Стратегия и тактика международной легитимации Приднестровской Молдавской Республики
И.Галинский, профессор,директор Института истории,
государства и права ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Доклад,
подготовленный для научных чтений Института стран СНГ «Вчера и завтра.
Сотрудничество и борьба на постсоветском пространстве»
Из года в год экспертное сообщество пытается найти пути
выхода из молдо-приднестровского политического противостояния, однако сегодня, с
точки зрения объективности и справедливости, его исход столь же непредсказуем,
как и 15 лет назад. И это несмотря на то, что за эти годы было выдвинуто
несколько, вполне обоснованных и приемлемых для обеих сторон, сценариев
молдо-приднестровского урегулирования.
Причина сего кроется в абсолютном нежелании властвующих
политических сил, прежде всего западных, прислушиваться и ориентироваться на
экспертно-научные наработки и рекомендации (в том числе своих же аналитических
институтов и фондов). Например, рекомендации европейского центра политических
исследований, и Бельгийского свободного университета – «Европеизация и
разрешения конфликтов», Международного Совета по демократическим институтам и
государственному суверенитету.
Иначе говоря, логика решений и поступков стран Евросоюза,
США, ОБСЕ исходит исключительно из политической целесообразности и политической
конъюнктуры. Суть, которых сводится к тому, что если приднестровское государство
ментально и политически ориентировано на Россию, то, необходимо ликвидировать
это государство, и тем самым – политически и стратегически ослабить Российскую
державу. И никакой защитой прав человека в Приднестровье здесь не пахнет. Все же
разговоры об укреплении безопасности, в Европе, расширении демократии, о
неукоснительном следовании принципам международного права – на самом деле,
ничего не значащая словесная шелуха.
Сегодня, в принципе уже мало у кого из серьезных
политических аналитиков, вызывает сомнение тот факт, что приднестровский
народ в 1990 году имел законное и легитимное право на самоопределение и
образование независимого государства. Известный российский политолог, доктор
исторических наук Н. Нарочницкая пишет, что Молдова в 1991 году вышла из состава
СССР на основе Пакта Молотова-Риббентропа, в то время как Приднестровье никогда
не было частью Молдовы (Бессарабии) и это является для независимости
Приднестровья безупречным юридическим аргументом в отстаивании своего
независимого статуса. Подтверждением этого служит и научный доклад,
подготовленный в апреле этого года международным Советом по демократическим
институтам и государственному суверенитету (МЕДИГС). Через который красной нитью
проходит утверждение, что Приднестровская Молдавская Республика как
демократическое государство, которое учредил приднестровский народ состоялось, и
обладает государственным суверенитетом. А посему должно быть признано
международным сообществом.
Поэтому сегодня вопрос о Приднестровье может стоять
только в той плоскости, – что необходимо предпринять для международной
легитимизации Приднестровья и как в этой новой ситуации должны действовать как
само Приднестровье, так и Россия, как страна гарант и правопреемница Советского
Союза.
Прежде всего, необходимо подтвердить, что, после 15 лет
обмана, лжи, клеветы и силовой политики Молдовы против Приднестровья ныне не
может быть и речи о каком-либо объединении Приднестровья с Молдовой. В
Приднестровье выросло новое поколение людей, которых практически ничего не
связывает с Молдовой. Для них она соседнее, а из-за деструктивных действий ее
политического руководства, даже враждебное государство.
Единственная реальная возможность совместного проживания
в рамках общего государства была отброшена фарисейскими властями Молдовы в лице
ее президента Воронина осенью 2003 года. Тем более необходимо видеть и
понимать, что нынешняя Молдова уже слишком глубоко увязла в западных объятиях и
назад в российское политическое пространство ей, скорее всего, уже не вернуться.
