О влиянии союзного строительства на интеграцию в рамках Содружества
Вадим Елфимов (Минск)
Союз России и Белоруссии начал приносить конкретные
дивиденды. По сути своей именно это является отличительной чертой нынешнего
этапа союзного строительства. И именно это делает сам процесс строительства
необратимым. Предыдущие десять лет, что прошли с подписания первых документов о
создании Союза, оказались излишне декларативными не только в политическом, но и
экономическом плане. Ибо декларативный период в большей степени был завязан на
чаяния двух политических элит и двух народов просто преодолеть случившийся в
91-м году раскол, нежели на холодный расчет. Одним словом, мы вступали в процесс
объединения без четкого знания как это сделать, и в этом заключалась его
слабость. Чем и пользовались противники реинтеграции, оккупировавшие позицию
эдаких всезнающих прагматиков-пессимистов.
Отсюда следует, что переход к нынешнему периоду
прагматизма – явление, безусловно, положительное. Ибо нынешний прагматичный
период стал приносить конкретные экономические выгоды, а это для политики,
являющейся лишь «выражением экономики», куда как понятней и надежней. И, стало
быть, меньше вызывает дискуссий.
Совместный рост товарооборота, совместно полученные
прибыли и совместные перспективы экономического подъема – вот твердая и
одновременно питательная почва для роста и расцвета интеграционных,
объединительных идей.
Конечно, переход к прагматизму не мог не быть связан с
утратой каких-то иллюзий, но (что отрадно!) иллюзий как у оптимистов, так и у
пессимистов. Амплитуда колебаний в сфере оценок полезности союза, – от его ярых
адепторов, желающих немедленного объединения, до ярых противников, – резко
сократилась. Общая положительная оценка уже устоялась, и произошло это как раз в
результате экономизации союза. Образно говоря, нынче союз стал «дышать» ровнее,
а это признак здоровья и накапливаемого потенциала.
То, что реинтеграционный потенциал велик, в этом нет
никаких сомнений. Он состоит как бы из двух неравнозначных слоев, и, стало быть,
имеет два источника энергии. Первый и наименьший слой олицетворяется приставкой
«ре» и представляет собой процесс восстановления и возрождения разорванных ранее
связей. Данный процесс сугубо внутренний или, в случае с Россией и Белоруссией,
двусторонний, проще говоря, касающийся только двух этих стран. И он также должен
проходить вне зависимости от каких-либо «третьих сторон», будь то какие-либо
государства, имеющие глобальные интересы, или, например, Всемирная торговая
организация.
Что касательно второго слоя, то есть собственно
интеграции, то она по определению, особенно в современных условиях глобализации,
являет собой более обширное поле и для новаций, и для контактов. Поскольку в
отличие от восстановления, обращенного как бы в прошедший 20-й век, где и
случился разрыв связей, интеграция, наоборот, обращена в будущее, то есть в век
21-й, со всей его сверхинтегрированностью.
Это легко проследить на примере российско-белорусской
интеграции. Как только она стала набирать реальные обороты, ее маховик
моментально вышел за пределы двусторонности. И стал втягивать в свою
расширяющуюся орбиту все новые и новые субъекты интеграции из числа Содружества
независимых государств. Можно с полным правом утверждать, что именно Союз
Белоруссии и России если и не спас СНГ, то уж точно спасает Содружество, став
ядром объединения наиболее здоровых и конкурентоспособных стран, в него
входящих. С этой точки зрения даже попытки пока еще «оранжевой» Украины и все
гуще «розовеющей» Грузии создать некое «анти-СНГ» являются не более, чем
процессом самоочищения Содружества. Которое готовится к новому, а точнее,
качественно новому скачку в 21 век, где все меньше места дезинтеграторам,
и все больше – интеграторам.
ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, – это есть
результат экстраполяции на все постсоветское пространство наиболее успешного и
динамичного интеграционного проекта в рамках Содружества, каким,
несомненно, является Союз России и Белоруссии.
Вот почему ни ЕврАзЭс, ни ЕЭП также не являются и не
могут явиться альтернативой Союзу: они лишь расширяют и углубляют его
возможности, делая его более многоплановым, разнообразным, а, значит,
жизнеспособным. К тому же, данная экстраполяция затронула только те государства,
которые на данный конкретно-исторический момент оказались способны ее
воспринять. И, стало быть, уже произошел определенный социально-экономический
отсев, что повышает качественный состав и сплоченность нового интеграционного
объединения. А также потенциально – его конкурентоспособность.
Есть ли кроме позитива какие-то риски в таком расширении?
К сожалению, есть. Это риск, известный нам еще по истории СНГ, – риск
«заболтать» хорошие решения, от чего они станут со временем «плохими». Но риск
этот все же меньше, чем был раньше: не будем забывать, во-первых, что в том же
ЕврАзЭс собрались наиболее здоровые силы Содружества. И не ради развода, а ради
объединения. К тому же уже придумано средство от торможения, –
разноскоростная интеграция. И это – во-вторых.
Можно сказать, что теперь интеграторы отказались от не
оправдавшего себя принципа, позаимствованного еще из опыта флотоводцев начала
прошлого века: «скорость эскадры, дескать, измеряется по самому тихоходному
судну». Во избежание современной политико-экономической Цусимы, отныне скорость
эскадры под названием ЕврАзЭс будет измеряться по самым «быстроходным», то есть
активным государствам. И, значит, в порт назначения, – Единое экономическое
пространство, – кто-то обязательно дойдет. Потому что меняется принцип: в
интеграции теперь важен не процесс сам по себе, а его конечная цель. В чем и
состоит смысл нового прагматизма.
Примером тому решение о разноскоростном создании
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, принятое в Сочи на неформальном саммите
лидеров ЕврАзЭС. Белоруссия, Казахстан и Россия согласовали 31 документ из
38-ми, необходимых для подписания соответствующих соглашений; остальные члены
группы – чуть меньше. Если поджидать остальных, на подписание документов
можно рассчитывать лишь спустя 2-3 года. Москва же, Минск и Астана сделают это
уже в ноябре текущего года. Мало того, они, уже создав таможенный союз,
значительно облегчат остальным государствам вступление в него. Не нужны будут
дополнительные согласования с каждым из кандидатов, затягивающие время. Таким
образом, принципы таможенного союза будут на практике отработаны тремя
государствами, и догоняющим останется только принять их. В результате экономия
времени даже для ЕврАзЭс в полном составе может составить около года.
В конечном счете, так быстрее возникнет настоящее Единое
экономическое пространство, которое должно означать не только таможенный союз,
но и равные экономические условия для всех субъектов хозяйствования. А, главное,
для всех граждан государств-участников.
А это уже будет не просто прагматизм…
|