Газовая мистика
А. Суздальцев (Москва)
Часть
первая: Газовые загадки.
«Газ и Белоруссия» - самый увлекательный триллер из жизни
молодого и очень суверенного государства. Любой из белорусских сюжетов на
газовую тему круто замешан на загадках и мистике. Выберем наугад:
Годами получая российский природный газ в пределах 30-50
долларов за тысячу м3, за двенадцать последних лет белорусские власти
выкачали из России порядка 25-30 миллиардов USD –
иного случая столь многолетней и безоговорочной
поддержки одного государства другим в истории человечества не существует. Как
впрочем и ответной неблагодарности… Для сравнения, стоит напомнить, что годы
поклонов и заверений в дружбе со стороны белорусских властей Пекину
вылились в полугодичный ожесточенный торг за пару десятков долларов на каждой
тонне белорусских калийных удобрений, поставляемых в «Поднебесную» – достойный
пример белорусско –китайского «стратегического партнерства».
Газовая дотация Белоруссии со стороны РФ в 2006,
являясь прямым результатом встречи
А. Лукашенко и В. Путина в Сочи 15 декабря 2005 г.,
составит к концу года свыше 3 миллиардов USD
(более чем по 300 долларов на каждого белоруса, включая ребенка). Фактически,
Россия только в форме газовой преференции в текущем году выплачивает всю годовую
пенсию 2,5 млн. белорусских пенсионеров (порядка 2,1 млрд. долларов), о чем они
даже не догадываются, и за один месяц всю заработную плату
работающим белорусам. При этом, стоит отметить, что есть еще и почти
двадцать млн. тонн российской нефти, которая в виде белорусских
нефтепродуктов льется на голландские и британские терминалы. Так что не в цехах
МТЗ и минского «Кристалла» надо искать секрет белорусского
экономического «процветания», а в вечной мерзлоте Ямала и болотах Тюмени.
Отсюда первая загадка. В конце января 2006 г. А.
Лукашенко публично клялся рассказать об ответных льготах и
преференциях, которые получает Россия от Белоруссии на сумму не менее все
тех же 3 млрд. USD российской газовой дотации: «У нас газ
по рыночной цене, мы ничего России не должны» (автор статьи располагает
видеозаписью данного интервью А. Лукашенко). Обещание белорусский президент,
естественно, не исполнил… Удивляет не А.Лукашенко, так как мы в Москве не столь
наивны, чтобы верить его бесконечным обещаниям, а коллега С.Марков (директор
Института политических исследований, Москва), объявивший на прошлой неделе, что
«когда Беларусь будет платить высокую цену за газ, но каким-то косвенным путем
будет получать преференции по другим параметрам для того, чтобы в целом она не
пострадала». Очень хорошо, может быть нам С. Марков объяснит во что можно
воплотить 3 млрд. ежегодных (!) преференций для России (почти 10% ВВП РБ)1 в стране, обладающей двумя транзитными авто и
железнодорожными магистралями, двумя газовыми и одним нефтяным
трубопроводами, двумя десятками старых «Сушек» и «Мигов», включая один
самолет модернизированный российскими инженерами.
Больше в Белоруссии ничего префереционного нет. Даже если весь российский
транзит сделать бесплатным, то это только на 20 – 30% оправдает сумму российской
газовой дотации Белоруссии.
Справедливости ради стоит отметить мнение С.Маркова о
том, что «возможно уравнивание условий хозяйствования, это есть предоставление
российскому капиталу более свободных условий для деятельности в Белоруссии». И
это в стране, где вся реальная капитализация с трудом наскребет два десятка
миллиардов USD (средней по размерам российской нефтяной или пивной компании)? Не
слишком ли дорогой «входной билет» на самый нищий рынок Восточной Европы? В
общем, тайна неведомых белорусских услуг для России в сумме
ежегодных 3 млрд. USD так и осталась скрыта в белорусском политическом
«болоте».