Ей просто не дадут это сделать объединенные силы Запада – США и Евросоюз. В этих
целях Запад пытается даже подтолкнуть Молдову к отказу от нейтрального статуса,
втянуть в НАТО. Так на территории Молдовы на полигоне Бульбоака, на средства
НАТО, уже началось строительство военного городка для проведения здесь осенью
текущего года учений Североатлантического блока.
Реальная политическая ситуация в сегодняшней Молдове
такова, что все более или менее значительные политические силы и персоналии, так
или иначе, ориентированы на Запад и выступают против предоставления
Приднестровью значимого политического статуса, даже в качестве субъекта
федерации. (5 июня аналитическими службами Молдовы, близкими к администрации
президента В. Воронина, был представлен проект «Европейская стратегия Молдовы»,
в котором прописываются планы в отношении Приднестровья: никакого политического
статуса Приднестровью не предоставлять; территорию Приднестровья расчленить на 3
сегмента и включить в административно-территориальную структуру Молдовы; Украина
должна запретить въезд на свою территорию приднестровскому политическому
руководству; жители Приднестровья должны быть предупреждены о грозящих им
негативных последствиях, если они будут нелояльны к процессу объединения
Молдовы). А те политические фигуранты, которые пытаются играть на российском
политическом поле, делают это отнюдь не в силу своих убеждений и пристрастий, а
из чисто тактических соображений – им необходимо избавиться от тоталитарного В.
Воронина. Когда же эта цель будет достигнута, все они, безусловно повернут в
сторону Запада. Именно это произошло с бывшим мэром Кишинева – С. Урекяном,
который был частым гостем в Москве, дружил с Ю. Лужковым, встречался с
президентом ПМР И. Смирновым, и давал заверения в расположении к России и
Приднестровью. Сегодня же он утверждает, что Россия – это страна агрессор, что
российские солдаты – оккупанты, что Приднестровье не заслуживает даже
автономного статуса и его следует подвергнуть демилитаризации и
демократизации.
Таковы сегодняшние реалии. Поэтому закономерно встает
вопрос – что же может связывать приднестровский народ с такой – враждебной
Молдовой? Как можно заставить его жить в этом государстве, где царят обман
и ложь, государственный тоталитарный коммуно-большевицкий режим, где
население прозябает в нищете и страхе.
Еще раз выскажем свою точку зрения Молдове из
«дружеских» объятий Запада не выбраться. И дело даже не в В. Воронине –
президенте Молдовы. Ему западные наставники настойчиво ищут замену, понимая, что
при всей своей угодливости, беспринципности и преклонении перед Западом – он
слишком одиозная и политически ничтожная фигура. Запад, США не любят проигрывать
– пример тому управляемый развал Югославии и выстраиваемая международная
легитимизация Косово. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что если они
взялись за превращения Молдовы в непотопляемый американский миноносец – они это
рано или поздно сделают.
В этих новых условиях, никто в России не должен строить
иллюзий по поводу того, что еще не все потеряно, и Молдову можно будет
вернуть в лоно российской внешней политики. Молдова уже потеряна. Но осталось
Приднестровье, которое может и должно стать реальной опорой и форпостом России в
этом чрезвычайно важном геополитическом регионе мира.
США приучили весь мир к тому, что, решая свои
стратегические задачи, они не спрашивают разрешение ни у кого, даже у своих
союзников. Легитимизируя совместно с Евросоюзом косовскую государственность, они
при этом не спрашивают согласия России. Это им можно, почему же нельзя
России действовать подобным образом в аналогичных условиях, скажем,
легитимизируя Приднестровье? Недавно один из самых авторитетных американских
экспертов, приближенных к Белому Дому – Генри Киссинджер отвечая на вопрос
политического комментатора, А. Пушкова высказал мысль о том, что если, после
признания Косово, на постсоветском пространстве будут легитимизированы
непризнанные государства, то это будет весьма прискорбно. При этом все это
произносится как приговор, без всякой аргументации и пояснений. Точнее,
аргументация все же подспудно присутствует. Суть ее – в следующем: – все, что мы
делаем, мы делаем в интересах национальной безопасности США.
