «газовой войны»
по аналогии с российско-украинским кризисом начала 2006 года.
Многие в России считают, что идеальным вариантом
интеграции для обеих стран было бы вхождение шести белорусских областей
в состав РФ (на правах «Минского федерального округа», как предлагает
Жириновский). Проблема лишь в том, что в самой Белоруссии эта идея
не пользуется популярностью ни у властей, ни у граждан. Лукашенко
не раз категорически заявлял о неприемлемости такой «интеграции»:
потеря государственного суверенитета — слишком дорогая цена за дружбу
с Россией, считает он. Однако рецепт интеграции, подходящий для Лукашенко
(сохранение экономических льгот со стороны РФ вкупе с отказом Москвы
от влияния на политику Минска), не устраивает Россию. Так что
вопрос о цене, которую готовы заплатить за Союз обе стороны, остается
открытым.
Итоги 10-летия интеграции и перспективы
строительства Союзного государства «Росбалт» попросил прокомментировать
российских политиков и экспертов.
Андрей Савельев, заместитель председателя комитета
Госдумы по делам СНГ:
- С приходом к власти Владимира Путина
российско-белорусская интеграция была фактически свернута. По прошествии
10-ти лет отмечать, собственно говоря, нечего: Союзное государство существует
лишь на бумаге, большинство положений договора не исполняются, он уже
основательно подзабыт. В отношениях с Белоруссией Россия теперь
занимает позицию «энергетического диктатора», и подход здесь не менее
жесткий, чем в отношении прибалтийских республик, Молдовы и других
«недружественных» государств. Убежден, что реальное продвижение к Союзному
государству может начаться только после смены власти в Кремле
и коренного пересмотра российской внешней политики.
Константин Затулин, депутат Госдумы, директор Института
стран СНГ:
- Принятие Конституционного акта откладывается потому, что этот ожидаемый
в обоих государствах шаг по наполнению Союза реальным содержанием
не в интересах нынешнего руководства Белоруссии — Лукашенко
и его окружения. Они не доверяют России, опасаются, что
в результате объединения потеряют свои посты и государственные
привилегии. Если бы не этот субъективный момент, Конституционный акт был бы
давно принят.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства
политических и экономических коммуникаций:
- Союз России и Белоруссии в значительной
степени носит виртуальный характер. Такие базовые атрибуты государственности,
как единые органы власти, общая национальная валюта и т.д., по сей
день не созданы. Лукашенко пытается играть с Путиным в игру
равных, заявляя о неприемлемости для Белоруссии вхождения в состав
России на правах субъекта Федерации (или нескольких субъектов). В этой
роли он совершенно не устраивает Россию. Здравомыслящие политики
в обеих странах понимают, что интеграция возможна только путем поглощения
Белоруссии Россией. Пока Лукашенко остается президентом, эту задачу решить
не удастся.
Евгений Минченко, директор Международного института
политической экспертизы:
- Для создания нового государства требуется единая воля,
а ее-то и нет. Я имею в виду ситуацию в высшем руководстве
России, где можно насчитать, как минимум, пять групп влияния, и у каждой из
них — своя концепция интеграции с Белоруссией. Поэтому
в ближайшее время никакого объединения РФ и Белоруссии
не произойдет.
Александр Дугин, лидер Евразийского движения, директор
Центра политических экспертиз:
- Подписание в 1996 году договора об образовании
Сообщества России и Белоруссии явилось событием исторического значения,
обозначившим поворот от дезинтеграции к интеграции, от распада к
созиданию, от потери наших геополитических позиций к их отвоевыванию.
Конечно, было бы нечестно сказать, что все у нас получилось. До сих пор
Белоруссия не вошла в рублевую зону, нет окончательной ясности
с таможенным союзом и с будущей ценой на газ, экспортируемый из
России, очевидны серьезные межличностные противоречия во взаимоотношениях
президентов Путина и Лукашенко. Однако, хотя содержательно РФ
и Белоруссия и не стали пока единым государством, юридически они
являются им уже 10 лет, и это большой успех.
|