Но на этом тайны не заканчиваются. Возьмем другой
пример: 95 % белорусских ТЭЦ и котельных работают на российском газе.
Между тем, производство электрической энергии в Белоруссии снизилось с 39,5
млрд. квт/ч (1990 г.) до 30,9 млрд. квт/ч (2005 г.). Промышленное производство в
2005 году, несмотря на широко разрекламированное заявление А. Лукашенко, что
белорусская экономика уже достигла уровня последнего года жизни СССР, по
большинству физических показателей также ниже, чем было в 1990 году. Снижение
производства подтверждают данные Министерства природы РБ за 1990-2005 г.г. о
снижении выброса в атмосферу парниковых газов, в пересчете на углекислый газ, с
112 млн.тонн до 57 млн.тонн в год. В тоже время, что-то не слышно в Белоруссии о
революции в области очистки выбросов. Работа, естественно, ведется,
устанавливается новое оборудование, но для того чтобы демонстрировать по
10% роста ВВП в год и одновременно в два раза рывком снизить выбросы в
атмосферу, необходимо было бы буквально взорвать (времени на разборку не было
бы) все белорусские предприятия, включая энергетические, и на их обломках
за считанные месяцы поставить новые производства, оборудованные техникой,
которую еще даже не изобрели. Однако… (тут снова начинается газовая мистика). За
тот же период потребление газа республикой выросло с 12
млрд. м3 до 21 млрд. м3 газа в год (2001г.- 1650 м3, 2003 г. – 1850 м3,
2006 г. – 2100 м3, план до 2015-2020 г.г. – 2400
м3 на душу населения – невиданный в Европе
уровень). При этом, сейчас на душу населения Белоруссия потребляет газа столько,
сколько в США, в 2 раза больше, чем в ФРГ, имея при этом в 15-20 раз меньший показатель ВВП на одного
человека. Такое ощущение, что РБ превратилась в огромную газовую горелку, на
которой миллиардами «кубов» «жарится» российский газ. Однако, стоит напомнить,
что выбросы углекислотных соединений в атмосферу сократились более чем в два
раза! Если покопаться в истории вопроса, то обнаружится, что скачок в
поставке газа в РБ почти в те же два раза (опять в
два - мистика!) произошел при Р. Вяхиреве – предшественнике А. Миллера на
посту главы ОАО «Газпром». Загадка, не имеющая решения, во всяком
случае, при нынешней власти в Минске – куда девается почти 10 млрд. куб.м.
российского газа в год? Потребить их РБ просто невозможно.
Часть
вторая: газовый президент.
Формула «нефть – газ – транзит» лежит не только в основе
«белорусской экономической модели», но и второе десятилетие обеспечивает
устойчивость правящего в Минске режима. Однако уже через неделю после
белорусских президентских выборов, в конце марта 2006 года руководство
«Газпрома» напомнило: «Должок!» В Москве не простили официальному Минску
газовые обещания, щедро данные А. Лукашенко 15 декабря 2005 г. в Сочи.
Безусловно, белорусского президента, всю свою политическую карьеру построившему
на принципе: «Победителей не судят!», глубоко возмутила московская
«неблагодарность».
Твердо считая лично себя единственной политической
ставкой России на выборах 2006 года, А. Лукашенко был уверен, что «политическая
цена» за газ 2006 года в 46,68 USD за 1000 м3 является безвозвратным
вкладом России в его электоральную победу. Победа был «достигнута», «вклад»
России «сработал», но вдруг Москва потребовала за свою поддержку денежки, хотя и
с отсрочкой – с 2007 г. Отсюда и рывок в цене газа сначала в два раза – до
100 USD т.е. «доплати за победу» (мартовское предложение ОАО «Газпрома»), но
поcле встречи А. Лукашенко с В. Путиным 28 апреля в Санкт – Петербурге
цена выросла до 200 USD – российское руководство убедилось в неадекватности А.