Сегодняшняя Россия – это уже не распятая Россия начала
90-х годов. Ей вполне по силам защитить свои национальные интересы и
стратегические перспективы. Россия в качестве правопреемницы Советского Союза
имеет не просто основания, более того – законное право на обеспечение и защиту
своих интересов и интересов соотечественников на постсоветском пространстве, так
же как, скажем Великобритания или Франция на своих прежних подмандатных
территориях. Кстати, общественное мнение в России давно уже склоняется в
поддержку самостоятельного Приднестровского государства. Так, согласно опросу,
проведенному радиостанцией «Эхо Москвы» в рамках программы «Рикошет», 70%
опрошенных россиян считают, что Приднестровье должно стать независимым
государством.
На Западе ни у кого не вызывает удивления, что Турцию,
которая признала Турецкую Республику Северный Кипр, и держит там несколько
десятков тысяч своих солдат, не ставя ей это в упрек, собираются принимать в
Евросоюз, требуя, только чтобы она признала Республику Кипр (т.е. южный Кипр).
Значит дело не в международном праве, не в справедливом решении политических
проблем исходя из воли народа, а только в реализации своих (американских)
национальных интересов.
Сегодня мы становимся свидетелями того, как евразийская
доктрина, составной частью которой является «приднестровская проблема»
превращается в основу внешней политики России, в результате чего в отношении
Приднестровья она постепенно приходит к соответствующему политическому решению.
И это решение, безусловно, будет принято как в интересах российского, так и
приднестровского народа. Не случайно, недавно в беседе с М. Саакашвили,
президент России В. Путин, говоря о судьбах абхазского и южноосетинского
народов, произнес ключевые для «непризнанных» государств, слова – все должен
решать референдум. Вторя ему, известный украинский аналитик А. Доронин прямо
говорит о том, что путь Черногории к независимости через референдум – это
реальное будущее для Приднестровья. И это прекрасно здесь понимают. Председатель
Координационного Совета общественных организаций Приднестровья В. Тулгара
официально объявил, что решение о проведении референдума по вопросу дальнейшего
самоопределения ПМР должно быть принято до конца июня этого года.
Мы уже упоминали, что международный Совет по
демократическим институтам и государственному суверенитету по итогам
конференции, состоявшейся 23-24 апреля в Вашингтоне при содействии
Евро-Атлантического Объединенного Форума и контактной группы участников из США и
Западной Европы, посвященной «приднестровской проблеме» подготовил доклад
«Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики
(Приднестровья) в соответствии с международным законодательством». Авторами
этого доклада являются известные специалисты в области международного права,
государственного суверенитета и конфликтологии из Гарвардского, Йельского,
Оксвордского, Стенфордского, Корнельского университетов и других авторитетных
западных экспертных центров.
Суть доклада сводится к тому, что Приднестровье в 1990
году имело все законные основания и право на выход из состава Молдавской
Советской Социалистической Республики и образование самостоятельного
независимого государства. В настоящее время, пишут авторы доклада, Приднестровье
соответствует всем формальным требованиям к государственности, своей 16-летней
практической жизнью оно доказало свою жизнеспособность, в силу чего, его следует
рассматривать как государство в соответствии с международным правом.
Суммируя свои рассуждения, авторы констатируют, что
нежелание западного сообщества признать Приднестровье в качестве полноценного
равноправного государства – это результат сугубо субъективных политических
причин, в то время как признание государства должно опираться
исключительно на факты, и не должно нести какие либо моральные интерпретации вне
зависимости от того нравится это кому-то или нет.
Вне всякого сомнения, этот доклад и его сущностные
положения совсем по-новому представляют «приднестровскую проблему», выводят
вопрос о международной легитимации Приднестровской Молдавской Республике в
востребованную практическую реализацию.
|