«Русские хроники» в Венгрии
10.08.2006. Museum.ru
Правительство Москвы, Комитет по культуре города Москвы,
Московский музей современного искусства, Российская академия художеств,
Национальный культурный фонд Венгрии, Ассоциация венгерских журналистов,
Венгерский дом фотографии, Венгерский музей фотографии, Министерство культуры
Венгрии, Венгерский культурный центр, Министерство образования Венгрии при
участии pARTner gallery представляют выставку венгерской фотографии "1930-2005.
Русские хроники".
Среди европейских фотографических держав Венгрия - одна
из самых самобытных. Расцвет венгерской школы фотографии пришелся на 1920-е
годы, когда ее представители Брассаи, братья Роберт и Корнель Капа, Андаш Кертеш
обретали громкую известность в Париже, а Ласло Моголи-Надь преподавал фотографию
в Баухаузе. Венгерская фотография стала завершающим аккордом культурного
ренессанса Австро-Венгерской империи конца XIX - начала XX века. В те годы
фотография повсеместно заявляла себя полноправной участницей синтетического
процесса развития культуры, наравне с живописью, музыкой, литературой, театром.
Барочность, внутренний динамизм, страстная витальность - наследие культуры
Австро-Венгрии - сохранялись в венгерской фотографии на протяжении всего ХХ
века, независимо от этапов ее развития…
В рамках выставки венгерских авторов о России,
привезенной в Москву, представлена документальная фотография: жанр, портрет,
репортаж. Взгляд венгерских фотографов на Советский Союз очень отличался от
официальной советской фотографии. Фотографы из западной(!) Венгрии (они,
несмотря на неизбежный прессинг цензуры внутри социалистического лагеря, были
все-таки действующими лицами художественного процесса большой Европы) ехали в
Москву, ожидая то ли увидеть воочию картинки из пропагандистского "Огонька", то
ли обнаружить неведомую другую сторону Луны. И находили нечто третье. В
тридцатые годы Янош Райзман наблюдает за улицами Москвы и воскресным отдыхом
рабочих и служащих в парке. В 1940-х приехавший из США в СССР Роберт Капа
схватывает парадоксальное (и естественное для народа, победившего в войне)
активное строительство приватной повседневности на фоне пропагандистских
плакатов. В 1950-х Корнель Капа делает в Москве, пожалуй, самые известные во
всем мире портреты Нобелевского лауреата Бориса Пастернака. В 1970-1980-е годы
Имре Бенко снимает упадок старых коммунистических символов, их вытеснение на
обочину рутинной жизни в провинциальных городах. Венгерский фотограф Деметер
Балла по просьбе Марины Влади был постоянным спутником Владимира Высоцкого во
время его концертных поездок по СССР.
Самая ранняя фотография на выставке - снимок Андраша
Кертеша из прифронтовой зоны Первой мировой, сделанный в 1916 году. Будущая
звезда мировой фотографии - простой солдат, оказавшийся в гуще южнорусского
пыльного обоза… Среди фотографий начала 2000-х на выставке работы Андраша
Фекете, Белы Доки, Андрея Банкути, Лили Жас. Экспрессия их цветных снимков в
новой форме возвращает зрителя к динамичной традиции венгерской фотографии.
Кто-то из фотографов живет в России почти постоянно, врос в московскую
интернациональную компанию людей с камерами. Кто-то сумел высказать в
фотографиях что-то свое, важное о России за время краткого пребывания в ней.
"Русские хроники" представлены более чем 200 фотографиями
из собрания Венгерского музея фотографии и Ассоциации венгерских журналистов, из
личных архивов авторов.
|