Лукашенко, вступившего в третий срок под лозунгом «я всех вас пересижу». В итоге, в апреле
белорусский президент в очередной раз упустил возможность договориться с
российским коллегой.
Справедливости ради, стоит отметить, что на июньском
саммите ЕврАзЭса и ОДКБ в Минске А.Лукашенко пытался завязать с В. Путиным
газовый диалог, но российский президент на контакт не пошел. На неформальном
саммите СНГ (июль) уже сам А. Лукашенко уклонился от обсуждения газовой
темы, так и не появившись на московском ипподроме. Вместо ставок на
лошадок, он срочно вылетел в Минск для подготовки визита Уго Чавеса. Итог
неформального саммита ЕврАзЭс в Сочи (август) не ясен, но сомнительно, что Минск
умолчал бы о неожиданном успехе. Во всяком случае, А. Лукашенко попытался
утопить надежды России на создание в рамках ЕврАзЭса Таможенного Союза, пообещав
его воплощение в жизнь не раньше 2009 года. В итоге: или А. Лукашенко потерял
одну из своих важнейших «электоральных» функций – умение договариваться с
Москвой, а если быть точнее в формулировках, то «продавливать» интересы
Белоруссии в России, или он ждет поддержки с Запада и решил дать бой России
вместе с «союзниками».
1 августа на встрече с послами А. Лукашенко выступил с
речью, где помимо невиданных почти льстивых слов в адрес Вашингтона, транзитный
статус РБ оказался стержнем не только белорусской экономики, но и ее
международной политики. Фактически белорусский президент повторил многие
программные установки БНФ первой половины 90-х гг., вспомнив и Балто –
Черноморский энергоколлектор. Как базарный торговец, годами «продавая»
белорусский транзитный статус Москве, А. Лукашенко попытался одновременно тот же
«товар» всучить и Западу: «Каждый поляк и немец должен
знать, что российский газ, пришедший в его дом, прошел через нашу страну, и мы
сделали все возможное для того, чтобы это произошло». В общем, именно
благодаря А. Лукашенко в Германии и Польше в домах есть свет и тепло. ЕС,
увязнув в споре с «Газпромом» о сути Энергетической Хартии, склонностью к
разборчивости, когда вопрос касался энергетики, никогда не отличалось. А.
Лукашенко безусловно получит поддержку со стороны Европы в случае
обострения отношений с «Газпромом». Заодно произойдет фактическое
признание Европой итогов мартовских президентских выборов. Так что
договариваться с В. Путиным А. Лукашенко совсем не с руки. Газовый кризис с
Россией обеспечивает ему пожизненное президентство. Что будет с экономикой
Белоруссии, в случае отключения газа, его не волнует, так как в Минске все
уверены – Москва не допустит социально – экономического кризиса в Белоруссии.
Газ перекрыт не будет. В общем, ставки Минска почти беспроигрышны…
Часть
третья: Газовая основа четвертого президентского срока.
Несмотря на то, что формально, с мая
2006 г. газовые переговоры между Минском и руководством «Газпрома» не
прерывались ни на одну неделю – прошло несколько туров встреч и дискуссий,
идет обмен письмами, белорусские газовики получили на руки контракт и
т.д., на самом деле реальных переговоров еще не было. Пока стороны
заняты выслушиванием предложений друг друга и периодически позволяют себя
увлечь некими домыслами и мифами.
Белорусская сторона ведет игру в две руки. С одной
стороны она твердо стоит на сохранении «союзного» формата
энергопоставок в РБ – рост цен не выше 10-11% в год. С другой стороны
Минск жонглирует гирляндой инвестпроектов. В июне, когда стало ясно, что
ОАО «Газпром» не собирается вкладывать в белорусские государственные
предприятия миллиарды долларов за право поставлять той же Белоруссии
газ по символическим ценам, на стол переговоров был выставлен «Белтрансгаз».
Началась оценка его активов.
В Минске празднуют промежуточную победу. Белорусской
стороне удалось отвлечь внимание «Газпрома» «куклой» - оценкой без преувеличения
ржавой «трубы», которая не может проработать и месяца без очередной
тяжелой аварии. Далее снова начинается некая газовая мистика. Во – первых,
рассыпающаяся в труху труба не нужна «Газпрому» - собственность в стране,
где за углом «гуляет» «золотая акция», бесполезна. Проще сразу деньги А.
Лукашенко отдать. «Газпрому» нужна функция оператора российского транзита,
которой владеет «Белтрансгаз». Во-вторых, белорусская сторона не скрывает,
что все равно никогда «Белтрансгаз» не отдаст, разве только за половину
самого «Газпрома». Тогда, все и всё прекрасно понимают, зачем вообще суета
вокруг «производственных активов «Белтрансгаза»?
Формально, Минск выиграл весеннее – летний раунд газовых
переговоров. Ему удалось втянуть «Газпром» в многомесячные бесплодные маневры
вокруг «Белтрансгаза». Этим решается главная тактическая задача: затянуть переговоры до декабря, чем
поставить «Газпром» перед фактом необходимости отключать Белоруссию от газа.
Обнаружив перед собой не одинокий Минск, а всю консолидированную по примеру
российско – украинского газового кризиса января 2006 г. Европу, «Газпром»
уступит, Белоруссия останется с почти бесплатным газом, А. Лукашенко с
легитимностью от ЕС и даже от Вашингтона. За все заплатит, как
всегда, Москва.
Попутно на половину решена будет стратегическая задача: А.Лукашенко должен устоять до
лета 2007 года. С июня 2007 г. Россия уйдет в предвыборный марафон на два года,
затем еще минимум два года новой кремлевской администрации будет не до Минска. В
итоге, срок спокойного белорусского паразитирования на российских финансах
и ресурсах продлится до 2011 года. А там можно будет заняться и четвертым
сроком…
Часть
четвертая: Газовый референдум.
Пока «Газпром» действует на «минском направлении» в
одиночку. Он лишен политического прикрытия и вынужден решать
экономическими инструментами задачи, имеющие для Белоруссии политический
характер. Отсюда и полная нестыковка – корпорация воюет с целым государством.
Это все равно, что пытаться ходить по воде. Так могут Боги, но не
управляющие «Газпрома». Так что, на первый взгляд, провал «Газпрома» на
минском направлении обеспечен. Однако, не все так однозначно.
В Москве прекрасно понимают, что Минск увлечен затягиваем
переговоров. На фоне общей ползучей переоценки «союзнической»
роли Минска, растет понимание, что состояние «частичной беременности»
интеграционными иллюзиями необходимо вводить в некое формализованное русло.
Иначе никуда не уйти от констатации очевидного факта – первое звено «санитарного
кордона» между Европой и Россией создано в форме лукашенковской Белоруссии.
Россия «увязла» в Белоруссии. Она годами не может
решить с Минском ни один из насущных для нее вопросов на западном направлении.
Второе десятилетие идут бесполезные уговоры. В итоге, не обеспечен
безопасный транзит, Белоруссия не стала надежным тылом для коммуникаций с
Калининградом (стоит только напомнить об инциденте на Ошмянской таможне – июнь
2006 г.), белорусские власти периодически ставят вопрос о нахождении
на своей территории двух и так медленно умирающих без модернизации
объектов МО РФ.
Российское государство, не решая своих, стратегических
задач в Белоруссии, не может помочь и российскому ккапиталу, который мог бы
использовать Белоруссию в качестве плацдарма для рывка в Балтию и Восточную
Европу.
Региональная роль Белоруссии на стыке Восточной Европы и
Балтии ничтожна. По ряду политических обстоятельств, прежде всего из-за
доминирования авторитарных тенденций в белорусском руководстве и его
стремлении к международной самоизоляции, Минск так и не стал региональным
лидером – центром притяжения экономических, транзитных, культурных, а также и
политических коммуникаций, уступив эту роль вступившему в ЕС Вильнюсу, чем резко
ограничил международную перспективу Союзного Государства России и
Белоруссии. В настоящее время Минск играет против
конкурентоспособности российского бизнеса и России в целом. А. Лукашенко нужнее
Западу в его противостоянии с Москвой, чем самой Москве.
Возможно ли решение проблем с Минском на основе ускорения
политической составляющей российско – белорусской интеграции? На первый взгляд,
как пишут на Западе, да и кое-кто в Минске «газовый прессинг против Белоруссии»
может оказаться тем тараном, который вынудит Минск провести интеграционный
референдум и добиться ввода в денежное обращение РБ российского рубля.
У Запада свои резоны упрекать Москву в поглощении
Белоруссии, как и поддержать Минск против «газового прессинга». Мы их упоминали
выше и не раз. Но вот разговоры о референдуме в Минске, при том, что в
Москве о нем и речи нет, являются верным признаком политической
дезориентации очередного вещающего об аншлюсе оппозиционного белорусского
политика.
«Газпром», оставшись без политического прикрытия Кремля,
не может решить чисто утилитарную, экономическую проблему – обеспечить его
собственному газу рыночную цену в Белоруссии. Как он при этом еще должен
пролоббировать референдум – уму непостижимо!
Кроме того, в Москве дискуссии о вхождении Белоруссии в
состав РФ нет. Здесь в этом плане почти единство взглядов даже с лукашенковским
лобби. У Минска для интеграции с РФ осталось всего два пути – или в
состав России в формате округа (причем экономически самого слабого) на правах
субъекта федерации или интеграция в формате ЕС. Кстати, в формате ЕС между
Россией и Белоруссией уже и сейчас сделано немало– социальные и гуманитарные
вопросы решены образцово. Иного, или как любят говорить в Минске,
«равноправного» пути для политической интеграции (т.е. резервы Центробанка РФ
пополам, и Стабфонд пополам и так далее, вплоть до политической власти), просто
не существует. Если Минск хочет интеграции по формату ЕС – придется платить за
энергоресурсы по мировым ценам, как и платят в странах ЕС. Советского Союза с А.
Лукашенко во главе Москва с Минском строить не будет. Российские власти
только сейчас в полной мере ощутили себя свободными от разорительных
обязательств в отношении странных союзников, от обязанностей решать проблемы
где-нибудь в Закавказье или Центральной Азии.
Если А.Лукашенко хочет принять федеральный формат – нет
проблем, референдум может быть запущен хоть завтра. Но в Москве нет
иллюзий в отношении электоральной машины, созданной в Минске. Она способна
принести любой, угодный А. Лукашенко результат, включая и резко
антиинтеграционный и антироссийский. Зачем Кремлю такой скандал в преддверии
судьбоносных 2007 -2008 годов?
Кремль будет решать задачи повседневные – пока на
повестке дня цена за поставляемый в 2007 году в Республику Беларусь природный
газ. Все, иных задач пока не стоит. Нет и политизирования данной проблемы,
однако если А. Лукашенко и дальше будет «ускользать» от финансовой
демонстрации реального суверенитета своей страны, то объективно, независимо от
Москвы, встанет вопрос о дееспособности белорусского президента решать насущные
проблемы взятого им в бессрочную аренду с правом выкупа первого
национального государства белорусского народа.
Возможно, что в ближайшие дни российско – белорусский
горизонт несколько освободится от газовых мистификаций.
_____________________________
Периодически белорусский президент заявляет то о 70 млрд.
USD ВВП, то о 100 млрд. USD – в последнем случае производительность
труда белорусских рабочих превышает производительность японских коллег, но без
японского оборудования. Мистика!
|